Московское государство и проблема объединения русских земель в XIV – начале XVI вв.

ТЕМА № 5. МОСКОВСКАЯ РУСЬ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение. 2

1. Особенности политических отношений Московского и Литовского государств как центров собирания бывших княжеств Киевской Руси. 3

2. Московское государство и проблема объединения русских земель в XIV – начале XVI вв. 10

Заключение. 17

Литература: 19

 

 

Введение.

Процесс образования Московской Руси начался в XIV и завершился в начале XV столетия. В это время была ликвидирована политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик. К Москве были присоединены Суздальско-Нижегородская, Ростовская, Ярославская, Тверская, Новгородская земли, что означало образование единой государственной территории Московской Руси и начало перестройки её политической системы, завершившейся установлением самодержавия в России.

После периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV – XV вв. наступает время формирования единого государства. Однако, если в Западной Европе политическая раздробленность становилась тормозом для развития экономики, и под влиянием экономических факторов политические границы разрушались, происходило объединение земель и формирование единого государства, то на Руси процесс объединения шёл по иному сценарию. Общий всероссийский рынок возникает только в XVII в., а экономические остатки былой феодальной раздробленности – внутренние таможни – будут ликвидированы лишь во время правления императрицы Елизаветы. Таким образом, политические процессы объединения на Руси значительно опережали экономические. Давая объяснение этому явлению большинство историков склоняются к мнению, что в этот период наиболее остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа с его культурой и верованиями. В XIV в. русские земли испытывали сильнейшее давление одновременно с двух сторон – с Востока и с Запада. На Востоке Руси угрожала Золотая Орда, на Западе Великое княжество Литовское, которое до конца XIV в. имело все шансы стать главным центром объединения бывших земель Киевской Руси. В противостоянии и победе над этими двумя силами и закладывались основы единого московского государства. Усилиями нескольких поколений выдающихся московских князей складывается такое государство.

 

 

Особенности политических отношений Московского и Литовского государств как центров собирания бывших княжеств Киевской Руси

За роль лидера в восточно-европейском регионе, центра собирания бывших княжеств Киевской Руси боролись в ХIV в. Великое княжество Литовское и Московское княжество. В советской историографии Литовская Русь изображалась как противник Северо-Восточной Руси в её борьбе за объединение всех русских земель, без учёта того, что и Литовская Русь вела борьбу с аналогичной целью[1].

Литовское государство возникает только в XIII веке. Его основателем был Миндовг (Миндаугас). Впервые он упоминается в русских летописях в 1219 г. С конца 30-х – начала 40-х гг. XIII в. в результате кровавой борьбы с другими кунигасами (князьями) возникает единое государство. В него вошли Литва (жемайты, аукшайты и часть ятвягов), Чёрная Русь. Примечательно, что столицей нового государства Миндовг сделал Новогородок – город в Чёрной Руси (также как Святослав хотел перенести столицу в Переяславль-на-Дунае из Киева). В 1236 г. Миндовг наносит сокрушительное поражение вторгшимся в Литву рыцарям Ордена меченосцев, нёсшим свет христианства, под Шауляем. Это поражение было настолько сокрушительным, что в 1237 г. по указанию папы Орден меченосцев, переименованный теперь в Ливонский орден, объединился с более крупным рыцарским орденом – Тевтонским. В 1250 г. из-за нарастающего давления Ордена Миндовг заключает мир с Тевтонским орденом, а в 1251 г. принимает католичество. Это был его ловкий политический маневр. В 1260 г. при озере Дурбе (на землях, принадлежащих Ордену) он наголову разбивает войско крестоносцев и возвращается в язычество. В 1262 г. Миндовг заключает договор с Александром Невским о большом совместном походе на крестоносцев, но в 1263 г. Миндовга убивают заговорщики из литовской знати и поход не состоится.

Расцвет Великого княжества Литовского приходится на правление Гедимина (1316 – 1341). Политика Гедимина и его потомков Гедиминовичей состояла из двух направлений: борьбы с крестоносцами и собирания русских земель. При нём и его наследниках в состав Великого княжества Литовского вошли Полоцкая, Витебская и Смоленская земля, Белая Русь, Галицко-Волынское, Переяславское, Турово-Пинское, Чернигово-Северское и Киевское княжество. Способы присоединения этих земель были различны. Имел место и прямой захват. Например, в 1320 г. Гедимин взял штурмом Владимир-Волынский, стольный город Волынской земли. В 1321 г. разгромив на реке Ирпень русских князей он затем захватил Киев. Однако чаще русские князья признавали добровольно власть Литвы, а местное боярство призывало их, заключая с ними соглашения – ряды. Причиной тому были неблагоприятные внешнеполитические условия. С одной стороны русским землям угрожала агрессия Ордена, с другой – Орда. Междоусобная борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси делали её бессильной помочь западным и юго-западным землям бывшей Киевской Руси. Поэтому русские феодалы искали у Великого княжества Литовского защиты от внешней угрозы, тем более, что литовские князья не были вассалами Орды. Так, в 1362 г. Ольгерд Гедиминович наголову разбил татар Золотой Орды при Синих водах, в Подолии, и тем самым подтвердил, что Русь не зря видит в Литве защитника против татар.

Отметим, однако, что по мнению И. Б. Грекова и Ф. Ф. Шахмагонова на ход политического роста Литовско-русского государства огромное влияние оказывала ордынская дипломатия, видевшая в Великом княжестве Литовском надёжный противовес как восточным, так и западным его соседям. И. Б. Греков и Ф. Ф. Шахмагонов считают, что Орда поддерживала тогда территориальное расширение литовских князей в отношении западных и юго-западных земель, потому что тем самым она создавала нужный ей баланс политических сил в Восточной Европе: с одной стороны предупреждала усиление Великого Владимирского княжества и Москвы, а с другой – нейтрализовывало успехи Ордена и Польши. Поэтому можно говорить об определённой зависимости развития литовско-ордынских отношений от положения Великого княжества Литовского на международной арене. Чем хуже становились отношения Литвы с Москвой, Орденом и Польшей, тем щедрее относилась Орда к территориальным приобретениям Литовской Руси. Однако Орда внимательно следила за тем, чтобы процесс территориального расширения Литвы не создавал угрозы её влиянию в восточноевропейском регионе. Показателен тот факт, что дипломатия Рима, Ордена и государств Западной Европы рассматривали Орду и Литву в качестве своих общих противников, находившихся друг с другом в союзных отношениях, и готовили против них общие крестовые походы[2].

Таким образом, поощряя противоборство двух основных государственных образований, умело регулируя соотношение сил между ними, Орда обеспечивала сохранение и упрочение своей власти на территории Восточной части Европы.

Включению русских земель в состав Великого княжества Литовского способствовали также многосторонние и давние связи литовских племён с Русью, особенно укрепившиеся в XIV в. Показателем их служат и браки литовских князей. Так Луцк достался Гедимину династическим браком. Луцкий князь отдал свою единственную дочь за сына Гедимина – Любарта. Одна из дочерей Гедимина Мария была замужем за тверским князем, его сын Ольгерд был дважды женат на русских княжнах (витебской княжне Марии Ярославовне и тверской княжне Ульяне Александровне), мужьями же его двух дочерей были суздальский и серпуховской князья.

Русское влияние в государстве, где основную часть земель составляли русские княжества, было определяющим. Литовской письменности в XIV в. ещё не существовало, и государственным языком стал русский.

В Литве отсутствовал национально-религиозный гнёт. Отношения между землями строились по конфедеративному типу. Феодальные отношения развивались по типу европейского вассалитета. Князь становился подданным Великого князя. Однако и Великий князь, как сюзерен, и князь, как вассал, брали на себя обоюдные обязательства. Власть сюзерена имела ограничения по договору. Причём отношения вассалитета можно было и разорвать, как и всякие договорные отношения. Вассал мог поменять сюзерена и не становился от этого предателем. Вассалитет не требовал вечной преданности только одному сюзерену. Например, если испортились отношения с великим князем литовским, то можно было пойти в вассалы к Ордену или к Москве. Причём, вместе с князем “отъезжала” и земля. Если князь становился вассалом московского государя, то и его земля входила в состав Московского княжества. В системе вассалитета неукоснительно действовал принцип “вассал моего вассала не мой вассал”. Русские князья становились вассалами великого князя, но не их подданные. Русские земли продолжали свою историю. Во всех русских городах сохранялся вечевой строй. Русское население Великого княжества Литовского в XIV в. проявляло заинтересованность в сохранении и укреплении Литовской Руси. Расширение владений Литовского государства усиливало его русскоязычный характер и в перспективе могло привести к собиранию всех русских земель в рамках Литовской Руси.

Вслед за русской знатью русское право вошло в литовское законодательство. Русская Правда была действующим сводом законов на территории Великого княжества Литовского.

Наследниками Гедимина в результате междоусобной борьбы стали его сыновья Ольгерд, получивший восточную часть государства с большинством русских земель, и Кейстут, владевший западной частью государства. Русские летописцы отзывались весьма лестно об Ольгерде. Его считали смелым, умным воином, человеком образованным. Ольгерд стремительно водил свои войска, никто не мог предугадать направление его походов. Перед противником он появлялся внезапно и выигрывал сражение, если видел за собой перевес, или ловко уходил от битвы, если не имел уверенности в безусловной победе.

Ольгерд попытался распространить своё влияние на Новгород. Но свободолюбивые новгородцы не вошли в сферу влияния Литвы. К тому же всё сильнее становилась Москва, и Ольгерду необходимо было принимать решительные меры для ослабления конкурента.

Он даже попытался заключить антимосковский союз с ханом Джанибеком в 1349 г., но татары готовились к походу на юг, и совместного похода на Москву не состоялось.

Женившись на тверской княжне, став родственником тверских князей Ольгерд поддерживает Тверь в борьбе с Москвой и совершает три похода на Москву – в 1368, 1370, 1372 г. Москву ему взять так и не удалось. А в 1372 г. после поражения под Любутском в пределах Московского княжества он заключает мир с Московским князем Дмитрием Ивановичем.

Антимосковскую политику продолжил сын Ольгерда – Ягайло, заключивший в 1380 г. договор с ханом Золотой Орды Мамаем против Москвы. По договору Ягайло должен был встретиться с Мамаем, двигаясь с севера по Оке. Мамай шёл с юга, и Ягайло не успел соединиться с союзником. Московское войско успело разбить Мамая, и Ягайло ушёл обратно в Литву. Для борьбы с Москвой Ягайло заключил союз с Тевтонским Орденом, развязав тем самым себе руки на западных границах. Это не понравилось соправителю Ягайло его дяде Кейстуту. Начались новые усобицы. В 1381 г. Кейстут даже отобрал великокняжеский престол у Ягайла, но тот вскоре вернул себе власть, заманив Кейстута для переговоров и убив его. Однако борьбу продолжил сын Кейстута – Витовт.

Необходимо отметить, что в 1383 – 1384 гг. в международной жизни Восточной Европы создались условия для сближения Москвы и Литовской Руси. Ягайло оказался между двух огней: с одной стороны Орден требовал территориальных уступок и повиновения, с другой – начались сепаратистские движения южнорусских князей, получавших поддержку ордынской дипломатии, не заинтересованной в укреплении ни Литвы, ни Москвы. Московско-литовский договор 1384 г. устанавливал союзнические отношения и предусматривал заключение династического брака между Ягайлом и дочерью Дмитрия Донского, а также предполагал принятие им православного христианства.

Напуганные перспективой сближения Московской Руси с Литовской Русью, западные и восточные соседи сделали всё, чтобы программа консолидации древнерусских территорий осталась неосуществимой. В результате усилий Орды, Ордена и Польши попытки установления московско-литовского сотрудничества были пресечены. Орда стимулировала ухудшение отношений между Москвой и Литвой из-за влияния в Новгороде. Орден подталкивал Ягайло к борьбе с Москвой, примирив его с Витовтом. Поляки разрабатывали план династической унии.

Междоусобицы ослабляли силы Литовской Руси и приводили к усилению опасности со стороны Тевтонского ордена, угрожавшего не только Литве, но и Польше. В этих условиях в Польше созрел план объединения двух государств, что создавало бы возможности для совместного отпора Ордену. В 1385 г. была заключена Кревская уния. Ягайло принял католичество с именем Владислава и женился на наследнице польского престола юной королеве Ядвиге, став одновременно польским королём и Великим князем Литовским. Христианство в католическом варианте было объявлено государственной религией Великого княжества Литовского. По Кревской унии предполагалась инкорпорация Литвы, т. е. включение Великого княжества Литовского в состав Польши.

 В 1387 г. Ягайло дал привилегии феодалам, исповедующим католичество. Подтверждались их вотчинные права, они освобождались от части натуральных повинностей в пользу великого князя. Католики получали право участвовать в сейме, иметь гербы, занимать государственные должности. Впервые в истории Литовской Руси православные и католики были поставлены в неравное положение[3].

Однако Витовт не подчинился унии и возглавил борьбу за независимость Литвы. Он заключил союз с Московским княжеством, выдав свою дочь замуж за Московского великого князя Василия Дмитриевича. В 1392 г. Витовту удалось добиться признания независимости и стать пожизненным (без права передачи титула по наследству) правителем – Великим князем.

Весной 1398 г. наметилось неожиданное для Москвы сближение Витовта с Орденом и с Ордой. Тохтамыш, разбитый Тимуром и бежавший в Литву, ведя борьбу со ставленником Тимура в Орде Едигеем, дал обязательство сделать Витовта хозяином всей Русской земли, включая и Новгород Великий. Орден в переговорах с Витовтом готов был рассматривать его как короля Литвы и Руси, взамен отторжения от Русской земли Пскова.

Антимосковские цели преследовала и неудачная попытка Витовта вернуть Тохтамышу ханство в Орде, чтобы потом использовать её силы против Москвы. Поражение Витовта на р. Ворскле в 1399 г. оставило без защиты Великое Литовско-русское княжество. И если бы не опасения ордынских владык удара московских войск, то Литовская Русь подверглась бы беспощадному опустошению.

В результате войны с Московским княжеством (1406 – 1408) Витовту не удалось захватить северо-западные русские земли. Вместе с тем в это время ещё сильнее проявилось стремление в русских землях Великого княжества Литовского к объединению с Москвой: большая группа русских князей и бояр переехали из Литвы в Москву.

Таким образом, стать центром объединения всех русских земель Литовской Руси помешала политика ряда литовских великих князей. Особенно негативно сказалась политика князя Ягайло: промедление с крещением по православному обряду, а затем принятие католичества; внешнеполитическая ориентация на борьбу с Орденом и союз с Польшей.

Окатоличивание охватило часть русской знати, но большинство населения сохраняло верность православию. Началась национально-религиозная вражда. В связи с этим в XV в. стремительно стали расти настроения в пользу единого русского государства, но уже под началом московских князей.

Московское государство и проблема объединения русских земель в XIV – начале XVI вв.

Процесс образования Московского государства начался в XIV и завершился в начале XVI в. В это время была ликвидирована независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик: Тверского, Рязанского, Новгородской и Псковской земли, что означало образование единого государства – Московской Руси и начало перестройки его политической системы, завершившейся установлением самодержавия в России.

Существуют различные точки зрения по вопросу о причинах образования Московской Руси. Одни историки считают, что причины политической централизации в России были такими же как и на Западе. Материальной основой образования единого государства стало появление признаков раннебуржуазных отношений, таких как развитие ремесла, торговли и рынка.

Однако большинство историков придерживаются мнения о том, что процесс образования единого государства происходил на феодальной основе. Главную экономическую причину образования Московского государства они усматривают в развитии феодальных отношений и появлении условного феодального землевладения. Развитие условного феодального землевладения сопровождалось усилением эксплуатации, степень которой была значительно выше у условных держателей земли – помещиков, поскольку они были временными владельцами земли. Помещики нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников[4].

Основной внешнеполитической причиной являлось сохранение вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды. В это время наблюдается рост национального самосознания, выразившийся прежде всего в целой серии городских восстаний против монголо-татар.

В русской историко-философской литературе появилась концепция образования Московского государства, рассматривавшая государство как органический союз народа. Представители этой концепции основную причину образования Московского государства усматривают в появлении идеи единого национального государства в народном сознании. Наиболее последовательно идею русской государственности, по их мнению, выражала Москва, все остальные политические центры преследовали узкокняжеские интересы.

При этом, правда, отдельные историки вслед за Г. Федотовым отмечают, что московские князья одержали победу над своими политическими противниками благодаря своим татарофильским действиям, коварству и вероломству.

Причины образования Московского государства можно интерпретировать и в рамках цивилизационного подхода. Московское царство надо рассматривать не наследником Киевской Руси, а преемником Северо-восточной субцивилизационной периферии Руси. Именно здесь ещё до татаро-монгольского нашествия стал зарождаться тот тип государственности, который получил наиболее завершённое развитие в Московском царстве – деспотическое самодержавие, опирающееся не на систему договорных отношений – вассалитет, а на отношения подданства и службы – министериалитет. Большую роль в утверждении такого типа государственности и социальных связей сыграло монгольское иго, поскольку отношения между русскими князьями и монгольскими ханами строились именно по типу подданства.

В это время происходит становление нового генотипа социального развития. Если для Древней Руси был характерен эволюционный путь развития, то в XIV – XV вв. в Московской Руси утверждается мобилизационный ти развития, осуществлявшийся за счёт постоянного вмешательства государства в механизмы функционирования общества.

Национальное объединение России имело ряд особенностей. Московское государство с самого начала формировалось как военно-национальное, движущей силой развития которого была потребность в обороне и безопасности.

Существует два пути централизации и образования единых государств. Первый путь характеризуется тем, что одновременно происходят процессы экономического и политического объединения. Второй – тем, что вначале происходит объединение политическое, а затем экономическое. С этой точки зрения образование Московского государства шло по второму пути, т. е. происходило только политическое объединение русских земель. Основной социальной опорой московских князей в процессе объединения выступало служилое сословие – помещики.

Одной из особенностей образования Московской Руси был восточный стиль политической деятельности. Московские князья, добившиеся самодержавной власти, были знакомы с двумя образцами – византийским императором и монгольским ханом. Западные короли в расчёт не брались, так как не обладали полным суверенитетом, являясь вассалами римского императора или римского папы.

Непосредственное влияние на образ государственной власти московских князей оказало монгольское владычество. Русские князья переняли у монголов прежде всего политическую философию, сводившую функции государства к взиманию дани и налогов, поддержанию порядка и охране безопасности. Вместе с тем эта философия была лишена сознания ответственности за общественное благосостояние.

Рассматривая особенности образования Московского государства, необходимо остановиться на концепции русского историка М. Довнар-Запольского и американского учёного Р. Пайпса, создателей концепции “вотчинного государства”[5].

Р. Пайпс полагает, что отсутствие в России феодальных институтов западноевропейского типа обусловило специфику Московского государства. Он считает, что Северо-Восточная Русь была колонизирована по инициативе князей; здесь власть предвосхитила заселение. В результате у князей Северо-Восточной Руси сложилось убеждение, что всё живущее на их земле является их слугами и челядью. Московские государи обращались со своим царством примерно также как их предки обходились со своими вотчинами, поэтому полагает Р. Пайпс, идея государства в европейском смысле слова отсутствовала в России вплоть до середины XVII в. А поскольку не было концепции государства, не было и её следствия – концепции общества: государство в России признало права различных сословий и социальных групп на юридический статус и на узаконенную сферу свободной деятельности лишь в царствование Екатерины II.

Формирование московского государства.Московские князья, утвердившись в качестве официальных лидеров на Северо-Востоке Руси, стремились подчинить своему контролю окружающие княжества. Поскольку власть великого князя была номинальной, то они избрали путь расширения границ своего княжества. Способов расширения территории было в основном три:

1. Завоевание территорий. Это главный способ присоединения новых земель.

2. Покупка земли князем в других княжествах. Эти сделки назывались “прикупы”.

3. Покупка ярлыка на другие земли и княжества у хана Золотой Орды[6].

Усиление Московского княжества происходит при сыне Александра Невского – Данииле Александровиче (1276 – 1303), который присоединил Коломну, Переславль, Можайск, и тем самым увеличил свои владения почти в два раза и стал хозяином побережья всей Москва-реки. Его сын Иван Данилович Калита (1325 – 1340) ускорил процесс консолидации русских земель вокруг Московского княжества. Политическими интригами Иван Калита перехватил у Тверских князей ярлык на великое княжение. С 1327 г. Калита получает право сбора дани с русских земель в пользу Золотой Орды. С этих пор немалая часть денег остаётся в московской казне. Калита прикупает часть земель к своим владениям у соседних князей. Эту политику продолжали его наследники: Семен Иванович Гордый (1340 – 1353) и Иван Иванович Красный (1353 – 1359)[7].

Благодаря деятельности первых московских князей во второй половине XIV в. сложилось ядро русского государства. Завершается первый этап формирования Московской Руси. Это продемонстрировала деятельность Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Донского (1359 – 1389). Дмитрий впервые передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без санкции Орды, без ярлыка “как отчину”. Это явилось важным свидетельством становления самостоятельного государства в русских землях: власть приобрела наследственный характер. Власть передавалась от отца к сыну, а не по принципу “старший в роде”. Началось становление монархии.

Второй этап становления Московской Руси охватил XV в. В 30-е гг. XV в. произошёл раздел Золотой Орды на несколько ханств: Крымское, Казанское ханства, Большую Орду и др. Северо-восточная Русь оказалась в зависимости от Большой Орды. Утверждение монархического принципа устройства власти в русских землях происходило в острой борьбе, которая привела к феодальной войне. Борьба разгорелась по вопросу о принципе наследования власти. По завещанию великокняжеский стол переходил к сыну князя Василию II, что означало превращение передачи власти от отца к сыну в узаконенную традицию. Однако были мощные силы, возглавляемые первоначально братом Василия I Юрием Дмитриевичем, а затем его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, которые выступали за сохранение древнего принципа Киевской Руси – власть передаётся по наследству старшему в роду Рюриковичей (не монархический принцип). Воина была жестокой, но закончилась победой Василия II, который передал власть старшему сыну Ивану III[8].

При Иване III (1462 – 1505) в последней четверти XV в. складывается единое русское государство с центром в Москве. К Московскому княжеству были присоединены Ростов, Великий Новгород (1478), Двинская земля, Тверь (1485), Вятская земля. В зависимость от Москвы попали Псков и Рязань. В 1480 г. окончательно была ликвидирована зависимость от Орды в результате “стояния на реке Угре”.

Объединение русских земель окончательно завершилось в первой четверти XVI в. при Василии III (1505 – 1533). Исчезли последние удельные княжества: Волоцкое, Калужское, Угличское. В 1510 г. присоединён Псков. В 1521 г. – Рязанское княжество, в 1523 – Новгород-Северское[9].

Сформировавшееся государство лежало в стороне от торговых путей. На Западе торговлю контролировала Швеция, Литва и Польша. На Востоке – ханства бывшей Золотой Орды.

Определились правовые основы государственности. В 1497 г. был издан Судебник Ивана III, который закрепил сложившиеся традиции. В Судебнике была, хотя и в общих чертах, определена компетенция должностных лиц, были установлены процессуальные нормы, наказания за особо опасные для государства преступления (убийства, разбои, кражи).

Давно существовавшее правило, что крестьянин может покидать своего владельца только в течение двух недель в году, стало общегосударственной нормой. Судебник 1497 г. установил вместо существовавших в разных районах разных сроков единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до и после Юрьева дня (26 ноября). Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но ещё не закрепощение крестьян.

Таким образом, в начале XVI в. Московская Русь стала исторической реальностью.

 

Заключение.

Во второй половине XV – начале XVI в. формируется единое московское государство, в котором великому князю принадлежала вся полнота власти. Однако разветвлённый государственный аппарат ещё не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти. Внутри Московской Руси продолжали существовать уделы. Иван III не был принципиальным противником удельной системы и выделил всем своим сыновьям уделы. Хотя права удельных князей и были урезаны (выморочные уделы поступали великому князю, суд в московских селах удельных князей должен был осуществлять наместник великого князя), удельные князья ещё долго оставались постоянным источником династических смут.  

В развитии российской государственности в XIV – XV вв. было несколько исторических альтернатив. Становление Московской Руси как централизованного государства проходило в ожесточённом соперничестве с Тверским княжеством, которое претендовало на роль объединителя русских земель. В отличие от московских князей, шедших на сговор с ордынскими ханами, тверские князья были носителями традиционных для средневековья рыцарских качеств и делали ставку не на сотрудничество с татаро-монгольскими завоевателями, а на борьбу с ними. Если бы объединение русских земель произошло вокруг Твери, а не Москвы, то это означало бы резкую смену во всей внешней политике Российского государства и усиление её антиордынского курса. Иван Калита с помощью ордынцев разгромил Тверь и тем самым определил прагматический характер объединительной идеологии на основе идеи “смиренной мудрости”.

В отличие от Твери, являвшейся кратковременным соперником Москвы, значительно более серьёзные позиции в долгосрочном плане занимало Великое княжество Литовское. В состав Литвы во второй трети XIII в. попали земли Южной и Западной Руси, большая часть земель бывшей Киевской Руси. Однако в советской историографии Литовская Русь всегда изображалась как противник Северо-Восточной Руси в её борьбе за объединение всех русских земель, но без учёта того, что и Литовская Русь вела борьбу с целью объединения всех русских земель.

Принятие в 1387 г. католичества в Литве привело к национально-религиозной вражде и политической борьбе в литовском государстве. В связи с этим в XV в. в русских землях стали обнаруживаться тенденции в пользу единого Русского государства, но уже на основе Московской Руси, под началом московских князей.

 

Литература:

Основная:

История России (Россия в мировой цивилизации)/Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1998. С.73 – 82.

История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н.Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. М., 1998. С. 281 – 357.

История СССР. С древнейших времён до 1861 г./Под ред. П. П. Епифанова, В. В. Мавродина. М., 1983. С.155 – 183.

История СССР. С древнейших времён до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 1989. С.111 – 135.

История СССР с древнейших времён до конца XVIII в./Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1983. С.138 – 139, 145 – 151, 163 – 165.

Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999. С. 75 – 86.

История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 154 – 189.

Дополнительная:

Бушков А. А., Буровский А.М. Россия, которой не было-2. Русская Атлантида. Красноярск-Москва, 2000.

Горский А. А. Московско-орденский конфликт начала 80-х годов XIV века: причины, особенности, результаты//Отечественная история. 1998. №4.

Греков И. Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII – XV вв. М., 1988.

Вернадский Г. В. Россия в средние века. М.-Тверь, 1997.

 


[1] См.: История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н.Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. М., 1998. С. 282 – 285.

[2] См. подробнее: Греков И. Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII – XV вв. М., 1988.

[3] История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 179 – 180.

[4] История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 165 – 169.

[5] История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 168.

[6] Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999. С. 78 – 79.

[7] История России (Россия в мировой цивилизации)/Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1998. С. 74 – 75.

[8] История СССР. С древнейших времён до 1861 г./Под ред. П. П. Епифанова, В. В. Мавродина. М., 1983. С. 155 – 158.

[9] История СССР с древнейших времён до конца XVIII в./Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1983. С. 163 – 165.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!