V.  Разные точки зрения литературоведов на определение «лирика»

План лекции

I. Определение «лирики»

II. Происхождение «лирики»

III. Жанры

IV. Критерии выделения лирики как литературного рода

V. Разные точки зрения литературоведов на определение «лирика»

VI. Свойства

VII. Список использованной литературы

 

I. Определение «лирики»

Лирика(греч. lyrikos, от 1уга — струнный музыкальный инструмент)—литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя (слушателя) иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. (ЛЭТиП)

 

Определение «лирики» по школьному уровню (Коровина В.Я.)

Лирика– это род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания субъекта.

 

II. Происхождение «лирики»

Само слово происходит он от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.

Согласно теории А.Н. Веселовского, Л. ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы.

Платон в 3-й книге диалога «Государство» устами Сократа назвал Л. простым повествованием в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме; эпос же смешивает то и другое.

Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор остается «самим собой и не меняется» (Трактат «Поэтика»).

 

Под Л. в античности понимали исключительно воспевание: гимны, дифирамбы, оды.

В нар. творчестве лирич. произв. различались либо по бытовой функции (причитания свадебные, похоронные, рекрутские; песни плясовые, игровые, хороводные, свадебные, колядные т. д.), либо по напеву (протяжные, частые); в антич. лит-ре — по характеру исполнения (хоровая Л. — ода, дифирамб, эпиталама и др.; индивидуальная Л. — ямбы, элегия, эпиграмма); в лит-ре Возрождения и классицизма — по социальной предназначенности и той общей эмоции, к-рой подчинял себя в данном жанре поэт (ода, элегия, идиллия, эпиграмма и др.). Собственно лирич. жанром в европ. эстетике вплоть до 19 в. считалась ода (торжеств., духовная, анакреонтич. и т. д.) (см. в словаре Академии Российской: “Лирик, Стихотворец, упражняющийся в сочинении од”, т. 3, СПБ, 1814, с. 567). Это не значит, что предшествующей лит-ре не были известны иные формы лирич. самовыражения: вершины индивидуальной Л. мы находим уже в др.-греч. поэзии (Сапфо), рим. (Катулл), в классич. арабской поэзии и др. древних лит-рах народов Востока.

III. Жанры:

Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня)— стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значитель­ный предмет (личность великого человека, историческое событие и пр.).

Элегия (греч. elegeia, elegos — жалобная песня)— стихотворение, исполненное грусти, не­удовлетворенности жизнью.

Сонет(итал. sonetto, от итал. sonare — звучать) — лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы.

Эпиграмма(греч. epgramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические.

Мадригал(от итал. madrigale — песня на родном языке) противоположен по направленности эпиграмме и представляет собой небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, в основном адресованное конкретному лицу.

Послание (греч. epistole — эпистола) — стихотворное письмо, во времена Горация — философского и дидактического содержания, позже — любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания — наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы.

Гимн(греч. hymnos — хвала) — торжественная песнь в честь богов или героев.

IV. Критерии выделения лирики как литературного рода

1. Тематический(единство мысли и чувства)

2. Речевая организация (основная функция речи - передача эмоций и чувств, поэтому речь полна экспрессии)

3. Пространственно-врем. эпич. дистанция (часто наблюдается сложное взаимодействие временных пластов, встречается и полное отсутствие значимого образа времени)

4. Субъектно-объектная организация (лири́ческий геро́й - основная форма проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности)

V.  Разные точки зрения литературоведов на определение «лирика»

Теоретич. осмысление лирич. поэзия получила в Европе лишь в кон. 18— нач. 19 вв., что связано с развитием романтизма, выдвинувшего на первый план субъективное восприятие и переживание мира, основанное не на подражании классич. образцам (обязательное требование предшествующих поэтик), а на “произволе поэта”, “к-рый не должен подчиняться никакому закону” (Шлегель Ф., “Фрагменты”, см. в кн.: Лит. теория нем. романтизма, 1934, с. 173).

В 19—20 вв. Л. перестала (как это было прежде) отождествляться с поэзией, чему способствовал бурный процесс самоопределения прозы в европ. лит-ре (см. Поэзия и проза). Именно на фоне размежевания событийной прозы и бессюжетной поэзии стали осознаваться такие гибриды, как лиро-эпич. поэзия (см. Лиро-эпический жанр) и лирическая проза.

Особо подчеркнул, что Л. есть прежде всего искусство выражать свои чувства, аббат Ш. Баттё в 1747. По его мнению, поэзия подражает природе, а чувства входят в природу как ее необходимая часть.

В 1770 И.Г.Гердер признал Л. праформой поэтического творчества в целом. С его точки зрения, чувства не просто предмет Л.: она не рассказывает о чувствах, а проистекает из них.

Ф.В.И.Шеллинг специфику Л. связал не со способами подражания, как античные философы, а с содержанием — с идеей бесконечности и духом свободы.

Г.В.Ф .Гегель разделил три литературных рода по роли в них объекта и субъекта, причем Л. определялась как субъективный род. В этом следовал за Жан-Полем и Гегелем В.Г.Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды».

Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры».

Лихачев Д. С., Поэтика древнерус. лит-ры, 1971, с. 58:Проецируя совр. понимание Л. (как выражения субъективного мировосприятия) на прошедшие эпохи, можно обнаружить лирич. точку зрения и там, ибо “менялось не мышление, а мировоззрение, политические взгляды, формы художественного видения, эстетические вкусы”;

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике: «Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира».

Есть синонимы: «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике.

Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

VI. Свойства

1. Субъективность (передача чувств, эмоций)

2. Универсализм (передаёт чувства, которые могут испытывать многие, экспрессивность)

3. Условность

4. Психологизм (раскрывает внутренний мир человека)

5. Эмпатийность (способность к сочувствию)

6. Наличие носителя переживания

7. Монологизм

VIII. Список использованной литературы

1. Гегель Г.В. Ф., Эстетика, т. 3, M., 1971;

2. Гинзбург Л,, О лирике, 2 изд.. Л., 1974; её ж е, Частное и общее в лирич. стих., <ВЛ>, 1981, №10;

3. Хализев B.E., Лирич. произв., в кн.: Введение в лит-ведение, М., 1976;

4. Поспелов Г-Н., Лирика, М., 1976. A.M. Песков, Н. И. Иванов (сов. лирика).

5. А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. М., "Высшая школа", 1989

6. Лихачев Д. С., Поэтика древнерус. лит-ры, 1971, с. 58

7. Шлегель Ф., “Фрагменты”, см. в кн.: Лит. теория нем. романтизма, 1934, с. 173

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 748; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!