Черты русского стиля жизни (какие, на ваш взгляд подлинны, какие – нет?)



ü Нищелюбие

ü Обильность, чрезмерность праздников и праздничного разгула

ü Размах, показная удаль, «сорение» деньгами

ü Плутовство, лукавство, изобретательность

ü Отсутствие «святости собственности» («грабь награбленное»)

ü Завистливость

ü Мессианство

ü Утопичность мышления

ü Дуализм (разрыв между здешним, земным и потусторонним: здешнее умалено)

Типажи

Рассказ Н.Лескова «Однодум» из цикла «Праведники».

Александр Рыжов – квартальный (на ранг ниже городничего) в небольшом городке. Рыжов отличается крайней богобоязненностью и никогда не берет взяток. Поскольку жалованье его составляет 2 рубля 87 копеек в месяц, он никогда не покупает даже соли. На вопрос, как ему удается так существовать, отвечает: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами обойтись можно».

Колоритные образы у М.Зощенко в «Рассказах о деньгах» («Голубая книга»).

Вполне могут быть описаны те типажи, которые нас окружают.

Собирательный образ дальнобойщика, кондуктора, официантки, полицейского и т.д.

Стереотипы

Согласны ли вы с тем, что в русской культуре есть стереотип: хороший человек тратит (хотя бы и в кабаке), плохой – откладывает?

Как можно в России разбогатеть?

Через случай, игру Фортуны («Пиковая дама», дворцовый фаворитизм и т.д.).

Отсюда: когда можно разбогатеть?

Во времена нестабильности, перераспределения богатств, титулов, преференций.

В чем притягательность риска, «пиковых ситуаций»?

Ситуации

Когда возможен и выгоден обман?

  • Когда нет информационной обеспеченности (информационная ассиметрия)
  • Когда отношения единичны, кратковременны, случайны
  • Когда возможный барыш очень велик
  • Когда риски невелики (некому карать или кара незначительна)

ЛАПИН Н. Проблемы формирования концепции... Возникло направление гуманитарных исследований: философия и социология качеств жизни. Известны классические характеристики человека как одномерного, бунтующего, одинокого (Г.Маркузе, А.Камю, Ф.Кафка), даже индивидуализированного общества (З.Бауман), интерпретируемые как следствие утверждения фундаменталистско-либерального индивидуализма. В нашей социологии стали исследоваться такие качества россиян как двоемыслие, лукавство (Ю.Левада), катастрофичность (В.Шубкин), парадоксальность, кентавричность; открыватель двух последних качеств, Ж.Т. Тощенко, продолжив свои исследования в этом направлении, предложил концепцию кентавр-проблемы как специфического качества многих проблем современного российского (и не только) общественного сознания и общества [Тощенко, 2001]. Возможно, подобные качества россиян можно интерпретировать как рациональную адаптацию к цивилизации суровой истории [Наумова, 2006].

Тупики и Развилки

В катаевской цитате (см. текст урока) говорилось об одновременной близости и далёкости драматургии Островского и Чехова. У Паперного З.С. (Записные книжки Чехова - 1976, http://apchekhov.ru/about/index.shtml) находим следующий эпизод: «Станиславский рассказывает в книге «Моя жизнь в искусстве», как Чехов сообщил ему, что нашел чудесное название для пьесы: «- Вишневый сад,- и он закатился радостным смехом». Постановщик не сразу понял, что означает эта перемена ударения. Спустя какое-то время Чехов снова вернулся к заглавию: «- Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад,- объявил он и закатился смехом». Стало ясно: «Вишневый сад»- это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни <...> Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого» (К.С. Станиславский. Собрание сочинений в 8-ми томах, т. I. M., «Искусство», 1954, стр. 268 - 269.). Двоящееся название: «Вишневый сад - Вишнёвый сад» глубоко симптоматично для Чехова, для его героев, оказывающихся на социальном перепутье, таких, как интеллигент-купец Лаптев, помещик-работник Алехин, бывший интеллигент, ставший владельцем поместья, «крыжовника», Николай Иваныч Чимша-Гималайский, дворянин-маляр Мисаил Полознев. Мужики из одноименной повести - еще мужики, но героиня повести «В овраге» Липа и мать уходят из деревни, становятся грузчицами. Социальный мир Чехова - мир брожения, изменчивых, зыблющихся границ. Достаточно сопоставить его с «темным царством» Островского, чтобы увидеть: еще больше зашатались устои, весь уклад с его строгой иерархией, канонами, непроходимыми социальными перегородками». Эта цитата важна для нас особенно потому, что объясняет наше желание увидеть Лопахина в новых исторических декорациях. И услышать лопахинскую оценку разного рода новин и перемен.

 

«Продолжение истории»

Вышедшая в 2008 году пьеса Людмилы Улицкой «Русское варенье» сразу была отмечена критиками как продолжение «Вишнёвого сада», переложение чеховского сюжета на современный лад, вариации на тему судьбы русской интеллигенции. Стоит обратить внимание на первоначальный эпиграф пьесы afterchekhov («после Чехова»), сразу направляющий читателя на предстоящую интертекстуальную игру. Н.А. Редько отмечает, что «пьеса Улицкой с начала и до конца пронизана игрой с чеховским текстом, семантика чеховских фраз, мотивов и образов в пьесе легко угадывается». Сама писательница так мотивирует написание этого произведения: «Мне захотелось поговорить с Чеховым, написав что-то в продолжение ему». (ДИАЛОГ КУЛЬТУР В АСПЕКТЕ ЯЗЫКА И ТЕКСТА).

 

Экономика «Вишнёвого сада»

Экономических интерпретаций событий в пьесе не так уж мало.

Соображения А.Минкина (и не только) обстоятельно представлены в блоке «Русского языка». Здесь процитируем Елену Чиркову (см. Ъ-Деньги - Вишневый cash).

Применение метода DCF (discounted cash flow) к пьесе Чехова может изменить взгляд на классику. Спустя 110 лет «Деньги» наконец разобрались, почему и насколько Любовь Раневская продешевила, продавая поместье... Вариант Ермолая Алексеевича Лопахина – поделить усадьбу на участки и сдавать в аренду: можно брать по 25 рублей за десятину (1,09 га) и получать 25 тыс. в год. О другом вспоминает старый слуга Фирс: «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили и, бывало... сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...». Наверняка эти возможности существуют и сейчас: рядом – крупный город, сады и огороды не у всех. Имение очень большое: раз 25 рублей за десятину принесли бы 25 тыс., их там не меньше 1 тыс. Усадьба состоит из вишневого сада и «земель вдоль реки», площадь под садом неизвестна, но это большая часть усадьбы, иначе вишневые деревья не нужно было бы рубить под строительство дач, тем более что участки с видом на реку ценятся выше. По моим прикидкам, в конце XIX века вишня стоила на базаре примерно 30 копеек за килограмм (известно, что помидоры шли по 45 копеек, а картофель – по 10 копеек). Допустим, в поместье оптом перекупщик дал бы 10 копеек, издержки составляли половину этой суммы, тогда прибыль могла достигать 5 копеек с килограмма, или 50 рублей с тонны. Из садоводческих справочников известно, что на одной десятине высаживается 400 вишневых деревьев, урожайность 10 кг с дерева – скромная. Получается, что с десятины можно было собрать 4 т вишни и выручить за них 200 рублей. С учетом того что сад плодоносил раз в два года, чтобы заработать 25 тыс. рублей, которые Раневская могла получить, вырубив сад и сдав участки в аренду, нужно, чтобы под вишней было 22% площади имения. Сад же явно был гораздо больше. Оба варианта предполагают, однако, что Раневская продолжит обслуживать кредит – имение-то в залоге... Любовь Андреевна выбирает продажу имения. В результате она получает те самые 90 тыс., которые на аукционе Лопахин дал сверх долга. Положить эти деньги в банк можно под 4% – это приносит 3,6 тыс. в год, но проценты по закладной платить теперь не нужно. Всё равно это почти в четыре раза меньше дохода от сдачи поместья под строительство дач. Плюс к тому продажа имения несла в себе большой риск, можно было не выручить и 90 тыс. На аукционе было всего три участника: брат Раневской Гаев с 15 тыс. «ярославской бабушки» – смехотворной суммой, купец Дериганов, который «сверх долга сразу надавал тридцать» тысяч, и Ермолай Лопахин. Если бы не он, Раневская получила бы максимум 30 тыс. рублей – положенные под проценты, они приносили бы всего 1200 рублей в год. Вполне возможно, что не случилось бы и этого: Дериганов мог дать такие деньги, лишь завидев Лопахина... Найдём имение Раневской по приметам: 1) 20 верст (примерно 20 км) от тогдашней Москвы; 2) железная дорога только что проложена; 3) стараниями купцов на его месте возник дачный поселок; 4) под это вырубили большой вишнёвый сад; 5) рядом с поместьем река. В последней четверти XIX века в Подмосковье называемые ныне стародачными поселки возникли у Малаховки, станции железной дороги Москва-Рязань, и окрест станции Одинцово дороги Москва-Смоленск – это Переделкино, Барвиха, Немчиновка, Жуковка и Николина Гора – словом, Рублёвка. В районе Малаховки у разорившихся помещиков земли скупали купцы-девелоперы, а на Рублёвке действовали и купцы, и сами предприимчивые помещики – владельцы земли. Так, братья Немчиновы взяли у государства 1100 десятин в аренду около 16-й версты Брестской дороги, получили разрешение на строительство железнодорожной платформы и возвели и платформу, и одноимённый поселок – Немчиновку. Поселок Барвиха обязан появлением генералу А.Б. Казакову, который решил поднять доходность своего подмосковного имения строительством дач, то есть, по сути, генерал реализовал лопахинский вариант, приплюсовав к нему кирпичный заводик, работавший на местных глинах.

 

Райский вишнёвый сад и изгнание из него - Литературная Россия

С.Кайдаш-Лакшина: Уже несколько десятилетий из работы в статью кочует высказывание Бунина о вишнёвых садах: «...Вопреки Чехову никогда не было в России садов сплошь вишнёвых: в помещичьих бывали только части садов, иногда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могли быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишнёвых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения (вовсе не похожими на то, что так крупно, роскошно цветёт как раз под самыми окнами господского дома в Художественном театре...»). Между тем Бунин ошибается: в южной России, в Поволжье (вспомним строчки Некрасова – «как молоком облитые, стоят сады вишнёвые, тихохонько шумят»), на Владимирщине, куда завёз вишни из Киева Владимир Мономах, основавший город (знаменитый сорт «владимирка»), вишнёвых садов было много (См. «Всемирный путешественник» за 1890 год).

Сколько лет Раневской? Брат Гаев говорит сестре умилённо: «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уже пятьдесят один год, как это ни странно...». То есть брат с сестрой спали в одной детской, значит, разница в годах у них была небольшая. Приёмной дочери Раневской Варе 24 года. А по законам Российской империи «между усыновителем и усыновляемым должно быть, по требованию законодательств, такое отношение возраста, чтобы они могли находиться в отношении отца и сына... В России усыновитель должен иметь по крайней мере 30 лет отроду». Тогда Раневской 54 года, и у неё с братом три года разницы. Иногда усыновляли (удочеряли) детей, если их долго не было в браке. Может быть, это случилось и с Любовью Андреевной: удочерили Варю, родилась дочь Аня, сын Гриша...

Лопахин похваляется тем, что распахал тысячу десятин, посеял мак и получил «сорок тысяч чистого». Но ведь это он Степь распахал, которая также является хранителем прошлого со своими курганами и просторами... Подобно вишнёвому дереву, мак сакральное растение (на Украине древняя аграрная игра «мак», подобно русской игре «уж мы сеяли, сеяли ленок»). У римлян владыка подземного царства, бог смерти Оркус носил тунику из лепестков красного мака. Мак Лопахина – это дорога мести живым и мёртвым.

Почему не любят Чехова? АНДРЕЙ СТЕПАНОВ - Бродский о Чехове...

В отличие от Наймана, Бродский, по-видимому, разделял мнение Ахматовой о том, что «Чехов противопоказан поэзии». Хотя надо сразу сказать, что его заметная в ряде высказываний идиосинкразия существенно отличалась от активного неприятия со стороны предшественников, и, соответственно, отличались и причины этого неприятия. Здесь вряд ли сработает гипотеза Льва Лосева о «страхе влияния» чеховской поэтики, которую испытывала Ахматова (см.: «Звезда», 2002, №7, с.215), равно как и гипотеза А.Кушнера о том, что неприязнь к Чехову у Ахматовой, Ходасевича и других обусловлена революционной жаждой героизма, присущей поэтам этого поколения (см.: «Звезда», 2002, №11, с.197). Предложите свою версию.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!