Экономические взгляды физиократов. Ф. Кенэ. А. Тюрго



Школа физиократов (от греч. "физис" ~ природа, "кратос" - власть) возникла в XVIII в. Её представителями являлись Ф. Кенэ, М. Ривьер, Д.Немур, А.Тюрго, В. Мирабо. В этот период в Англии уже начался промышленный переворот, а во Франции укоренилось мануфактурное производство. Заканчивалась эпоха первоначального накопления капитала, и торговая эксплуатация аграрных стран теряла своё значение в качестве источника богатства. Первоисточником доходов все более становилось товарное производство. В связи с этим потребовался пересмотр экономической программы и теории меркантилизма.

Физиократы осуществили критический анализ меркантилизма, который сочетался с идеализацией и защитой сельского хозяйства, поиском в нем первоисточников национального хозяйства. Это объяснялось тем, что во Франции кольбертизмдискредитировал мануфактурную промышленность и сельское хозяйство находилось в центре экономических противоречий. Чтобы вывести сельское хозяйство из тупика, необходимо было изменить аграрные отношения, определить пути и формы его развития. В связи с этим у физиократов критика меркантилизма носила аграрное направление.

Физиократы высказались за необходимость перехода к аграрным отношениям, основанным на свободном механизме хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

Расцвет физиократизма был кратковременным, но за два десятилетия сложилась школа, которая создала значительную экономическую литературу и приобрела влияние и за пределами Франции. Вопросы экономической политики занимали у физиократов первое место, а теоретические конструкции использовались для обоснования определённой экономической программы.

Физиократы считали, что богатство создаётся в сфере производства, в земледелии, а не в торговле. Они отвергали необходимость государственного регулирования внешней и внутренней торговли и призывали правительство содействовать развитию сельского хозяйства.

Физиократы предлагали правительству проводить политику свободной торговли, так как это самое надёжное, совершенное и выгодное для народа и государства управление.

Физиократы выступали за монархическую централизованную власть и отводили государству такие функции, как, во-первых, сохранение "естественного порядка" (законный порядок, по их мнению, состоял в праве на владение); во-вторых, образование, которое является первой социальной связью; в-третьих, организации предприятий общественного характера.                   \

Физиократы первыми попытались изложить картину воспроизводства и обращения общественного продукта, впервые создали системную теорию распределения дохода.

Основоположником школы физиократов является Франсуа Кенэ (1694- 1774). Он родился в семье мелкого землевладельца, был доктором медицины, врачом короля Людовика XV, занимался биологией и в возрасте около 60 лет увлёкся экономикой.

Основными произведениями Кенэ являются "Экономическая таблица" (1758), "О торговле" (1760), "Замечания относительно денежного процента" (1766), "Общие принципы экономической политики земледельческого государства и примечания к этим принципам" (1768).

Кенэ по философским взглядам был противником материализма, по политическим - сторонником абсолютизма. Это отразилось на его методологии.

Кенэ основывался на методах естественных наук. Так, с позиции врача он рассматривал общество как живой организм, который имеет два состояния: здоровое (нормальное) и болезненное (ненормальное). По его мнению, общество здорово, когда оно находится в равновесии.

Кенэ рассматривал экономические процессы как естественные, имеющие свои закономерности. Это позволило ему подойти к понятию объективного характера экономических законов.

Методологические подходы предопределили теоретические положения Кенэ, основу которых образует концепция "естественного порядка".

Кенэ считал, что общество подчинено естественному и позитивному порядкам. Естественный установлен богом, а позитивный является инструментом для реализации естественного порядка. Идеальное общество - это такое, где достигнуто соответствие двух порядков, которое обеспечивается естественным правом на частную собственность.

Он утверждал, что собственность всех видов должна быть гарантирована ее владельцам, так как обеспеченность собственности является основным фундаментом экономического строя общества. Охрана собственности, отмечает Кенэ, - необходимая основа экономического строя общества.

Кенэ теоретически обосновывал идею Винсента де Гурнэ, представителя французской промышленности, о необходимости экономической свободы для осуществления частнохозяйственной деятельности, высказанной им в формуле "Laisserfaire, laisserpasser"(фр.: «позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят).Кенэ показал, что основным мотивом экономической жизни является частный интерес отдельных личностей и задача государственной политики - невмешательство в личную хозяйственную деятельность.

Кенэ, используя идею естественного порядка, обосновывал необходимость проведения политики свободной торговли, так как естественный порядок предполагал для каждого свободу продавать и покупать.

Кенэ принадлежит ряд теорий. Среди них: учение об эквивалентном обмене. Кенэ рассматривал стоимость как определённое количество вещества и считал, что обмен является эквивалентным, когда товары обмениваются по стоимости, по заранее установленной цене.

Кенэ анализирует функционирование сферы обращения и приходит к выводу о том, что сама по себе сфера обращения, обмен не могут быть первоисточником доходов и богатства. На основании этого Кенэ утверждал, что торговля является простым обменом ценности на равноценность; что торговля никакого реального богатства не производит; что она может дать только барыш, который получает купец лишь за счёт сбережений торговых расходов и благодаря полной конкуренции между торговцами. Используя при этом идею о закономерности обмена, Кенэ обосновал вывод о том, что действующий закон эквивалентного обмена ставит рамки для произвола купцов.

Торговля, по мнению Кенэ, - это необходимое зло. Полезным является обмен, при котором продукты переходят из рук землевладельцев прямо в руки потребителей. Но обмен, заключающийся в покупке продуктов с целью их перепродажи, Кенэ считал расхищением богатства.

Эти положения привели Кенэ к выводу о том, что источником богатства является не обмен, а сфера производства.

Учение о "чистом продукте" занимает центральное место в экономической системе Кенэ, так как оно позволило ему осуществить анализ капитала, производительного и непроизводительного труда, места и значения каждой группы населения в обществе.

Кенэ считал, что деньги - это бесплодное богатство, что они циркулируют для облегчения взаимного обмена и накопление их не может быть самоцелью. Богатство общества образует высокоразвитое сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве, по мнению Кенэ, создаётся "чистый продукт", который является чистым доходом общества. Кенэ относит к производительному труду только сельскохозяйственный труд и полагает, что именно он позволяет увеличить богатство общества.

"Чистый продукт", по мнению Кенэ, образуется в силу того, что Доход земледельца делится на две части. Часть дохода затрачивается на пропитание, вторая часть образует излишек - "чистый продукт", который является необходимым следствием его собственности и управления. Первоначально "чистый продукт" попадает в руки землевладельцев, а затем поступает в распределение и отчасти превращается в прибыль купца, мануфактуриста.

В учении о капитале Кенэ впервые разделил понятия "деньги" и "капитал", заложил основы деления капитала на основной и оборотный, определяя их как: авансы первоначальные, включающие затраты на длительный период обращения, авансы ежегодные, включавшие затраты с годовым периодом обращения и основополагающие - авансы для превращения земли в плодородную почву.

В учении о классах Кенэ попытался определить экономическую основу деления общества на классы. Он разделил общество на производительный (продуктивный) класс, относя к нему тех, кто занят в земледелии, создаёт ренту; класс земельных собственников - землевладельцев, государство, церковь; бесплодный класс (промышленный), включая в него всех, кто занят работами и услугами вне земледелия.

Производительный и класс земельных собственников существуют за счёт доходов, а бесплодный - за счёт услуг, оказываемых сельскому хозяйству.

Исследование капитала явилось у Кенэ предпосылкой анализа процесса воспроизводства и обращения общественного капитала, механизма распределения богатства между тремя классами.

Этому посвящается работа Кенэ "Экономическая таблица" (1758), в которой он впервые попытался представить процесс производства как процесс воспроизводства, а обращение - как форму проявления этого процесса и показать, что богатство само собой перемещается между общественными классами. Богатства, отмечает Кенэ, уходят и возвращаются по одним и тем же каналам. Беспрерывность этого обращения даёт жизнь политическому телу, подобно тому, как обращение крови сообщает жизнь телу животного, т.е. Кенэ предполагает, что обращение богатств подчинено известным законам и от этого обращения зависят доходы каждого отдельного лица.

Кенэ с помощью таблицы решил выяснить условия распределения совокупного годового продукта между тремя классами. Анализ таблицы позволил ему сделать вывод о том, что бесперебойное производство и реализация созданного продукта возможны при соблюдении народнохозяйственных пропорций.

Гениальная идея Кенэ не получила развития вплоть до XIX в.

Учение о налогах составляет одну из самых характерных частей системы, так как взаимосвязано с концепциями "чистого продукта" и земельной собственности, классов, распределения продукта.

Кенэ, анализируя распределение доходов между тремя классами, не учитывал государство, которое как субъект также нуждается в доходах, необходимых ему для выполнения функций общественного характера. Поэтому возникал вопрос об источниках доходов государства.

В связи с этим Кенэ включил в свою теоретическую систему налоги, которые выполняют фискальную роль и участвуют в формировании доходов государства.

Кенэ пришёл к выводу о том, что механизм распределения налогов между всеми классами является главной причиной бедности народа и проявлением несправедливости. Но он считал, что для государства гибельны не сами налоги, а способ их взимания. Он формулирует следующие принципы налогообложения: налог не должен быть разорителен или непропорционален количеству национального дохода; его увеличение должно следовать за увеличением национального дохода; он должен взиматься непосредственно с "чистого продукта" земельного участка, а не с заработной платы или с жизненных припасов, так как в этом случае он увеличил бы лишь расходы по своему взиманию, причинял бы вред торговле и ежегодно уничтожал бы часть национального богатства; от налогов должны быть освобождены сельские рабочие, все ремесленники и торговцы, так как затраты на земледелие должны рассматриваться как неприкосновенный фонд, который необходимо тщательно сохранить для получения налога, дохода и средств существования для всех граждан, в противном случае налог вредно повлиял бы на культуру земель, оказался бы двойным бременем для дохода страны, превратился бы в грабеж и причинил бы убытки, которые быстро разорили бы нацию.

Кенэ выступал за введение единого налога и взимание его только с земельных собственников. Он также обращал внимание на процесс "переложения налогов", различал непосредственных и конечных плательщиков.

Таким образом, Кенэ, как и все физиократы, придавая фискальной системе большое практическое значение, предложил финансовую программу, которая отличалась политическим радикализмом и теоретической зрелостью.

Идеи физиократизма получили наиболее развитый вид в учении Анн Робера Жака Тюрго (1727-1781) - мыслителя и крупного политического деятеля. Он родился в семье дворян, получил богословское образование, был генеральным контролёром(министром)финансов, занимался проблемами философии, богословия, филологии, географии, истории, юриспруденции, математики, политической экономии, интересовался литературой и поэзией.

Среди его работ: "Размышления об образовании и распределении богатств" (1766), "Ценности и деньги" (1769). Произведения Тюрго базировались на принципах рыночных экономических отношений, предполагающих свободную конкуренцию и свободную торговлю.

Тюрго продолжил разработку ряда теоретических вопросов. Так, в учении о классах он показал, что в бесплодный класс входят наёмные работники, которые обладают только своими руками и ремеслом.

Тюрго изучал процесс формирования цен на рынке. Он выделил цены текущие, которые устанавливаются соотношением спроса и предложения, и основные, равные тому, чего данная вещь стоит работнику. Основные цены являются минимумом, ниже которого цена опуститься не может.

Тюрго ввёл понятие "капитал", ренту считал источником прибыли, признавал промышленную и торговую прибыль как доход на капитал. Капитал - это все доходы, сбережённые от потребления и затраченные на производство.

Тюрго также исследовал природу происхождения ссудного процента. Он обосновал необходимость предоставления денег в виде займа и естественность получения за это процента, поскольку заимодавец теряет доход, который он мог бы получить, рискует своим капиталом. Тюрго также отмечал, что величина процента служит на рынке определённым термометром, который свидетельствует об избытке или недостатке капитала. Так, низкий процент - это следствие и показатель избытка капитала.

Тюрго рассмотрел механизм формирования заработной платы. Он считал, что заработная плата работников ограничивается минимумом, так как она даёт только средства к существованию. Тюрго объяснил это тем, что предприниматель имеет право выбора и он предпочтёт того работника, который согласится работать за самую низкую цену.

По мнению Тюрго, собственник также за свой труд, заботы, риск и искусство должен получать заработную плату. Получение им прибыли необходимо, как и возмещение износа орудий труда, затрат сырья.

Тюрго внёс дополнения и в теорию денег. Он отмечал их связь с товарным миром, подчёркивал товарную природу золота и серебра. Как и всякий товар, золото и серебро измеряют и представляют ценность других товаров. По мнению Тюрго, золото и серебро стали деньгами "по самой природе", независимо от всякого соглашения и закона. Он высказывал мысль о том, что золото и серебро изменяются в цене по сравнению с другими товарами, а также по отношению друг к другу в зависимости от их изобилия.

Тюрго обосновал положение о том, что бумажные деньги ведут к неудобству, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг.

Он отмечал негативные последствия протекционистской политики, считая, что общая свобода покупки и продажи является единственным условием обеспечить продавцу цену, способную поощрить производство, а покупателю - наилучший товар по наименьшей цене.

Тюрго первым попытался на практике путём реформ реализовать идеи физиократов, он подготовил ряд указов и законопроектов

(эдикты): введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий и пр.

Однако реформистская деятельность Тюрго в силу сопротивления парламента Франции потерпела неудачу. Вскоре это повлекло за собой банкротство школы физиократов.

Физиократы вошли в историю экономической мысли как отцы политической экономии и положили начало эпохе основателей науки.

 

АДАМ СМИТ


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!