Лирическое и эпическое в романе «Евгений Онегин»



Замысел романа «Евгений Онегин»

 

Белинский справедливо назвал «Онегина» «самым задушевным произведением Пушкина», в котором с наибольшей полнотой отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, «его чувства, понятия, идеалы». Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин делу создания своего романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

 

По первоначальному замыслу роман «Евгений Онегин» должен был состоять из девяти глав» которые в черновике Пушкин озаглавил так. разделив их на три части:

Часть 1-я. 1 песнь — Хандра. II — Поэт. III — Барышня.

Часть 2-я. IV песнь — Деревня. V —Именины. VI — Поединок.

Часть 3-я. VII песнь—Москва. VIII — Странствие. IX — Большой свет.

 

Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжег ее. Осталось лишь несколько неполных строф. Такова внешняя история создания романа. Из нее видно, как долго над ним работал Пушкин. Эта неторопливость объясняется грандиозными замыслами поэта как в области содержания задуманного им романа, так и его художественного оформления.

 

Еще в «Кавказском пленнике» Пушкин задумал дать образ типичного для начала XIX века представителя дворянской интеллигенции, который не ЯВЛЯЛСЯ членом тайных политических обществ, но критически относился к светскому образу жизни, протестовал против условностей света, сковывающих свободу человеческой личности.

 

Этот же образ он продолжал раскрывать и в поэме «Цыганы». Но поэт увидел, что рамки романтической поэмы не позволяют ему вымолит свою задачу с надлежащей полнотой. Основное внимание к поэмах было обращено на одинокую личность героя, на изображение его сложной душеной жизни. Под влиянием которых сложился его характер, та среда, в которой он вырос и жил, отношения его с обществом — все это в поэме не давалось, оставалось неизвестным читатели?. Такой односторонней зарисовки личности героя требовал самый жанр романтической поэмы. Это препятствовало широкому изображению действительное п. к чему стремился Пушкин.

 

Поэтому, работая над подмой «Бахчисарайский фонтан». Пушкин задумывает перейти от романтической поэмы к роману, широкие и свободные рамки которого позволили бы ему всесторонне охватить жизнь и показать личность героя в его отношении к обществу. Стремившийся к «верности изображения» действительности в своем романе окончательно переходит к реализму. В лирических отступлениях романа «Евгений Онегина Пушкин, рассматривая все существовавшие в его время литературные направления — классицизм, сентиментализм и романтизм, осуждает их за односторонность воображении человека и жизни. В своём романе он борется за реализм, за всестороннее, верное и глубокое изображение человека в его многообразных связях с обществом, с действительностью.

 

Теперь Пушкин раскрывает образы героев полнее и глубже, показывает их не только в исключительных обстоятельствах, но и в обычной, будничной жизни. Он не переносит их на Кавказ или в Крым: они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своём обществе. Их поступки перестают быть загадочными. Наоборот, всё в их поведении объяснено или общественными условиями, или их душевными качествами.

 

Такого широкого охвата жизни, какой дан в романе «Евгений Онегин», ещё не было ни в одном произведении мировой литературы. Не было ни одного романа в западноевропейской литературе, который, изображая молодого человека начала XIX века дворянской или буржуазной среды, рисовал бы одновременно и жизнь крестьянства. А в романе Пушкина перед нами проходят яркие образы и картины жизни и «высшего света», и провинциального дворянства, и крепостного крестьянства.

 

Жанровое своеобразие романа Пушкина “Евгений Онегин”

 

Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жанра своего произведения. Поэт охарактеризовал жанр “Евгения Онегина” как “роман в стихах”, что говорило о том, какая “дьявольская разница” существовала для него между поэтическим и прозаическим изображением одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики. С одной стороны, роман “Евгений Онегин” является “собраньем пестрых глав”, с другой – целостным произведением, в котором, благодаря жанровому синтезу предметов изображения, Пушкину удается соединить то, что характерно для эпоса, и то, что свойственно лирическим произведениям. Своему роману Пушкин придает черты, свойственные эпическому жанру: большой объем (восемь глав), две сюжетные линии, сосредоточенность повествования на судьбе частной личности в процессе ее становления и развития. Также с эпосом жанр произведения связывает изображение жизни, объективной действительности, быта, предметов, которые окружают человека, с помощью которых автор создает портрет героя, его образ.

 

Вторым предметом изображения, с которым связано лирическое начало, автор делает внутренний мир лирического героя. Он является рефлексирующим героем, так как делает происходящие в романе события предметом своего осмысления. Образ лирического героя дает Пушкину возможность ввести еще одну жизненную позицию, отличную от позиций других героев, раскрыть новые аспекты проблематики, обсудить с читателем проблемы, которые нельзя было просто поставить в сюжете. Но в то же время многообразие функций образа лирического героя делает его изображение противоречивым. С одной стороны, лирический герой, или Автор, – это творец художественного мира:

 

Я думал уж о форме плана

 

И как героя назову;

 

Покамест моего романа

 

Я кончил первую главу.

 

С другой стороны, лирический герой выступает в роли друга героя, является участником происходящих событий: “Онегин, добрый мой приятель”. Такая неопределенная позиция, занимаемая лирическим героем, является программным противоречием в романе. Но Пушкин, замечая его наличие, писал: “Противоречий очень много, но их исправить не хочу”.

 

Являясь своеобразным хроникером жизни героев (поскольку письмо Татьяны и стихи Ленского оказываются у него), он также не забывает о том, что он их друг и вправе давать оценки поступкам:

 

Но не теперь. Хоть я сердечно

 

Люблю героя моего,

 

Хоть возвращусь к нему, конечно,

 

Но мне теперь не до него.

 

Благодаря образу повествователя возможен легкий переход от темы к теме. Именно с помощью такой свободной манеры повествования Пушкину удается передать “даль свободного романа”, которую он “сквозь магический кристалл еще не ясно различал”, в которой ему впервые явились “юная Татьяна и с ней Онегин в смутном сне”.

 

Лирический герой может обсуждать с читателем литературные вопросы, вопросы философского характера, переход от его романтических взглядов к реалистическим. Все это происходит благодаря созданной им иллюзии диалога с читателем. Именно в иллюзии дружеской беседы заключается легкость повествования. Пушкин делает из своего читателя человека, принадлежащего к его близкому кругу друзей. Он предоставляет читателю возможность почувствовать себя в дружеской обстановке, понять, что Пушкин относится к нему как к старому другу. И по представлению поэта, читатель должен знать, каким бывает “Дельвиг пьяный на пиру”, а, следовательно, являться поистине близким другом Пушкина. Именно с таким читателем, в котором Пушкин видел своего друга, он мог “заболтаться донельзя”.

 

Одной из задач, которую ставил перед собой поэт, создавая образ лирического героя как повествователя, было введение лирических отступлений. С их помощью поэт показывает эволюцию взглядов повествователя от романтизма к реализму:

 

Иные нужны мне картины:

 

Люблю песчаный косогор…

 

Теперь мила мне балалайка

 

Да пьяный топот трепака…

 

Мой идеал теперь – хозяйка,

 

Мои желания – покой,

 

Да щей горшок, да сам большой.

 

Также важнейшими функциями лирических отступлений является введение пейзажа:

 

Но вот уж лунного луча

 

Сиянье гаснет. Там долина

 

Сквозь пар яснеет. Там поток

 

Засеребрился…,

 

создание образа среды, формирующей внутренний мир героев, что очень важно для Пушкина-реалиста (среда дворянской молодежи).

 

Пушкин оставляет финал произведения открытым, в чем сказывается новое, реалистическое качество романа в стихах, как и то, что он относится к жанру, соединяющему два художественных мира – пушкинской поэзии и пушкинской прозы. Именно такая удивительная способность Пушкина с помощью открытого финала создать свое произведение “как целостный, замкнутый в себе художественный организм” (Ю.М. Лотман), подвигла Гоголя сказать о творчестве поэта следующее: “Слов немного, но они так точны, что объясняют все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт”.

 

 

Лирическое и эпическое в романе «Евгений Онегин»

 

В открывающем роман посвящении П. А. Плетневу Пушкин писал, что его произведение — это плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Пушкин наблюдал жизнь на протяжении семи с лишним лет — с 1823 по 1830 год. Время в романе— с 1819 по 1825 год. Его внимание к настоящему вылилось в романе в мощную эпическую часть, посвященную самым различным проблемам современности. Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жаира, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшее счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт,утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение. Так возникают в романе главы о детстве, юности, образовании, времяпрепровождении героев. Знаменательно, что первая глава романа о воспитании и образовании Онегина, вышедшая отдельным изданием в 1825 году, открывалась своеобразным предисловием — стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом». Общее между этими произведениями — философское кредо Пушкина: размышления о современности и об отношении современника к действительности. Пушкин убежден, что судьба не просто определяет круг внешних обстоятельств человека, но и формирует его психологию. Изображая дворянское общество 1820-х годов, Пушкин поднимает вопросы бытового уровня, пишет о духовной, нравственной жизни дворянского высшего света.

 

 Проницательный Белинский начинает анализ образа Онегина с того, что герой романа — это светский человек. Действительно, Пушкин, не углубляясь в психологию характера Онегина, показывает его жизнь как естественную на фоне определенных требований дворянского круга. Петербургский свет предстает в романе с полярных точек зрения. Пушкин отмечает высокоинтеллектуальный, уровень дворянского общества. Оно находилось, по мнению Белинского, «в одном из интереснейших моментов его развития». Музыка, литература, театр — все это было неотъемлемой органической частью жизни дворян. Все достижения цивилизации осуществляются именно в дворянском обществе, кабинет «философа в осьмнадцать лет» — эпически размеренное перечисление тех бытовых подробностей, которые были характерны для жизни «золотой» дворянской молодежи. В эпическую часть романа входят и мелочи быта, и одежда, и еда.

 

 С другой стороны, петербургское дворянское общество — это еще и сеет, где господствуют свои нравственные критерии, легкомыслие и праздность.

 

 , Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Сосредотачивая действие вокруг семейства Лариных, Пушкин, не распространяясь, но емко дает характеристику другим помещикам. Он отмечает, что интеллектуальный труд им не нужен. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения — разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

 

 Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.

 

 Образ Татьяны непосредственно связан с эпически широкой панорамой деревенской, жизни. Воспитанная в дворянских традициях, она весь духовный и нравственный мир создала на национальной, народной основе. Татьяна — это идеал Пушкина.

 

 В письме к Вяземскому Пушкин писал о «дьявольской разнице» между романом традиционным и романом в стихах. «Заметы» сердца Пушкина находят отражение в поэтическом языке романа. «Свободный роман» содержит в себе не только ритмически организованную речь, но и многочисленные лирические отступления,

 

 Первая функция автора — автор как повествователь. С помощью авторских отступлений расширяются границы романа. Диапазон лирических отступлений очень широк: от мнения автора на бытовые темы до исторического пафоса в авторском отступлении о Москве: «Москва! — как много в этом звуке...» Именно благодаря такому присутствию автора на страницах его произведения, Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни и глубоко лирическим произведением».

 

 Вторая функция автора — Пушкин как действующее лицо: друг Онегина, покровитель Татьяны, антипод Ленского-поэта.

 

 Третья функция— биографические отступления, в которых Пушкин рассказывает о своей судьбе: ссылка («Я помню море пред грозою»), «мы все учились понемногу», «мне скоро тридцать лет», «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

 

 Уже хронология написания романа доказывает первенство Пушкина в создании нового реалистического метода в русской литературе. В VIII статье из серии «Сочинения Пушкина» Белинский писал об историзме, народности этого наиболее «задушевного» произведения Пушкина. Новый творческий метод связан, безусловно, с эпической широтой изображения действительности. Сам Пушкин в конце VII главы писал: «Благослови мой долгий труд, о ты, эпическая Муза!» Художественную оригинальность роману, уникальность придают лирические отступления и та общая лирическая часть, которая связана с выражением души поэта, его горячим и трепетным отношением к жизни.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 5965; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!