С4 В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению Твардовского?



(пояснение: поскольку в формулировке вопроса нет акцента на лирические произведения, то мы вправе обратиться и к прозаическим произведениям)

 

В русской литературе есть немало произведений, в которых создан образ матери.

Мне сразу вспоминается мама Ильи Ильича Обломова (роман И.А.Гончарова «Обломов») – хлопотливая, заботливая, любящая и ласковая, оберегающая сына от всех напастей. Когда Обломов, будучи взрослым, видит свою умершую маму во сне, он блаженно улыбается и плачет.

Через воспоминания детей, приехавших на похороны своей старенькой мамы, создается трогательный образ матери в рассказе А.Платонова «Третий сын».

Эти произведения сопоставимы со стихотворением «Памяти матери» тем, что им всем присуще чувство запоздалого раскаяния, осознание того, как мало времени они, сыновья, уделяли маме при жизни, о скольком не успели поговорить и, конечно же, глубоким чувством любви и благодарности к самому родному человеку.

 

 

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Лиличка!»?

Тема любви – одна из самых распространенных тем русской поэзии и лирики в целом. Бесспорными шедеврами любовной лирики являются стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока.

Созвучными стихотворению В.Маяковского «Лиличка!» мне представляется произведения А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и С.Есенина «Письмо женщине». Аргументирую свою точку зрения на первом примере.

Как у Маяковского, так и у Блока были бессменные музы, адресаты любовной лирики – Л.Ю.Брик и Л.Д.Менделеева, следовательно, в обоих случаях можно говорить об автобиографичности. Приведенные стихотворения повествуют о чувствах лирического героя в драматический момент расставания, спровоцированный изменой любимой, что придает им особую пронзительность, искренность, исповедальность.

Как видим, для любовной лирики характерна не только поэтизация взлетов любовного чувства, но и повествование о «прозе» любви – ревности, размолвках, ссорах, измене.

 

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»?

Мотив быстротечности жизни звучит во многих произведениях русской классической поэзии. До Сергея Есенина эта тема обрела свое место в творчестве А.С.Пушкина «Вновь я посетил».

Стихотворение «…Вновь я посетил…» относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени, глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу, как и в стихотворении С.Есенина. Поэтому общее настроение обоих стихотворений – это светлая грусть.

Современница Сергея Есенина Марина Цветаева неоднократно обращалась к осмыслению темы быстротечности жизни, смерти, о чем свидетельствуют многие ее произведения «Уж сколько их упало в эту бездну…», «По улице моей который год…», «Идешь, на меня похожий…». Последнее стихотворение мне представляется наиболее созвучным с есенинским по настроению и осмыслению темы. Лирическая героиня произведения Цветаевой - это голос умершего человека, обращенный к прохожему на кладбище с просьбой остановиться на минутку, прочитать эпитафию, вспомнить, что «я тоже жила». Но в этой просьбе нет скорби и уныния - «легко обо мне подумай».

Все названные стихотворения написаны в одном жанре, жанре философской элегии. У них одна тема — размышления человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой данных произведений пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!