В каких произведениях русской литературы звучит тема женитьбы? В чем эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»?

Задание 9. ЕГЭ Литература.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры автор, по­доб­но Н. В. Гоголю, смеётся над сво­и­ми пер­со­на­жа­ми и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Мёртвыми душами»?

Пояснение.

Несомненно, что смех Го­го­ля за­ро­дил­ся за­дол­го до Гоголя: в ко­ме­дии Фонвизина, в бас­нях Крылова, в эпи­грам­мах Пушкина, в пред­ста­ви­те­лях фа­му­сов­ско­го об­ще­ства у Грибоедова. Над чем же сме­ял­ся Гоголь? Он сме­ял­ся не над монархией, не над цер­ко­вью и даже не над кре­пост­ным правом. Го­голь сме­ял­ся над че­ло­ве­че­ской бездуховностью, над ду­шев­ной омертвелостью, над не­ле­по­стью и глу­по­стью людей, ли­шив­ших себя ду­хов­ных интересов, цен­но­стей и идеалов. Да и во­об­ще все твор­че­ство Го­го­ля пред­став­ля­ет­ся как га­ле­рея «знакомых незнакомцев». Вспом­ним Хле­ста­ко­ва из ко­ме­дии «Ревизор». Разве нель­зя утверждать, что его черты при­су­щи каж­до­му че­ло­ве­ку в той или иной степени? «Пусть вся­кий оты­щет ча­сти­цу себя в этой роли и в то же время осмот­рит­ся вокруг, без бо­яз­ни и страха, чтобы не ука­зал кто-нибудь на него паль­цем и не на­звал бы его по имени. Вся­кий хоть на минуту, если не на не­сколь­ко минут, де­лал­ся или де­ла­ет­ся Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет толь­ко признаться», — писал сам Гоголь.

Чем вы­зван про­тест Ка­те­ри­ны в драме «Гроза» и в каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры XIX века изоб­ра­жа­ют­ся герои-бунтари?

Пояснение.

Катерина – натура сильная, она не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Бунтарём можно назвать и Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он своим образом жизни, своими взглядами и убеждениями колеблет мир дворян-либералов, под его натиском пошатнулось благополучие Кирсановых, развенчана их несостоятельность.

Бунтарь по натуре и Печорин, бросивший вызов «водяному обществу», взбудораживший его спокойствие и вызвавший на себя шквал негодования и ненависти.

Вообще русская литература XIX века глубоко и всесторонне показала нарастание противоречий между силами, желавшими или требовавшими коренных преобразований, и силами, всячески старающимися сохранить прежний порядок.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки зву­чит тема «гордого человека» и в чем эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны горь­ков­ско­му рассказу?

Пояснение.

Тема гордого человека звучит в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере Ларры. В Ларре чувство гордости доведено до тщеславия и эгоизма. Он сильный, красивый, но не считается с другими людьми, поэтому наказан за свою гордыню.

В драме Горького «На дне» монолог Сатина о человеке - гимн свободной, сильной, гордой личности, способной справиться с любыми невзгодами: «Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»

Гордости не лишена и Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Она уважает себя, потому презирает ложь, лицемерие, ханжество. Её гордость не позволяет ей приспособиться к нравам «тёмного царства», как это делают Варвара, Тихон, Борис. За это ей и пришлось заплатить собственной жизнью.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны лю­бов­ные драмы и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Тёмными аллеями»?

 

Пояснение.

Любовные драмы изоб­ра­же­ны в ро­ма­не Пушкина «Евгений Онегин», ро­ма­не Лермонтова «Герой на­ше­го времени». Эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Темными аллеями».

Генерал Ни­ко­лай Алексеевич, уже старик, при­ез­жа­ет на поч­то­вую стан­цию и встре­ча­ет здесь свою возлюбленную, ко­то­рую не видел около 35 лет. В свое время со­слов­ные пред­рас­суд­ки по­ме­ша­ли со­еди­нить судь­бу бу­ду­ще­му ге­не­ра­лу с простолюдинкой. Но лю­бовь из серд­ца глав­но­го героя не ушла и ме­ша­ла стать счаст­ли­вым с дру­гой женщиной, вос­пи­тать до­стой­но сына, про­дол­жа­ла его лю­бить и Надежда. Дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да в том, что ни­че­го нель­зя исправить, ни­че­го нель­зя воз­вра­тить и «переписать набело».

В ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва трагичны от­но­ше­ния Печорина с Верой. Эта жен­щи­на поняла Пе­чо­ри­на полностью и при­ня­ла его целиком. Хотя ее любовь, глу­бо­кая и серьезная, при­нес­ла Вере одни лишь страдания.

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как поз­во­ля­ет ему его ис­ка­ле­чен­ная душа. Но сча­стье недоступно для него, он не­сча­стен сам и де­ла­ет несчастной свою возлюбленную.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки отображён кон­фликт между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно с опо­ста­вить с тур­ге­нев­ски­ми «Отцами и детьми»?

Пояснение.

Конфликт раз­ных поколений, раз­ви­ва­ю­щий­ся на стра­ни­цах ро­ма­на «Отцы и дети», не нов для рус­ской клас­си­че­ской литературы. Это не про­сто кон­фликт поколений, это кон­фликт раз­ных со­ци­аль­ных формаций: у Тур­ге­не­ва — дво­рян и разночинцев.

В ко­ме­дии Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» между Чац­ким и Фа­му­со­вым также раз­го­ра­ют­ся бур­ные споры по жи­во­тре­пе­щу­щим про­бле­мам совремеености: при­ем­ле­мо­сти раз­лич­ных спо­со­бов для по­лу­че­ния по­вы­ше­ний по служ­бе и наград, о зна­чи­мо­сти об­ще­ствен­но­го мнения, об образовании. Кон­фликт этот — социальный; с одной его сто­ро­ны — Чац­кий и не­ко­то­рые внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи (брат Скалозуба, князь Федор, пле­мян­ник Тугоуховской), с дру­гой — мос­ков­ское дво­рян­ское об­ще­ство во главе с Фамусовым.

Как и у Тургенева, это про­ти­во­сто­я­ние не двух людей, а двух мировоззрений, об­ще­ствен­ных позиций; Чац­кий и Фа­му­сов — лишь наи­бо­лее яркие их представители.

 

В каких произведениях русской литературы звучит тема женитьбы? В чем эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»?

 

Пояснение.

Тема женитьбы раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова

В рассказе Чехова главный герой Беликов спрятался в футляр, никто и ничто не может сподвигнуть его выбраться из этого футляра, даже любовь. Вполне естественно, что эту «серую мышку» никто не любит, да и от него любви не ожидает. Разговоры о необходимой женитьбе заставляют Беликова взглянуть на Вареньку. Но тут Беликов «прячет голову в песок»: все надо обдумать, проверить. Даже свадьба у Беликова должна быть строго «регламентирована», а то «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться, собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихо и спокойно.

Герой гоголевской «Женитьбы» Подколёсин очень похож на Беликова: он тоже хочет подтверждать статус, осознавая своё холостое положение как не соответствующее статусу и, таким образом, как непосредственную для него угрозу. Устранение этой угрозы совершенно необходимо для него. Женитьба есть обременительная, крайне неприятная, но неизбежная мера, ибо — «положено».

В отличие от Беликова и Подколёсина, любит свою избранницу Карандышев в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Однако, есть и у него свои виды на женитьбу. Став женихом Ларисы, Карандышев сияет от счастья, красуется и выглядит очень гордым. Он самолюбивый и завистливый человек. Эта женитьба должна сыграть свою роль, когда он будет баллотироваться в мировые судьи.

Поразительно, что такие разные авторы, разные исторические периоды, разные по жанру произведения, а в звучании темы женитьбы немало общих нот. Это происходит потому, что женитьба рассматривается Гоголем, Островским, Чеховым во взаимосвязи с социальными пороками, порождаемыми самим устройством русского общества.

 

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния раз­лич­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Отцами и детьми»?

 

Пояснение.

Так же, как ро­ма­не Тур­ге­не­ва «Отцы и дети», в «Недоросле» Фонвизина, в «Горе от ума» Гри­бо­едо­ва кон­флик­ту­ют два мира, две идеологии: «век нынешний» и «век минувший». Мир Кирсановых, Про­ста­ко­вых и Фа­му­со­вых может быть поколеблем, если их на­учат­ся пра­виль­но оценивать, раз­ли­чать есте­ствен­ное и напускное, ис­тин­ное и ложное. В про­све­щен­ный век этот мир пошатнется, а сда­вать свои по­зи­ции Про­ста­ко­вы и Фа­му­со­вы не хотят. Вот по­че­му им так не­вы­год­но ученье, для них жить во тьме сподручнее. Вот по­че­му и Павел Пет­ро­вич открыто, а Ни­ко­лай Пет­ро­вич тайно не­на­ви­дят Базарова.

 

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­ка­за­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния про­стых людей с власть имущими и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с «Капитанской дочкой»?

 

Пояснение.

Проблема вза­и­мо­от­но­ше­ний власть иму­щих с на­ро­дом нашла от­ра­же­ние в таких произведениях, как «Путешествие из Пе­тер­бур­га в Москву» Радищева, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, ро­ма­нах и сказ­ках Салтыкова-Щедрина.

Тема вза­и­мо­от­но­ше­ний народа и го­су­дар­ства явственно про­сту­па­ет буквально с пер­вых страниц ро­ма­на А. Тол­сто­го «Петр Первый». На пути к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям свою опору Петр видит в народе. Во время сра­же­ний царь Петр сли­ва­ет­ся со своей армией. Он по­мо­га­ет своим сол­да­там тянуть пушки, по­воз­ки во время переходов, на­хо­дит­ся в самой гуще сра­же­ния в схват­ке с врагом. Царь воюет про­стым бомбардиром. Про­ти­во­сто­я­ния нет, нет го­су­да­ря и его слуг. Есть толь­ко русский народ, единый, могучий, рас­кры­ва­ю­щий все свои луч­шие качества. Ос­нов­ная трагедия в том, что власть после войны снова видит в на­ро­де лишь средство, лишь ору­дие для во­пло­ще­ния своих замыслов. Это обо­ра­чи­ва­ет­ся неисчислимыми страданиями, ги­бе­лью сотен людей, новым ро­стом противостояния на­ро­да царю.

В ро­ма­не «Капитанская дочка» Ека­те­ри­на предстает перед нами как муд­рая и спра­вед­ли­вая правительница. Не­до­воль­ство ее прав­ле­ни­ем вызвало на­род­ную войну под пред­во­ди­тель­ством Пугачева. Однако, самое главное, что она за­кон­ная правительница, и потому, какую бы по­ли­ти­ку она не проводила, это долж­но восприниматься как должное — та­ко­во мнение Пушкина.

 

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки зву­чат песни и в чём со­от­вет­ству­ю­щие эпи­зо­ды можно со­по­ста­вить с приведённым фраг­мен­том «Тихого Дона»?

Пояснение.

Народная песня в при­ве­ден­ном от­рыв­ке имеет глу­бо­кий смысл. Ее ос­нов­ная мысль — не­лег­ка доля казака, а без вер­но­го коня казак во­об­ще не может быть казаком. Конь ухо­дит от ка­за­ка — пло­хой знак. По­ю­щие пред­чув­ству­ют свою судьбу. Песня зву­чит как предсказание. Со­по­ста­вить дан­ный от­ры­вок можно с гла­вой «Незваный гость» из «Капитанской дочки». В главе осо­бое место за­ни­ма­ет «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зе­ле­ная дубравушка». Ее очень вдох­но­вен­но пели раз­бой­ни­ки на пиру, по­свя­щен­ном взя­тию крепости. Гринев, не­смот­ря на свою молодость, все же понял ее глу­бо­кий смысл и был по­ра­жен услы­шан­ной «песней про виселицу, рас­пе­ва­е­мой людьми, об­ре­чен­ны­ми виселице». Цель этой песни за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­ка­зать силу рус­ско­го народа, ко­то­рый готов от­кры­то бо­роть­ся за свои права, не пу­га­ясь пред­стать перед судом.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 3977; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!