Особенности Русского классицизма

Классицизм

Очень сложно у нас порой отделить классицизм от барокко /Панченко, Лихачев, Лотман/ пример Царское село. Рядом с Растрелли классициские комнаты камерона. Рядом с франц регулярным садом англ сад естественный сентементальный. Весь слепок влияний.

Зарождение в России в 17в 50е годы. Сумароков. В Европе 1637г Корнель «Сид».

Классицизм становиться официальным государственным стилем.

Причины:

· Начиная с Петра, государство находиться в пространстве государствостроительства, просвещения.

· Проблема общества приоритетна. Процесс построения гражданского общества. Главный пафос классицизма (стиля) – приоритет целого.

· Воспитание человека способного на подвиг ради отечества.

· Строительство гос-ва на законе, правиле, норме, регламенте. В государстве красота не в хаосе, а в правильности, в стройности системы.

 

Основа конфликта в классиц. произведениях – расщепленность человека на общественного и частного.

 

От панегирика к критическому эссе.

Ис-во классиц. создает парадный портрет власти. Роскошный памятник идеальной власти. Но очень скоро классицизм начинает критически относиться к власти.

Рус. классиц. политизирован.

Модель просвещенной власти противопоставляется властной деспотии.

 

Общество

Созревание плодов цивилизации (люди, привыкшие к новому костюму, читающие книги, ходящие в театр, говорящие на нескольких языках) – приходится на рассвет классицизма.

 

Хронологические границы

1740е г

конец 60х г складывание эстетики сентиментализма

последние 30 лет столкновение стилей

начало 19в классицизм ещё достаточно силен, но монополия стиля разрушена окончательно.

2я четверть 19в неоклассицизм (Мочалов)

начало 20в стилизация. Юрьев, актер с корнем неоклассицизма.

 

Черты и особенности стиля

без акцентировки на Русские особенности.

Сопоставление с возрождением и барокко.

 

Гармония

И в барокко и классицизме основной вопрос – поиск пути к достижению гармонии.

Оба направления ищут пути выхода для человека 17го века. Человека «усложненного».

Барокко (столкновение, соударение) ищет гармонию путем приобщения к божественной благодати. Классицизм декларирует, манифестирует частному человеку отказаться от свободы. Классицисты отрицают крайний индивидуализм возрождения, ибо субъект есть анархия.

Взамен антропоцентризма приходит пафос общественности, который становиться синонимом красоты и гармонии.

 

 


мироздание     барокко

 

общество          классицизм        понятие меры, согласования, порядка. порядок души.

 

 

человек            возрождение                                                                       

                         сентиментализм

           вертикаль

 

В стиле классицизма утверждается справедливость требований общества (гражданского, образованного) к частному человеку. «уступайте места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми»

 

Максимально светский и социальный стиль.

Но классицизм не игнорирует личность. Важно найти соотношение личного и общественного.

Стиль – попытка отказаться от крайностей. Нужно искать возможность избегать трагических конфликтов.

 

 Высшая истина

Обращение к барочному экзальтированному человеку: «прейди в себя, включи мозги».

Но речь не идет об обывательском здравом смысле. Есть высший порядок.

Классицизм – рационалистический стиль.

 

 Свобода человека

Человек рационалистическим путем должен прийти к осознанию общественных ценностей и почувствовать радость от соответствия этим рамкам. Если человек нарушает высшие нормы и правила он несет хаос. Кроме добровольного отказа возможно жертвоприношение (даже своими благородными помыслами, чувствами).

 

Масштабность мысли                                 Создается в ис-ве модель человека, общества, благодаря

Сфера вопросов                                      которой человек адаптируется к европеизированной жизни.

Политика       этика                         Искусство есть образец.

Власть

Право            человек                        Классицизм спасает человека, потерянного в 17в от барочного   

Гос-во                                                     потока.

Общество

 

Стиль утилитарный (служит определенным целям) в нем сильна дидактика.

Ис-во классиц. – это урок

Классицизм мыслит типологически, обобщает, укрупняет. Он не несет в себе черт быта и характерности. Отказ от конкретного, частного, психологического человека.

 

Классицизм – это проект, утопия. Модель образцового мира. Не каждый человек хочет и способен подчинить себя обществу.

Литература и театр. Актер.

18 век театроцентриский: литература, главным образом драматургия, жанр – трагедия.

 

Основная поэтика классицизма Буало. Наиболее условный стиль – подражание очищенной действительности.

Установлены нормы процесса творчества. Можно говорить о типологии языка, сюжета, героя.

 

Триединство: времени, места, действия.

 

Трагедия – 5 актов и стихотворная форма, торжественный слог. Герои только высокие персонажи.

Комедии – герои низких сословий, проза, нет нормативного поведения актера.

 

Спектакли монументальны, аскетичны, с минимумом статичных декораций. Задник с перспективной живописью. Занавес открывается и закрывается только с началом и по окончанию спектакля. Но пространство освобождено не для актера. Актер находится на авансцене и бросает реплики в зал. От актера не требуется переживание, психологическая подробность. Нет взаимодействия с партнером. Не требуется личности актера. Он подобен статуе. Основное средство выразительности – речь. Необходимо декламацией транслировать идеологию драматурга. Событийный ряд минимален, основные события происходят за сценой. Нормативное выражение эмоций.

 

Нормативное творчество тормозит художника. С 60х годов начинается разрушение стиля (всего 10 лет существования чистого стиля).

 

Даже Сумароков – главный идеолог классицизма в первой же пьесе не может удержаться в рамках стиля.

 

Особенности Русского классицизма

· Возникновение на век позже, чем в Европе

· Совпадение с эпохой просвещения

· В Европе – использование античных сюжетов. В России – мифология русской истории

· Ослабленгость интриги, лобовая, все заранее известно (хорошо привести пример из трагедий Сумарокова)

· Большое кол-во действующих лиц

· Центр – проблема власти, столкновение реального монарха и идеального образа

· Положительные развязки в трагедии

· Поиск цивилизованного компромисса

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!