Действие всегда целенаправленно



Направленность артиста на совершение действия до конца — важный психотехнический прием метода физических действий. При такой целевой направленности одно действие рождает несколько возможных его продолжений. Точная направленность заставляет активно работать воображение актера, искать наиболее целесообразные пути решения поставленной задачи и тем самым концентрирует его внимание и волю. Располагая несколькими вариантами продолжения действия, ученик приобретает на сцене другое самочувствие, ему всегда есть что делать и некогда « играть », ему становится легко и удобно на сцене, как в жизни. Самое ценное, что такой прием помогает рождению действий самого артиста, его личного творчества. У другого человека родились бы другие действия и варианты их продолжения. Им же рожденное действие дорого и близко человеку, оно ему удобно, привычно, свойственно его индивидуальности.

Это можно назвать «законом продуктивности действия», ибо, доведенное до конца и достигшее своей конечной цели, оно продуктивно.

Действие всегда имеет цель и объект воздействия. Постановка действенной задачи облегчает жизнь актера и режиссера, потому что формулируется через желание, через «хочу». «Хочу добыть корону», «хочу жениться на любимой женщине», «хочу узнать правду». Действие должно иметь свою цель — это закон. Оно направлено в цель, как стрела.

Закон подлинности действия — его продуктивность. Цель действия должна быть достигнута всегда.Только в этом случае рождаются эмоции. Положительные эмоции возникают, когда задача героя действительно решена, отрицательные — когда ее не позволили решить. Но актер должен быть нацелен на то, что задача и сверхзадача достигается всегда. Самая большая и частая ошибка, когда артист выходит на сцену и ему все равно — достигнет он этой цели или нет: «Это гдето, ктото, когдато, а не я здесь, сейчас, понастоящему». Действие должно быть результативно — принести плоды, привести к итогам. И прежде, чем цель не будет достигнута, действие не может закончиться. Это процесс, который длится до реализации своей цели.

Но и принцип целенаправленности и продуктивности действия еще не исчерпывает законов, необходимых для достижения подлинности действия.

 

Здесь, сейчас, впервые

Подлинное действие может совершаться только здесь, сейчас, впервые— этот закон распространяется на весь театр вообще. Все, что есть в системе Станиславского — от «приспособления» до «предлагаемых обстоятельств, — этот закон постоянно обновляет, делает только что родившимся на глазах у зрителя. Верное следование ему ведет актера к настоящей, сиюминутно рождающейся жизни на сцене. Его значение в методе Станиславского трудно переоценить, без него метода просто нет. Именно благодаря этому закону на сцену приходит подлинность всего происходящего, так что его можно даже назвать «законом подлинности», или «законом обновления».

Мой партнер есть только здесь и сейчас. Не важно, что было на вчерашней репетиции или на вчерашнем спектакле. Мы взаимодействовали и нашли какието ходы друг к другу, какието приспособления. Но это было вчера. И сегодня это уже не имеет силы. Даже секунду назад партнер был другим. Действие одно и то же (например, мне необходимо заставить его отправиться в военный поход), но я совершаю его здесь, сейчас, впервые. И когда я подлинно выполняю действия, подлинно направлен на достижение своей цели, тогда и партнер вынужден искать новое, сегодняшнее противодействие, и все противодействия партнеров будут для меня неожиданностью. Только тогда мы обманываем природу и живем спонтанно в давно отрепетированной пьесе. Это величайшее открытие К.С. Станиславского — «здесь, сейчас, впервые». Линия действий остается неизменной, ее выполнение — всегда сегодняшнее, новое. Такую новизну, первозданность, неожиданность обретает каждое действие, если оно выполняется актером «впервые». На каждую неожиданность партнер реагирует непосредственно, как живой человек. Искренность его реакции рождает искренность вашего воздействия на него и т. д. Начинается цепная реакция подлинной жизни. Одна правда рождает другую, равно как и в противоположном случае — одна ложь рождает другую.

В актерской школе принято говорить о необходимости наивности. Конечно, она необходима. Но в чем ее секрет? Как включить «механизм» наивности? Как сделать, чтобы, когда не получается, можно было пользоваться этим механизмом? Только через «здесь, сейчас, впервые».

То, что для нас привычно, не вызывает в нас такой сильной реакции, как то, что происходит с нами впервые. Благодаря «впервые» совершаемому действию, мы не только делаем егоживым, подлинным, но и увеличиваем его масштаб и активность, что очень важно для театра.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 513; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!