Права и свободы граждан по Конституции 1918 года.



Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо пре­дусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к на­емному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетру­довые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих по­средников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ог­раничивала их в праве военной службы, говоря, что право защи­щать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправле­ние иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интерна­ционализм. Демократия существует не для одного избранного наро­да, а для всех граждан независимо от их национальной принад­лежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объяв­ляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Кон­ституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные пре­ступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднитель­ных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего вре­мени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объедине­ния во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся — классо­вых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Мы помним, что такие свободы существовали и до Октября. Они были установлены явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные сво­боды, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести цер­ковь отделяется от государства и школа от церкви...» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выра­жения своих мнений Российская Социалистическая Советская Рес­публика уничтожает зависимость печати от капитала и предостав­ляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все техничес­кие и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Действительно, отделение церкви от государства означало рас­крепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента ро­ждения до самой смерти, освобождение детей от непременного религиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получи­лось, откровенная воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников. А. И. Деникин упоминает и об оборотной стороне медали: на белогвардейской территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с со­ветской властью.

Громадной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.

Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобо­да слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учеб­ном году здесь прочитал свой курс религиозной философии исто­рии Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до револю­ции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм.

Конституция отразила такую черту советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязан­ность трудиться, а ст. 19 — всеобщую воинскую обязанность.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!