Научный руководитель Пискунов А.И.,



начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России,

кандидат экономических наук,

подполковник внутренней службы

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС

В соответствии с международными стандартами развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в современном мире переходит от тенденции «исправления заключенных» к новой тенденции «сохранения и развития личности». В этом вопросе нам необходимо обратиться к тюремным священнослужителям. Религия является немаловажной составляющей системы, необходимой для развития заключенного. Во-первых, ст. 14 УИК РФ[59] требует соблюдения такого личного права осужденных, как свобода совести и вероисповедания. Во-вторых, присутствие религии в жизни заключенного в большинстве случаев умиротворяет его внутреннее состояние, вызывает душевное равновесие. Государство посчитало необходимым сотрудничество уголовно-исполнительной системы и церкви. Исходя из этого, в конце декабря 1999 года между Русской православной церковью и Министерством юстиции Российской Федерации было подписано соглашение о сотрудничестве. 5 марта 2010 г. на заседании Священного Синода Русской православной церкви принято решение об учреждении Синодального отдела по тюремному служению, который развивается одновременно с проводимой реформой в уголовно-исполнительной системе. Постепенно происходит возрождение института тюремных капелланов. В 2010 г. в Республике Мордовии, Саратовской области, Волгоградской области и Камчатке был учрежден проект создания института тюремных капелланов на штатной основе в учреждениях УИС. 17 октября 2014 г. было подписано Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176».[60]

Может показаться, что институт тюремных священнослужителей это новый атрибут либерализации уголовно-исполнительной системы, но на само деле подобная деятельность практикуется с давних пор.[61] Уже в 17 веке в ст. 34 главы 21 Соборного уложения 1649 года отмечалось, что преступники, приговоренные к смертной казни должны быть помещены в тюрьму для покаяния.[62] А в период с 16 по 18 века многие монастыри исполняли роль тюрем. Помимо самого тюремного заключения, в монастырях обязательным являлся постриг осужденного в монахи. В монастырские тюрьмы имел право заточать не только царь,  патриарх, митрополиты и архиереи. [63]

Впервые правовое положение тюремных церквей было регламентировано тюремной инструкцией, утвержденной в мае 1831 г. В главе «О церкви» было описано не только правовое положение церквей, но и порядок посещения и совершения религиозных обрядов. Начиная с этого периода, в деятельности тюремной администрации и священников прослеживалось желание воспитать осужденных в плане религиозно-нравственного поведения.

В начале 20 века так же была попытка предписания занятий религией у заключенных. В главе 7 Общей тюремной инструкции 1915 года было регламентировано воздействие на осужденных посредство религии. Этот нормативно-правовой акт довольно таки подробно описывал меры воздействия, среди которых было обязательная 4-х разовая молитва. Но данный акт не учел присутствия среди осужденных лиц, исповедующих религию, отличную от православия, тюремная администрация принуждала их посещать православную церковь. После октябрьской революции 1917 года все религиозные меры были прекращены, в связи с начавшимися гонениями на церковь.[64] В тяжелый для нашей страны период 80-х – 90-х годов прошлого столетия, религиозное воздействие на заключенных прекратилось. Только в конце 1990-х годов стали налаживаться первые контакты между администрациями колоний и РПЦ. Сначала встречи с осужденными были непостоянными и малодейственными, но постепенно институт священнослужителей стал вновь вливаться в уголовно-исполнительную систему. [65]

В 2000 году были приняты «Основы социальной концепции РПЦ», где были обозначены основные направления деятельности сотрудников, связанные с духовным просвещением осужденных. Недостаток состояния религиозных действий в учреждениях УИС состоял в том, что до тех пор регламентированы были лишь действия РПЦ, несмотря на то, что в исправительных учреждениях содержался многоконфессиональный контингент. Так в мае 2001 г. Советом муфтиев России были представлены «Основные положения социальной программы российских мусульман»; В 2002 г. опубликованы работы «Основы социальной концепции иудаизма в России»; «Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры евангельской»; в 2003 г.  «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов Седьмого Дня в России», «Социальная позиция протестантских церквей России». Во всех вышеперечисленных документах регламентированы многие аспекты: Отражено отношение религии к преступлению, которое совершил заключенный; Установлена немаловажная роль в осуществлении становления осужденного на верный путь исправления; Поставлена задача, заключающаяся в помощи лицам, отбывшим наказание, в социализации в обществе.

Согласно постановлению Священного Синода этот документ рекомендован «в качестве руководственного в деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви, имеющих среди своих задач взаимодействие с пенитенциарными учреждениями, а также священнослужителей, окормляющих эти учреждения». [66] В Приказ МВД СССР от 10 октября 1989 года № 250 были внесены необходимые рекомендации для деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях:

1) Дается разрешение на хранение религиозных книг.

2) Разрешено носить на себе предметы культа, в том числе нательные кресты.

3) Право на просьбу о встрече со священнослужителем.

Одним из важнейших нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность религиозных организаций на территории исправительных учреждений стал Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[67]. Помимо основной своей цели данный федеральный закон стал преградой для проникновения в учреждения УИС сект, разрушающе действующих как на спецконтингент, так и на сотрудников системы.

Стоить отметить, что институт тюремных священнослужителей не есть новшество современного мира, он был известен еще в допетровские времена. Поэтому его возрождение – не специфичный феномен, а вполне логичный процесс поиска наилучшего способа благоприятного воздействия на личность осужденного. Кроме того данный институт является наилучшим воплощением осуществления права осужденного на свободу совести и вероисповедания.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!