Как изменилась жизнь древнего человека после того, как он научился добывать огонь



Билет1

Роль казахских биев в укреплении единства казахского общества.

Бии – этородоправители, народные советчики, посредники в спорах, акыны и ораторы высшего порядка, знатоки, магистры адата - народного права  и общественных традиций.

В казахском обществе биев никогда не назначали. В должности биев не утверждали. Эта должность не переходила по наследству.Для того чтобы стать бием, необходимо было обладать рядом личностных качеств: во-первых, бии были обязаны иметь глубокие познания в области обычного права. К примеру, они должны былизнать своды законов ханов Касыма, Есима и Тауке. Во-вторых, лица,претендующие на эту должность, должны были владеть ораторскимискусством и красноречием. В-третьих, их должна была отличатьбезупречная репутация честного и беспристрастного человека.Информация о таких биях быстро распространялась по Степи.

Все спорные вопросы между родами иплеменами решались на совете биев такими широко известными внароде личностями, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би и др.

Толе би родился на территориинынешней Жамбылской области. Был очень популяренсреди народа за бескомпромиссное судейство,являлся советником хана Тауке, участвовал в составлении свода законов «Жеты-Жаргы». Толе би был одним из организаторов отпора казаховзавоевателям- джунгарам. В своих высказываниях, положениях, сохранившихся в устных народных сказаниях, Толе би поднимал вопросы о положении простого народа, выступал против раздоров и междоусобиц в Казахском ханстве.

Казыбек би Каздауысты (Гусиноголосый)родился на территории нынешнего Казыбекского района Карагандинской области. Благодаря незаурядным способностям, Казыбека сдетства стали привлекать к решению судебныхтяжб, его уважали за честность и справедливость.Участвовал в создании «Жеты-Жаргы». Пользовавшийся огромным авторитетом Казыбек би каксоветник хана Тауке участвовал в управлении государством, был одним из организаторов борьбыпротив джунгар.

Айтеке бипроисходил из Западного Казахстана. Он являлся потомком знаменитого батыра Жалантоса.  Привлекался ханом Тауке к решению государственных дели улаживанию крупных междоусобиц в Казахском ханстве. Поэтическое творчество Айтеке би глубоко содержательно. Его произведения полны размышлений о смысле жизни, морали, этике, нравственности.

Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления с совещательными функциями, при этом были значительно расширены права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев сталпостоянным учреждением при хане, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики Каахского ханства. Решения совета биев имели обязательную силу.Действия биев были направлены на объединение сил казахского народа против джунгарского нашествия.

Объясните, почему зарождение производящего хозяйства в науке назвали «неолитическая революция».

Главным содержанием неолитической революции является переходот присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) кпроизводящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Ранее люди только забирали у природы произведенное ей, теперь они сами начали производить то, чего не было в природе. Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества («демографический взрыв»). Без этого роста населения и увеличения его плотности было бы невозможно развитие разделения труда, ремесел, торговли и возникновение государств.

3. Заполните таблицу:

 

Структура национальной власти в Казахстане, сложившаяся в ходе восстания 1916 года

 

должность функции
Елбеги глава администрации, решал спорные вопросы между сарбазами и мирным населением.  
Жасакши сборщики налогов. Собирали налоги и продовольствия для повстанцев
Казнаши Казначей, заведовал финансами
Сардарбек главнокомандующий повстанческой армией

Билет 2

Образование Казахского ханства. Султаны Керей и Жанибек.

Одной из предпосылок создания Казахского ханства стал кризис во внутреннем и внешнем положении ханства Абулхаира и Могулистана. В XV веке они утратили былую мощь, пришли в упадок. В обоих ханствах шла междоусобная борьба за власть. Влиятельные вожди племен стремились к политической независимости, искали могущественных покровителей. В 40-50-х годах XV века подавляющее большинство племен сплотилось вокруг Керея и Жаныбека. Острая борьба за власть в ханстве Абулхаира, жестокое подавление своих противников и усиление эксплуатации народных масс не способствовали укреплению ханской власти. Из-за междоусобиц нарушились традиционные маршруты кочевок, это имело тяжелые последствия для кочевого скотоводства. Народ искал освобождения от тиранического правления Абулхаира. В начале XV века ойратские племена напали на ханство Абулхаира. Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из причин откочевки казахских племен во главе с султанами Кереем и Жаныбеком за пределы ханства.

Султаны Керей и Жаныбек стремились уйти из-под власти Абулхаира, воспользовавшись сложным политико-экономическим положением в ханстве. Объединив под своим началом казахские племена, поднявшиеся на борьбу с Абулхаиром, они откочевали в Жетысу, на территорию Могулистана. Это был массовый протест против тяжелых налогов и повинностей, а также феодальных междоусобиц и непрекращающихся войн. Хан Могулистана Есен-Буга (1434-1462 гг.) благосклонно принял Керея и Жаныбека и выделил земли для их поселения на берегах реки Чу. Есен-Буга хотел использовать Керея и Жаныбека в борьбе против хана Абулхаира, а также создать союз с ними для борьбы за власть со своим братом Йунусом, которого поддерживали Абулхаир и тимуриды. Есен-Буга хотел также использовать казахов для отпора ойратам, которые в начале XV века нападали на Могулистан.

В Западном Жетысу султаны Керей и Жаныбек создали Казахское ханство со ставкой в Козыбасы. Вначале Казахское ханство занимало поймы рек Чу и Талас. Они оба являлись чингизидами, поэтому оба имели право занять ханский трон. Ханом стал старший из них – Керей, советником стал Жаныбек. Жаныбек был сыном хана Барака, Керей – его старшего брата Болата. В 1462 году умер хан Могулистана Есен-Буга. Возобновились племенные междоусобицы, ослабло государство. Ойратские племена завоевали часть ханства. Казахские племена из Могулистана стали перекочевывать в Казахское ханство, в результате увеличилось население и укрепилось Казахское ханство. На Жетысу совершал набеги хан Абулхаир, стремился разгромить Казахское ханство. Историк Мухаммед Хайдар Дулати в книге «Тарих-и-Рашиди» писал об образовании Казахского ханства в 870 году хиджры (1465-1466 гг.). Во второй половине XV века в Казахском ханстве за счет перекочевавших племен из соседних ханств значительно выросла численность населения, составив около 200 тысяч человек.

Как изменилась жизнь древнего человека после того, как он научился добывать огонь

Древнейшие люди рано научились пользоваться огнем. Но добывать огонь

люди не могли, поэтому использовали и сохраняли естественный огонь, возникший от попадания молнии в дерево. Достижением человека мустьерского времени

является открытие способов добывания огня. Добывать огонь человек научился, ударяя камнем о камень, высекая, таким образом, искру. Другим способом было трение деревянной палочки о кусок дерева.

       Научившись разводить костер, люди перестали зависеть от случайно найденного огня. Огонь давал очень многое: защиту от хищников, согревал, люди стали есть не

сырое, а обработанное на огне мясо, которое лучше усваивалось организмом, ускоряло рост и повышало трудоспособность.

Заполните таблицу.

Отношение различных социальных групп к царскому указу от 25.06.1916 г.

группы позиция
Чиновники колониальной администрации Поддержали царский Указ
Либерально – демократическая интеллигенция

 

Придерживались тактики разумного ком­промисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею сохранения народа, его этнической целост­ности. Предлагали отсрочить моби­лизацию, провести ее после соответствующих подготови­тельных работ. Была надежда, что в случае победы в войне появится возможность облегчить жизнь народа, создать национальную автономию. Они опасались, что безоруж­ный народ практически станет жертвой репрессий со стороны властей ( А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов)
Революционно-демократическая интеллигенция примкнули к национально-освободительному движению (Т. Рыскулов, Т. Бокин, А. Майкотов, С. Сейфуллин, С. Мендешев) 

.

Билет № 3

Неолитическая революция.

Неолитическая революция – переход от добывающего к производящему хо­зяйству, т.е. рождение земледелия и скотоводства. В эпоху неолита (5-3 тыс. до н.э.) развитие орудий труда привело человека от охоты к скотоводству, от собирательства – к земледелию. Люди отошли от вековой зависимости от природы. Теперь они сами производили все необходимые для себя продукты. В эпоху неолита усилился процесс прогрессивного развития общества и сознания людей. Люди ранее использовали только готовое от природы, а теперь они не зависели от ее капризов и стихии. Древние люди стали заниматься и разработкой руд.

Неолитическая революция считается самой величайшей революцией в истории человеческого общества. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими событиями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи, никакие открытия последних 10 тыс. лет не идут в сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря приручению животных и окультуриванию растений.

Начиная с середины 20-х годов XVIII века, казахские батыры в борьбе с джунгарскими войсками действовали, координируя свои планы в обширной Степи. Определите последствия этих действий.

Бедствия, которые принесло джунгарское нашествие, привели к осознанию необходимости объединения сил. Необходимость скорейшей организации отпора врагу потребовала объединения сил всех казахов. С этой целью уже осенью 1726 года в местности Ордабасы (западнее современного г. Шымкента) состоялся всеказахский курултай. На это собрание съехались ханы, султаны, бии, родоначальники, батыры всех трех жузов. Здесь они принесли клятву в верности друг другу. Единогласным решением этого курултая предводителем всенародного ополчения был избран хан Абулхаир. Решения этого курултая сыграли судьбоносную роль в освободительной борьбе против джунгарских завоевателей. Каждое родовое подразделение обязывалось предоставить свои военные отряды.Важную роль в организации вооруженного сопротивления играли батыры из различных казахских родов, племен и жузов - Кабанбай, Богенбай, Наурызбай, Райымбек, Жасы-бай, Есет, Малайсары, Баян, Олжабай, Кожа-береген, Болек, Санырык, Тайлак, Жабай, Бердыкожа, и многие другие. Они стояли во главе самостоятельных отрядов и смело вели ополченцев в бой.Примечательно то, что батыры сражались и защищали всю территорию Казахстана. Народ в годы противостояния с захватчиками не стал делиться на жузы, племена и рода.

В 1728 году в предгорьях Улытау, в местности Кара-сиыр у р. Буланты казахское ополчение одержало первую крупную победу в длительной борьбе с Джунгарским ханством. Место сражения навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Калмак кырылган» (место гибели калмыков). Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Был развеян миф о непобедимости джунгарских полчищ. Казахские ополченцы воспряли духом. Она усилила стремление к дальнейшему объединению народа перед лицом грозной опасности.

Победа народного ополчения при Буланты имела далеко идущее стратегическое значение. Эта крупная победа стала залогом успеха в следующей - Аныракайской битве.Сражение произошло весной 1730 года в местности Итишпес Алакуль, недалеко от озера Балхаш. Битвой руководил хан Младшего жуза Абулхаир. В ней приняли участие представители ополчения всех трех жузов.В этой битве казахское ополчение также наголову разгромило джунгарское войско. В народных преданиях эта местность носит название «Место стонов и рыданий врага» (Аныракай).

Представители трех жузов, отбросив старые распри, объединили свои усилия и выступили единым фронтом. Победа в этом сражении была логическим и закономерным следствием объединения усилий всего населения Степи. В более чем столетней казахско-джунгарской войне назревал коренной перелом и окончательная победа была уже совсем близка. Джунгары начали отступать, оставляя ранее захваченные земли. От врага были освобождены обширные территории Казахстана — горные массивы Каратау, Улытау, земли Са-рыарки и Семиречья.Несмотря на то, что народное ополчение одержало очередную победу, противник был все еще силен и опасен. Поэтому и в дальнейшем предстояла долгая и самоотверженная борьба всего народа против джунгарских завоевателей.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 965; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!