Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Просвещение как цель Общества. Издания Общества: «Свиток муз», «Периодическое издание», «Журнал российской словесности»



Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (ВОЛСНХ) – литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801-1826 годах (с перерывами).Деятельность общества выражалась в чтении на еженедельных собраниях своих произведений и переводов, а также рецензировании их.

Первоначально создана как Дружеское общество любителей изящного (15 июля 1801 года) группой выпускников гимназии при Академии наук (И. М. Борн, В. В. Попугаев, В. И. Красовский, В. В. Дмитриев, А. Г. Волков, М. К. Михайлов), но вскоре переименована в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В следующем году его состав значительно расширился. В общество вошли молодые поэты А. Х. Востоков, И. П. Пнин, Н. Ф. Остолопов, Г. П. Каменев, А. Е. Измайлов, сыновья А. Н. Радищева – Николай и Василий Радищевы, позднее К. Н. Батюшков, С. С. Бобров; близко стоял к ним Н. И. Гнедич. Участники общества принадлежали в основном к разночинной интеллигенции, что было новым явлением в русской культурной жизни.

В 1803 году по ходатайству Борна и Попугаева получено правительственное утверждение Вольного общества. С 1804 года отчеты о его заседаниях печатались в журнале «Северный вестник». 15 июля 1805 года президентом общества вместо Борна был избран Пнин, вскоре умерший (17 сентября 1805 года).

26 ноября 1803 г. общество было признано официально, устав его утвержден и напечатан в «Периодическом сочинении об успехах народного просвещения». Во главе общества находился «комитет цензуры общественной», состоявший из президента (или председателя), секретаря и трех, потом 5 цензоров. Все они избирались на год. В 1811 г. были отменены взносы денег и введены некоторые изменения в уставе.

В ранний период своей деятельности (1801-1807) общество являлось центром передовой демократической мысли в России начала века. В нем преобладали свободолюбивые настроения, отрицательное отношение к деспотизму и крепостническому строю.

Немалое влияние на общество оказали идеи Радищева, хотя участники его не поднимались до радищевской постановки вопроса о революции. Стремление пропагандировать наследие Радищева сказалось в опубликовании в журнале «Северный вестник» (1805) главы «Клин» из запрещенной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (анонимно), а также в откликах на его кончину (стихотворение Пнина «Итак, Радищева не стало!» 1802, некролог «На смерть Радищева», написанный Борном, опубл. 1803).

В этом обществе обсуждались проблемы русской орфографии, выпускался свой журнал «Санкт-Петербургский вестник».

Члены общества переводили и читали сочинения французских просветителей: Вольтера, Д. Дидро, Мабли, Монтескье и др. В трактате Пнина «Опыт о просвещении относительно к России» (1804), в очерке Попугаева «Негр» (1801, опубл. 1804) содержалось смелое обличение рабства. В гражданской лирике поэтов общества значительное место занимает тираноборческая тема: «Ода достойным» (1801) Востокова, «Ода Калистрата» (1801) Борна; они были опубликованы в изданиях общества – альманахе «Свиток муз» (ч. 1-2, 1802-1803) и журнале «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804, вышел один номер).

В споре о «старом» и «новом» слоге между сторонниками А. С. Шишкова и карамзинистами члены общества занимали промежуточную позицию, иногда эклектическую, выступая и против «крайностей» ветхого классицизма и против камерных форм карамзинской школы.

Душой этого Общества в первые годы его существования был Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества. Личность, без сомнения, даровитая энергичная, с значительной эрудицией, Попугаев, по верному замечанию Греча, «вдохновенный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, бросался во все стороны, начинал многое и не кончил ничего». Он начал усердно упражняться в писании стихов легкого и серьёзного содержания и повестей, но постепенно перешёл к публицистическим рассуждениям; изучал и переводил западных философов и юристов, занимался филологией, историей, наконец, физикой; писал доклады и статьи по всем названным предметам.

В 1807 году президентом общества вместо Борна стал Д. И. Языков, представлявший консервативное его крыло. С этого времени, вместе с усилением реакции в стране, началось вытеснение демократических элементов из состава общества; деятельность его постепенно теряла свое значение. После 4-летнего перерыва (1812-1816) заседания были возобновлены под председательством А. Е. Измайлова и нерегулярно продолжались до 1925 года.

«Свиток муз» – альманах, выходил в Петербурге в 1802-1803. Издавался членами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Вышло 2 книги. Далее – «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

Большая часть стихов в «Свитке муз» выдержана в духе сентиментализма, однако в ряде стихотворений выражено стремление членов Вольного общества создать поэзию, отмеченную пафосом гражданственности. В этом отношении характерны ода Попугаева «К истине» и стихотворение Борна «На смерть Радищева», сопровождавшееся кратким очерком его жизни в Илимске, – единственный отклик на смерть Радищева в современной ему печати.

«Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» – сборник, выходил в Петербурге в 1804. Вышла 1 книга. Ранее – «Свиток муз». Редактор – В. В. Попугаев.

По сравнению со «Свитком муз»«Периодическое издание» имеет более широкую программу – главное место в нём занимают проза, политические и педагогические статьи. Характер издания определяют статьи Попугаева («Достоинство старого воспитания в России», «О политическом просвещении вообще»), посвященные политическим и нравственным проблемам. В них выражены либеральные устремления и гражданские идеалы автора; Попугаев отстаивает идею «политического» воспитания, которое должно научить «средствам служить обществу». Антикрепостнические тенденции выражены весьма отчетливо, хотя и в иносказательной форме, в прозаическом отрывке Попугаева «Негр» и в стихотворении Измайлова «Сонет одного ирокейца».

По своему типу – это журнал серьезной публицистики, он противостоял литературным органам карамзинистов и продолжал традиции передовой русской журналистики последней четверти XVIII в.

Издание прекратилось в результате разногласий по поводу программы и направления деятельности Вольного общества. Вторая книжка, подготовленная к печати, не вышла.

«Журнал российской словесности» – литературный журнал начала XIX века. Журнал издавался Николаем Петровичем Брусиловым в Санкт-Петербурге в 1805 году ежемесячно. Вышло 12 номеров (3 части). Один из лучших литературных журналов своего времени, с либеральным направлением. Особую роль в издании журнала сыграл журналист и поэт Иван Петрович Пнин.

Журнал фактически был органом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, к которому принадлежали издатель и большая часть сотрудников. Права человека, свобода мысли, долг гражданина – основные проблемы, которые, наряду с довольно резкой критикой нравов правящих кругов, определяли характер журнала. Позиции Брусилова и его сотрудников сформулированы в анонимном «Письме к издателю»: «Кто унижает права человечества, долженствующие быть каждому священными, тот первого унижает себя». С этих позиций Брусилов защищает права закрепощенного крестьянства («Письмо деревенского жителя о воспитании»).

В вопросах литературной борьбы журнал не был столь последователен: остроумно высмеивая «повальную болезнь» сентиментализма («Письмо к другу из столицы» Анастасевича и «Сатирические ведомости» Брусилова), издатель печатает в то же время ряд повестей в духе слащавой чувствительности эпигонов Карамзина; восхищаясь «Дополнением к рассуждению о старом и новом стиле» Шишкова («Письмо к издателю»), вместе с тем решительно выступает в защиту сентиментализма и т. д.

По сравнению с выходившими в те же годы «Периодическим изданием» и «Северным вестником»«Журнал российской словесности» был менее политизирован, печатал меньше статей на социальные, злободневные темы. Однако это компенсировалось отбором художественных произведений: наряду с беллетристикой здесь регулярно помещались сатирические и публицистические произведения, обличавшие цензуру, призывающие защищать свободу личности, свободу народа.

Журнал опирался на традиции русской сатирической журналистики XVIII в.: Сумарокова, Новикова, Фонвизина. В нём публиковались анонимные сатирические произведения в форме писем к издателю («Письмо деревенского жителя о воспитании», № 1; «Письмо к издателю», № 7 и др.), сатирических диалогов (памфлет Пнина «Сочинитель и цензор», № 12), лингвистической работы («Опыт критико-философического словаря», № 10), сатирических газетных объявлений («Сатирические ведомости», № 12) и т. д.

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 2539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!