Археология знания и власть языка: философия «текста»

Практическое занятие № 1

Проблема метода в гуманитарном знании

1. Метод и методология филологических наук.

2. Понятие парадигмы в концепции истории науки Т.Куна ("Структура научных революций"). Содержание понятий "научное сообщество", "нормальная наука", "кризис в науке", "научная революция"

3. Гуманитарное знание как система парадигм.

4. Анализ методов гуманитарных наук в работах Ф.Ницше "Мы филологи" и "О пользе и вреде истории для жизни". Тезис Ф.Ницше о «конце метафизики» и критика в терминах «жизни» понятий Разум, Абсолютный Дух, истина.

5. Разделение познания как "науки о природе" и "науки о духе" и оформление представления о "понимании" как специфике последних (В.Дильтей).

6. Кризис идеи эволюционного развития истории и поиск онтологических оснований гуманитарного знания. Отказ от гносеологического метода; культура как «игра». Морфология культуры в концепции О.Шпенглера ("Закат Европы"). Постановка новой методологической задачи в «Школе анналов»: не «история идей», а «история людей» («Апология истории» М.Блока).

7. Понятия современной филологической методологии: значение, понимание, смысл, текст, истолкование.

Задания к практическому занятию.

Подготовить ответы к вопросам практического занятия.

Кратко охарактеризуйте работу Т.Куна "Структура научных революций".

Законспектируйте одну из работ Ф.Ницше ("Мы филологи" и "О пользе и вреде истории для жизни").

Кратко охарактеризуйте работы О.Шпенглера "Закат Европы", М.Блока "Апология истории".

 

Литература

Т. Кун. Введение к кн.: Структура научных революций (любое изд.). 

Ф. Ницше. Мы филологи // Ницше Ф. Избр. произв. в 3 т. Т. 3. М: Пор-Рояль, 1994. С. 267-325.

Чувакин А.А. Основы филологии: учебное пособие М.: Флинта, 2016. - 240 с.

Калиниченко В.В. Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. – 1988. – № 4. – С. 128–134.

Основы литературоведения: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. С. – 404–412.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

 

 

Практическое занятие № 2

Методики и направления исследований

В отечественной и зарубежной филологии

1. Мифологическая школа в отечественном литературоведении (значение работ Ф.И. Буслаева и А.Н. Афанасьева). Мифокритика в зарубежном литературоведении.

2. Культурно-историческая школа в литературоведении (А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов). Сопоставление с концепцией И.Тэна.

3. Сравнительно-исторический метод (А.Н. Веселовский). Развитие положений метода в XX веке (литературная компаративистика, функциональное литературоведение, школа рецептивной эстетики).

4. Психологический метод, его связь с биографическим. Психоаналитические теории в зарубежном литературоведении. Открытие «бессознательного». Э.Мах: «я» не инстанция объективной истины, а «комплекс ощущений».

4. Методологические установки формального метода (Р.Якобсон, В.Шкловский, Ю.Н. Тынянов). Формалистские концепции в заребжном литературоведении. "Новая критика" в 50-60-е гг. Пристальное прочтение как методика работы с текстом в "новой критике".

 5. Структуральная школа в отечественном и зарубежном литературоведении.

6. Социологический метод в литературоведении.

7. Постструктурализм как реакция на методологичекий кризис современной науки о литературе (деконструктивизм, диалогическая критика, дискурсивный анализ, интертекстуальный индетерминизм, нарратология, неомарксизм, новый историзм и др.).

Задания к практическому занятию.

Подготовьте небольшой, но содержательный доклад и электронную презентацию по одной из предложенных тем. При подготовке можно выбрать любой интересующий аспект рассмотрения внутри обозначенных общих тем.

 

 

Практическое занятие № 3

Герменевтическая традиция в ХХ в.

1. Понятие Э. Гуссерля «горизонт сознания» и его основополагающий для всей последующей традиции смысл.

2. Открытие «предструктуры понимания» в экзистенциальной философии М.Хайдеггера. Язык письменной традиции как «дом истины бытия»; понятие «алетейя» в работе «Исток художественного творения».

3. Историчность «истины» и принцип «герменевтической рефлексии». Тезис Яусса об «обреченности» литературоведения; принципы «рецептивной эстетики» (Яуcc, В.Изер).

4. Герменевтический круг как выражение бесконечности процесса понимания. Понимание как принципиально незавершенная деятельность.

5. Философия понимания в восприятии М.М.Бахтина: «О методологии гуманитарных наук», «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках», «Ответ на вопрос редакции Нового мира».

6. Интерпретация (истолкование) как противоречивый феномен: разыскание или придание смыслов? Интерпретация как универсальный способ отношения к высказываниям и текстам, явлениям и событиям.

Задания к практическому занятию.

Подготовить ответы к вопросам практического занятия.

Кратко охарактеризовать одну любую работу из представленных: М.Хайдеггера «Исток художественного творения», Г.Г. Гадамера «Онемение картины», «Лирика как парадигма современности», Г.-Г. Шпета «Письма Э.Гуссерлю», «История как проблема логики», «Герменевтика и ее проблемы», М.М.Бахтина: «О методологии гуманитарных наук», «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках», «Ответ на вопрос редакции Нового мира».

Написать эссе или творческую работу по одной из предложенных тем:

1. Объясните приведенное утверждение. Как соотносятся объяснение и практика. Что привносит в объяснение философия. А.Франс: "Непонимание тревожит".

2. Поясните взаимосвязь, взаимообусловленность знания и понимания. Почему рефлексия над знанием есть необходимое условие понимания?

Пример: "Мы все смотрим, но не все видим" Или: "Многое из того, что нам дано мы не имеем".

3. Почему деятельность является основой понимания? Соотносятся ли: логика понимания, логика деятельности, логика строения мира? Сенека: "Послушного судьба ведет, непослушного тащит".

4. Понимание как необходимый момент познания. Философское понимание. Гераклит: "Многознание уму не научает".

5. Место понимания в познании. Взаимосвязь науки и познания. Пример: "Наука нам сокращает опыты быстротекущей жизни".

6. Понимание другой культуры, другой теории, другого человека. Сократ: "Заговори, чтобы я тебя увидел".

7. Понимание как осмысление, Понятие смысла и многообразие смыслов. А.Маринина: "Истина не в том, что говорит человек, а в том, что его побудило к этому".

8. Общение людей как реализация целевых программ на основе понимающей деятельности. Пример: "Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты". Или: "Скажи, что ты ищешь в Интернете, и я тебе скажу кто ты".

9. "Все интерпретации равны, но одни из них более равны, чем другие" (Умберто Эко).

10. Художественное произведение как встреча человека с самим собой (Ганс-Георг Гадамер).

 

 

Практическое занятие № 4

Археология знания и власть языка: философия «текста»

1. «Археология гуманитарных наук» М.Фуко как проект, направленный против «метафизики» и «истории идей». Проблема власти как центральная; язык как инструмент власти.

2. Генеалогический метод Фуко и его цель – выявление, под знаком отказа от «метафизического» объяснения истории, конкретных механизмов властных идеологий. Задача гуманитарного знания по Фуко: освобождение от стереотипов мышления и принудительных форм самоидентификации личности. Анализ феномена «биовласти» и его результаты: очевидность статуса любого знания как ключевого компонента властных отношений в современном мире.

3. Деконструкция истории в работе «Слова и вещи»; понятие «эпистема». Этика современного интеллектуала в концепции М.Фуко («нейтрализация идеологий»). 

4. «Антитоталитарная» направленность коннотативной семиологии Р.Барта. Деструкция целостности смысла литературного произведения; введение оппозиции произведение-текст («Удовольствие от текста»).

5. Снятие «тотальности» чтения: текст как система непересекающихся «кодов» в работе Р.Барта о новелле Бальзака «Сарразин» («S|Z»). 

6. Понятия «дискурс» и «дискурсивный анализ» и их полемический, «антиметодологический» смысл, направленный против духа «научности», навязывающего типы знания в качестве универсальных норм.

Задания к практическому занятию.

Подготовить ответы к вопросам практического занятия.

Кратко охарактеризовать работы М.Фуко «Слова и вещи», Р.Барта «Удовольствие от текста», «S|Z».

Прочитать и проанализировать новеллу О.Бальзака «Сарразин» с точки зрения дискурсивного анализа.

 

 

Практическое занятие № 5

Новые грани изучения русской и зарубежной литературы:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!