Субъективные каналы восприятия и передачи информации
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ
Сущность социальной перцепции
заключается в образном воспри-
ятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего
мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений мате-
риального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым ус-
ловием восприятия. Как отмечает В. В. Ситников, образ рассматривается
как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядо-
чивает многообразие отдельных явлений (Ситников В. Л., 2001, С. 15). По
содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает
действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, воспри-
ятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозак-
лючение).
Восприятие является активным процессом, т. е. то, что мы вос-
принимаем, и то, как мы интерпретируем воспринятую информацию, с
одной стороны, определяется нашим состоянием, с другой стороны, на-
ходится под нашим контролем.
Механизмы социальной перцепции
Механизмы социальной перцепции –это способы, посредством ко-
торых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека;
к ним относятся: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттрак-
ция, каузальная атрибуция.
Под идентификациейподразумевают способ понимания другого че-
ловека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе.
|
|
Это наиболее простой способ понимания другого человека (Бодалев А. А.,
1982).
Эмпатия– постижение эмоционального состояния, проникновение –
вчувствование в переживания другого человека.
Децентрация– способность и умение человека отойти от своей по-
зиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со
стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм ос-
вобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых
эффективных в процессе познания другого человека.
Социальная рефлексия –осмысление индивидом того, как он вос-
принимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что
интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напря-
мую зависит от субъективной значимости партнера.
Аттракция– особая форма восприятия и познания другого человека,
основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитив-
ного чувства. Выделяются 3 уровня аттракции: симпатия, дружба и лю-
бовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующие факторы, стимулирующие
проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в
одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; про-
|
|
6
стое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство
мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.
Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стиму-
лирующие аттракцию, на две группы:
1) внешние факторы, т. е. существующие до того, как начался про-
цесс общения, это: потребность в аффилиации (доверительном общении),
эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная бли-
зость;
2) внутренние факторы, возникающие в процессе взаимодействия:
физическая привлекательность партнера по общению, стиль общения, фак-
тор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партне-
ру в процессе общения.
Механизм каузальной атрибуциисвязан с приписыванием причин,
как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования
атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством ко-
торой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции воз-
никает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке,
заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).
Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции
1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооце-
|
|
нивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для
«наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей,
часто просматривается следующая закономерность: при их неудачах мы
говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей;
если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто по-
везло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как ее ос-
новная цель – сохранение положительной самооценки.
2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интер-
претировать свое поведение как типичное, свойственное большинству лю-
дей.
3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные со-
циальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции
воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в стро-
гом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки ле-
жит склонность опираться на ролевые стереотипы.
4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося –
тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом ох-
раняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев, в основном, судят,
|
|
опираясь на поведение собаки: если собака спит, значит все спокойно.
7
К механизмам межгруппового восприятияотносят: внутригруппо-
вой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.
Внутригрупповой фаворитизмзаключается в тенденции благопри-
ятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в про-
тивовес, а иногда и в ущерб членам другой. В. С. Агеев описывает ряд фак-
торов, блокирующих его актуализацию:
1) более общие («надгрупповые») цели и социально значимые (не
«группоцентрические») ценности межгруппового взаимодействия;
2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех крите-
риев, на основании которых извне выносится решение об успехе или не-
удаче группы;
3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимо-
действии.
Физиогномическая редукция– это восприятие внешности другого
человека с одновременной или последующей интерпретацией его как лич-
ности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода
«ключи» (Агеев В. С., 2000), для восприятия («прочтения) другого челове-
ка. Эти «ключи» достаточно эффективны, когда «прилагаются» к предста-
вителям той же самой культуры, то есть позволяют быстро, нередко авто-
матически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого чело-
века. Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при вос-
приятии представителей других культур, причем, чем более значительны
различия между культурами, тем в меньшей степени применимы «ключи»
одной культуры для свернутого и автоматического «прочтения» предста-
вителей другой.
Стереотипизация– это процесс формирования стереотипов, сущ-
ность которого заключается в тенденции максимизировать восприни-
маемое различие между группами и минимизировать различия между чле-
нами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе
ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе
ограниченной информации.
Социальный стереотип– это
1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственное
представителям той или иной социальной группы (Филатова О. Г., 2000);
2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте,
связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Анд-
риенко Е. В., 2000).
Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов:
1) конституционально-антропологические проявляются во влиянии
антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на
оценку личности, психологических особенностей человека;
8
2) этнос-национальные стереотипы – это упрощенные, схематизиро-
ванные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы ка-
кой-либо этнической группы или общности или национальности, легко пе-
реносимые на всех представителей этой группы;
3) статусные: проявление данного типа стереотипов связано с зави-
симостью восприятия и понимания другого человека от его социального
статуса.
4) социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и
оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, ко-
торые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинирован-
ный, строгий и т. д.
5) вербально-поведенческие: характеризуют зависимость воспри-
ятия другого человека от особенностей его поведения и речи;
6) эмоционально-эстетические стереотипы: связаны с зависимостью
восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности –
непривлекательности;
7) профессиональные: в данном случае имеется в виду персонифи-
цированный образ профессии, т. е. обобщенный образ типичного профес-
сионала.
Эффекты восприятия
Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознако-
мыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале,
а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.
Эффект ореола – формирование специфической установки на вос-
принимаемого человека через направленное приписывание ему определен-
ных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспри-
нимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а
также когда суждения касаются моральных качеств (эксперименты
А. А. Бодалева и П. Уилсона). В первую очередь «ореол» создают факторы
внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.
Эффект привлекательности – заключается в тенденции переоцени-
вать качества внешне привлекательного, симпатичного человека (экспе-
рименты А. А. Леонтьева и А. Миллера).
Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны сис-
тематически переоценивать различные психологические качества тех лю-
дей, которые превосходят их по какому-то существенному для них пара-
метру.
Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также
склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Оче-
видно, что то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечат-
9
ление о нем. Более того, очень часто на возникающее у нас впечатление о
человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.
Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собе-
седнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Класси-
ческий пример проекции: начальника, не обладающего способностью к
систематизации, организованности, будут раздражать в подчиненных эти
же качества.
Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее
ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Субъективные каналы восприятия и передачи информации
Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством
своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе
межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейро-
лингвистическое программирование). Авторы этой теории Р. Бэндлер и
Дж. Гриндер (2008) считают: поскольку язык каждого человека отражает
его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как
знаковую систему.
Существуют несколько типов модальностей или репрезентативных
систем, связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из
систем является основной, то есть лучше развита. Ведущая модальность
проявляется в речи, в соответствующих словах, а также в характерных
жестах и движении глаз. Выделяют:
Аудиальную репрезентативную систему –доминирует слух. В
речи часто встречаются такие слова и фразы: «послушай», «звучит как му-
зыка», «пропускать мимо ушей», «скажите мне» и т. п.
Визуальная репрезентативная система –преобладает зрение.
Характерные слова и фразы: «вижу, что вы имеете в виду», «это выгля-
дит», «при ближайшем рассмотрении», «туманное представление» и т. п.
Кинестетическая система –преобладают двигательные и так-
тильные ощущения. Характерные слова и фразы: «подождите секунду»,
«холодный человек», «уловил идею», «ловко сделано», «это меня задева-
ет» и т. п.
Обонятельная и вкусовая системы.Характерные слова и фразы:
«горькая пилюля», «это дурно пахнет», «дело вкуса», «о вкусах не спорят»,
«свежий, как роза» и т. п.
Предполагается, что у субъектов с разными доминирующими мо-
дальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и по-
нимание одних и тех же явлений могут быть совершенно различными. Для
улучшения взаимопонимания и выработки общего смысла передаваемой
информации между субъектами, обладающими различными модальностя-
10
ми, используют следующие приемы: присоединение (подстройка), закреп-
ление, ведение.__
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1716; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!