Возрастные особенности восприятия литературы школьниками, их учет при изучении художественных произведений.



Заключительные (обобщенные) занятия

Заключительные занятия - это этап анализа, его завершение, а не урок прощания с произведением, поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, на заключительных занятиях должны найти свое законченное выражение, Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом - такова цель заключительных занятий.

Заключительные занятия должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения и создавать «установку» на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения. Однако на заключительном этапе анализа ученикам предстоит столкнуться с небольшими трудностями, требующими самой активной и напряженной деятельности.

На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его заново, убедить других в справедливости сложившегося мнения, защитить выводы, к которым привел анализ. При этом важно избегать на заключительных занятиях повторения хода анализа, нельзя превращать их в миниатюрный макет только что проделанного разбора, новый центр внимания, новый угол зрения на произведение, новый материал. В этом случае ученики придут к новому повороту мысли, углубленному осмыслению произведения в целом.

Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, на заключительных уроках часто предполагается чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова (прослушивание грамзаписей), составление монтажа из более ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций в связи с пересказом событий и характеристик. Подобные формы действительно создают возможность общего взгляда на произведение, однако далеко не всегда обеспечивают восхождение учеников на новую ступень постижения его смысла.

Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается не торжественной или праздничной обстановкой, не уроком-концертом, т.е. не формой самой по себе, а новым открытием в произведении, которое как будто уже вполне знакомо и даже привычно ученикам. Но, чтобы эти открытия произошли, чтобы состоялось новое узнавание произведения, необходимо вызвать в учениках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворным является на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной основы его.

Например, заключительное занятие после изучения рассказа «Муму» предваряется следующими заданиями:1. Составить сжатый пересказ «История жизни Герасима»; 2. Дать развернутый ответ на вопрос «Что заставило Герасима уйти от барыни?». Урок начинается с чтения мемуаров В.Н. Житовой «Воспоминания о семье И.С.Тургенева». Учитель акцентирует внимание школьников на том, что история немого дворника Андрея во многом напоминает судьбу Герасима. Далее следует вопрос: Что и почему Изменил И.С.Тургенев в этой истории. (Ученики вспоминают, что в воспоминаниях Житовой нет горестной привязанности дворника к «безответной душе» Татьяне, ни его протеста, В.Н. Житова пишет: «После гибели Муму привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей, и кроме нее никого госпожой признавать не хотел». Новый материал, введенный в урок, позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе.

Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Они ориентируют школьников на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.

На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции, После уроков по драме - инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версия, составление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведения включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельной работы («проба пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»).

Итак, заключительные занятия по анализу произведения требуют, во-первых, потребности повторного обращения к произведению и осмыслению его в целом; во-вторых, пробуждения самостоятельных оценок и их защиты; в-третьих, введение нового материала, отстаивания сложившихся точек зрения в новой ситуации; в-четвертых, соединение конкретных образных представлений с общим концепционным подходом к нему и, наконец, «размыкания» концепции, ощущения известной ее условности, побуждения к дальнейшему общению с текстом. Испытав радость целостного взгляда на произведение, общего его осмысления, необходимо на заключительных занятиях стремиться создать ощущение неисчерпанности произведения проведенным анализом, возможность иных своих трактовок.

 

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=309#9

 

Возрастные особенности восприятия литературы школьниками, их учет при изучении художественных произведений.

По наблюдениям психологов, ученик в своем развитии проходит ряд стадий: младший (ранний) подростковый возраст (10—12 лет), старший (зрелый) подростковый возраст (13— 14 лет) и период ранней юности (15—17 лет). Таким образом, возрастные этапы развития ребенка примерно совпадают с обучением его в определенных классах: младший подростковый возраст — IV—VIклассы, старший подростковый возраст — VII—VIII классы; пора ранней юности — два старших класса — IX и X. Хотя литературное и общее умственное развитие школьников формируется по разным законам и не совпадает друг с другом, связь между ними глубока и очевидна. Поэтому в науке принято считать, что границы основных этапов литературного развития в своих общих чертах совпадают с типичными возрастными группами.

Младший подростковый возраст (10—12 лет, 5-6 классы) — «наивный реализм».

Старший (зрелый) подростковый возраст (13—14 лет, 7-8 классы) — «нравственный эгоцентризм».

Период ранней юности (15—17 лет, 9-11 классы) — «эпоха связей, осознания причин и следствий».

Деление подростков на возрастные группы в известной мере условно, так как развитие человека протекает неравномерно. Интенсивность его внутреннего роста зависит от разных факторов — не только от возраста, но и от социального, бытового, психологического микроклимата, в котором он воспитывается, и, конечно, от индивидуальных особенностей его личности. В одной и той же возрастной группе можно встретить учеников с очень различными уровнями литературного развития: некоторые ребята опережают своих сверстников на один-два года, другие, наоборот, отстают от товарищей.

При всей относительности возрастных характеристик, пестроте и даже противоречивости общей картины развития учащихся одной возрастной группы у школьников одного возраста и одного классе есть и много общего.

МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК КАК ЧИТАТЕЛЬ

Несмотря на бедность жизненного опыта и известную неразвитость сознания подростка, его эмоциональность, возбудимость, а также отсутствие повышенной критичности к результатам своего творчества (столь характерной, скажем, для юноши, не говоря уже о взрослом) приводит к тому, что большинство детей оказывается «художниками». Они легко заражаются авторским чувством, живо представляют себе созданные писателем картины, тонко чувствуют поэтическое слово. Интеллектуальный тип мышления в раннем подростковом возрасте встречается только как исключение.

Происходит и переоценка прежних вкусов и симпатий. Десяти-, двенадцатилетний школьник увлечен подвигом, героикой, приключениями, а его любимыми героями становятся люди сильных и ярких страстей. Полет мечты, фантазии столь силен у подростка, что он способен жить параллельно и реальной, и созданной его воображением жизнью, подчас не разграничивая действительности и результатов своей фантазии. В чтении книг многие ребята как раз и находят выход своим мечтам, но, с другой стороны, и книга властно входит в их жизнь и воспринимается как сама жизнь.

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯСТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

По единодушному утверждению ученых, в VII—VIII классах происходит значительный сдвиг в литературном развитии учащихся. Отношение школьника к искусству в основном определяется, и он складывается как читатель. Именно в VII—VIII классах ученик от чисто нравственных критериев в оценке литературных произведений начинает переходить к эстетическим, его отношение к искусству постепенно приобретает осознанный Эстетический характер, а книга воспринимается не только в своей познавательной сущности, но и как художественная ценность.

в VII—VIII классах фронтальная работа со всем классом сильно затруднена и соответственно резко увеличивается значение индивидуального подхода к разным группам школьников. Одним ученикам надо помочь вникнуть в объективный смысл произведения, не разрушая при этом их интереса к собственным переживаниям; у других, наоборот, надо развивать личностный подход к литературе; у третьих важно не дать угаснуть способности мыслить образами, а иногда прежде всего нужно воспитывать культуру речи учеников.

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

VII—VIII классы нередко называют переломными в отношении к урокам литературы. И действительно, в этом возрасте ученики оказываются гораздо более требовательными к учителю, чем в младших классах. Школьники IV—VI классов часто не замечают пробелов учителя, отсутствия у него глубоких знаний и педагогической культуры, а при хорошей организации урока охотно выполняют даже однообразные задания. Семиклассники же способны уже довольно верно оценить педагога, и свое недовольство уроками литературы они выражают бурно и недвусмысленно. В период же наступления ранней юности (IX—X классы) внешне все может выглядеть несколько иначе, более благопристойно: сидят тихо, слушают (или делают вид, что слушают), говорят и пишут не всегда то, что чувствуют и думают, а то, что от них хотят услышать. Если уроки литературы не затрагивают юношей и девушек, то, даже вежливо присутствуя на них, они фактически отсутствуют, уходят от учителя. При этом старшеклассники могут любить и ценить искусство, но никак не соотносить его с тем, что делается на уроках литературы. В таких случаях литературное развитие учеников становится неуправляемым именно в тот момент, когда они более всего нуждаются в умелом и тактичном руководстве.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!