Философия Канта, его учение с познания и морали.



Л-1. Предмет философии. Философия и мировоззрение. Специфика мировоззренческих проблем. Исторические типы мировоззрения.  Структура философского знания и предназначение философии. Основные функции философии в науке и социальной практике. Исходная философская проблема. Основной вопрос философии. Основные направления философии. Идеализм и материализм, монизм, дуализм и плюрализм, субъективный и объективный идеализм. Гносеологическая сторона основного вопроса философии. Гносеологические оптимисты, агностики, скептики. Место и роль философии в культуре. Философия, религия, наука.

Немецкая классическая философия

Общая характеристика немецкой классической философии

Философия Канта, его учение с познания и морали.

Философская система взглядов и метод познания в философии Гегеля.

Философия Фейербаха, его учение о природе и человеке.

 

Общая характеристика немецкой классической философии

К концу XVII века – началу XIX века философская мысль Европы достигла своих вершин в немецкой классической философии. Германия становится центром мировой философской мысли. Она была страной раздробленной, отсталой в экономическом отношении, завоеванной Наполеоном в начале XIX в., но в ней пробуждалось национальное самосознание, которое нашло свое выражение в великой немецкой музыке, литературе, философии. Весь мир знает и слушает Бетховена, Гете.

Основу немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

Иммануила Канта (1724 – 1804);

Иоганна Фихте (1762 – 1814);

Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);

Георга Гегеля (1770 - 1831);

Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

субъективный идеализм (Фихте);

материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

особое внимание уделила проблеме развития;

значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

взглянула на историю как целостный процесс.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Иммануил Кант:

дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

сформулировал моральный закон («категорический императив»);

выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоган Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»).

 Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

 

Философия Канта, его учение с познания и морали.

Уединенный кенигсбергский мыслитель Иммануил Кант (1724-1804 гг.) всю жизнь безвыездно прожил в Кенигсберге. Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В творчестве Канта разделяют два периода: доктрический и критический. В первый период Кант больше интересовался естествознанием, создал свою теорию происхождения солнечной системы из вращающегося туманностей, в науке она называется «гипотеза Канта-Лапласа». Кант эту гипотезу изложил в книге «Естественная история и теория неба», важным в ней было то, что Кант применят к познанию природы идею развития, возникновения планет естественным путем, по законам природы.

Первая работа Канта “Мысли об истинной оценке живых сил” (1746) была посвящена опровержению достаточно распространенной в XVIII в. концепции, согласно которой движение всецело сообщается предмету извне. Как писал Кант, его задача состояла в том, чтобы “найти то, что связывает между собой в систему великие звенья Вселенной во всей ее бесконечности; показать, как из первоначального состояния природы на основе механических законов образовались сами небесные тела и каков источник их движения...” Здесь сформулирована мысль о том, что исходным пунктом образования Солнечной системы было простое состояние природы – рассеянная материя, составляющая небулярную туманность. Однако среди существенных свойств элементов этой туманности уже содержались простейшие свойства, таившие в себе возможность совершенствования. Прежде всего, это само наличие простейших элементов: поскольку они различны, между ними возникают силы тяготения, и там, где оно наиболее сильно, природа сразу же выходит из хаотического состояния: “Элементы, коим присущи силы для приведения друг друга в движение, имеют источник жизни в самих себе. Материя с самого начала стремится к формированию...”

Аналогично происходит формирование более сложных и обширных систем, причем в качестве наиболее доступной наблюдению выступает Солнечная система, по аналогии с которой мы можем судить о происхождении миров высшего порядка – до бесконечности.

Основные диалектические моменты названного построения Канта следующие.

Первый – устранение первотолчка, осуществляемое на механической основе. Традиционно считалось, что естествознание вообще не способно объяснить возникновение, начало движения и потому требует первотолчка. Поскольку основным свойством тела является инерция, тело сохраняет состояние покоя или прямолинейного равномерного движения, пока и поскольку оно не будет из этого состояния выведено действием внешней по отношению к нему силы. Для Канта это не так: движение начинается в силу наличия изначально присущих (имманентных) самой материи противоположных сил притяжения и отталкивания. Внеприродная сила – бог сохраняет еще функцию творения мира из ничего, но больше ему ничего не остается. Кант сделал еще один шаг по пути устранения божественных сил из природы.

Второй важный диалектический момент, представленный в “Естественной теории и истории неба”, состоял в последовательном, насколько это было возможно в его время, проведении точки зрения развития. По Канту под действием противоположных сил притяжения и отталкивания формируются различные системы миров, разрушаемые затем действием тех же самых сил, чтобы из их рассеянных частей создавались все новые и новые. Третий диалектический момент – идея универсальной взаимосвязи мира. Она приобретает у Канта форму признания системного устройства Вселенной. При отсутствии этой связи условием устойчивости системы миров было бы столь точное равенство сил взаимного тяготения ее частей, что малейший сдвиг малейшей части этой системы систем повлек бы за собой гибель всей Вселенной.

Философия, которую изучал Кант его не удовлетворяла, и он решил ее как бы заново перевоссоздать. Он поставил перед собой 3 вопроса:

1. Что я могу знать? (каковы творческие возможности процесса познания).

2. Как я должен жить? (по какой морали).

3. На что я могу надеяться? (каковы должны быть мои идеалы и в чем смысл моей жизни).

На эти три вопроса Кант отвечает в течении всей своей жизни.

Кант различает три основных познавательных способностей человека:

1. Чувственность.

2. Рассудок.

3. Разум.

Каковы в мире основания, которые дают возможность человеку чувствовать вещи примерно так же, как и другой человек. Кант отвечает на этот вопрос в своем учении о пространстве и времени как о всеобщих формах чувственного созерцания явлений. Мы потому одинаково чувствуем мир, что наши чувства основаны на универсальное восприятие пространства и времени. В этой связи Кант создает свое учение о пространстве и времени как о формах созерцания явлений, но за пределы явлений эта наша способность не распространяется. Если мы хотим понять порядок следствия одного явления за другим мы должны пользоваться рассудком, который оперирует понятиями по законам логики. Он действует как компьютер по схемам, и алгоритмам, по правилам, но он приводит к истине лишь в пределах опыта, в пределах мира явлений, там, где он выходит за пределы опыта, там для него начинается темный лес. Только разум способен выходить за пределы опыта, чувств, восприятий, явлений. Кант разделяет разум на два вида: 1) чистый разум, который руководствуется законами логики (например, теоретическая наука); 2) практический разум, который опирается на веру, на убеждения человека, проявлением его не является религия и мораль.

Разум в отличие от рассудка способен выдвигать новые идеи, выходить за пределы опыта, т.е. разум способен ставить проблемы о мире в целом, о вещах в себе. Тем самым Кант приходит к пониманию различия между вещами для нас и вещами в себе. Вещи в себе существуют объективно, независимо от нашего сознания. А вещи для нас – это те явления, среди которых мы живем.

Все знание Кант делит на апостериорное – то, которое получает человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения; и априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения (например, «все что случается имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени»), оно абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.

Когда чистый разум ставит вопросы о природе вещей в себе, то он уже не может воспользоваться опытом и идет на риск и опирается лишь на законы логики, однако они приводят его к противоречию с самим собой, например, существует ли Бог или не существует. Логика дает разуму строго доказывать, что он существует и не существует. Значит, разум пришел к противоречию с самим собой. Таких противоречий Кант выявил 5. Анализируя проблемы: «Делима ли материя до бесконечности вглубь или есть предел делимости».

«Живет ли человек по законам необходимости или он живет по законам свободы?»

Такие противоречия разума самим собой Кант называет «антиномией чистого разума». Эти противоречия, по его мнению «чистый разум» разрешить не может. Тем самым обнаруживается граница «чистого разума». А как же жить человеку? На этот вопрос он может себе ответить, лишь опираясь на практический разум, т.е. на веру и убеждение. И Кант пытается сформировать абсолютное правило морали, опираясь на практический разум, на опыт человечества: поступай так, чтобы твой поступок стал нормой поведения для всех, т.е. исходи из высшего идеала, к которой стремиться человечество. Но идеал – это плод практический.

 Этот принцип поведения носит название «категорический имератив Канта». Из высшего идеала Кант исходил и при решении проблем эстетики, проблем красоты. Таким образом, только в союзе с практическим разумом теоретический разум может дать ответы человеку на вопросы как ему жить и на что ему в мире можно надеяться. Значение философии Канта в том, что он открыл внутренние противоречия, присущие разуму, т.е. подошел к открытию диалектики.

Кант возродил идею высших идеалов добра и красоты. Он рассмотрел человека не как средство к достижению цели, а как высшую цель общественного развития. Но главная заслуга Канта в том, что он явился основным родоначальником великой немецкой классической философии.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 3533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!