Тема 5. Современная западная философия



Философия

 

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Философия как мировоззрение.

Понятие мировоззрения.

Структура мировоззрения: знания, ценности, убеждения, идеалы. Обыденное и теоретическое мировоззрение.

Мироощущение и миропонимание.

 Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения. Особенности и функции мифологического мировоззрения.

 Сущность, особенности и роль религиозного мировоззрения. Философия как теоретическая основа мировоззрения.

Специфика философии как мировоззрения, ее отличие от других типов мировоззрения. Философия как наука.

Проблема научности философии, ее различные интерпретации. Единство и различие философии и науки.

Понятие научно-философского мировоззрения. Основные черты философского знания.

Язык философии.

Изменение предмета философии в процессе исторического развития.

Тема 2. Становление философии. Философия Древнего мира

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Понятие исторического этапа философии. Критерии выделения исторических этапов философии.

Античная философия. Космоцентрический характер античной философии. Учение о бытии у милетских мыслителей (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Атомистическая трактовка бытия (Демокрит). Наивный и стихийный материализм. Объективный идеализм Платона. Проблема бытия в философии Аристотеля.

Становление античной диалектики (Гераклит). Наивная и стихийная диалектика. Проблема сознания и познания в античной философии. Человек - мера всех вещей (софисты). Античный скептицизм. Социально-этические концепции античной философии. Проблема человека и общества. Этический рационализм Сократа. Понятие души и тела в философии Платона. Теория государства Платона. Человек как общественное животное (Аристотель). Этика стоицизма. Эпикурейская этика. Киники.

Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

Теоцентрический характер средневековой философии. Христианский монотеизм -идейная основа европейской философии и культуры средних веков. Религиозная философия патристики (Августин). Идея творения - основа средневековой онтологии. Креационизм. Сотворение человека. Проблема души и тела. Проблема субъективности и самосознания. Личность, ее свобода, воля и разум. Учение о божественном предопределении. Идея откровения - фундамент учения о познании. Проблема соотношения веры и разума, религии и философии. Средневековая схоластика.

Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли (возрождение классической древности, философский скептицизм, религиозная реформа, научные открытия). Секуляризация культурной и общественной жизни. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Идеология гуманизма. Возрожденческий индивидуализм. Свобода воли. Культ красоты. Утверждение силы и безграничности человеческого разума. Критика средневековой схоластики. Натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной в философии и науке эпохи Возрождения (Н. Коперник, Д. Бруно).

 

Тема 4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Классический этап Нового времени.

Философия Нового времени. Антифеодальные революции и формирование буржуазного общества. Становление классической науки. Научная революция XYII в. и создание механистической картины мира. Становление классического типа философии. Ориентация на науку в философии Нового времени. Выдвижение в центр проблем теории познания. Оптимизм в познании. Проблема метода научного познания в философии (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Сенсуализм и рационализм. Характерные особенности материализма XYII-XYIIIв.в. Механистический и метафизический материализм. Деизм. Атеизм французских материалистов. Проблема человека и общества в философии Просвещения (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

И. Кант - родоначальник немецкого диалектического идеализма. Переход от метафизики субстанции к теории познающего субъекта. Активно-деятельное понимание процесса познания. Критический анализ познавательных способностей субъекта и границ познания теоретического разума. Философия Г. Гегеля - вершина немецкого идеализма. Объективный идеализм Гегеля. Учение об абсолютной идее. Диалектический метод в философии Гегеля. Идеалистический характер диалектики Гегеля. Противоречия метода и системы Гегеля. Философия Л. Фейербаха. Критика философского идеализма и религии. Антропологический материализм Фейербаха. Гуманизм философии Фейербаха.

Тема 5. Современная западная философия

Истоки и особенности западной философии XX в. Распад классической схемы философствования в XX в. Отказ от философской классики. Социокультурные факторы, обусловившие переход к неклассическим типам философствования XX в. Сциентистская и антисциентистская реакция на ломку классических структур. Рационализм как выражение философии разума, науки и научного знания. Предпосылки возникновения неопозитивизма. Понимание науки и языка в неопозитивизме. Принцип верификации. Философское знание в аналитической философии и герменевтике. Постпозитивизм как отражение принципиально нового подхода к пониманию развития и функционирования науки. Иррационализм как выражение философии жизни и бессознательного в поведении человека. Экзистенциализм и проблема отчуждения человека в XX в. Бытие между жизнью и смертью. Пограничная ситуация и современное человечество. Неотомизм как философия современного католицизма, его история и предпосылки возникновения. Соотношение веры и разума. Неотомизм и наука. Проблема «доказательства» существования Бога.

Тема 6. Русская философия

Исторические этапы и особенности развития русской философии XI-XIX вв. Середина XIX в. - эпоха формирования русского самосознания и оригинальной философской мысли (П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский). Философия B.C. Соловьева. Идея всеединства (целостности) и его распространение на религию, науку, философию. Понятие соборности человека, его вселенской сущности. Религиозная философия П.А. Флоренского, «оправдание» им православия - «древней веры отцов». Единство христианских идеалов и достижений науки. Религиозная философия Д. С. Мережковского и Н. А. Бердяева. Проблемы свободы, творчества и отчуждения человека в трудах Н.А. Бердяева. И.О. Лосский - теория абсолютного совершенства. Человек, природа и космос в философской традиции «русского космизма». Религиозно-философская интерпретация «русского космизма» Н.Ф. Федоровым. Идея общего дела как основа воссоединения человечества, преодоления им бессмертия и слияния с бесконечностью пространства и времени. К.Э. Циолковский о проблеме соотнесенности человека и космического мира.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!