Роды художественной литературы



Литературные течения

Классицизм– это 3 единства: единство места, времени, действия. Вспомним комедию Грибоедова «Горе от ума». Всё действие длится 24 часа, и оно происходит в доме Фамусова. С «Недорослем» Фонвизина всё схожим образом. Еще одна деталь для классицизма: героев можно четко поделить на положительных и отрицательных. Остальные признаки знать необязательно. Этого вам вполне хватит, чтобы понять, что перед нами классицистическое произведение.

Романтизм – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Вспомним, что происходило в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». На фоне величественной природы, божественной ее красоты и величия, разворачиваются события. «Мцыря сбегает». Природа и герой сливаются друг с другом, происходит полное погружение внутреннего мира и внешнего. Мцыри – личность исключительная. Сильная, храбрая, смелая.

Вспомним в рассказе «Старуха Изергиль» героя Данко, который вырвал своё сердце и осветил путь людям. Указанный герой также подходит под критерий исключительной личности, поэтому это романтический рассказ. Да и вообще все герои, которые описаны Горьким – это отчаянные бунтари.

С Пушкина начинается реализм, который на протяжении всей второй половины XIX века очень бурно развивается. Вся жизнь с ее достоинствами и недостатками, с противоречивостью и сложностью – становится объектом писателей. Берутся конкретные исторические события и личности, которые живут вместе с вымышленными персонажами, которые очень часто имеют реальногопрототипа или даже нескольких.

Если коротко, реализм – что вижу, то и пишу. Жизнь наша сложна, сложны и герои, они мечутся, думают, меняются, развиваются, ошибаются.

К началу ХХ века стало ясно, что пора бы уже искать новые формы, новые стили, другие подходы. Поэтому в литературу бурно врываются новые авторы, происходит расцвет модерна, который включает в себя массу ответвлений: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.

И чтобы определить, к какому конкретно литературному течению можно отнести то или иное произведение, нужно знать ещё и время его написания. Потому что, например, неправильно говорить, что Ахматова – это только акмеизм. Отнести к данному направлению можно только раннее творчество. Творчество некоторых и вовсе не подходило под конкретную классификацию, такими, например, были Цветаева с Пастернаком.

Что касается символизма, то здесь будет несколько проще: Блок, Мандельштам. Футуризм – Маяковский. Акмеизм, как мы уже сказали, Ахматова. Был еще имажинизм, но представлен он слабо, к нему относят Есенина. Вот как бы и всё.

Символизм– термин говорит сам за себя. Авторы через большое количество всевозможных символов шифровали смысл произведения. То количество смыслов, которые закладывались поэтами, можно искать и выискивать до бесконечности. Поэтому так достаточно сложны эти стихотворения.

Футуризм – словотворчество. Искусство будущего. Отказ от прошлого. Безудержный поиск новых ритмов, рифм, слов. Лесенку Маяковского помним? Такие произведения предназначались для декламации (читались на людях). Футуристы просто обезбашенные люди. Делали всё, чтобы публика их запомнила. Все средства для этого были хороши.

Акмеизм– если в символизме ни черта не понятно, то акмеисты взялись полностью противопоставить себя им. Их творчество понятно, конкретно. Оно не витает где-то в облаках. Оно здесь, тут. Они изображали земной мир, земную ее красоту. Еще стремились через слово преобразовать мир. Этого достаточно.

Имажинизм– в основу положен образ. Иногда и не один. Такие стихотворения, как правило, начисто лишены смысла. Серёжа Есенин непродолжительное время писал такие стихи. Больше из списка литературы к этому течению никого не относят

 

1.2.  Фонвизин «Недоросль» (комедия) -классицизм.

Державин- «Памятник» (ода) классицизм.

Грибоедов «Горе от ума» (комедия) -классицизм.

М.А. Шолохов  «Тихий Дон» (роман-эпопея)-реализм, «Судьба человека»

В.А. Жуковский- «Море» (элегия) – Романтизм, «Светлана» (баллада)

Лермонтов «Герой нашего времени»(роман), «Мцыри» (поэма) –реализм

 А.А. Блок «Двенадцать»(эпическая поэма)-символизм.

Гоголь «Мёртвые души»(поэма), «Шинель»(повесть), «Ревизор» (комедия) реализм.

А.Н.Островский "Гроза"(драма). «Бесприданница», «свои люди-сочтёмся» (драма)

И.С.Тургенев "Отцы и дети"(роман) -реализм. «Ася» (повесть)

И.А.Гончаров "Обломов"(роман) -реализм.

Н.А.Некрасов"Кому на Руси жить хорошо"(эпос) -реализм.

Л.Н.Толстой "Война и мир"(роман-эпопея), «Анна Каренина» (роман) -реализм.

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"(роман) -реализм.

И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"(рассказ), "Чистый понедельник"(рассказ) -реализм.

М.Горький "Старуха Изергиль"(рассказ), "На дне"(драма) -реализм.

А.А.Ахматова "Реквием» (поэма)-реализм.

Пушкин «Евгений Онегин»(роман в стихах, лиро-эпический род лит-ры),Капитанская дочка(исторический роман)-реализм

Чехов - «Вишнёвый сад» -драма ,комедия; символизм.

Салтыков-Щедрин – сатирические сказки.

Булгаков – «Мастер и Маргарита» (роман)-реализм

Твардовский – «Василий Тёркин» (поэма)-реализм.

 

 


3. Диалог-разговор двух лиц.

Говорящая (фамилия)-художественный приём, при котором фамилия персонажа (иногда имя) передаёт важнейшую черту его характера («Недоросль»-Скотинин, Правдин; «Горе от ума»-Молчалин, Хлестов; «Ревизор»-Держиморда).

Деталь- выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку; мелкая подробность, несущая в тексте важную смысловую функцию (микроскоп Базарова и «раздушенное и вымытое отличным снадобьем» лицо Павла Петровича…).

Просторечие- слова, отклоняющиеся от литературной нормы.

Психологизм- способ изображения душевной жизни человека: внутренняя жизнь персонажа.

Риторический- вопрос, не требующий ответа.

Психологизм-это способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, её динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя («с излишнею развязанностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось»).

Конфликт-противоборство, противоречие между изображаемыми в художественном произведении действующими силами: характером, обстоятельствами; столкновения между героями.

Гипербола- намеренное преувеличение («реки крови»); один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи \\ Тысячью биноклей на оси»).

Символ- образ, максимально обобщённо и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления (Символ Прекрасной Дамы у Блока; образ «дна» в пьесе М. Горького).

Портрет – изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. (Портрет Базарова в «Отцы и дети» ).

Монолог-речь действующего лица, обращённая к себе и другим, но в отличие от диалога, не зависящая от их реплик (Толстой «Война и мир», «Хорошо бы это было… ежели бы все было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье»).

Пейзаж-изображение картин природы в произведении. (Пейзажи Тургенева, Толстого, Горького и т.д.).

Ремарка-авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживания ими; авторские пояснения и замечания по ходу действий («Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним»).

Ирония- Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

 

 

Фонвизин «Недоросль»

"...Не хочу учиться, хочу жениться..." (Митрофанушка)

"...Суженого конем не объедешь, душенька!.." (Скотинин, русская пословица)

"...Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением..." (Милон)

"...По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день..." (Еремеевна о своей трудной жизни у Простаковых)

"...Прямое достоинство в человеке есть душа…" (Правдин)

"...Вить с задами-то век назади останесся..." (Цыфиркин о том, что нельзя вечно повторять пройденное, а нужно также учить и новый материал)

"...Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!.." (Софья)

"...Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью..." (Софья)

"...Как наружность нас ослепляет!..." (Софья)

"...повинную голову меч не сечет..." (госпожа Простакова, русская пословица)

«…Начинаются чины — перестает искренность». (стародуб)

 

Грибоедов «Горе от ума»

Цитаты Чацкого "...Блажен, кто верует, тепло ему на свете!.."

Цитаты Софьи "...Счастливые часов не наблюдают..." "...Подумаешь, как счастье своенравно!.."

Цитаты Фамусова "...Не надобно иного образца, // Когда в глазах пример отца..." "...Вам, людям молодым, другого нету дела, // Как замечать девичьи красоты́..."
Цитаты Молчалина "...злые языки страшнее пистолета..."

Цитаты Лизы "...Кому назначено-с, не миновать судьбы..." "...И кто влюблен – на всё готов..."

"...Не знаю-с, виноват; / Мы с нею вместе не служили..." (Скалозуб)


М.А. Шолохов  «Тихий Дон»

"Мне ее красоту за голенищу не класть." (то есть красота не главное)
"...Каждый дурак по-своему с ума сходит..."

"Человек своей надеждой живет."

"Умная у тебя голова, да дураку досталась!" "Мне нельзя трусить. Сам себе приказал…"

"Молодое счастье всегда незряче…" "В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив."

Лермонтов «Герой нашего времени»

"Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой..."

"...из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; <...> повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать..."

"Женщины любят только тех, которых не знают..."

"Явно, что он влюблен, потому что стал еще доверчивее прежнего..."
"Зло порождает зло..."

"Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу?..

 

Гоголь «Мёртвые души»

"... Для друга семь верст не околица!..." (Ноздрев)

"... Плачем горю не пособить, нужно дело делать..." (Чичиков)

"... решаться в банк значит подвергаться неизвестности..." (Чичиков об игре в карты) "... во рту после вчерашнего точно эскадрон переночевал..." (про пьянство) "... русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват..."
"... ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости..." "... весьма опасно заглядывать поглубже в дамские сердца..."

Гоголь «Шинель»

"...ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать всё, что он ни думает..."

"...Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться..."

"...как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным..."

Гоголь «Ревизор»

"...От человека невозможно, а от бога все возможно..." (Растаковский)

"...На пустое брюхо всякая ноша кажется тяжела..." (пословица, которую произносит Осип) "...Большому кораблю – большое плаванье..." (пословица, Ляпкин-Тяпкин)

"...По заслугам и честь..." (пословица, Земляника)

"…молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху..."(городничий)

"...прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь..." (городничий)

 "...А, черт возьми, славно быть генералом!.." (городничий)

А.Н.Островский "Гроза"

"...Чего сама-то боится, тем и других пугает..." (Варвара)

 "...Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься..." (Варвара)

"...Красота-то ведь погибель наша!.." (полусумасшедшая барыня)

"...Нельзя, матушка, без греха: в миру живем..." (Феклуша)

"...Не очень-то нынче старших уважают..." (Кабаниха)

И.С.Тургенев "Отцы и дети"

"...От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела..." (Евгений Базаров)

"...Русский мужик бога слопает..." (Евгений Базаров)

"...Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения..." (Евгений Базаров)

 "...Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки..." (Евгений Базаров)

"...Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник..." (Евгений Базаров)

И.А.Гончаров "Обломов"

"...Мудрено и трудно жить просто!.." (Штольц)

"...Кому хорошо и выгодно на месте, тот не уйдет; а если ему не выгодно, то и тебе не выгодно: зачем же его держать?.." (Штольц)

"...Да разве сознание есть оправдание?.." (Штольц)

"...Любовь – претрудная школа жизни!.." (Обломов о любви)

"...Разве любовь не служба?.." (Обломов о любви)

"...Но ведь любить можно мать, отца, няньку, даже собачонку: все это покрывается общим, собирательным понятием «люблю», как старым…халатом.." (Обломов о любви)

"...я влюблен в вас и говорю, что без этого нет и прямой любви..." (Обломов о любви и влюбленности)

"...Дружбы между мужчиной и женщиной не бывает..." (Обломов)

Н.А.Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

"...Пташка малая, / А ноготок востер!.." (в основе лежит пословица «Невеличка птичка, да ноготок остер»)

"...Солдаты шилом бреются, / Солдаты дымом греются..." (в основе лежит пословица «Солдат шилом бреется, дымом греется»)

 "...И рад бы в рай, да дверь-то где?.." (в основе лежит пословица: «Рад бы в рай, да грехи не пускают»)

 "...Добра ты, царска грамота, / Да не при нас ты писана..." (в основе лежит пословица "При нас читано, да не при нас писано")

"...Да брюхо-то не зеркало..." (в основе лежит пословица "Брюхо не зеркало: что попало в него, то и чисто")

"...Так слова не выкидывай / Из песни..." (в основе лежит пословица «Из песни слова не выкинешь»)

 "...А ты, примерно, яблочко / С того выходишь дерева?.." (в основе лежат пословицы: «Каково деревце, таковы и яблочки», «Яблоко от яблоньки недалеко откатывается»)

Л.Н.Толстой "Война и мир"

"...Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было..." (Андрей Болконский)

 "...В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали..." (автор)

 "...Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что-нибудь необыкновенное ..." (Марья Львовна Карагина)

"...деньги, сколько от них горя на свете!..." (графиня Наталья Ростова)

 "...Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы..." (Анна Михайловна Друбецкая)

"...Ах, ежели бы не было у нас утешения религии, жизнь была бы очень печальна..." (Марья Болконская)

 Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему."

"Все смешалось в доме Облонских."

"…общего ответа, который дает жизнь на все самые сложные и неразрешимые вопросы. Ответ этот: надо жить потребностями дня, то есть забыться. …надо забыться сном жизни."

"...если уже гордиться породой, то не следует останавливаться на Рюрике и отрекаться от первого родоначальника – обезьяны." (о людях, которые гордятся своей "породой", своим происхождением)

"…он любил свою газету, как сигару после обеда, за легкий туман, который она производила в его голове."

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"

"И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"

 "...всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нем судить..." (Лужин)

"Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!" (Раскольников)

"И как подумать, что это только цветочки, а настоящие фрукты впереди!" (Раскольников)

М.Горький "Старуха Изергиль"

"Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. <...> Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот – поют." (старуха Изергиль)

"Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье – то же золото." (старуха Изергиль)

"...за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью."

"Я <...> никогда не встречалась после с теми, которых когда- то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками." (старуха Изергиль)

 "Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать." (старуха Изергиль)

"...не меньше чумы губит любовь людей..." (старуха Изергиль)

 

М.Горький "На дне"

"...Все хотят порядка, да разума нехватка..." (Бубнов)

"...Это – лучше. Вовремя уйти всегда лучше..." (Бубнов)

"...За что их любить?.. Любить – живых надо… живых…" (Лука о покойниках)

 "...Ты – живых опасайся… вот что я скажу…" (Лука о покойниках и живых людях)

"...не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело!.." (Лука)

"...Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!.." (Лука)

Пушкин «Евгений Онегин»

"...слишком часто разговоры Принять мы рады за дела..."

 "...Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел..."

"...Запретный плод вам подавай, А без того вам рай не рай..."

"...Любви все возрасты покорны..."

 "...Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся…"

Пушкин «Капитанская дочка»

«…Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..» (Гринев)

«…рассеяние вредно молодому человеку…» (генерал Андрей Карлович)

«…будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов…» (Пугачев)

«…Человек пьющий ни на что не годен…» (Савельич)

«…Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя…» (Гринев)

 

Чехов - «Вишнёвый сад»

"...Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного..." (Раневская)

"...Голодная собака верует только в мясо..." (Симеонов-Пищик)

"...Если бы энергия, которую вы в течение всей вашей жизни затратили на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что‑нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю..." (Петя Трофимов)

"...Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза..." (Петя Трофимов)

"...народ добрый, но мало понимает..." (Яша)

 

Булгаков – «Мастер и Маргарита»

«…оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет…» (Иешуа) «…Правду говорить легко и приятно …» (Иешуа)

«…вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен…» (Мастер)

 «…когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!..» (Мастер)

«…вообще не бывает так, чтобы все стало, как было…» (Мастер)
«…все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной…» (автор передает мысли Маргариты)

«…грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?..» (Маргарита)

Стихотворные размеры
 
 
Хорей – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог.
 
Обла/ ком во/ лнистым/ Пыль вста/ ет вда/ ли... (А.А.Фет)
 
 
Ямб – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог.
 
По до/ му бро/ дит при/ виде/ нье, Весь день/ шаги/ над го/ ловой/... (Б.Л.Пастернак)
 
 

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Роды художественной литературы


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!