Невключенное и включенное наблюдение



В невключенном наблюдении исследователь не принимает участия в наблюдаемом поведении. Наоборот, во включенном наблюдении он сам принимает участие в социальной ситуации наравне с другими. Исследователи стараются использовать включенное наблюдение для того, чтобы посмотреть на мир глазами изучаемых ими людей. Эта техника первоначально была разработана в антропологии и многие годы спустя пережила свое “второе рождение” в социологических исследованиях. Иногда во включенном наблюдении используются анкеты и интервью, но конечно более неформально, чем в опросах.

 В явном включенном наблюдении исследователь участвует в социальной жизни людей, которые знают о том, что он социолог. В скрытом включенном наблюдении исследователь становится членом изучаемой группы, не сообщая о своей профессии. Это вызывает серьезные этические проблемы: можно ли вмешиваться в личную жизнь людей и сообщать результаты своих наблюдений, не посвящая в это наблюдаемых?

В технике включенного наблюдения есть свои слабые и сильные стороны. Основной аргумент в пользу включенного наблюдения состоит в том, что оно дает возможность наблюдать социальную жизнь “из первых рук”. Исследователь приходит к пониманию того, как интересующие его люди воспринимают окружающий мир, как они интерпретируют свой социальный опыт, как они взаимодействуют с другими. Трудность состоит в том, чтобы остаться объективным, будучи вовлеченным в социальные отношения.

Большинство включенных наблюдений принимают форму исследования случая - детальной фиксации одного события, личности, группы. Исследование случая сыграло важную роль в становлении социологической науки: оно было и остается источником положений и гипотез, позднее реализуемых в широких опросах.

Классическим исследованием случая является работа Эллиота Либоу (1967)[21] “Угол Толли”. Герой этого исследования черный американский безработный Толли, сидящий на углу одной из улиц Вашингтона, бродяга и попрошайка. Он знал, что Либоу социолог и что он наблюдает за его жизнью, но он позволил исследователю стать частью его “угла”. Они разговаривали, пили пиво, играли в карты, жили в дешевых ночлежках и т.д. Либоу сосредоточил свое внимание на изучении личных отношений людей. Он выявил, что в этом орущем, визжащем, постоянно меняющемся уличном мире человеческие отношения представляют собой перевернутое отражение “большого мира”. Дружба кратка и ни к чему не обязывает. Она предполагает очень теплые отношения, но друзья часто даже не знают имен друг друга. Верность ценится сильно, но быстро проходит. Человеку нравится идея иметь детей, но отцы, покинувшие семью, более нежны с детьми, чем живущие с ними. Либоу установил, что этот человек не нашедший себе места в “легитимном” мире, накапливает теневой опыт за его пределами.

Другим известным примером включенного наблюдения является исследование “подвешенных языков”, проведенное социологом Вильямом Томпсоном (1983)[22]. Он устроился на летнее время в убойный цех, известный своей печальной репутацией. Томпсон занимался разделкой и просушиванием коровьих языков. Монотонный, антигуманный, изматывающий силы физический труд составлял повседневный опыт рабочих этого цеха. Полторы тысячи коровьих языков за смену на каждого не слишком большой успех в жизни. Единственным достоинством работы был достаточно приличный заработок.

Наблюдая как другие рабочие мирятся с этими условиями труда, Томпсон сделал несколько интересных открытий. Он установил, что рабочие нашли несколько способов “ухода” от монотонности своей работы. Они мечтали о своих семьях или о том как они проведут свободное время. Но больше всего они бесконечно говорили о тех дорогих вещах, которые они собираются купить. Это был единственный способ примириться с работой.

Более широкие сообщества тоже иногда становятся объектом исследования случая. Этот подход также обычно основан на технике включенного наблюдения. Исследователь живет в таком сообществе некоторое время, разделяя все стороны его жизни.

Классическим примером исследования сообщества считается работа, проведенная Робертом и Хелен Линд (1929, 1937) в городе Манси (Индиана) в период американской “великой депрессии”. Целью этого исследования было описание функционирования небольшой городской общины. Исследователи провели множество интервью с жителями, работали с городскими газетами и пытались полностью войти в жизнь города Манси. Они установили, что основными ценностями горожан являются работа, уверенность в себе, вера в бога, национальная и гражданская гордость.

Группа социологов приехала в Манси в конце 70-х годов, чтобы посмотреть, что изменилось со времени работы Линдов. Они обнаружили, что ценности остались теми же, несмотря на то, что внешне город сильно изменился. Большинство школьников, например, по-прежнему считали, что Библия “превосходное руководство по решению всех проблем современной жизни”. Правда, жители Манси под влиянием телевидения стали более терпимыми к другим точкам зрения - лишь небольшое число отстаивало идею о том, что христианство “единственно верная религия” (Caplow, Bahr, Chadwick, & Williamson, 1982)[23].

 

Вторичный анализ

Социологи не всегда собирают новые данные для своих исследований. Иногда первичная информация старых работ становится неплохим источником для нового анализа. Эти данные могут быть рекомбинированы, переопределены, использованы для проверки новых гипотез. Такой анализ уже собранной информации называется вторичным анализом.

Множество интересной информации может быть извлечено из дневников, писем, автобиографий, других личных документов - также как и из документов различных организаций, архивов, газетных статей, государственной статистики, информации предыдущих социологических исследований. Важным источником информации являются данные переписи населения. Правда использование всех этих источников требует соблюдения определенных этических правил, поскольку все они так или иначе вторгаются в частную жизнь людей. Как показали недавние исследования в Германии, по данным переписи достаточно легко идентифицировать того или иного человека, хотя государство и гарантирует конфиденциальность информации (Gluckman, 1988)[24].

 

Контент-анализ

Контент-анализ состоит в приложении определенной систематически кодированной схемы к любым массивам фиксированных документов - письменных источников, телевизионных программ, фильмов, радиопередач, песен и т.д. Например, исследователей интересовало как часто и каким образом выражается любовь в почтовых открытках. Они отобрали открытки, поздравляющие с днем рождения из всех открыток, приходящих в город Луизвилл и разработали формальную схему кодирования для описания формата и содержания каждой открытки. Эта схеме включала в себя: общие черты - цена открытки, ее размер, общее количество слов; внешние черты - рисунок на открытке, стиль текста (серьезный, шутливый, нейтральный и т.д.); выражаемые чувства - любовь, радость, уважение и т.д.; статус отправителя и получателя - отец, сестра, знакомый, любимый и т.д.

Наиболее интересным результатом исследования оказалось то, что открытки, в которых упоминалось слово “любовь” (25% всех открыток) были предназначены для родственников (в основном женщин). Такие открытки были более дорогими, пышными и серьезными, чем все остальные. Согласно исследователям, установленное отношение означало неосознанную поддержку стереотипа неэмоционального мужчины (Mooney & Brabant, 1988)[25].

Другим примером применения контент-анализа является изучение тем, затрагиваемых в религиозных передачах по телевидению (Abelman & Neuendorf, 1985)[26]. Эпизоды 27 постоянных религиозных программ были классифицированы по социальным, политическим, религиозным темам, затем были подсчитаны частота и длительность каждой из тем. Исследователи установили, что наиболее частой социальной темой в этих программах является “смерть”; политической - “коммунизм”; религиозной - “бог”.

 

Сравнительный анализ

Наличие обширной первичной информации позволяет перейти к сравнительному анализу. Как и вторичный и контент-анализ, сравнительный анализ не является особой исследовательской техникой, он скорее составляет особенную стратегию исследования. Все виды социологических исследований предполагают сравнение. Поэтому термин сравнительный анализ обычно применяют для таких исследований, в которых сравниваются различные социальной системы или одна и та же система в разные моменты времени.

Кросс-культурный (кросс-национальный) анализ представляет собой сравнительное исследование двух или более культур (наций). Примером такого анализа является хорошо известное исследование “психологической современности” (Inkeles, 1978)[27]. Автор определил “современную психологию” как “открытость к новому опыту”, “сопротивление традиционным авторитетам”, “заинтересованность в делах общества”, “амбициозность”, “вера в науку”. Затем он отобрал молодых людей из шести стран и предложил им ответить на вопросы анкеты. Обнаружилось, что представители различных культур обладают разной степенью соответствия с предложенными Инкелесом психологическими чертами современности - на первом месте были аргентинцы и израильтяне, за ними следовали нигерийцы, чилийцы и индийцы, замыкали список бангладешцы.

Сравнение одно и того же общества в разные периоды времени, в результате всегда становится исследованием социальных изменений. В таких исследованиях, ученые могут избрать два пути. Первый путь - лонгитюдианальное исследование - исследование одних и тех же людей в течение длительного периода времени. Такие исследования очень дороги. Поэтому второй путь - кросс-секционное исследование - сравнение ответов людей разного пола, возраста, национальности и т.д.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика социологического исследования?

2. Каковы основные «шаги» социологического исследования?

3. Что такое «эмпирический метод»?

4. В чем разница между описательным и объяснительным типом исследования?

5. Для чего в социологическом исследовании используется диагностическая процедура?

6. Какие способы анализа переменных используются в социологическом исследовании?

7. Чем определяется выбор метода социологического исследования применительно к изучаемому объекту?

8. Зачем необходимо проектирование выборки?

9. Каковы требования к проектированию инструментария исследования?

10. В чем состоит общее и каковы различия в использовании методов социологических опросов: анкетирования и интервью?

11. Что может быть выбрано в качестве смысловых единиц контент-анализа?

12. Сравните три основных метода социологического исследования: наблюдение, опрос, эксперимент. Определите преимущества и недостатки каждого метода.

13. Определите, изучение каких свойств объекта (например, социальной группы) может быть осуществлено качественными, а каких количественными методами исследования.

 

Литература:

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С.Батыгин. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 286с.

2. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И.Ф.Девятко. – М.: ИС РАН, 1996.

3. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. - 352с.

4. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство / З.В. Сикевич. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

5. Социология: учебник (для вузов) / А.И.Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2007. – 531 с.

6. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Моск.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 622 с.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 1999. – 596с.

 

 


Раздел III.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!