Возрождение в Англии. Английский театр.



С ростом городов в Англии возросла роль театра. К концу ХУ1 века выделяется три основных типа театра:

1.    Общедоступный.

2.    Частный, такие театры возникают в основном в университетах, где студенты ставят латинские пьесы, а затем и пьесы собственного сочинения.

3.    Придворный, где в ходу были маскарады на итальянский манер.Первый тип театра - самый распространенный. Здесь формируются первые труппы профессиональных, сначала бродячих, актеров. Самыми распространенными являются жанры моралите, чья серьезность «разбавляется» комическими интерлюдиями - короткими сценками, которые играются между актами. Постепенно театр превращается из уличного зрелища в вид искусства. Появляются первые театральные здания. Общедоступный и студенческий театры взаимодействуют друг с другом, постепенно сливаясь . Яркой страницей в истории английского театра была деятельность так называемых «университетских умов», молодых драматургов, в основном, выпускников Оксфорда: Джона Лили (автора знаменитого романа «Эвфус»), Томаса Нэша ( он написал роман «Злополучный путешественник», во многом предвосхитивший роман Дефо о Робинзоне Крузо), Роберта Грина, Томаса Кида. Они представляли ту литературную среду, в которой формируется творчество Шекспира. Среди них выделяется фигура Кристофера Марло (1564-1593), формально не относящегося к их группе, так как он окончил Кембридж, а не Оксфорд. Марло считают создателем английской ренессансной трагедии , самой сильной стороной его творчества является создание ярких, титанических трагических характеров. Герои его трагедий «Тамерлан Великий»(1587-1588) и «Трагическая история доктора Фауста»(1588) - это люди, которые задумывают осуществить то, что, казалось бы выше человеческих сил. Скифский пастух Тамерлан превращается в могучего властелина многих царств и бросает вызов и богам небесным, ученый Фауст мечтает с помощью магии овладеть огромными знаниями и добиться власти. В этих пьесах ренессансная идея величия человека доходит до определенного предела, неумеренная жажда могущества и стремление превысить человеческие возможности приводят героев к гибели. В своих трагедиях Марло обращается к традициям средневековых моралите, прибегает и комическому зубоскальству в народном духе, ему удается соединить серьезность моралите и комизм интерлюдий в рамках единой пьесы, но у него все же преобладает дух мрачного трагизма. Подлинного слияния разнородные тенденции английского театра достигают лишь в творчестве величайшего драматурга Возрождения - У. Шекспира.

21. У. Шекспир. Периодизация творчества, биография, «шекспировский вопрос».

Творчество Уильяма Шекспира (1564-1616).

Сведения о жизни Шекспира основываются не столько на фактах, сколько на многочисленных легендах. Изучая варианты биографий Шекспира, студенты должны обратить внимание на различные толкования ключевых моментов его жизни.

Скудость сведений о жизни и творчестве Шекспира породила в середине Х1Х века так называемый «шекспировский вопрос»: произведения Шекспира приписывались другим авторам и авторским коллективам.

Сведения о жизни Шекспира основываются не столько на фактах, сколько на многочисленных легендах. Изучая варианты биографий Шекспира, студенты должны обратить внимание на различные толкования ключевых моментов его жизни. Так, некоторые (в основном, отечественные) исследователи пишут о его стремлении к искусству как главном побудительном мотиве для отъезда в Лондон из родного Стрэтфорда-на-Эйвоне, другие (в основном, западные исследователи) ссылаются на легенду о том, что Шекспир убил оленя в лесу лорда и должен был скрываться или утверждают, что он, подобно многим, отправился в Лондон на заработки. Так же по-разному трактуются обстоятельства личной жизни Шекспира, отраженные в его сонетах, причины наступления в его жизни «трагического» периода творчеств, причины его возвращения в Стрэтфорд-на-Эйвоне в конце жизни.

Скудость сведений о жизни и творчестве Шекспира породила в середине Х1Х века так называемый «шекспировский вопрос»: произведения Шекспира приписывались другим авторам и авторским коллективам. Основные аргументы сторонников этих версий сводится к тому, что малообразованный провинциал не мог написать пьесы, столь глубокие и демонстрирующие широкую осведомленность во многих областях знания: науке, богословии, античной культуре и т.д. Поэтому одна из самых устойчивых гипотез гласит, что эти произведения написаны Френсисом Бэконом, знаменитым ученым, автором утопии «Новая Атлантида». Согласно другим мнениям, авторами шекспировских пьес являются Кристофер Марло, лорд Пемброк и даже сама Елизавета 1.Однако сегодня мало кто сомневается в авторстве Шекспира.

Творчество Шекспира совершенно по-разному воспринималось в различные эпохи. Одним из первых критиков Шекспира был Роберт Грин, который написал о нем памфлет «На грош ума, купленного за миллион раскаяний»(1592). Критиковал Шекспира и его младший современник Бен Джонсон за небрежность его пьес, но он же первым сказал о том, что слава Шекспира принадлежит «всем временам». Рационалистические ХУ11и ХУШ века пытались «исправить» Шекспира, переиздавая его пьесы и корректируя их согласно собственным представлениям о благопристойности. В Х1Х веке его творчество вновь становится объектом пристального внимания, так как романтики объявляют его величайшим гением всех эпох. Стендаль, Пушкин, Гете и многие другие находят в нем нечто близкое себе. На рубеже Х1Х и ХХ веков Бернард Шоу объявляет шекспировский театр устаревшим, но и ХХ веке творчество Шекспира остается в центре внимания критики ( например, фрейдистской) и литературы ( Д.Фаулз, А.Мердок, Э.Берджесс предлагают собственные интерпретации шекспировских тем).

22. Первый период творчества У. Шекспира.

Первый период творчества ( 1591-1601).

Сонеты Шекспира, опубликованные в 1609 году, но созданные значительно раньше, позволяют отнести его к числу лучших поэтов Возрождения. 154 сонета приоткрывают нам внутренний мир их автора, мир его переживаний , связанных с двумя главными образами сонетов - светлого юноши и смуглой дамы. Используя традиционную форму, Шекспир совершенно по-новому рисует нам мир чувств, не приукрашивая их, не идеализируя себя. Мы понимаем и переживания стареющего поэта, говорящего о быстротечности красоты и молодости (11), и любовника, мучимого ревностью и в отношении покинувшего его друга, и изменившей возлюбленной (42). Ему удается преодолеть сильнейшее влияние петраркизма в поэзии и создать новые, житейские и поэтичные образы (29,40,143 ). Он отказывается от традиционной идеализации возлюбленной (130,131), но нас завораживает глубина и сила его чувств касающихся не только его личной жизни, но и жизни общества в целом (66). Студенты анализируют подробно один или несколько сонетов.

В это время Шекспир создает практически все исторические хроники ( кроме хроники «Генрих УШ»), в которых он переосмысливает историю родной страны. Эпоха Шекспира была временем расцвета Англии, победившей многие трудности ( студентам необходимо познакомиться с исторической ситуацией и объяснить причины актуальности исторической темы для эпохи). Анализ исторических хроник Шекспира показывает, что драматург имел собственную концепцию истории. Центральной проблемой для него становится проблема власти и ее соотношение с интересами нации. Примером короля-деспота, одержимого жаждой власти, забывшего о том, что назначение короля служить своему народу, становится Ричард Ш из одноименной хроники (1592). Этому образу противостоит образ короля Генриха У («Генрих 1У» ( часть1 - 1597, часть 2 - 1598), «Генрих У» (1598)). В юности принц Гарри был веселым молодцом, участвовавшем во многих забавах, познавшим жизнь своей страны на собственном опыте. Став королем, он оказывает справедливым правителем и победоносным воином, при котором страна переживает свой расцвет . Уже в хрониках появляется тема смены эпох, которая ярко проявит себя в трагедиях. Символами уходящего времени являются Фальстаф, рыцарь-пьяница, еще напоминающий аллегорическую фигуру Порока из старинных моралите, Генри Перси, цепляющийся за рыцарские свободы. Анализируя одну из выбранных хроник Шекспира, студенты отмечают, как преломляются в ней взгляды драматурга на историю

Яркой страницей творчества Шекспира стали его комедии. Они носят праздничный характер, напоминая о народном театре, где представления устраивались в праздник и были его частью. В комедиях Шекспира торжествует ренессансное жизнелюбие, энергия, веселый смех . Интересна одна из ранних комедий «Укрощение строптивой»(1594), написанная еще в духе итальянской комедии, но с элементами народного фарса. Распространенный сюжет о непокорной девушке, укрощенной будущим мужем приобретает у Шекспира новый смысл. Скандальная Катарина, не желающая скрывать своего характера противопоставляется покорной до времени Бьянке, которая ведет себя как полагается скромнице и проявляет свою сварливость только после замужества. Традиционная по форме ( сцены с переодеваниями, розыгрыши, потасовки), эта комедия содержит уже шекспировскую концепцию женского характера: сильная женщина, преданная своему избраннику. Здесь во всем чувствуется торжествующее Возрождение: здоровый смех, приоритет новых моральных ценностей над устаревшими традициями, критика зависимого положения женщины.

Тема борьбы нового со старым ярко проявляет себя в одной из самых трогательных трагедий Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595). Используя распространенный сюжет, автор вновь придает ему неповторимое своеобразие. Один из самых интересных моментов трагедии - это нравственная эволюция героев, произошедшая вследствие их чувства и вступления в брак. Ромео, влюбчивый легкомысленный юноша, уличный забияка превращается в мужчину, способного проявить твердость характера. Знаменательна в этом отношении кульминационная сцена трагедии - столкновение Ромео с Тибальдом. Только смерть Меркуцио заставляет юношу поднять руку на брата жены. Еще более серьезные изменения происходят с Джульеттой. Послушная девочка превращается в любящую жену, стойко сопротивляющуюся сватовству графа Париса, решительно принимающую сторону мужа после гибели Тибальда. Основной пафос трагедии - идея любви, торжествующей над враждой и смертью, недаром уставшие от междоусобиц жители Вероны восклицают : «Лупи Монтекки вместе с Капулетти!», недаром князь Вероны осуждает вражду, убившую влюбленных.

23. Второй период творчества У. Шекспира.

Второй период творчества Шекспира (1601-1608) - это время создания его великих трагедий, самой знаменитой из которых стала трагедия «Гамлет»(1601). Сюжет трагедии восходит к старинной легенде о принце Гамлете (Амлете), которую излагает Саксон Грамматик в «Деяниях датчан»(ок.1200). Студентам предлагается сравнить хитроумного героя саги с трагическим героем пьесы. Трагедия Гамлета - это трагедия личности в переходную эпоху, так как Гамлет, человек нового времени еще ощущает теснейшую связь с прошлым. До сих пор в критике поднимается вопрос о медлительности Гамлета, который был поставлен в Х1Х веке (Гете, Тургенев). Для этого существуют и внешние причины ( недоверие Гамлета к Призраку, который, согласно представлениям тех времен, мог быть и посланником ада), устраняющиеся с помощью пьесы - «мышеловки», и внутренние: Гамлет, человек глубоко религиозный и чувствительный, тяжело воспринимает необходимость убийства. Сложным оказывается отношение Гамлета к обеим женщинам в трагедии: он тяжело переживает брак матери, видит ее слабости, но и любит Гертруду, только с ней оказываясь до конца откровенным (У,2). Он любит прекрасную Офелию, но понимает, что и она также бесхарактерна. Смерть Офелии, причиной которой стал Гамлет, становится одновременно и спасением ее невинной души. Тема Дании в трагедии тесно связана с темой смерти и гниения ( сцены на кладбище). С этим разложением старого мира связаны образы придворных (Полония, Озрика, Розенкранца и Гильденстерна), которые живут низкими эгоистическими интересами и поэтому не вызывают даже сочувствия Гамлета и зрителя. Дети Полония также тесно связаны со старым, погибающим миром. Вместе с ним умирает и Гамлет, своей жизнью соединивший «расшатавшийся» век. Тема прошлого и настоящего соединяется здесь с темой «высокого» и «низкого» мира. Гамлет, живущий согласно высоким моральным и религиозным категориям, оказывается настолько непонятным согражданам, что его принимают за сумасшедшего. Тема безумия как проявления высшей мудрости по-другому раскрывается в связи с образом Офелии: безумная Офелия оказывается смелее и мудрее «разумной». «Высокому» миру Гамлета противостоит «низкий» мир датского двора. Именно противостояние двух миров создает трагическую ситуацию. То же происходит и в другой трагедии этого периода «Отелло» (1604), где конфликт между двумя типами отношения к жизни изображается наиболее ярко. «Отелло» выходит далеко за рамки традиционной трагедии ревности. Основной конфликт разворачивается здесь не столько между героями и окружающими, сколько в душе самого главного героя. Любовь здесь становится примирением со всем миром, Отелло находит в Дездемоне свою душу, она наполняет гармонией весь его мир. Если Дездемона, традиционная шекспировская героиня, проявляет стойкость в любви до конца, то Отелло оказывается нестойким, поддаваясь козням Яго. Еще Пушкин обратил внимание на доверчивость Отелло, которая стала причиной происходящего. Западные исследователи ХХ века обратили внимание и на расовый аспект проблемы, на одиночество Отелло в Венецианской республике с одной стороны и его неопытность в общении как представителя иного мировосприятия, горячность, с другой. Знаменателен финал трагедии: Отелло сам наказывает себя за то, что усомнился в жене. Герой умирает, заново почувствовав гармонию мира.

Основной конфликт трагедии «Король Лир» (1605-1606) также связан в первую очередь с внутренним миром центрального героя. Эта трагедия посвящена проблеме человеческой зрелости и ее обретения. Общий фон трагедии на редкость мрачен, поражает обилие персонажей, воплощающих зло (Гонерилья, Регана, Эдмунд и др.). Неверно понимать трагедию как конфликт отцов и детей, так как порочность детей связана с греховностью отцов (Эдмунд). Центральное место в трагедии занимает эволюция главного героя, которую условно можно разделить на три этапа:

1. Лир - король. Здесь герой выступает как эгоистичный властолюбец.

2. Лир - отец. Попав в зависимое положение, Лир научился интересоваться чувствами других людей, для него становятся актуальными родственные связи.

3. Лир - человек. Став безумным, Лир впервые проявляет истинно человеческие качества: вспоминает обездоленных, заботится о нищем.

Студенты должны проследить эволюцию Лира по тексту, обозначив каждый из этапов развития образа, остановиться на функции безумия Лира и слепоты Глостера в трагедии, проанализировать остальные образы ( шут).

24. Третий период творчества У. Шекспира.

Третий период творчества ( 1608-1612) во многом отличен от предыдущих, так что некоторые исследователи не относят пьесы этого периода к числу шекспировских пьес. Тем не менее, авторство Шекспира очевидно, так как он рассматривает многие проблемы своих трагедий с новой точки зрения. В пьесах этого периода появляются сказочные, фантастические мотивы, трагизм отступает на задний план. Здесь происходящее на сцене не ассоциируется с жизненной реальностью, с эпохой так, как в трагедиях. Театр не является уже частью праздничной жизни, а превращается в вид искусства. Наиболее яркое произведение этого периода - трагикомедия «Буря» (1612), которая считается своего рода поэтическим завещанием Шекспира. Здесь Шекспир продолжает свои традиционные темы - герой пьесы маг Просперо оказывается на острове из-за козней брата, узурпировавшего его власть. Справедливость восстанавливается здесь с помощью волшебства: дух воздуха Ариэль помогает Просперо залучить брата на остров. Традиционное противопоставление «высокого» и «низкого» получает здесь новое звучание. Сын ведьмы Калибан, недочеловек и сверхчеловек Просперо представляют эти миры наиболее контрастно, но оба осознают невозможность существования друг без друга. При анализе пьесы студенты должны уделить особое внимание этим образам. В пьесе появляются темы, связанные с новыми веяниями в литературе ХУ11 века: тема путешествий, нецивилизованных народов, прославление разума; прежняя религиозность уступает место сказочности.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!