ДОБЛЕСТНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНТЕРВЕНТЫ 19 страница



       В 1919 году 55% работников центрального аппарата ВЧК были латыши.

       О легендарном зампредседателя ВЧК М. Лацисе еще придется говорить отдельно, а ведь были еще и Петерс, и Петровс, и Берзинь, и Шульбург... Но последний латышский немец. Были и латышки, служившие в ВЧК, — Штальберг, Виккерс и другие.

       Как сообщал бюллетень левых эсеров, из Латвии в ВЧК едут «как в Америку, на разживу». Позже Сталин извел их.

       Но справедливости ради: очень часто «латышами» стали называть и эстонцев, и других наемников западного происхождения. Довольно многие австрийские немцы пошли на службу к большевикам. Соображения у них были весьма разными. Встречались и идейные коммунисты, считавшие своим долгом принять участие в пролетарской революции.

       Известно и 5 или б тысяч наемников-венгров.

 

       ПРИЗВАНИЕ КИТАЙЦЕВ

 

       В 1915 году из Русской Маньчжурии начали ввозить китайских рабочих для работ на железной дороге, на строительстве дорожного полотна гужевых трасс, и в роли тыловых рабочих. Типа стройбатов. Вместо призванных в армию русских работяг. К концу 1915 года в России живут и трудятся уже 40 тысяч китайцев. К 1917 — даже 75 тысяч человек. Работают они в основном на железной дороге рабочими без квалификации, с лопатами, кувалдами и ломиками. Большинство — крестьяне, никогда и не думавшие о путешествиях по чужим странам. Русский язык основная масса китайцев знала крайне плохо. Все эти «твоя моя не понимай», «ходи-ходи» и «мала-мала машинка» — типичные попытки воспроизвести речевое поведение китайцев. Да и народное название китайцев с тех времен осталось: «ходя». Как раз от «ходи-ходи».

       Уж тем более китайцы почти не представляли страны, в которую попали, ее религии, нравов и образа жизни. В Петербурге и Москве они и выглядели, и вели себя почти как инопланетные существа.

       Большевики позвали китайцев в армию с зарплатой — и они пошли служить почти все. Десятки тысяч молодых здоровых мужиков, предельно далеких от народа, который им предстояло вести к светлым высям коммунизма — в роли конвойных.

       В годы Гражданской войны китайцы вызывали особенный страх своим бесстрашием: им терять было нечего, их истребляли при первой возможности. Славились они и сваей невероятной жестокостью. Один из первых советских военачальников, Якир, держал при себе отряд из 500 китайцев — специально как надежнейших.

       В ВЧК китайцы никогда не были на первых ролях: для этого надо хотя бы язык знать.

       Зинаида Гиппиус описывает, как ее приятель-доктор нашел в мясе, купленном на базаре, «знакомую косточку». Термин «китайское мясо» пошел из пролетарских кварталов. Именно в этом смысле — человечина. Приторговывали мясом расстрелянных.

 

       ПРИЗВАНИЕ УЧЕНЫХ

 

       На фоне евреев, латышей и китайцев как-то странно говорить о призвании большевиками ученых Старой России. Но факт остается фактом: многие ученые, в том числе с мировыми именами, если и не приходили в восторг от большевиков, то относились к ним вполне лояльно. А большевики очень серьезно относились к науке и к ученым.

       Искренне верили, что наука и техника могут все. Абсолютно все. Космические перелеты, создание искусственных людей и таблеток, заменяющих еду, было совершеннейшей реальностью. Если не сегодня — так завтра.

       Булгаковское «Собачье сердце» — повесть намного более историческая, чем кажется: в 1920 году коммунисты создали целый Институт продления жизни.

       Большевики стремились использовать науку для построения этого государства и всего «светлого будущего». Ведь еще Чернышевский писал о чудесах технического прогресса! Что в полях будут работать машины, по дорогам бегать автомобили, а людям останется только управлять машинами и заниматься философией.

       Большевики верили и в то, что построение коммунизма— предсказанное наукой событие, что работы ученых прямо ведут к «единственно верному» учению Карла Маркса. «Социалистическое государство начало строиться на научной основе великого учения Маркса—Энгельса—Ленина— Сталина».

       В январе 1918 года комиссары появляются в Академии наук и составляют опись — чего именно не хватает ученым? Чего еще надо привести, принести и купить? Это производит хорошее впечатление.

       Тогда же Ленин пишет «Набросок плана научно-технических работ». И он, и другие видные большевики неоднократно встречаются с учеными и, похоже, всерьез заинтересованы в развитии науки. Ведь сам их приход к власти научен!

       22 апреля 1918 года СНК издает постановление «Принципиально признать необходимость финансирования соответственных работ Академии». Ну, и просит помочь правильно распределить в стране промышленность и в деле «наиболее рационального использования ее хозяйственных сил».

       В 1918 году ученым дают такие же продовольственные карточки, как рабочим — приравнивают их по ценности к пролетариям.

       Это может показаться невероятным, но в годы Гражданской войны Академия посылала большие экспедиции на Кольский полуостров и на Курскую магнитную аномалию. Для этих экспедиций выделялись немалые средства.

       В 1919 году Академии наук начинают передавать новые здания в центре Москвы и Петербурга.

       На стороне большевиков выступили такие мировые знаменитости, как Иван Петрович Павлов (1849-1936), Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920).

       Когда Тимирязев в знак протеста против «вооруженной интервенции» Британии в 1919 году отказался от звания почетного профессора Кембриджа, — это произвело впечатление.

       Ученые и наука — это основа научно-технического прогресса.

       Ученые — это и марка правительства за рубежом.

       Не забудем — в начале XX века престиж науки был намного выше, чем в начале XXI. Ученые были неплохо обеспечены материально и занимали в обществе очень высокое положение.

       Научно-технический прогресс XIX века, рукотворные «чудеса» поезда, телеграфа, телефона, научной медицины, парохода и автомобиля еще не стали чем-то обыденным. Все это — материально-техническая база цивилизации — возникало на глазах людей того времени. В 1917 г. еще живы были те, кто помнил мир без этих всех «чудес».

       В мире 1917-1922 годов слово ученых звучало очень громко, их слушали многие и многие. Поддержка большевиков даже немногими известными учеными стоила многого.

 

 

       ЧАСТЬ V

       ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИКОВ

 

 

       Глава 1. Да здравствует неравенство народов!

 

 

       Число ленинских декретов превышает 2 тысячи, но один из этих первых Декретов до сих пор скрывается. Это «Декрет о репрессированных народах» от 29 октября 1917 года.

       Царизм угнетал многие народы Российской империи. Держал их в «тюрьме народов». Потому репрессированные царизмом народы должны рассматриваться как пострадавшие. Даже если представители этого народа были дворянами или купцами — но в целом народ-то репрессированный! И все ограничения, которые обрушиваются на представителей эксплуататорских сословий, на представителей этих народов не распространяются.

       В число репрессированных народов вошли народы Севера — чукчи, юкагиры, ительмены, селькупы... Народы Средней Азии, Кавказа — сарты, черкесы, лазы, осетины... те, кого завоевала империя, покорила, сделала неравноправной частью своего населения.

       Поляки и украинцы не считались репрессированными народами. Евреи считались.

       В первые десятилетия Советской Власти потомку дворян, купцов, духовных лиц было трудно получить образование, продвинуться по службе. В 1922-1923 годах стали «чистить» высшие учебные заведения, выгоняя «по анкетным данным» студентов даже со старших курсов (что вызвало много самоубийств). Сын христианского священника должен был или отрекаться от отца через газеты, или бежать за границу, или влачить существование, никак не соответствующее его домашней подготовке и умственным способностям. Сын раввина или шамана мог поступать в любой ВУЗ без ограничений.

       Этим декретом стимулировалось некое новое неравенство национально-социальных групп.

 

 

       Глава 2. Политическое неравенство

 

 

       Не успев захватить власть, большевики сразу же ввели неравенство политическое. Уже 26 октября 1917 года они запретили либеральные газеты «Речь» и «Новое время», меньшевистскую газету «День». К концу дня 27 октября под запретами оказалось уже почти 20 газет.

       27 октября вышел Декрет о печати, в котором расставлялись все точки над i: «буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии... оно не менее опасно, чем бомбы и пулеметы». В Декрете предписывалось закрывать все печатные издания, которые призывают к свержению правительства, к неповиновению или сопротивлению, «отравляют умы и вносят смуту в сознание масс», «клеветнически извращают факты». К марту 1918 года всякая небольшевистская пресса вообще перестала существовать.

       Политические партии тоже постепенно оказались на нелегальном положении. Любые офицерские и интеллигентские организации с самого начала были вне официальной политики и уже поэтому рассматривались как «контрреволюционные».

       Из остальных «контриками» оказались сначала кадеты (в декабре 1917 — январе 1918 г.), потом правые эсеры и, меньшевики (в марте—апреле 1918). К июлю «прикрыли») и левых эсеров...

       Члены этих партий — а их были сотни тысяч человек — последовательно лишались права делать карьеру в советских органах, в Советах, и рассматривались в лучшем случае как «заблудшие».

       Большевики жестко подавляли любые проявления недовольства, в том числе и со стороны рабочих, и со стороны других социалистических партий.

 

       ДИСКРИМИНАЦИЯ «БУРЖУАЗИИ»

 

       Декретом от 10 ноября 1917 года «все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются».

       Равенство?

       20 декабря 1917 года специальным декретом объявлялось, что все «буржуи» должны постоянно носить при себе справки из домовых комитетов и рабочую книжку, под страхом «кары по законам военного времени».

       Все «буржуи» обоего пола должны были отбывать особую «трудовую повинность» в особых «трудовых батальонах». По указанию В.И. Ленина, «в эти батальоны должны быть включены все работоспособные члены буржуазного класса, мужчины и женщины, под надзором красноармейцев».

       В трудовую книжку «буржуя» и записывалось, отработал «буржуй» или нет. Если нет — любой функционер Советской Власти обязан был отправить «буржуя» в тюрьму.

       Было четко оговорено, кто именно тут «буржуй». В феврале 1918 года определили точно: все, у кого доход более 500 рублей.

       А в стране-то инфляция. 1000 рублей в декабре 1917 и в июле 1918 года — это совершенно разные суммы.

       Кроме того, «буржуями» бывали объявлены все служащие всех государственных, частных и общественных учреждений. Естественный вопрос: а служащие советских учреждений — они тоже «буржуи»? Разные Советы определяли это по-разному. В Пензе, например, «буржуйками» оказались даже машинистки, печатавшие указы местных комиссаров...

       Появилось понятие «бывшие». Это те, у кого отнимают имущество, кого «вычищают» со службы или кто теряет прежнее положение.

       «Бывшие». «Я из бывших».

       Все большее значение имеют пайки. И появляется новое слово: «лишенцы». После введения первой советской Конституции 10 июля 1918 года «лишенцами» будут называть тех, кого лишили политических прав. Но слово родилось раньше, из лишения хлебных пайков.

       К числу россиян второй свежести отнесли всех священников и детей священников, всех дворян и всех чиновников всех рангов царской России.

       Лишенцы не имели права голосовать на выборах, быть избранными в органы советской власти, становиться командирами в Красной Армии и в ЧК... Лишенцы и их дети не имели права учиться в институтах. Уже в 1922-1923 годах многих студентов «вычищали» «за происхождение», «по анкетным данным». «Вычистили» не меньше 30 тысяч человек.

       В общем, лишенцы были обречены на то, чтобы не воспроизвести себя социально. По официальным данным, лишенцев было в Советской республике 5 миллионов человек.

       «Лишенцы» и «бывшие» изгонялись и «вычищались» со службы, из системы образования и даже из столичных городов. Какая судьба ожидала этих людей, хорошо видно хотя бы на примере Марии Александровны Гартнунг — дочери Пушкина, имевшей неосторожность дожить до 1921 года. Едва живая от старости и голода старуха несколько раз приходила на прием к Луначарскому, тот обещал «рассмотреть вопрос», и она снова и снова являлась к этому «вершителю великих дел». Луначарский даже созывал своих людей посмотреть на «настоящую живую дочку Пушкина», но никакой помощи не оказал: не имела права на паек эта старая дворянка. Мария Александровна, дочь Пушкина, умерла от голода в 1921 году.

 

 

       Глава 3. «Культурная революция»

 

 

       В Советской республике запрещено было празднование Рождества Христова и вообще всех религиозных праздников. Запрещены были все атрибуты Пасхи, включая крашеные яйца или возглас «Христос воскресе!». Запрещено было ставить елку.

       Входя в дома, тыкали пальцем в иконы: «А ну, убрать немедленно!» Разумеется, ни один коммунист или «сочувствующий» не мог носить крест.

       Для коммунистов и 1812 год был исключительно «спасением помещичьей Расеи руками обманутых крестьян».

       И завоевание мусульманских областей описывалось так: «Погубил на стенах крепости несколько сот русских мужиков, одетых в солдатские шинели».

       Что же признавалось в русской истории? Только одно «освободительное движение». Степан Разин, Кондрат Булавин, Емельян Пугачев и другие разбойники должны были стать героями для россиян. А Суворов, Кутузов, Нахимов — соответственно должны были предстать «реакционными защитниками старого режима».

       Даже изобразительное искусство и поэзия становились способом «революционного преобразования действительности».

       Русские авангардисты вовсе не считали себя жрецами чистого искусства. Они были убеждены, что без признания их искусства социалистическая революция не будет до конца завершенной.

       В 1917 и 1918 годах, да и позже, Малевич в своих статьях прямо требовал «создания мирового коллектива по делам искусства» и учреждения «посольств искусств во всех странах», «назначения комиссаров по делам искусства в губернских городах России», «проведения новых реформ в искусстве страны». Потому что «кубизм, футуризм, симультанизм, супрематизм, беспредметное творчество» — это искусство революционное.

 

       ЦЕРКОВЬ

 

       В декабре 1917 года из ведения Церкви были изъяты учебные заведения и запись актов гражданского состояния. 23 января 1918 года опубликовали Декрет «О свободе совести». Он лишил Церковь и все другие религиозные общины движимого и недвижимого имущества. Церковь перестала быть юридическим лицом.

       Декретом запрещалось преподавание религиозных учений, а Церкви было запрещено издавать книги, журналы и газеты.

       В декрете о свободе совести граждане России получали право «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». По Конституции 1918 года государство получало право вести антирелигиозную пропаганду, но Церковь вовсе не получала право вести религиозную проповедь.

       Священникам запрещалось ходить в пастырском облачении вне здания церкви. Категорически запрещалось проводить любые религиозные обряды вне зданий храмов.

       Естественно, священники категорически не допускались в Красную Армию, в места заключения, на производство, в учебные заведения.

       В январе 1918 г. под Киево-Печерской лаврой убит первый новомученик из архиереев, митрополит Владимир (Богоявленский). Иерея долго избивали, требуя признать, что Христос был лжец.

       Это был первый из 28 епископов, погибших в следующие четыре года.

       В январе 1918 года начинают осквернять храмы и монастыри. Началось еще во время захвата Кремля в ноябре 1917 года.

       «Летучие отряды» во время «продовольственной диктатуры» истребляли сельских священников.

       К концу 1918 года закроют 600 монастырей. Монахов перестреляют. И в 1919 году продолжат.

 

 

       Глава 4. Семейная революция

 

 

       Отмирание семьи предсказывалось Марксом и Энгельсом как один из итогов пролетарской революции — наряду со стиранием различий между городом и деревней, уничтожением частной наживы, наемного труда, провозглашением общественной гармонии.

       В ноябре 1917 года изданы Декреты о равенстве мужчин и женщин, о гражданском браке. Под гражданским браком понималось не совсем то, что теперь: не сожительство без регистрации. В 1917 году под гражданским браком понимался брак, зарегистрированный государством, без венчания в церкви.

       Но это ведь не «уничтожение семьи»...

       А. Коллонтай еще в царское время организовала общество «Долой стыд». Члены этого общества выходили на улицы голыми, с лентами через плечо и надписью: «Долой стыд».

       «Декрет Саратовского губернского совета народных комиссаров об отмене частного владения женщинами

       Законный брак, имеющий место до последнего времени, несомненно является продуктом того социального неравенства, которое должно быть с корнем вырвано в Советской республике. До сих пор законные браки служили серьезным оружием в руках буржуазии в борьбе с пролетариатом, благодаря только им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуазии, империалистов, и такой собственностью не могло не быть нарушено правильное продолжение человеческого рода. Потому Саратовский губернский совет народных комиссаров с одобрения Исполнительного комитета Губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, постановил:

       1.. С 1 января 1918 года отменяется право постоянного пользования женщинами, достигшими 17 лет и до 32 лет.

       2. Действие настоящего декрета не распространяется на замужних женщин, имеющих пятерых и более детей.

       3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право на внеочередное пользование своей женой.

       4. Все женщины, которые подходят под настоящий декрет, изымаются из частного владения и объявляются достоянием всего трудового класса.

       5. Распределение отчужденных женщин предоставляется Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, уездными и сельскими по принадлежности.

       6. Граждане мужчины имеют право пользоваться женщиной не чаще четырех раз в неделю, в течение не более трех часов при соблюдении условий, указанных ниже.

       7. Каждый член трудового коллектива обязан отчислять от своего заработка два процента в фонд народного образования.

       8. Каждый мужчина, желающий воспользоваться экземпляром народного достояния, должен представить от рабоче-заводского комитета или профессионального союза удостоверение о своей принадлежности к трудовому классу.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!