ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА



 

Боддхисатва (санскр. «существо, стремящееся к просветлению») – в буддийской мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достигающий состояния Будды.

Брахман (Атман) в древнеиндийской философии понятие, обозначающее первопричину и первооснову бытия. Атман – это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман – безличный духовный абсолют, из которого происходит всё остальное. Брахман и Атман совпадают, так как Атман – это самосознание Брахмана.

Буддизм – древнеиндийское религиозно-философское учение. Его основателем считается индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама (560 – 480 гг. до н.э.) Именно он был назван Буддой, т.е. «Просветлённым». Исходный принцип буддизма заключается в утверждении, что мир (в том числе и человек) находится в постоянном круговороте изменений и перерождений.

Вайшешика – древнеиндийская натуралистическая школа. При объяснении действительности для вайшешики первоначальное значение имели категории субстанций и атомов. Это первая школа атомизма.

Восьмеричный путь – в буддизме открытый и проповедуемый Буддой «срединный путь» жизни, ведущий к освобождению от страдания и просветлению. Разворачивается в восемь этапов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация.

Дао – в древнекитайской философии – естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира.

Даосизм – древнекитайский философ Лао-Цзы (V век до н.э.) разработал принцип «дао» и учение даосизма как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе и указывает путь, направление, согласно которому они должны осуществляться.

Дхарма – понятие древнеиндийской философии, первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Нерадивое исполнение закона, например, влекло за собой рождении в более низкой варне, а то и в теле животного или растения. Старательное же исполнение дхармы служило рождению в более высокой варне. Так действовал закон возмездия или карма.

Дэ – в философии даосизма опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека.

Жэнь – в древнекитайской философии – понятие, обозначающее человеколюбие.

Инь и Ян – основные космологические категории китайской мифологии и философии. Инь – земное начало, Ян – небесное. Их дуализм и взаимослияние объясняют сущность всех мировых процессов, человеческой жизни и принципов истинного познания и разумного действия. Инь и Ян выступают упорядочивающими началами предмирового хаоса.

Карма – в древнеиндийской философии понятие, обозначающее закон возмездия.

Конфуцианство – древнекитайское учение, основателем которого является Конфуций (552-479 до н.э.). Основа его учения – проблема взаимоотношений человека и общества. Этико-религиозная система Конфуция предлагала рационалистические предписания для организации жизни человека в обществе и нормировала его поведение. Конфуция интересовала не столько проблема истины, сколько проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием, которое открывается и проверяется в человеческих поступках. Его теория познания подчинена нравственно-социальным целям.

Ли - в древнекитайской философии – понятие, обозначающее ритуал.

Майя – в древнеиндийской философии понятие, обозначающее иллюзорность материального мира.

Нирвана (исчезновение, прекращение существования)– в буддизме состояние угасания, затухания сознания, остывания страстей и желаний.

Самадха – в древнеиндийской школе йоги понятие, обозначающее состояние полной интроверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений в сосредоточенности.

Сансара – в древнеиндийской философии понятие, обозначающее странствие души по различным телам, в принципе не имевшее конца.

У-вэй – в древнекитайской философии принцип невмешательства или недеяния, это одно из главных требований дао по отношению к человеку.

Ци – мельчайшая телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Лёгкие, светлые частицы ци образуют мужское начало Ян, а тяжёлые, тёмные – женское начало Инь. Сочетание этих частиц порождает, по учению даосов, всё сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь «возвращается к своему корню», т.е. снова распадается на первоначальные частицы.

Чарвака-локаята – древнейшее индийское философское материалистическое учение. Эта школа отрицала существование другого мира, кроме материального.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!