Американский Юг как рифма русскому усадебному барству. 1 страница



b_a_n_s_h_e_e: Плантация «Лаура» и ее обитатели: Усадьба «Лаура». Из-за частых наводнений – Миссисипи буквально в двух шагах – дом строит на прочных кирпичных колоннах. Строили его рабы-сенегальцы, которые считались отличными корабельщиками. Изначально стены были из таксодиума, болотного кипариса, но усадьба несколько раз сгорала, так что от кипарисов мало что осталось. Истинные креолы предпочитали красить свои дома в яркие цвета, не только потому, что были такими жизнерадостными, но и чтобы замаскировать плесень и лишайник. И потешались над англоговорящими соседями, когда те упорно красили дома в белый цвет – уж очень быстро зеленели стены. Кстати, о дверях. Они служили лишь для того, чтобы впускать свежий бриз со стороны реки. Входная дверь находилась во внутреннем дворике, служившем этакой воронкой, чтобы затягивать воздух внутрь дома. В августовскую жару это было единственной вентиляцией, если не считать опахал, которые устанавливались в столовых и жилых комнатах. Пока хозяева обедали, кто-то из слуг дергал за веревочку, и опахало колыхалось, разгоняя духоту. Это частично спасало от жары, но не от заразы... Возможно, плантация «Лаура» не получила бы широкую известность и никто не потрудился бы ее охранять, если бы здесь не были записаны сказки о братце Кролике. Записал их сосед Алсе Фортье, впоследствие президент Американского фольклорного общества и близкий друг Джоэла Харриса, автора «Сказок дядюшки Римуса». См. Laura Plantation. Plantations in Louisiana.

ЛаВей, Мария.Городские легенды Америки - Мари Лаво - королева Вуду.

Фильмы: «Сердце Ангела», «Ключ от всех дверей», «Форрест Гамп» (например, эпизод, в котором чернокожий друг Форреста Бабба (родом из Байю-ла-Батре) рассказывает о том, что его мать готовила креветки. И мать его матери готовила креветки. И мать матери его матери тоже готовила креветки) и т.д. Films shot in New Orleans, Louisiana, Films set in New Orleans, Louisiana.

Апатия и апатейа. Является липренебрежение Обломова ко всему утилитарному своеобразным выражением взгляда на жизнь античных философов? Можно ли отнести его к эпикурейцам? Напоминает ли его образ жизни об «атараксии», «апатейе»?

Думается, что «способ жизни» Обломова был бы осужден тем же Гераклитом как доксический. Как некое псевдобытие. Поскольку Обломов – пленник своих привычек и слабостей. Да и сам страх того, чтобы жить, показался бы античному греку позорным. Грек не старается «жить своею жизнью». Идеи античного «делания» жизни совсем другие.

Зачем Обломов сегодня? Смерть Ильи Ильича – Угаров Михаил: Угаров объяснил, зачем ему (и всем нам) нужен Обломов: для профилактики – чтобы противостоять «злой энергии», сопровождающей почти любую активную деятельность; так на узких улицах кладут «лежачих полицейских» – иногда надо сбрасывать скорость. Угаровский совет энергичным людям: залезать в шкаф и сидеть там тихо по 20 минут каждый день – много будет пользы. По Угарову, деятельности в нашей жизни стало столько, что важно культивировать противоположный миф.

Петербургский текст. З.Минц, Петербургский текст» и русский символизм. - Ruthenia: Еще в работах Н.П. Анциферова было показано, что классические произведения русских писателей о Петербурге отличаются высокой степенью общности, позволяющей рассматривать их как некое единство. Б.В. Томашевский подчеркнул, что речь идет не просто о «петербургской теме» как таковой, а о важных особенностях поэтики произведений, линия которых протянулась от Пушкина к Достоевскому и литературе начала XX в. (особая роль городского пейзажа, «идеологического и эмоционального отношения» к городу, образа героя, «живущего, мыслящего и страдающего» в Петербурге). Разные аспекты этой проблемы многократно исследовались, но лишь в последние десятилетия термин «петербургский текст» получил четкое истолкование. В.Н. Топоров пишет: созданный «совокупностью текстов русской литературы «петербургский текст» обладает всеми теми специфическими особенностями, которые свойственны текстам вообще и – прежде всего – семантической связанностью <…> хотя он писался (и будет писаться) многими авторами».

Текст как проблемное пространство. Это означает восприятие текста не как ряд уже зафиксированных смыслов, а как пространство неустойчивых значений. Текст – это то, что должно постоянно вызывать мои вопросы. Текст – это то, что требует моего о нём слова. То, что вызывает моё сопротивление. То, что не может без меня состояться. Текст – это то, что сделано для моего вторжения. То, что я должен опустошить, разорить. Чтение текста должно быть «диким». Как автор, который его писал. Диким – значит, не оглядывающимся ни на какие авторитеты. Жадным, плотоядным, животным.

Образ – это не то, что образовано. Образ – это то, что образуется. В значении, обратном расхожему слогану энтропии «Всё образуется» («Не волнуйся, всё образуется» = «Не волнуйся, мы все умрём»). Образ, который перестал образовываться (вместе со мной, и на моих глазах), перестаёт быть образом (я гляжу на него, и не понимаю, кто он и что он). Нельзя «быть образом». Можно «быть в образе». То есть располагать исключительно динамическим (а не обладающим) отношением.

Только став «дикарём», мы можем перестать быть «варваром» (навязывающим себе и автору разрозненные лоскутья где-то слышанных смыслов). В современном образовании сама процедура чтения зачастую становится неподлинной. Ибо читатель не столько читает текст, сколько пытается разглядеть в нём разные намёки и кивочки: «Я тебе пригожусь». Он как бы заранее разделяет его на то, чем можно пренебречь, и на то, что можно использовать. Даже не зная о той культурной разметке, которая предпослана этому тексту, он догадывается о ней (или старается её просчитать, поскольку знает, что эта культурная разметка текста важнее, чем сам текст).

Итак. Текст ждёт дикаря. Только дикарь способен подлинно его прочесть. Культурному человеку текст не нужен.

Задание. Случайная гипотеза. Мы наугад (жребием) задаём страницу романа (возможно, никогда ранее не читанного). Задачей является продуцирование гипотезы, связанной с этим фрагментом текста.

Кейсы:

Модель, работающую с моделями. Хорошая модель лаконична и обладает эвристической ценностью (то есть позволяет делать нетривиальные выводы, обнаруживать новое содержание). Возьмём в качестве примера блестящую (ёмкую и внятную) модель Натальи Зубаревич «Четыре России» (с отличного ресурса ПостНаука). Задача (которую я и вижу как кейс) – «пересадить» эту модель на новую ситуацию. Например, применить модель Зубаревич в обсуждении «Обломова» или «Войны и мира». Насколько мы можем «выщепить» из текста романа (или события) устойчивые образы «разных Россий». Где пролегали линии «демаркации» тогда? Насколько они были преодолеваемы (скажем, при Екатерине II существовали лакуны, позволявшие пополнять дворянское сословие)? Может ли советская партийная номенклатура определяться как отдельная «Россия»? На мой взгляд, мы здесь имеем дело со вполне себе кейсом. Отобрав с полсотни содержательных и элегантных моделей, мы «протестируем» ими ситуации из разных учебных дисциплин.

Н.Зубаревич: Российская Федерация делится на три-четыре части. Если в России-1 (крупнейшие города, примерно четвёртая-пятая часть населения) мы видим модерн, новые формы и образы жизни, то Россия-2 – это территория еще очень советская. Это средние и менее крупные города (условные границы в 250 – 500 тысяч человек). Эта Россия, во-первых, сильно зависит от государства, потому что доля бюджетников там существенно выше; зависит от экономической конъюнктуры, потому что российские промышленные предприятия, те, что живые, вписаны в глобальный рынок, и когда начинается кризис на глобальном рынке, он сильно сказывается на этих городах. Россия-2 остается в значительной мере патерналистской, она зависит от государства и требует от него, чтобы оно ей помогало. Россия-3 – это Россия села и малых городов. Это Россия подсобных хозяйств и самовыживания. Она индифферентна к политическим событиям. Мобильность в России-3 невысока, человеческий капитал незначителен. Это патриархальная Россия. Можно также выделить традиционалистские национальные анклавы. Здесь могут быть города (в Махачкале – под миллион), но нет городского сознания. Необходим диалог всех Россий.

«Говорящие» фамилии. Говорящие фамилии в произведениях русских писателей: Фамилия Фамусов трактуется, с одной стороны, как знаменитый, известный (от фр. fameus), с другой – боящийся молвы (от лат. fame молва)... Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?»... В пьесе «Лес» Островский настойчиво нарекает героев именами, связанными с понятиями «счастье и несчастье», а также с «раем, аркадией». Недаром имя помещицы Гурмыжской – Раиса. Да и корень фамилии Раисы Павловны наводит на определённые размышления. А.В. Суперанская и А.В. Суслова пишут об этом: «Имя Раисы Гурмыжской – богатой помещицы – в русском языке созвучно со словом «рай». Разгадку же её фамилии можно найти в другой пьесе Островского – «Снегурочка» – В словах Мизгиря, который рассказывает о чудесном острове Гурмызе посреди тёплого моря, где много жемчуга, где райская жизнь»... Массу ассоциаций вызывает также имя Любови Раневской (в девичестве – Гаевой). Здесь – и рана, и любовь, и гай (по В.И. Далю – дуброва, роща, чернолесье). Вообще пьеса «Вишнёвый сад» – настоящий кладезь говорящих имён. Здесь и Симеонов-Пищик, и имя Трофимова – Петя.

В фамилии Обломова, на мой взгляд, сложно услышать слово «обломок». Уж очень ассонансно, окатисто, «сливочно» звучание этого слова.

Проект. «Вещь в литературе».

Обувь. Сапоги.

Их: шьют, снимают (живые; с живого; с мёртвого); чистят и смазывают; подбивают. Сапоги «со скрипом». «Сапоги бутылкой» (А.Серафимович). Солдатские сапоги были юфтевыми и кирзовыми, высший составы армии носили другую обувь. Ковбойские сапоги. Запах сапог. «Стараясь не стучать сапогами». «Целуя сапог». «Сапоги с галошами, а на дворе нет лошади». Износить железные сапоги. Поповские сапоги. Порезать голенище, чтобы не отняли. Щёлкнув каблуками. «Под воротник» и «за сапоги». Сапоги (М.Горький, Сталин, Лимонов). Жандармский сапог. Сапоги не по размеру. Лечь, не сняв сапогов (а то и один сапог). Бабы в мужских сапожищах. «Дутые» синтетические сапоги 1980-х. Чистильщик сапог (Каурисмяки, «Гавр»). «Скрипят, визжат сапоги на морозе» (Ф.Абрамов). Аркадий Аверченко. Городовой Сапогов. Аверченко: Трава, примятая Сапогом. Сапоги - Евгений Евтушенко. Сдались мне эти сапоги! : Астафьев - Затеси. Юфть. Мездра. Дёготь. Ворвань.

Гримм, Маленькие человечки: Один сапожник так обеднел, что у него не осталось ничего, кроме куска кожи на одну только пару сапог. Ну вот, скроил он вечером эти сапоги и решил на следующее утро приняться за шитьё. А так как совесть у него была чиста, он спокойно улёгся в постель и заснул сладким сном. Утром, когда сапожник хотел взяться за работу, он увидел, что оба сапога стоят совершенно готовые на его столе. Сапожник очень удивился и не знал, что об этом и думать. Он стал внимательно разглядывать сапоги. Они были так чисто сделаны, что сапожник не нашёл ни одного неровного стежка. Это было настоящее чудо сапожного мастерства! Вскоре явился покупатель. Сапоги ему очень понравились, и он заплатил за них больше, чем обычно. Теперь сапожник мог купить кожи на две пары сапог.

И.Бродский, финал из Вижу колонны замерших внуков («прахоря» – сапоги на лагерном жаргоне):

Маршал! Погло́тит алчная Ле́та

Эти слова и твои прахоря́.

Всё же, прими их – жалкая лепта

Родину спасшему, вслух говоря.

Бей, барабан, и, военная флейта,

Громко свисти на манер снегиря.

Аверченко. Специалист по военному делу: Появилась статья военного обозревателя об Италии. Она начиналась так: «Италия имеет форму сапога. Капо-спартивенто – это его носок, Капо-С. Мария – его каблук. Средняя часть подметки образуется из залива Таренто. К сожалению, мы не можем точно обрисовать верхнюю часть сапога, так как верхушка голенища сливается с материком, а ушки должны быть где-нибудь между Сицилией и Венецией. Что же касается подъема этого сапога, то...» и т.д., и т.д. Статья была очень оригинальная и в редакции произвела известное впечатление.

Владимир Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина: Само происшествие застало Голубева в тот момент, когда он вместе с одноруким счетоводом Волковым проверял бабу Дуню на предмет самогоноварения. Результаты проверки были налицо: председатель слезал с двуколки с особой осторожностью, он долго нащупывал носком сапога железную скобу, подвешенную на проволоке вместо подножки.

Ф.Достоевский, «Бесы»: Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить. (Это слова Шатова)

Н.Гоголя, «Мёртве души»: Что именно находилось в кучке – решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывались оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

А.Белый, «Симфония»: В подвальном этаже чирикала канарейка. Здесь работал сапожник, созерцая мелькавшие ноги пешеходов. Проходили сапоги со скрипом, желтые туфли, проходило отсутствие всяких сапог. Все это видел лукавый сапожник и весело вертел шилом, протыкая свежую кожу.

Василий Гроссман, «Убийство евреев в Бердичеве»: Трудно воспроизвести душевное состояние двадцати тысяч людей, внезапно объявленных вне закона, лишенных каких бы то ни было человеческих прав; даже страшные законы, установленные немцами по отношению к жителям оккупированных областей, казались евреям недостижимым благом. На еврейское население была наложена контрибуция: военный комендант потребовал представить в течение 3 дней 15 пар хромовых сапог, 6 персидских ковров и сто тысяч рублей. Судя по незначительности этой контрибуции, она явилась актом личного грабительства со стороны военного коменданта. При встрече с немцем еврей должен был снимать шапку. Не выполнявших это требование подвергали избиению, заставляли ползать на животе по тротуару, собирать руками мусор с мостовой, старикам резали бороды.

Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Россия О.Л.Д'Ор (И. Л. Оршер): В новых губерниях разделили народ на три сословия, причем строго придерживались брючного и сапожного ценза. У кого были целы сапоги и брюки, тот был зачислены купеческое сословие. Тот, кто имел рваные сапоги, но брюки целые, попадал в мещанское сословие. Лица же, у которых сапоги просили каши, а брюки были с вентиляцией, составили сословие ремесленников. Всем трем сословиям была дарована свобода давать взятки четвертому сословию – дворянству...

Фёдор Абрамов, «Пути-перепутья»: Егорша сразу же, еще сидя в кабине, объявил себе боевую тревогу: быстро прошелся по запылившимся сапогам рыжей бархоткой, которую всегда носил в кармане завернутую в газетку (сапоги – это самое главное в солдатском деле), затянулся ремнем на последнюю дырочку, оправил гимнастерку, посадил, как положено по уставу, пилотку на голове (два пальца над глазами) и с острым, бодрым холодком в груди выскочил на деревянные мостки.

Михаил Шемякин: Когда меня спрашивают: «Почему сапоги?», объясняю. Я уже около 25 лет живу в деревне, у нас парк в 26 гектаров, где живут змеи, а мне нужно постоянно гулять с собаками – у меня шесть псин, которых нужно выгуливать, поэтому я не могу ходить просто в брюках.

Словарь обуви - Relooking.ru: Сапоги до колена / Knee high boots. Сапоги-луноходы / Moon boots (были разработаны специалистами NASA для астронавтов, исследовавших поверхность Луны. Известно, что в «темное время» лунных суток температура может опуститься до -156 °С. Стоит ли говорить, что наши земные зимы в луноходах просто смешны!). Ковбойские сапоги / Cowboy boots. Снегоходы / Snow boots. Байкерские сапоги / Biker boots. Угги / Ugg (фермеры и деревенские жители разных районов Юго-Восточной Азии и Австралии носили эти сапоги с давних времен. В 60-х их приняли на вооружение серферы, чтобы согревать ноги в тепле, выйдя из воды. Многие носят их без носков. Памела Андерсон (Pamela Anderson) отказалась от них из солидарности животным).

«Эжва вышла из сапог»: Когда наш район только начинал строиться, из Сыктывкара каждое утро приезжали десятки рабочих. Выйдя из автобуса в районе улицы Славы, рабочие переобувались в резиновые сапоги: об асфальте тогда не шло и речи, вместо дорог была грязь и жижа.

Суконкин Алексей. Запах армии: Дембеля сутками сидели за изготовлением своей формы, и в частности сапог. Первым делом у дембельского сапога укорачивается голенище. Сбоку делается разрез под небольшую шнуровку – а шнурки из белой тесьмы (в ВДВ и Спецназе – из стропы). Сапоги должны быть обязательно «замшевые» – это те сапоги, у которых, видимо по ошибке, кожаная часть сшита кожей внутрь, а замшей наружу. Так вот эта замша разглаживается утюгом и носку сапога придается форма гроба. В конце девяностых годов было модно такие туфли носить, которые так и назывались – «гробы». Непобедимая и легендарная носила этот писк моды за много лет, как он вышел в мир. А еще дембельские сапоги изнутри обшивались красным бархатом. Бархат «доставался» в клубе части, где им устилали столы по торжественным случаям. Помню, у нас в части проходил показательный выездной суд над ворами в погонах, так один стол был закрыт сукном, на котором сбоку зияла приличная дыра, явно сделанная умелой рукой сапожника-дембеля. В такой сапог даже ногу ставить не осмелишься по первому разу. Слишком уж красиво сделан.

САПОГИ | Народный костюм: Сапоги военных имели свои особенности: парадные сапоги конца 19 века были столь узки в голенище, что надеть или снять их без посторонней помощи было невозможно.

Сага о сапогах: Мечтой каждого русского крестьянина были кожаные сапоги. «Сапоги для мужика были самый соблазнительный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапоги», – писал в 1883 году в рассказе «Бойцы» Д.Н. Мамин-Сибиряк. Деревенские сапоги шили из простой черной кожи; подошвы подшивали «варными нитками». В Костромской губернии, например, «сабоги» (так их здесь называли) тачали на прямой колодке: левый сапог от правого не отличался. Сапоги, сшитые на «косой» колодке, старики не носили, почитая это за грех. Запретными для них были и сапоги на гвоздях – ведь «в таких сапогах скоморохи плясали».

Как кирзовые сапоги стали культом: Ходит масса заблуждений насчет того, кто первым создал кирзовые сапоги. Расставим точки над i. Приоритет в этом деле принадлежит русскому изобретателю Михаилу Поморцеву. Брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка он получил в 1904 году. Материал обладал свойствами, практически идентичными коже. Он не пропускал воду, но при этом «дышал». Впервые кирза «понюхала пороха» на Русско-японской войне, где она использовалась для изготовления амуниции для лошадей, сумок и чехлов для артиллерии.

Пехота: в России уходит в прошлое еще одна неудобная традиция: Предстоящая зима будет первой, когда российские солдаты не будут носить валенки. Это такие сапоги, сделанные из войлока. На Западе практически единственными вещами, сделанными из войлока, являются шляпы, однако в России обувь из войлока была популярной в течение многих веков. Войлок представляет собой переработанную шерсть. Он относительно прочен и, как все изделия из шерсти, является хорошим изоляционными материалом, а также плохо пропускает воду (но не является водонепроницаемым). До 20-го века в самое холодное время года использование сапог из войлока предоставляло россиянам единственную возможность выйти на улицу и не отморозить ноги. Хотя войлок существует уже около полуторатысячи лет, валенки из него появились лишь в XVIII веке, а достаточно дешевыми они стали только в XIX столетии, когда их производство было автоматизировано. До этого обувь из войлока оставались в значительной мере предметом роскоши. В конце XIX века она в больших масштабах производилась в России, а главным ее покупателем была российская армия.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!