ЖИЗНЕННЫЕ (НРАВСТВЕННЫЕ) ЦЕННОСТИ



Человек приходит в мир... Что ждёт его? Каким он станет? Добрым или злым, милосердным или жестоким? Английский философ Джон Локк назвал ребёнка “tabula rasa” — “чистая доска”. Что будет начертано на этой “доске” человеческой жизни и что такое жизнь?

“Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище блага и зла — того, во что вы сами её превратили” (Мишель Монтень).

Список жизненных ценностей для каждого свой. Нет никаких рамок. Мечты - безграничны... как и любовь! Главное - понимать, что для тебя действительно важно. Важнейшие жизненные ценности для каждого человека - уметь любить и терпеть, строить семью и бережно сохранять ее... Уметь прощать и отпускать. Творить добро.

Л.Н.Толстой Ф.И.Достоевский И.А.Бунин А.И.Солженицын
Роман-эпопея «Война и мир» Роман «Преступление и наказание» Цикл «Темные аллеи» Рассказ «Матрёнин двор»
Важным моментом романа является изображение автором духовных ценностей человека. В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Один из ярких образов, созданных Толстым, - это Андрей Болконский. Он обладает глубоким, склонным к постоянному анализу умом, он хорошо образован, имеет сильную волю. Его духовные ценности и формируют его как сильную личность. В образе Кутузова воплощены такие духовные ценности, как простота, доброта и правда. В «Преступлении и наказании» Достоевский художественно исследует глубочайшую этическую проблему человеческого общежития — проблему примирения бесконечной ценности человеческой личности. А также здесь присутствуют важнейшие жизненные ценности, такие как любовь, сострадание, раскаяние и умение прощать Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи» представляет собой раздумья автора о самом главном в человеческой жизни – о любви в широком понимании слова. В рассказах цикла писатель постарался со всех сторон осветить это чувство, выразить свое понимание любви, ее значение в человеческой жизни. В рассказе «Холодная осень» любовь представлена единственной истинной ценностью, тем чувством, что причиняет невыносимую боль, но и дает стимул жить, дарит надежду на счастье. По мнению Бунина, любовь - вот самая главная, а, может быть, единственная ценность в жизни человека. Она - не только безмерная радость, но и горе, огромная боль. Однако без любви жизнь человека - это «холодная ранняя осень», бесцельное увядание и смерть. Матрёна, главная героиня рассказа, живет по своему нравственному закону – так, чтобы не было совестно и чтобы уберечь, сохранить свою душу в окружившем ее бездуховном мире. «Не стоит село без праведника,» - утверждает Солженицын. И в то же время писатель беспокоится, что праведники исчезают, их место занимают Фаддеи.  

МОТИВ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ПОЭЗИИ

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов В.Соловьёв Ф.Сологуб С.А.Есенин З.Гиппиус М.И.Цветаева
Стихотворение «Памятник» лирика Стихотворение «Бедный друг! Истомил тебя путь» Стихотворение «О, смерть! Я твой. Повсюду вижу…» «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Стихотворение «Отрада» лирика
В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Смерть для Лермонтова – это бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Он пишет: В сырую землю буду я зарыт. Мой дух утонет в бездне бесконечной!.. Часто в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, естественный пли «избранный» героем, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: Не смейся над моей пророческой тоскою; Я знал: удар судьбы меня не обойдет; Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет. Эта же тема звучит в стихотворениях «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др. Поэт верил, что смерть побеждается любовью: Смерть и Время царят на земле, - Ты владыками их не зови; Всё, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.   Приговор жизни давно вынес Ф.Сологуб ещё в программном стихотворении «О, смерть! Я твой. Повсюду вижу…»: О, смерть! Я твой. Повсюду вижу Одну тебя, - и ненавижу Очарования земли.   Подобно Д.Мережковскому, К.Бальмонту, Ф.Сологуб утверждает эстетику смерти. До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Это последнее (предсмертное) стихотворение поэта. По мнению экспертов, написано кровью Есенина, т.к. в номере гостиницы не было чернил. Сергей Александрович прощается с «милым другом», то есть с читателем. По мнению поэта, смерть – абсолютно нормальное (банальное) явление, а жизнь ещё более банальна. В стихотворении лирическая героиня – между жизнью и смертью. И жизнь, и смерть взаимосвязаны: умирая, героиня всё же остается с любимым: Мой друг, меня сомненья не тревожат. Я смерти близость чувствовал давно. В могиле, там, куда меня положат, Я знаю, сыро, душно и темно. Но не в земле – я буду здесь, с тобою, В дыханьи ветра, в солнечных лучах, Я буду в море бледною волною И облачною тенью в небесах. М.Цветаева покончила жизнь самоубийством… Наверное, поэтому в её стихах так часто звучат размышления о жизни и смерти. В одном из них она пишет: Хочу сойти в могильный мрак И грудь земли раскрыть я: Пусть ранит боль больней: то знак Веселого отплытья. Несет нас тесная ладья На брег иного бытия. В стихотворении, написанном в 1920 году слышно предчувствие близкой смерти. Дважды повторяется в тексте тревожное, отчаянное восклицание: «Знаю, умру на заре!». Кажется, минет короткая пауза и грянет выстрел, и унесется в небо трепетная «Лебединая душа»... Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу!

МОТИВ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ПРОЗЕ

Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов И.С.Тургенев И.А.Бунин В.Некрасов
Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы» Роман «Герой нашего времени» «Собака» Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Повесть «В окопах Сталинграда»
Л.Н.Толстой ставит в своём романе многие вопросы, в том числе и вопрос о смерти и бессмертии. По его мнению, война – это ужаснейшее явление, которое несёт за собой смерть. Не случайно Андрей Болконский перед лицом смерти, глядя в Аустерлицкое небо, переосмысливает своё отношение к Наполеону, славе, своём месте в этом мире… За десять дней до дуэли Печорин признался: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански… Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже … угадывать намерения, разрушать заговоры… - вот что я называю жизнью». Герой со страстью погружается в то, что сам называет жизнью. Его увлекает интрига, заговор, запутанность дела. Произведение «Собака» входит в цикл «Стихотворений в прозе». Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок И.С.Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти, о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом свидетельствуют слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». Смерть предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом», а сама жизнь - это беззащитное существо, которое чувствует приближение смерти… Господин из Сан-Франциско — человек без истории, без имени, без цели. Цель-то у него, конечно, была — накопление денег, но, достигнув ее, он стал еще более духовно опустошенным. Так как все люди его положения отправляются в круиз, то и он также отправился в это плавание. В рассказе заложена сюжетная симметрия: два пути на пароходе — физически живого человека и трупа. Эти пути одинаковы, так как в обоих случаях на «Атлантиде» плывет всего лишь физическая оболочка. Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть. Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

ЗАВЕТЫ ОТЦА

Большое влияние на формирование личности человека оказывает семья. Ряд произведений русской литературы XIX века убеждает нас в том, какую большую роль в жизни некоторых героев сыграл отцовский завет.

А.С.Грибоедов А.С.Пушкин Л.Н.Толстой Н.В.Гоголь М.Горький
Комедия «Горе от ума» Роман «Капитанская дочка» Роман «Война и мир» Поэма «Мёртвые души» Рассказ «Заветы отца»
Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. (заветы отца Молчалину) Андрей Петрович Гринев внушает сыну, которого отправляет на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении. Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Отправляя сына на службу, он дает ему такой завет: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно. В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.   Отец Павла Ивановича Чичикова имеет жизненные позиции, существенно отличающиеся от убеждений героев Пушкина и Толстого. Провожая сына, отец, вручив ему полтинник, наказывает: «... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». Отец, в час смерти, понимая, что гибели не избежать, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, нашёл в себе силы передать ему всё, что считал важным. Заветы, данные отцом перед смертью, сын исполнил, всегда помня его слова: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет!», «Помни – всё хорошее от человека»

ОБРАЗ КРЕСТА В ЛИРИКЕ

В дохристианский период крест был символом солнца и огня, а также жизни, поэтому использовался как оберег от зла и символ спасения. Крест - основополагающий символ христианства. Он является символом веры. Для христианина крест - это символ не смерти, а жизни.

М.Ю.Лермонтов А.Блок А.А.Ахматова Б.Пастернак С. Наровчатов К.Симонов В.Высоцкий
Стихотворение «Крест на скале» «Россия» Поэма «Реквием» Стихотворения «Зимняя ночь», «Любить иных – тяжелый крест…» Стихотворение "В кольце" Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Стихотворение «Братские могилы
Образ креста создается при помощи глаголов “чернеет, гниет, гнётся”. Крест – реально видимый; каждый, кто видит его, поднимает руку, чтобы перекреститься: В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. Лирический герой также хочет подняться к этому черному кресту. Однако он обременен тяжелой цепью бытия т.е. тяжелой жизнью, эта тяжесть давит его, он хочет освободиться о т “цепи бытия”. Крест для лирического героя как символ очищения его души от того, что тяготит его душу; лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать. Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!   Строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что предопределена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной. В шестой главе образ сына ассоциируется с Христом. Его жизнь – это крестный путь, а путь матери - крест, жертва: Легкие летят недели, Что случилось, не пойму. Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоем кресте высоком И о смерти говорят. В стихотворении Б.Пастернака «Зимняя ночь» есть строчки “судьбы скрещенье”. Это - переплетение, объединение двух сердец, судеб мужчины и женщины. В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Поэтому в словах “скрещенье”, “крестообразно” не только смысл физической близости мужчины и женщины, но и скрытая тема святости. Любовь, страсть в стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и спасение. Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…»было написано в 1931 году. Это своеобразное откровение поэта. Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто: Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. От чёрного дня до светлого дня Пусть крестит меня испытаньем огня. Идя через версты глухие, Тобой буду горд, Тобой буду твёрд, Матерь моя, Россия! В стихотворении встречается образ креста. Лирический герой просит, чтобы его крестили огнём – это испытание силы духа, воли. Получив крещение огнём, лирический герой, защищая Родину, становится сильнее во сто крат.   Родина – это православная Россия, которая молится за своих сыновей. Родина - это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою: Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась,Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих. В.Высоцкий обладал умением слить в своей поэтической судьбе множество персональных судеб. Не случайно каждый свой концерт Высоцкий либо начинал, либо заканчивал стихотворением «Братские могилы»: На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. «…Но разве от этого легче?» – таким вопросом завершает поэт свое размышление о братских могилах. Вопрос, заставляющий и нас вспомнить величие героизма тех, которые когда-то защитили наш первый вздох, первый крик, первый шаг по земле. На «братских могилах не ставят крестов»:  братские могилы хранят память о многих….

ОБРАЗ КРЕСТА В ПРОЗЕ

Ф.М.Достоевский И.С.Тургенев Л.Андреев Валентин Распутин
Роман «Преступление и наказание» Роман «Отцы и дети» Повесть «Иуда Искариот» Повесть «Прощание с Матёрой»
Обмен крестами в романе происходит дважды: первый раз Лизавета и Соня меняются крестами, а затем – Родион и Соня. Соня оставляет себе крест Лизаветы – случайной жертвы Раскольникова, а свой отдаёт Родиону. Она, по сути, тоже жертва: отдала себя ради счастья близких ей людей. Говоря об образе креста, нельзя не вспомнить историю любви Павла Кирсанова к княгине Р. Кирсанов дарит возлюбенной кольцо со сфинксом, говоря ей, что сфинкс - это она. Перед смертью княгиня передает кольцо назад: «Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка». символ кольца с крестом как указанием на «разгадку» перерастает рамки одной человеческой судьбы и становится ключом ко всему роману. Он смыкается с последним эпизодом «Отцов и детей» - осиротевшие старички Базаровы приходят на сельское кладбище, где среди «серых деревянных крестов» скрывается могила их единственного и горячо любимого сына. «На самом темени земли вздымается крест - и на нем распятый Иисус». Крест - возвышенный образ, образ чего-то могущественного и сильного. Крест как божественный артефакт, стоящий между жизнью и смертью самого Иисуса. Распятие Иисуса на кресте символично: крест — это символ, центр, схождение Добра и Зла.   В слове Матёра трудно выделить корень: это корень и от слова мать, и от слова материк – вечное, прочное, родовое. (Мать-земля, мать-Родина), материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и одноимённая деревня. И вот этой деревне угрожает смерть. И кладбище – это память. Память о тех, кто ушел. Наверное, поэтому “старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”. Здесь кресты – не только образы смерти, угасающей жизни. Это то единственное, что оставалось у жителей деревни от прошлого, от их ушедших родных, то, что удерживало их на родной земле.

ЛАГЕРНАЯ ТЕМА

Одной из новаторских и интересных тем в литературе 60-х годов была тема лагерей и сталинских репрессий.

Г. Владимов

А.И.Солженицын

В.Шаламов
Повесть «Верный Руслан Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Книга «Колымские рассказы».

Г. Владимов в своей повести затрагивает актуальные проблемы описываемого времени. «Увидеть ад глазами собаки и посчитать его раем»— так сам автор определил главную проблему повести «Верный Руслан». Что знает о жизни главный герой повести — умный сторожевой пес Руслан? Что значит для него, к примеру, счастье? Ночные бдения с хозяином, когда они несут службу, и возле них добро и тепло, а там — весь огромный мир с его злостью и пакостями. Что такое порядок? Бараки в два ряда, вышка, колючая проволока да глаз прожектора, освещающий лагерь. Что такое долг? Охранять этот порядок, оберегать его, не допускать заключенного к колючей проволоке, не давать ему возможности выйти из строя, а если тот вышел – заталкивать обратно. Но вот однажды этот мир рухнул. Флаг, развевающийся над лагерем, был снят и брошен на землю, огромные ворота, которые по всем правилам должны были быть закрыты, распахнулись. Лагерь опустел, а ужасного вида человек на своем урчащем тракторе делает то, за что раньше стреляли без окрика: ломает забор с колючей проволокой. Как тут не зарычать, как не приготовиться к прыжку, ожидая услышать: “Фас, Руслан! Фас!” Но нет долгожданной команды. Что же это происходит? Крушение порядка, крушение мира... Свобода не просто непривычна для Руслана — она для него неприемлема, а воспринимает он ее как временную. Ему очень хочется, чтобы его “рай” — старый мир с его порядками, размеренная лагерная жизнь и все, что несла она с собой, — вернулся. Поэтому и бегает он на платформу ждать, когда приедет поезд с заключенными. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ. «Правая кисть» - это рассказ-символ. В этом рассказе смерть героя - это не только осмысление его жизни, его нравственных ценностей, но и оценка идеологии государства, оценка мировоззрения человека советской эпохи. Герой - беспомощный, больной старый калека, "ветеран" карательного ЧОН, которому не оказывают помощи, и он в одиночестве, возможно, умирает. Сам рассказчик является одним из пациентов "ракового корпуса", десять из тридцати пяти лет своей жизни проведший в сталинских лагерях и после этого сосланный в вечную ссылку. У бывшего чекиста документы сгорели, и теперь он не может доказать, что «в прошлом был великим человеком и служил великой цели - уничтожал врагов нового советского государства». Отчасти он в этом винит и себя, что "справок не копил". В созданной В. Шаламовым книге «Колымских рассказов» раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике. В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором. Страх, разъедающий личность, описан в рассказе «Тифозный карантин». Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки. После этого герою не хочется жить.

ОБРАЗ «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»

Образ «лишнего человека» был очень популярен в русской литературе XIX в. как тип дворянина, который в сложившихся общественно-политических условиях не находит себе места в жизни, не может самореализоваться и страдает от этого, томится бездеятельностью. Сама трактовка «лишнего человека» — именно как вполне определенный общественный тип — служила для многих авторов тех лет формой косвенного, неполитического протеста против сложившихся в России условий жизни.

В русской литературе создавались образы людей, отличающихся от других образом мышления и жизни. Так, Пушкин создал образ Онегина, Лермонтов – Печорина, Тургенев – Рудина. Это были образы «лишних людей». Все они обладают незаурядным умом и способностями, но у них не было возможности применить свой ум на благо общества. Создавались эти образы в годы реакции, когда сами авторы не видели выхода из создавшегося положения.

"Лишний человек" впервые заявляет о себе в повести И. С. Тургенева "Дневник лишнего человека" (1850), тургеневский образ переосмысливается и широко трактуется В. Г. Белинским, и, наконец, Н. А. Добролюбов предлагает целую галерею лишних людей русской литературы, начиная Онегиным и заканчивая Обломовым.

Чацкий Онегин Печорин Герои 40-50-х г. Рудин, Бельтов Обломов
Не является «лишним» в полном смысле этого слова скептицизм крайний индивидуализм отказ от практической деятельности уход от действительности
«лишний», по мнению окружающих, а не по самооценке социальная апатия и пессимизм цинизм и эгоизм разочарованность и рефлексия апатия и лень
разлад с обществом склонность к самоанализу социальный пессимизм пустословие разочарованность
критицизм эгоизм разочарованность и рефлексия   мечтательность и пассивность
одиночество одиночество одиночество одиночество  
активный и деятельный характер с романтическими порывами        

ТЕМА ЛЕНИ


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!