Школа как культурно-образовательное пространство – это 22 страница



 

 

Механизмы психологического воздействия— психол. способы воздействия на

бессознательную и сознательную сферы личнос­ти с целью усиления эффективности используемых пед. методов. К ним относят: внушение, заражение, подражание и убеждение.

 

 

Внушение(суггестия) — соц.-психический процесс воздей­ствия на эмоциональную, бессознательную сферу психи­ки личности или группы людей нередко помимо, а иног­да и против, их воли, механизм к-рого базируется на сни­жении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию, с отсутствием активного целе­направленного понимания его, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. В. может быть прямым (им­перативным) и косвенным, преднамеренным и непреднаме­ренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гип­нотическом состоянии, в естественном сне, в постгипно­тическом состоянии. В педагогике отдельные авторы рассматривают В. как самостоятельный метод воспита­ния. Однако правильнее говорить о психол. эффекте В. при использовании разнообразных методов воздействия на личность.

 

Внушаемостьстепень восприимчивости к внушению, оп­ределяемая субъективной и возрастной готовностью под­вергнуться и подчиниться внушаемому воздействию. На повышенной внушаемости в детском возрасте строится эффективность воспитательного воздействия на них.

 

Зар(а)яжение(в соц. психологии) — процесс передачи эмо­ционального состояния от одного индивида др. на психо­физиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

 

Подражание— вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являюще­гося образцом для П. На П. основано использование при­мера как метода обучения и воспитания.

 

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, на доказательствах, с целью выработки у них соб­ственных взглядов и нравственных критериев. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии че­ловеком к.-л. сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение м. б сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не вос­принимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение мо­жет происходить практически мгновенно. У. считается основным способом в научной полемике и все использу­емые воспитателем методы и приемы воспитания должны обладать убеждающим эффектом.

 

Механистический взгляд на человека— понимание человека в концепции

механического мировоззрения, возникшего в сере­дине XVII в. нового представления о природе и обществе, свя­занного с мануфактурным производством и растущим обще­ственным разделением труда. Одной из наиболее последователь­ных в механическом понимании сущости человека выступила пед. концепция Джона Локка (1632—1704).

 

Микропроцессор— центральная и основная часть вычислитель­ной системы,

микросхема, выполняющая все вычисления, об­работку информации, управляющая взаимодействием устройств внутри компьютера и его периферийной системы. Работает со скоростью в несколько сотен млн операций в секунду.

 

Микрофильм— собирательное название фотопленок с микроза­писью текстов и

изображений, уменьшенных в 10—100 раз.

 

Мимика(от греч. mimikos — подражательный) — внешнее выраже­ние психических

состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц, выражений глаз и др. Нередко М. учителя дей­ствует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому он должен уметь показывать только то, что относится к делу.

 

 

Минимальная мозговая дисфункция— нарушение функции ЦНС вследствие

микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в резуль­тате кислородного голодания плода во внутриутробном пери­оде и в процессе родов. Наиболее частое проявление М.м.д.:гипердинамический синдром (синдром двигательной растор­моженное™), выражающийся в чрезмерной активности, су­етливости, раздражительности, неспособности к целенаправ­ленному и организованному поведению. Обычно проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с такими нарушениями требуют дозировки нагрузок, сме­ны видов деятельности.

 

 

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке,

находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, соц. группы, общества, обусловленные этими взгля­дами основные жизненные позиции людей, их убеждения, иде­алы, принципы познания и деятельности, ценностные ориента­ции. В основе М. лежит миропонимание, т. е. совокупность оп­ределенных знаний о мире.

 

 

Мнемоника, мнемотехника(от греч. mnemonika — искусство за­поминания) —

совокупность приемов, обеспечивающих запо­минание при помощи создания искусственных ассоциаций.

 

 

Модем(модулятор-демодулятор) — техническое устройство, пре­образующее

передаваемые ЭВМ с помощью аналого-цифрово­го преобразователя электрические сигналы в телефонную сеть.

 

 

Модели воспитания— философские концепции воспитания, определяющие

принципы и особенности организации воспи­тания, и сформировавшиеся на их основе образцы воспита­тельной практики. Идеалистическая модель воспитания — воспитание как создание для воспитуемых такой среды, бла­годаря к-рой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы развития полноценной личности (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.). Прагматическая модель воспитания — обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача знаний, только полезных в жизни, практикоориентированных, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.). Социетарная модель воспитания основана на определенной сис­теме ценностей, присущей данной социальной группе или об­ществу. Все иные ценности признаются ложными. Напр.: ре­лигиозная, коммунистическая модель, националистическая и т. п. Гуманистическая модель воспитания организуется на осно­ве взаимодействия, учета личностных и индивидуальных осо­бенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Ясперс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Технократическая мо­дель воспитания основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитатель­ного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего, в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование систе­мы поведения воспитуемого с помощью разработанной систе­мы подкреплений (Б. Скиннер и др.).

 

 

Модели образования— образы организации образования, складывющиеся на

основе государственных и общественных подхо­дов к их функционированию. 1. М. о. как государственно-ведом­ственной организации — система образования организуется и контролируется государством; 2.Неинституциональная М. о. ориентирована на организацию образования вне социальных институтов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и т. п.

 

 

Модель— искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т. п., к-рый, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изуче­ние к-рого связано с к.-л. трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым облегча­ет процесс получения информации об интересующем предмете.

 

 

Мониторинг в образовании— отслеживание результатов; посто­янное наблюдение

за к.-л. процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первона­чальным предположениям; диагностически обоснованная сис­тема непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирую­щих и корректирующих деятельность школы. Методы: наблю­дение, оценка и прогноз состояния развития к.-л. системы; си­стема отслеживания результатов. Свойства М.: полнота, релеван­тность (уместность), адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структуированность и специфичность для каждого уровня М. Следующие виды М. в школе: по масштабу целей образования (стратегичес­кий, тактический, оперативный); по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый); по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий); по частоте процедур (разовый, периодический, систематический); по охва­ту объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); по формам объект-субъектных отношений (вне­шний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ); по ис­пользуемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.).

 

 

Монография— научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и

всестороннее исследование одной про­блемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

 

 

Монтень Мишель(1533-1592) — фр. философ-гуманист эпохи Возрождения.

Основные труды: «Опыты», «Дневник путеше­ствий». Целью образования М. считал «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выра­ботку собственных убеждений. Ратовал за науку, к-рая «изуча­ет не книги, а вещи», за полезное в жизни образование. Резко критиковал схоластическую систему обучения. Считал, что об­разование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспи­тывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критичес­кому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и жи­вотные — дети одной матери Природы. Необходимо прививать детям бережное отношение ко всему живому. Познание осуще­ствляется через чувства, важна роль опыта. Главная задача обра­зования и воспитания — обретение моральных качеств. Огром­ное значение придавал воспитанию гражданских чувств. Преж­де всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества. Главный враг человека — узость кру­гозора. Надо «общаться с миром», встречаться с др. людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края. Програм­ма теоретического образования включает физику, геометрию, историю. В последней надо научиться судить о явлениях и да­тах. Большое внимание надо уделять физическому воспитанию и играм. М. выступает против жестокости средневековой шко­лы: «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Считал, что образо­вание «повредит естественным прелестям женщины».

 

 

Монтессори Мария(1870-1952) — итальянский педагог, сторон­ник свободного

воспитания. Основные пед. работы: «Дом ребен­ка», «Метод научной педагогики». М., выступая против управле­ния становлением личности, считала необходимым представить ребенку условия для «самовоспитания и самообучения». Вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материала­ми. Форма занятий — индивидуальный урок. Разработала инте­ресный дидактический материал для занятий детей. Воспитатель выступает лишь в роли наблюдателя за процессом раскрытия «внутренней жизненной силы» ребенка. Основа обучения дош­кольника и младшего школьника, по мнению М., сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружа­ющей среды и занятий с дидактическим материалом. Органич­но использовала игру в процессе обучения. Умственное воспи­тание фактически сводила к развитию органов чувств.

 

 

Мор Томас(1478-1535) — англ. мыслитель, гуманист, родоначаль­ник утопического

социализма. Основная работа: «Золотая кни­га, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Выступал за отмену ча­стной собственности и создания общества равных возможнос­тей. На осторове Утопия всем детям без различия пола и соц. положения дается равное образование. Преподавание ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, есте­ствознание, теоретическое земледелие. М. придерживался афинской системы физического воспитания, направленной на развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и воен­ных упражнений. Для всех утопийцев обязательны постоянные занятия земледелием, самостоятельное изучение к.-л. ремесла. Физический труд обязателен для всех, умственные занятия счи­таются величайшим наслаждением, к-рым, освобожденные от физического труда, занимается небольшая часть населения — ученые, но до тех пор, пока оправдывают возложенные на них надежды. В противном случае они возвращаются к ремеслу и земледелию. В свободное время утопийцы в библиотеках и му­зеях занимаются самообразованием для повышения уровня сво­их знаний.

 

Мораль— совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к

обществу и др. людям; древнейшая форма об­щественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, к-рыми руко­водствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают фор­му безличностного ко всему, ни от кого не исходящего поведе­ния, при чем выполнение их — внутренняя потребность чело­века, контролируемая общественным мнением. Слагается из трех основных сторон: 1. нравственная деятельность — поведе­ние людей, особым образом мотивированные поступки; 2. мо­ральные отношения людей: характерный для нравственности способ регулирования поведения, проявляющийся в различных формах должествования, требований к человеку; 3. моральное (нравственное) сознание, отражающее эти отношения в виде со­ответствующих представлений. М. выступает как основа содер­жания нравственного воспитания личности.

 

 

Моральная дефективность— термин, к-рым в 10-20-е гг. XX в. в зарубежной и

отечественной психол.-пед. науке обознача­лись практически все дети с девиантным и делинквентным поведением: от детей с нарушениями характера, эмоциональ­но-волевой сферы до агрессивных детей, пед. запущенных, беспризорных и т. п. В.Н. Сорока-Росинский (Викниксор в «Республике Шкид» Л. Пантелеева и Г. Белых) был директо­ром школы для таких морально-дефективных детей. В сере­дине 20-х гг. использование данного термина было признано нецелесообразным.

 

 

Моритерапия— см. Психотерапия.

 

 

Мотив(от лат. movere — приводить в движение, толкать) — внут­реннее побуждение

личности к тому или иному виду активно­сти, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека; психическое явление, не­посредственно побуждающее человека к выбору того или ино­го способа действия и его осуществлению. В качестве М. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определен­ный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззре­ния и др. От М. следует отличать мотивировку. Основная часть М. формируется в процессе социализации личности, ее станов­ления и воспитания.

 

 

Мотив властистремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению др. людей, в основе лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

 

Мотив достиженияпотребность личности всеми доступ­ными средствами достичь желаемого результата. Основ­ные типы М.д. складываются от 3 до 13 лет и формируют­ся под влиянием родителей, особенно матери, и др. окружа­ющих ребенка людей. Такой М. часто определяет поведение хорошо успевающих школьников, особенно в случаях воз­никающих затруднений.

 

 

Мотив избегания неудачи— стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, осо­бенно там, где результаты его деятельности воспринима­ются и оцениваются др. людьми. М. и. н. — установка личности, противоположная мотивации достижения. Для личности с преобладанием М.и.н. главное — не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой значительного изменения первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Этот М. во многом определя­ет и объясняет поведение слабоуспевающих детей, нахо­дящих многочисленные причины при объяснении невы­полнения или плохого выполнения заданий.

 

Мотивы атарактические— горе, ссора, уход от проблемы.

 

Мотивы гедонистические— чувство удовольствия.

 

Мотивы просоциальныемотивы поведения человека, со­держащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро. М.п. формируются в процессе воспи­тания и под влиянием окружающей среды.

 

Мотивы сублиссивные— влияние компании, возможность выделиться, почувствовать себя взрослым.

 

Мотивационная среда— совокупность условий, определя­ющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей совместной деятельности. В зави­симости от характера М.с. у участников вырабатываются такие линии поведения: инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятель­ности детей. Так, добровольный характер деятельности улучшает М.с, принудительный — ухудшает.

 

Мотивационная установка— латентное (скрытое) состоя­ние готовности к удовлетворению потребности; заплани­рованное, но отсроченное задание для себя или намере­ние, к-рое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.

 

 

Мотивация— совокупность стойких мотивов, побуждений, опре­деляющих

содержание, направленность и характер деятельно­сти личности, ее поведения.

 

 

Мотивировка— сознательное вербальное объяснение человеком причин своих

действий. М. может не совпадать с истинным мо­тивом, особенно тогда, когда, совершив неблаговидный посту­пок, человек не хочет потерять уважение окружающих.

 

 

Мудрость — высшая ступень знания, опирающаяся на жизнен­ный опыт, позволяющая

человеку выносить взвешенные сужде­ния и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

 

 

Мультимедиа— технология, обеспечивающая работу с неподвиж­ным изображением,

видеоизображением, анимацией, текстом и звуком. К компьютеру подключаются внешние источники ин­формации, как правило, цифровые (цифровые фотоаппараты, сканеры), но некоторые из них могут быть и аналоговыми (ви­деокамеры, музыкальные синтезаторы, микрофоны и т.п). Вся информация после соответствующей обработки и, возможно, с добавлением текста, анимации и спецэффектов записывается в мультимедийный файл. М. создает взаимодействие визуальных и аудиоэффектов.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!