Школа как культурно-образовательное пространство – это 42 страница



 

 

Феральные люди(«маугли», «дети джунглей») — существа, вырос­шие в изоляции от

людей и воспитанные среди животных, в ре­зультате чего навсегда утратившие возможность достичь нор­мального умственного и личностного развития (термин К. Лин­нея). Оставленные на произвол судьбы люди перестают быть людьми. Появление таких людей ярко подверждает соц. харак­тер человека, огромную роль соц. окружения и воспитания в процессе становления личности.

 

 

Фиглярство(от польск. figlarz — шутник) — кривляние, позерство.

 

 

Филогенез— процесс становления психических структур в ходе биологической

эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

 

 

Философия воспитания— трактовка сущности воспитания, его принципов и

ценностей как взаимодействие общечеловеческо­го, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

 

 

Философия воспитания социального— научное направление, к-рое на основе

знаний об объективном состоянии и потреб­ностях общества, полученных социологией воспитания и соц.-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных вопросов, предлагает варианты их решения, к-рые и могут сделать успеш­ной интеграцию сил общества с целью повышения культурно­го уровня народа.

 

 

Философия образования— общая теория, рассматривающая об­разование с

позиций аксиологии, онтологии, гносеологии, ан­тропологии как особую область социокультурной гуманитарной практики.

 

 

Флегматик— см. Темперамент.

 

 

Флоренский Павел Александрович(Отец Павел) (1882-1937) — религиозный

мыслитель и ученый. Основные работы: «Фило­софия культа», «Иконастас», «Детям моим. Воспоминания прошлых дней», «Имена» и др. Сложившись как философ при сопряжении культур — европейской и народной, светской и церковной, Ф. предупреждал о гибельности бездуховного пути культуры, отстаивал духовную ценность Православия, в к-ром находят свое выражение все общечеловеческие чаяния. Культ человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими ценностями, неизбежно приво­дит: в области искусства — к культу крайнего индивидуализ­ма, в области науки — к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйства — к культу хищничества, в области поли­тики — к культу личности. Заложил основы философии гене­алогии, к-рая была для Ф. своеобразной педагогикой: исто­рия рода должна давать нравственные уроки и задачи. Подо­шел к понятию духовного генотипа: «Только при... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к власти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к людям, не завидо­вать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.

 

 

Форма (в пед.) — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка

для его внутренней сущности, логики и со­держания; завершенная организация пед. процесса в единстве всех его компонентов. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых (воспитуемых), временем и местом обучения и вос­питания, порядком его осуществления.

 

Форма обучения эвристическая(П. Ф. Каптерев)— 1) есть такая Ф. о., по к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учени­ками под руководством учителя. Внешний вид этой фор­мы... вопросно-ответный; 2) Ф. о. э. ...неразрывно связан­ная с элементарным наглядным обучением, вполне сооб­разна с детской природой, по силам детям и сообразна с природой предметов, преподаваемых в народной школе; 3) Ф. о. э. по своему необыкновенно сильно возбуждаю­щему и развивающему умственные силы влиянию есть одно из главнейших средств... просвещения народа. Нуж­но, чтобы из наших учительских семинарий выходили «совершенные сократики». (Учителя, в совершенстве вла­деющие искусством преподавать по эвристической (со­кратической) методике.)

 

Формы организации воспитательного процесса— фор­мы, в рамках к-рых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллек­тивной и индивидуальной деятельности воспитанников; устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспита­тельного процесса, направленных на решение определен­ных пед. задач. Основания классификации:по направлениям воспитательной работы (формы эстетического воспита­ния, физического и т. д.); по количеству участников (групповые, массовые, индивидуальные), общие формы, приемлемые для любого содержания воспитательной ра­боты (лекции, вечера, конкурсы, утренники, праздники ит. п.).

 

Формы организации обучениявнешнее выражение со­гласованной деятельности учителя и учащихся, осуще­ствляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные за­нятия (см. соответствующие статьи словаря). К Ф. о. о. следует отнести и конференции, преследующие цель обоб­щить материал по к.-л. разделу программы и требующие большой подготовительной работы: проведение наблю­дений, обобщения материалов экскурсий, постановка опытов, изучение дополнительных литературных источ­ников и др.

 

 

Формирование личности— процесс развития и становления лич­ности под

влиянием воспитания, обучения, соц. среды; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений; любые изменения, новообразования, усложнение личности, без указания источников этих изменений.

 

 

Форум— широкое представительное собрание, съезд.

 

 

Фракталы, фрактальные объекты(множества) (в синергети­ке) — такие объекты,

к-рые обладают свойством самоподобия: малый фрагмент структуры такого объекта подобен др., более крупному фрагменту или даже структуре в целом.

 

 

Фрейд Зигмунд(1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог,

создатель психоанализа. Разработал метод лечения невроза (первоначально в соавторстве с И. Брейером), заклю­чающийся в поиске бессознательной психической травмы, ле­жащей в основе невроза. Понимал невроз как порождение не­разрешенных внутренних конфликтов личности, принявших болезненную форму. Энергия влечений (либидо), для к-рой оказываются заблокированными нормальные выходы, реализу­ется в патологических (отклоняющихся от нормы) формах. Ос­новной конфликт личности Ф. видел в конфликте психики между сознанием и бессознательным. Особое значение Ф. придавал сновидениям, к-рые открывают ход в потаенные слои человечес­кой личности. Такова же, по его мнению, и природа остроумия, фантазий, а также художественного творчества. Разработанный им впоследствии способ лечения больных при помощи психоана­лиза, основан на толковании ассоциаций, сновидений, ошибоч­ных действий больного. Специфическую роль Ф. отводил сексу­альности, к-рая существует с рождения и представляет собой «энергетический фонд» личности, трансформируясь в различные конкретные формы человеческого поведения. Сама культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т. е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Ф. сформулировал структурную концепцию личности. Это послужило основой его психол. трактовки культуры. Позднее ученый обратился к явлениям массовой психологии, для к-рой характерно подчинение групповому лидеру. Он обнаружил в ситуациях подчинения такие психические процессы, к-рые могут иметь признаки параноидального бреда. Мифологизировал свое учение, сведя влечения человека к борьбе Эроса и Танатоса (стремление к жизни или смерти).

 

 

Френология(от греч. phren — ум, душа, сердце, logos — учение) — учение Ф. Галя о

локализации отдельных психических способ­ностей человека в различных участках головного мозга, якобы различаемых, диагностируемых непосредственным ощупывани­ем черепа. В конце XIX в. Ф. широко использовалась для диаг­ностики свойств ума и характера. Современная психология не использует Ф. в системе методических средств исследования личности.

 

 

Фрондерство— одно их проявлений трудновоспитуемость воспи­танников,

выражающееся в недовольстве, проявляемом глав­ным образом по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.

 

 

Фрустрация(от англ. frustration — переживание расстройства пла­нов, уничтожения

замыслов, крушения надежд, напрасные ожидания, переживание провала, неудачи) — острое аффектное состояние расстройства, вызываемое объективно непреодоли­мыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное пере­живание неудачи. Ф. может выражаться в гнетущем напряже­нии, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии, чувства вины, гнева т. п. Характерным результатом Ф. являет­ся отказ от неудавшейся деятельности. Возникает тогда, когда степень неудовлетворения выше порога терпения.

 

 

Фундаментализация образования— концептуальное изучение законов мира,

выработка фундаментальных смыслов бытия, на основе к-рых осуществляются все связи явлений бытия, про­никновение в сущность мира, выработка в процессе познания путей и методов познания, заключающихся в онтологических уровнях знания.

 

 

Функции педагогического процесса— назначение, роль, ради к-рых возник и

существует организованный и целенаправлен­ный пед. процесс. К ним относят:образовательную, воспитыва­ющую, развивающую и социализирующую. Образовательная Ф. реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей. Содержание воспитывающей Ф. заключа­ется в формировании системы ценностных ориентации и отноше­ний в процессе воспитания и обучения. Содержание развивающей Ф. представляет собой развитие и формирование познаватель­ных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей. Социализирующая Ф. п. п. проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

 

 

Функции социальные образования и воспитания— назначение, роль, к-рую

выполняет воспитание в общественной жизни. К ним относят: гуманистическую, культурологическую, духовного воспроизводства, профессионально-экономическую и функцию под­готовки подрастающего поколения к семейной жизни.

Функции управления1. законченный цикл действий, отража­ющих определенное

содержание управленческих воздействий; 2. особые виды действий субъекта менеджмента с информаци­ей; 3. операции, действия субъекта управления, соответствую­щие стадиям управленческого цикла: целеполагание, мотивиро­вание, планирование, организация, контроль; Ф. у. учебно-вос­питательной системой по организационно-пед. содержанию разделяются на: целевые, соц.-пед., организационно-пед., инструк­тивно-методические, административно-хозяйственные.

Функция— обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий

(операций).

 

 

Фуркация в образовании(от позднелат. furco — разделяю) — по­строение учебного

плана в старших классах средней общеобра­зовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.) с преимущественным вниманием к оп­ределенной группе учебных предметов. Выделение двух циклов называется бифуркацией, трех и более — полифуркацией.

 

 

X

Характер(от греч. charakter— печать, чеканка) — совокупность устойчивых

психических черт личности, влияющая на все сторо­ны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отноше­ние к окружающему миру, др. людям, труду, самому себе, выража­ющая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Основы представления о X. как о типе соц. поведения заложил Платон, к-рый, исходя из сво­ей теории строения души, описал 5 главных типовX.: нормаль­ный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4—3 вв. до н. э.). X. тес­но связан с др. сторонами личности человека, в частности с тем­пераментом, к-рый определяет форму выражения X., наклады­вая на него своеобразный отпечаток.

 

 

Харизма(от греч. charis — подарок) — наделение личности свой­ствами, вызывающими

преклонение перед ней и безоговороч­ную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. X. чаще возникает в экстре­мальных исторических обстоятельствах. Харизматическому ли­деру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринима­ется как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость). Опре­деленной харизматичностью наделяются авторитетные учителя, к-рым дети приписывают не всегда присущие им свойства. Это явление носит еще название иррадиация авторитета.

Холерик — см. Темперамент.

 

 

Холистский принцип(от греч. holos — целый, весь) — методоло­гический принцип

целостности: целое больше суммы составля­ющих его частей. Этот принцип начинает широко использо­ваться в трактовке пед. явлений и раскрытии их сущности: целостный пед. процесс, целостное формирование личности в пед. взаимодействии и т. д.

 

 

Храбрость — черта характера, проявляющаяся в способности лич­ности преодолевать

чувство страха в ситуации опасности и рис­ковать собой ради достижения цели.

 

 

Хрестоматия— сборник систематически подобранных в учебных целях или для

самообразования текстов по к.-л. отрасли знания.

 

 

Хронотоп— специфические наборы пространственных и времен­ных констант коммуникативных ситуаций, напр.: хронотоп ва­гонного попутчика, больничной палаты и т. д.; исследуются в проксемике.

 

 

Ц

Целостность педагогического процесса— взаимосвязь и

взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих и протекающих в нем как в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях всех субъектов пед. процесса, так и в связях пед. процесса с явлениями внешней среды.

 

 

Цель1. один из элементов поведения, сознательной деятельно­сти, к-рый

характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей способов ее дости­жения; 2. осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека.

 

 

Целеполагание педагогическое— сознательный процесс выяв­ления и постановки

целей и задач пед. деятельности; потреб­ность учителя в планировании своего труда, готовность к изме­нению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной дея­тельности с воспитанниками.

 

 

Целесообразность педагогическая— мера пед. вмешательства, разумная

достаточность пед. влияния. Предоставление самосто­ятельности и возможностей для самовыражения самому воспи­таннику.

 

 

Цель воспитаниякак общественного явления — теоретическое обобщение и

выражение потребностей общества в определен­ном типе личности, идеальных требований к ее сущности, ин­дивидуальности, свойствам и качествам, умственному физичес­кому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. Вфилософии выделяют три подхода к выбору Ц. в.Иде­алистический: Ц.в. определяются на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале, к-рое вносит смысл в человеческую жизнь, определяет цели и ценности. Имманен­тная философия утверждает: Ц.в. определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход: Ц.в. зависят от потребностей общества в человеке с определенными каче­ствами, от ценностей данного общества и соответствуют уров­ню общественного развития.

 

 

Цель воспитаниякак пед. явления — ожидаемые изменения в че­ловеке (или группе

людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспи­тательных акций и действий.

 

 

Цель образования— образовательный идеал, задаваемый соц. заказом. Три

наиболее устойчивые модели:экстенсивная — пере­дача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе; продуктивная — подготовить уча­щихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит зани­маться и той структуре занятости, к-рые поддерживают разви­тие соц. общности и его собственное развитие; интенсивная — на основе развития универсальных качеств учащегося развить у него готовность не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собствен­ных творческих потенций.

 

 

Цель педагогическая— предвидение педагогом и учащимися ре­зультатов их

взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с к-рыми затем отбираются и соот­носятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

 

 

Цель педагогического исследования— выявление причинно-следственных

связей и закономерностей, разработка теорий и методик в ходе пед. исследования.

 

 

Ценностно-ориентацинное единство группы— один из основ­ных показателей

сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

 

 

Ценностные ориентации1. относительно устойчивое соц.-обусловленное,

избирательное отношение человека к сово­купности материальных и духовных общественных благ и идеалов, к-рые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельно­сти личности; 2. способ дифференциации человеком объек­тов по их значимости.

 

 

Ценность— идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для

человека и общества.

 

 

Ценности социальныеобщественно значимые для лично­сти, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством лю­дей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, иде­алом для всех людей, на их формирование направлен пед. процесс.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!