GeorgeGordonByron, 1788-1824)



Тема 6: Романтизм.

План лекции.

Романтизм как литературное направление.

Основные течения английского романтизма.

Поэты «озерной школы».

Д.Г. Байрон и П.Б. Шелли.

Творчество В. Скотта.

Американская литература в эпоху Романтизма.

Творчество американских писателей в эпоху Романтизма.

 

Романтизм как литературное направление возникает на рубеже XVIII и XIX столетий, в эпоху перехода от феодального строя к буржуазному. Как идейно-художественное направление романтизм отразил разлад мечты и действительности. В романтическом искусстве появилась неудовлетворенность результатами Французской революции, разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, политическом и научном прогрессе, в идеологии просветителей. Социально-историческая почва романтизма в Англии имела свои особенности. Буржуазная революция произошла в стране в середине XVII веке и к концу XVIII века ее результаты проявились вполне очевидно. В народной среде зрело и крепло недовольство последствиями промышленного переворота. Романтическая культура с ее специфическими принципами является отражением процесса отчужденности личности в буржуазном обществе, разрыва прежних социальных связей в переходную эпоху, неопределенности и зыбкости устанавливающихся отношений. Индивид оказывается изолированным от прежней вековой социальной системы. Формируется характерный для романтизма художественный принцип – изображение личности как самоценной, не зависящей от уродливых социальных обстоятельств. Самоценная личность у писателей-романтиков живет своим внутренним миром, который есть выражение неповторимого душевного склада самого автора. С этим связан лирический характер творчества романтиков. Какими бы ни были острыми разногласия между течениями и поэтами, существуют общие эстетические принципы, связанные с определенными идеологическими исканиями эпохи, составляющие общую основу для развития романтизма как литературного направления.

1.Реакция на переломный характер эпохи, на Французскую буржуазную революцию и ее последствия. Хотя у романтиков установилось разное и противоположное отношение к революционным переменам, сама реакция на историческое значение революции определяла историзм в изображении и оценке действительности, а также обуславливала критическое отношение к буржуазному обществу, развивающемуся после революции и обнаруживающему свою порочность. Принцип неприятия современного буржуазного общества характерен для романтического направления в целом, для романтиков, представляющих все течения. В эстетике романтизма большое место занимает возвышенное и прекрасное. Правда жизни для романтиков состояла в пересоздании реальности с помощью поэтической фантазии. Мощным средством воздействия на индивида и на все общество считалась поэзия.

2.Повышенная роль эмоционального начала и воображения в романтическом искусстве, субъективизм в изображении действительности, особо активная роль автора в мире художественных образов определяются также и недоверием к рациональному, рассудочному объяснению реальности. В этом – 2-ой общий критерий романтизма. В глазах романтиков рационализм XVIII века оказался обесцененным в результате того, что в послереволюционное время стало очевидным, что царство разума обернулось царством буржуазии. Механичность рассудочного подхода была отброшена. Эстетика романтизма связана с философскими идеями И. Канта, Ф. Шеллинга. Кант – гений стоит выше существующих рационалистических норм и свободно творит свой мир. Шеллинг – идея о бесконечном как вечной смене форм жизни, как непрекращающемся развитии мысли.

3. Обращение к внутреннему миру человека, раскрытие его чувств, дум и переживаний. Отвергая враждебную социальную действительность, романтики уходили в субъективный мир личных переживаний, открывали нравственные ценности в душе человека. Для романтиков характерно обращение к природе, в которой они ищут гармонию и красоту, обращение к народному творчеству.

Среди многообразных жанров романтической литературы выдающееся место занимает лиро-эпическая, философско-символическая поэма. Структура поэмы становится все более свободной, тяготеющей к универсальному охвату проблем эпохи.

Поэтика романтиков складывалась в борьбе против строгого стиля классицистов. Романтики выступали против резкого разделения трагического и комического в искусстве, против строгих правил в отборе лексики, против классицистических единств. Для романтического произведения характерна особая эмоциональная атмосфера высоких чувств и страстей, искренность и непосредственность эмоций, поэтика неожиданных сопоставлений, впечатление новизны и чуда, сближение трагического и комического, свободная композиция.

В английском романтизме было 3 основных течения: «лейкисты» (поэты «озерной школы» - Вордсворт, Колридж, Саути); революционные романтики – Байрон и Шелли; лондонские романтики – Китс, Лэм, Хэзлитт, Хант.

Романтическое искусство в целом отличалось новизной видения жизни и по-своему отразило жизненную правду, передало характер эпохи.

 

Уильям Блейк

(WilliamBlake, 1757-1827)

Родоначальник романтизма в английской литературе при жизни был известен как гравер и художник. Его стихи были опубликованы посмертно. Первое издание «Песен Невинности и Опыта» относится к 1839 г. В литературных кругах интерес к поэзии Блейка возник в 60-ых г. XIX века. В творчестве Блейка очевидна связь с просветительской литературой. Это проявляется в утверждении права человека на счастье, в осознании могучего воздействия идей на сознание человека. Но в осуждении прямолинейно- рационалистического подхода к действительности сказывается уже новое, романтическое начало.

Гуманизм Блейка основан на симпатиях к Французской буржуазной революции. Поэт пишет о страданиях человечества и о неизбежности общественных перемен. Радикальные настроения поэта выражены в фольклорной по своему духу балладе «Король Гвин», входящий в первый стихотворный сборник «Поэтические наброски (1783). Тема этой баллады – народное восстание против тирании короля Гвина. Баллада звучит грозным предупреждением всем королям. В период Французской революции создавались лучшие сборники Блейка «Песни Невинности» и «Песни Опыта». В «Песнях Невинности» раскрывается поэтический характер непосредственного и доверчивого восприятия жизни. Герои этого сборника – дети. Во вступлении поэт говорит об основном смысле стихов сборника: «И, раскрыв свою тетрадь, сел писать я для того, чтобы детям передать радость сердца моего». Светлым эмоциям «Песен Невинности» противостоят скорбные и горькие чувства «Песен Опыта», открывающих другую сторону бытия. Лейтмотив первого сборника – детство радостное, 2-го – детство поруганное. В изображении судеб детей раскрывается трагическое положение народа в условиях буржуазной Англии. Основная мысль «Песен Опыта» - обретение мудрости. Поэт связывал идейные концепции обоих сборников: он мечтал о соединении невинности и опыта.

Итогом поэтического творчества Блейка явились «Пророческие книги. Это произведение состоит из ряда поэм, подразделяемых обычно на 2 группы. В 1-ую группу вошли: «Книга Тэль», «Брак неба и ада», «Французская революция», «Видение дочерей Альбиона» и др. Ко 2-ой группе относятся поэмы: «Вэйле или четыре Зоа» «Иерусалим», «Мильтон». Это лирико-философские поэмы, в которых ставятся проблемы судеб мира и человечества. Опираясь на античные и библейские мифы, на английские народные легенды, Блейк создал свою систему образов-символов, свою «мифологию». Космические образы поэта исполнены громадных страстей и титанических сил, однако весьма часто они с трудом поддаются расшифровке.

 В стихах Блейка проявилась одна из характерных черт романтической поэзии в Англии – сочетание иронии и патетики, сатиры и лиризма.

 

«Озерная школа»

К группе романтиков, составляющих «озерную школу», относятся Вордсворт, Колридж, Саути. Их объединяет не только то, что они жили на севере Англии, в краю озер, но и некоторые общие черты их идейного и творческого пути. В начале творческой деятельности им свойственны бунтарские настроения, они приветствуют Французскую революцию, но впоследствии, разочаровавшись в ее результатах, утрачивают веру в активную борьбу и переходят на консервативные позиции.

Роберт Саути

(RobertSouthey, 1774 - 1843)

Создал ряд обличительных произведений, написал драму «Уот Тайлер». Но уже в драме «Падение Робеспьера», написанной совместно с Колриджем, обнаруживается его отход от радикальных настроений. В конце 90-ых г. он пишет баллады на средневековые темы, в которых выражены религиозные идеи и даны сверхъестественные образы и ситуации. Реакционный характер носит поэма «Видение суда» (1821).

Уильям Вордсворт

(WilliamWordsworth, 1770-1850)

Вордсворт произвел подлинный переворот в английской поэзии XIX века, введя в нее совершенно новую тематику и проблематику, прежде презиравшуюся и отвергавшуюся как низменную, неэстетическую: он провозгласил главным предметом поэзии чувства, мысли и судьбу крестьянина, ибо крестьяне представляют с точки зрения Вордсворта наибольшую социальную и моральную ценность в обществе. Его лозунг был: «Поэзия для всех, - следовательно, язык ее должен быть доступен людям всех классов». Исключительная ясность поэтической формы, глубокий лиризм, тонкое чувство природы, введение диалога – вот что характеризует баллады поэта. В 1798 г. выходит анонимное издание «Лирических баллад» Вордсворта и Колриджа. В них рассказывается о бедственном положении сельских тружеников Англии. Основная тема стихотворений – распад прежних устоев жизни мелких земледельцев, разложение патриархальных семейных отношений, нищенское существование обездоленных людей. Частое обращение к образам детей в поэзии Вордсворта (стихотворение «Мечты бедной Сьюзен») связано с мыслью поэта о том, что именно детскому сознанию свойственно то воображение, которое необходимо для романтической поэзии. В стихотворении «Нас семеро»» поэт умиляется простоте и неведению восьмилетней крестьянской девочки, для которой не существует различия между жизнью и смертью. Когда повстречавшийся с нею человек несколько раз спрашивает ее о том, сколько человек в их семье, девочка неизменно отвечает: их семеро. Она не осознает, что двое – брат и сестра, мертвы и их уже нет среди живых.

Тема любви в целом не характерна для поэзии Вордсворта, который старался избегать слишком сильных индивидуальных чувств и страстей, считая, идеалом самоотречение и покой. Ей посвящен только лирический цикл о Люси, но и здесь главным оказывается поэтизация жизни природы. Это поэтический рассказ лирического героя о власти любви. Романтическая любовь загадочна, это – страсть, исполненная тайны. Герой стремится к любимой, которой уже нет в живых. О смерти Люси он догадывается по знамению в природе: свет луны погас. Люси – воплощение красоты природы, ее смерть – это слияние с природой. В начале 1800-ых годов в творчестве поэта наметился кризис. В «Оде к долгу» поэт заявляет, что свобода его утомляет, он мечтает о покое, отдавшись строгой власти долга. Поэмы «Прогулка», «Прелюдия, или Развитие сознания поэта» были частями задуманной Вордсвортом большой философской поэмы «Отшельник», содержащей взгляд на человека, природу и общество. После смерти Саути Вордсворт становится придворным поэтом, пишет казенно-патриотические стихи, стремится утвердиться в своей позиции «эгоцентрической возвышенности» и безмятежного покоя.

 

Самюэл Тейлор Колридж

(SamuelTaylorColeridge, 1772-1834)

Для поэзии Колриджа характерен фантастический элемент, страшное и сверхъестественное. Свободолюбивые настроения юного Колриджа нашли выражение в оде «Разрушение Бастилии». Пафосом обличения несправедливости общественных порядков в Британии проникнуто стихотворение «Монодия на смерть Чаттертона». Это – стихотворение о трагической судьбе известного английского поэта Чаттертона, который, столкнувшись с бездушием общества, покончил жизнь самоубийством, когда ему было всего 18 лет. В аллегорическом стихотворении «Ворон» воплощена идея возмездия за совершенное зло. Однако здесь выражено и сомнение в плодотворности каких-либо решительных действий, революционных изменений. Всякое действие чревато противодействием, насилие влечет за собой возмездие. В 1798-1799 гг. Колридж побывал в Германии, где изучал философию Канта, Фихте, Шеллинга. Эстетические воззрения поэта идеалистичны. Красота возникает для него только как функция поэтического воображения, которое, в свою очередь, является проявлением божественного откровения. Наиболее характерным произведением Колриджа является романтическая баллада «Поэма о старом моряке». В этом произведении раскрывается гуманистическая мысль о необходимости преодоления одиночества и установления человеческих отношений, основанных на любви и добре. Здесь же развивается и христианская идея о том, что страдание делает человека мудрым, а покаяние искупает грехи. Сюжет баллады содержит сверхъестественный элемент; общий колорит произведения отличается мрачной фантастикой, атмосферой ужаса и страха. Для романтического искусства Колриджа характерна незаконченная поэма «Кристабель». Средневековый замок, лунная ночь, бой часов, происшествие, исполненное тайны, - таков фон, на котором раскрываются противоречивые чувства и переживания героев – Леолайна и его дочери Кристабель. О кризисе в духовном развитии Колриджа свидетельствует ода «Уныние». В ней утверждается мысль о том, что окружающий мир холоден и мертв; только душа человека излучает свет. Поэт признается в том, что творческая сила его воображения иссякает. В последний период творчества Колридж писал статьи, в которых выступал с апологией монархии и церкви.

 

Джордж Гордон Байрон

GeorgeGordonByron, 1788-1824)

Революционный романтизм Байрона возникает на основе мятежных выступлений народа в странах Европы. Пафос жизни и творчества Байрона – в борьбе против тирании. Главной мечтой его была мечта о свободе человечества. Личность Байрона весьма противоречива. В его сознании и творчестве борются различные начала – стремление к борьбе за освобождение народов от тирании и индивидуалистические настроения; устремленность вперед и «мировая скорбь». Он учился в Кембриджском университете, увлекался историей, читал труды просветителей, хотел стать политическим деятелем. Первые сборники его стихов публиковались анонимно. Под своим именем он начинает публиковаться со сборника «Часы досуга» (1807). Уже в этих юношеских стихах намечены темы разрыва с лицемерным и жестоким обществом. Но сознавая трудности борьбы против сил зла и несправедливости Байрон испытывает настроения тоски и отчаяния. В духовной атмосфере одиночества он создает свои «восточные поэмы»: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина». Главная проблема всех этих поэм – проблема личности в ее столкновении с обществом. Романтический герой – индивидуалист, исключительная личность, одержимая страстями. Он порывает с обществом и становится на путь мести и борьбы. Смысл жизни этого изгоя – в борьбе против деспотизма и в любви к чистой преданной женщине. Этот герой – деятельная и активная натура, но действует он только во имя своих личных целей. Действие поэм происходит в Греции. Часто поэмы представляют собой монолог героя. Сюжетная линия прерывается лирическими отступлениями. Вступая в непримиримый конфликт со своими противниками, герой либо гибнет, либо навсегда уходит из общества.

Большой страстностью чувств отличается цикл лирических стихотворений Байрона «Еврейские мелодии». В 1815-1816 гг. выходят в свет стихи наполеоновского цикла. В этих стихах поэт выражает свое отношение к личности Наполеона. Это отношение меняется в зависимости от того, какую историческую роль играл Наполеон в тот или иной период. Теме скорбного одиночества мятежной личности посвящена философско-символическая драма «Манфред» (1817). В его творчестве сильнее, чем у других поэтов, выразился драматизм и трагизм эпохи. Трагична по своему содержанию поэма «Шильонский узник» (1816). Герой поэмы швейцарский республиканец Бонивар – трагическая фигура борца, оказавшегося в неволе. Его мечта о свободе – это тот свет высокого нравственного идеала, перед которым отступает мрак подземелья. В стихотворении «Прометей» легендарный образ греческого мифа и трагедии Эсхила обретает черты гражданской доблести, мужества и бесстрашия, свойственные герою революционно-романтической поэзии Байрона прометеевский дух борьбы ощутим и в «Песне для луддитов», в которой Байрон откликнулся на новые стихийные выступления английских рабочих. С 1817 г. начинается итальянский период творчества Байрона Он создает свои произведения в обстановке нарастающего движения карбонариев за свободу Италии. Байрон сам был участником этого национально-освободительного движения. В Италии была завершена поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809-1817). В поэме широко отражены впечатления поэта от посещения Испании, Албании, Греции. В поэме появляется новый герой романтической литературы. Чайлд Гарольд – мечтатель, порывающий с лицемерным обществом, устремляется в далекие страны. Все его внимание поглощено переживаниями, вызванными разрывом с обществом, и он лишь созерцает то новое, что появляется перед его взором во время странствий. Он не борется, он лишь присматривается к современному миру, стараясь осмыслить его трагическое состояние. Героическая тема поэмы связана, прежде всего, с образом восставшего народа, с изображением борьбы испанских и греческих патриотов. В 1-ой и 2-ой частях значительную роль играет тема народного восстания. Поэт приветствует освободительное движение народов Испании и Греции. В 3-ей и 4-ой песнях образ героя постепенно вытесняется образом автора. Эти песни строятся как лирическое раздумье о жизни. В 4-ой части Байрон пишет о судьбе Италии, о ее истории и культуре, о страданиях итальянского народа. Основная идея поэмы – апофеоз народного возмущения против тирании, закономерность революционного выступления масс. Через всю поэму проходит образ Времени, связанный с идеей справедливого возмездия.

Впечатлениями от итальянской действительности навеяны поэмы «Жалоба Тассо» и «Пророчество Данте». Историческая трагедия «Двое Фоскари» (1821) также посвящена итальянской теме. Мистерия «Каин» - крупнейшее произведение позднего Байрона. На материале известной библейской легенды поэт ставит современные философские проблемы. В последние годы жизни поэт работал над своим самым крупным и значительным произведением – эпической поэмой «Дон Жуан» (1818-1824). Завершить его поэт не успел, было написано 16 песен, на 17-ой работа оборвалась. «Дон Жуан» - сатира на современное общество, хотя время действия отнесено к периоду, предшествующему Французской буржуазной революции. Байрон намеревался довести историю жизни Дон Жуана до его участия и гибели в революционных событиях конца XVIII века. Дон Жуан – образ естественного человека, который живет земными страстями. Искренность поведения героя вступает в противоречие с лицемерием буржуазно-аристократического общества, где извращены нравственные понятия. Дон Жуан вынужден приспосабливаться к обстоятельствам ради спасения своей жизни или ради чувственных наслаждений, но в нравственном отношении он выше тех, кто его окружает. Основу сюжета поэмы составляют приключения Дон Жуана. С образом автора в поэме связан гражданский пафос, постановка актуальных проблем времени. Миром правят деньги. Байрон выступает против политики войн и захватов. Имеет смысл только война за свободу.

Крупнейший поэт своего времени, Байрон участвовал в национально-освободительном движении греческого народа. Он отдал свою жизнь, борясь за свободу Греции. Он умер 19 апреля 1824 г. в Миссолунги. Художественные открытия Байрона – лиризм, отличающийся высоким гражданским чувством, эмоциональным накалом, страстным авторским отношением к жизни, высокий трагизм и драматизм в изображении современной борьбы за свободу. Революционный романтизм Байрона имел мировое значение.

 

Перси Биши Шелли


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!