Социо-игровые заготовки для «приобщения к делу»



 

Выполнение на уроке игровых заданий данной категории стимулирует появление деловых взаимоотношений и учителя с классом, и учеников друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то и перед кем-то – эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные их театральной режиссуры и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом.

1.1. Выбор водящего (дидактическая жеребьевка)

Задания, связанные с объединением в малые группыили выбором водящего и делением на команды позволяют за короткий отрезок времени настроить учеников на деловой лад и создать игровую атмосферу.

Выполнение многих игровых приемов обучения рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Конечно, учителю проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это частенько ведет к появлению на уроке различных оспариваний, ученических недовольств, отказов работать. Помочь освободиться ученикам от подобных реакций – задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся, в данном случае, в детских жеребьевках-гадалках-считалках.

Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров,»по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы – справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С.Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

Считая, что народные игры являются для ребенка своеобразной школой, фольклорист В.П.Аникин особое значение придает детским жеребьевкам. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации непоседливого ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Метка

На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.

Спички и палочки можно заменить бумажками (но не»методическими» карточками!). Тогда на одной сами игроки ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

Мериться на палке (канаться)

Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов.

Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.

Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий – ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если – нет, то – за предыдущим.

Считалочки

Все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее»по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути – восток – будет где-то слева, а конец – запад – справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие как хороводы, ведутся слева направо). Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими, освобожденными от жребия. Они покидают круг и ждут в сторонке. Оставшийся последним – водит (вариант – водит тот, кто первым вышел из круга).

Примеры текстов детских считалочек и варианты способов расчета приведены в отдельной статье.

 

1.2.Объединение в малые группы (деление на команды)

 В классе ученики известны друг другу, но не все близки между собой. Через работу в постоянных и временных микрогруппах – игровых командах – дистанция между разными детьми уменьшается. Сверстники находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

Но если учитель сам будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Тогда для них работа в такой назначенной»свыше» компании может восприниматься даже негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребъевок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним может быть добавлен и такой вариант:

Разрезанная открытка

Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше – большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников собственноручновытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно – оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания»инструменты» – книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т.п.).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный выводит его на доске. После того, как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе чаще всего полезнее задавать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу.

Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микро группы (игровые команды), само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное, а по ходу объединения все ученики получают возможность размяться (что особо необходимо гиперактивным детям), что приятно разнообразит жизнь как учеников, так и учителя.

Особо подчеркнем, если упростить прием и разрезанные многоцветные открытки заменить примитивными карточками, помеченными цифрой или цветом, то такой способ»деления на команды» в глазах детей потеряет игровую привлекательность и будет восприниматься как навязывание учителем своей воли и каких-то своих дидактических ожиданий. Что к сожалению, приводит некоторых учеников к негативному настрою.

Колечки

Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся:»Мы готовы!», – ученики образуют»тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам – кто быстрее!

После первого разбиения на колечки ведущий напоминается обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) – ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной на уроке. Например, объединив весь класс в колечки-шестерки, учитель объявляет:»СТОП! Каждое колечко – рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и(или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

1.3. Детские считалочки (примеры текстов и способов расчета)

Информацию о детских считалках, игровых закличках и приговорках, произносимых во время жеребьевок, можно найти во многих сборниках и хрестоматиях по фольклору. Вот наиболее известные

Стакан, лимон -

Выйди вон!

 

Ниточка,

Иголочка,

Ти-ти -

Улети!

 

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух!

 

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана:

Буду резать, буду бить -

Все равно тебе водить!

 

По дороге на Кавказ

Едет старый тарантас.

В тарантасе сидит котик,

У него болит животик!

 

Ехал барин в тарантасе.

Таракана раздавил -

И за это приключенье

Три с полтиной заплатил!

 

              Айны, деву,

              Рики, факи,

              Торба, ерба.

              Он Дэсмаки,

              Дэус, дэус,

              Касматэус,

              Бакс!

 

Способ расчета»на кулáчках»

Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении – наоборот. На третьем – своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

 

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Все кричали куку – мак!

Отжимай один кулак.

 

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчет повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба – выходит (или водит).

О расчетах «с выбором»

Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо выделяют считалочки»с выбором». Наиболее известна из них следующая:

 

    На золотом

    Крыльце сидели

    Царь, царевич,

    Король, королевич,

    Сапожник, портной.

    Кто ты

    Будешь такой?

 

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленного. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчета будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит. Таким образом, в считалочках»с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй – до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

 

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге,

Сколько ему

Надо гвоздей,

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

 

    Дора, дора, помидора,

    Мы в саду поймали вора.

    Стали думать и гадать,

    Как бы вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

    Есть помада и духи,

    Ленты, кружева, ботинки,

    Что угодно для души.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц,

А за месяцем луна,

Мальчик девочке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

А я сяду и поеду.

Я поеду в Ленинград

Покупать себе наряд.

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой.

 

В книге»Вспомним забытые игры» (М., 1990) С.К.Якуб отмечает:»В мое время ребята знали невероятное количество всяких считалок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то, что на дню, но, почитай, и за целую неделю считалки почти не повторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую услышишь, что завидно становится» (с. 15).

Эстафета считалок

На уроке можно использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей к расширению объема удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок. Все дети (или ученики одного ряда) стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.

Тот ученик, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.

Расчет идет до тех пор, пока не останется один единственный человек – он и будет водить в предстоящем задании.

Подобная эстафета память школьников развивает и тренирует гораздо лучше, чем заучивание дежурных»детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.

 

1.4. Слепой капитан

Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.

– вставляют пропущенные слова в тексты (определения), заранее написанные учителем на доске (по тексту на каждого капитана; содержание текстов может совпадать или быть разным);

– вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);

– угадывают отвечающего домашнее задание (правило, определение

и т. п.);

– вставляют ответы в столбиках примеров на доске;

– на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и расска­зывают о нем все, что знают, и т. п.

На физике, химии:

– ищут наглядное пособие по теме урока (горячо-холодно);

– собирают из составных частей модель, схему, конструкцию;

– расшифровывают столбик условных обозначений (например, q – количество электричества, Cu – медь) и т.д.

На геометрии, математике:

– дорисовывают (или исправляют) чертеж на доске;

– записывают условие произносимой учителем задачи (варианты: ее решение или ответ) и т.д.

Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был за­действован в задании.

 

Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Подчерк­нем, что смешная путаница стимулирует стремление учеников»задним числом», в спокойной обстановке (например, дома или на перемене) так-таки хорошенько разобраться в возникшей по ходу игрового задания проблеме.

(Об опыте использования подобного приема на химии в 10 классе и на физике в 7 см. «Для мыслящего человека нет захолустья» и «Три слепых капитана» в четвертом разделе данной Хрестоматии)

1.5. Ожившие модели

Любую учебную модель, схему, рисунок можно предложить для оживления ученикам, объединенным в рабочие микрогруппы (3–6 человек).

Необычность задания и ограниченность времени (не более 4–5 минут на подготовку) заставляет учеников проявить смекалку. При этом особо смекалистыми оказываются те ученики, от вертлявости которых учителя обычно страдают.

По ходу демонстрации результатов оживления, ученики других микрогрупп отгадывают, что именно оживляли показывающие.

Материалом для задания могут быть

 

на физике: схема опыта по измерению работы электрического тока

Группа учеников, выйдя к доске, показывает, как с помощью электродвигателя ЭД поднимают груз. Последовательно с электродвигателем в цепь включен реостат R. Амперметром A измеряют силу тока в цепи, вольтметром V – напряжение на клеммах электродвигателя. Время измеряют секундомером.

 

На химии: электродуговой способ производства ацетилена.

 

На зоологии: схема грудных позвонков скелета окуня

 

На географии: схема морского порта.

 

«Ожившие модели» являются модификацией социо-игрового задания «Бытовые механизмы». Заключается оно в том, что сначала ученики на клочках бумаги пишут названия различных бытовых приборов (кофемолка, утюг, швейная машинка, холодильник, радиоприемник и тому подобное) и складывают записки в «шапку».

После этого ученики объединяются в 2–3 команды, и посыльный из каждой команды достает из «шапки» название какого-то бытового прибора.

Команды начинают совещаться, как им показать действие доставшихся приборов, работу их внутренних механизмов. Ученики договариваются, кто будет той или иной частью механизма и каким образом ему придется взаимодействовать с другими «частями» во время «работы» бытового прибора.

Затем команды по очереди показывают «работу» своих приборов-механизмов для того чтобы зрители смогли отгадать, что за бытовой прибор им выпал для показа, а отгадав, согласиться с оригинальностью показа и оценить степень его точности.

1.6. Слухачи

Выбирается водящий (или команда водящих из трех-четырех человек), и он (или они) выходят из помещения. Остальные играющие выбирают одну-две строчки из какой-нибудь известной всем песни или стихотворения («Идет бычок, качается, вздыхает на ходу».) Каждое слово строчки распределяют по группам участников. Когда водящий (или водящие) возвращаются, все одновременно начинают безостановочно произносить свои слова. Водящий-»слухач» (или команда «слухачей») ходит между компаниями, выуживая отдельные слова и складывая их в заданную строчку.

Вариант. Задумывается слово, например: бумага. Выбирается известный мотив – один на всех. Одна группа поет: «бу-бу-бу-бу-бу», другая – «ма-ма-ма-ма-ма», третья – «га-га-га-га-га». В этом варианте ведущие «слухачи» меняются быстрее, поэтому задание проходит оживленнее.

На первый взгляд кажется, что такой вариант уместен только для младших школьников. Это не так. Складывание безостановочно распеваемых слогов из задуманных фамилий писателей (Сер-ван-тес, Тур-ге-нев), художников (Ве-ро-не-зе, Ре-шет-ни-ков), философов (Ге-гель, Со-ловь-ев), ученых (Фа-ра-дей, Ло-мо-но-сов) – школьникам интересно и полезно (во многих аспектах) на уроках и литературы, и физики, и истории, и мировой художественной культуры.

1.7. Найди букву

Универсальное игровое задание с сильным пропедевтическим эффектом. Ученики объединяются по тройкам (четверкам или парам). За оговоренный период времени (1-1,5 минуты) все выписывают слова из незнакомого текста, в написании которых есть определенная буква (она крупно пишется на доске).

Время засекается по секундомеру. Текст может быть и простым и сложным, но его объем не должен быть очень большим (от половины до 1 страницы). В случае необходимости можно заранее оговаривать границы: «Работаем только во втором и третьем абзаце на странице 153».

После каждого кона выясняется победитель. Новый кон – новая буква, хотя текст (или фрагмент) остается прежним.

После 3-4 конов ученики невольно знакомятся с текстом. Такое непритязательное, поверхностное знакомство тем не менее создает очень благоприятные условия для дальнейшего углубленного изучения содержания напечатанного.

Наука о понимании – герменевтика – учит, что всякое понимание начинается с выискивания чего-то знакомого, но оно бывает затруднено кажущимся обилием незнакомого (так происходит и на уроке при изучении, например, новой темы). Возникает испуг, блокирующий понимание и всякую ученическую деятельность, направленную на возникновение этого понимания.

В таком случае возможна «бесцельная» манипуляция, блуждание, по ходу которой ученикам в незнакомом и пугающем тексте начинают открываться хорошо знакомые стороны. Впечатление незнакомого проходит. Тогда и возникают условия для пристального внимания к подробностям, появляются неиссякаемые вопросы. Непонятное становится уже «понятно-непонятным». Происходит разблокировка личностного понимания. Так складывается обживание человеком нового: информации, процесса, явления. Это обживание является серединой пути от равнодушного непонимания к заинтересованному объяснению собеседнику глубин понятого (подробнее о драмогерменевтическом подходе к обучению см. на стр.209-218 в кн.: А.П.Ершова, В.М.Букатов. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Изд. 3-е, перераб., М., 2006).

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1097; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!