Сатирическое мастерство А. Франса (роман «Остров пингвинов»)



Тематика практических занятий по истории зарубежной литературы Х1Х-ХХ веков, планы, задания и методические рекомендации по их выполнению

 

Занятие № 1

Эмиль Золя '(1840-1902)

 

«Ветер дует в паруса науки; хотим мы того гни нет, обстоятельства толкают нас к тщательному изучению фактов к явлений»

(Э. Золя)

«Творческое наследие Эмиля Золя... циклы его романов,

теоретические работы, публицистические статьи — важный этап реалистического искусства.,.»

(Е. Кучборская)

 

3„ Золя писатель-натуралист. Романы «Жерминаль», «Западня»

План

1. Роман «Жерминаль»:

а) документальная основа романа; история создания; политические дискуссии; образы: Этьена к «хозяев жизни»; прием антитезы: отношение Э. Золя к идее революционного переустройства общества; анализ сцены

забастовки:

б) проблематика романа; бытоописательный элемент; быт, нравы и труд

шахтеров;

в) система образов;

г) концепция любви в романе.

Роман «Западня»:

а) сюжет, проблематика, бытописательные характеристики;

б) семантика названия; идея наследственности, воплощенная в романе;

в) система образов (Жервеза, Купо, Лантье, Гуже, Лорийе и другие); деградация Жервезы и Купо; статичность образа Лантье.

Традиции натурализма, реализованные в романах «Жерминаль» и «Западня».

 

Задания:

1. Найти и прранализировать образы и сцены, имеющие символическое значение в романе «Западня». Понаблюдать за текстом романа с точки зрения выявления того, как автор абстрагирует образы в нужном ему

направлении и возводит их в степень символа.

2. Проанализировать сцены убийства Шаваля к финал романа (в

контексте идеи наследственности). Раскрыть смысл финала произведения, подчеркнув натуралистический метод Э. Золя.

3. Дать развернутую характеристику образа Нана (по роману «Западня»):

проблема формирования личности;

развитие образа Нана

4. В чем состоят особенности цветописи в романе Э. Золя «Жерминаль»

5.Какое место занимает в романе «Жерминаль» характеристика предметной среды?

 

Творческое задание:

Прореферировать статьи сборника Э. Золя «Экспериментальный роман» (1 по выбору).

 

Литература:

Владимирова М.М. Романный цикл Золя «Ругон-Маккары». Художественное и идейно-смысловое единство. - Саратов, 1984.

Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. - М., 1966.

Пузиков А.И. Жизнь Золя // Портреты французских писателей. Жизнь Золя. - М., 1981.

 

Занятие № 2

Ги Де Мопассан (1850-1893)

 

«Показывать правду — значит дать полную иллюзию правды, следуя обычной логике событий, а не копировать рабски их хаотическое чередование». (Ги де Мопассан)

«Судя по тому, что я прочел, я убедился, что Мопассан обладал талантом, т.е. даром внимания, открывающим ему в предметах и явлениях жизни те свойства их, которые не видны другим людям, обладал тоже прекрасной формой, т.е. выражал ясно, просто и красиво то, что хотел сказать»

(Л.Н. Толстой)

Мопассан как мастер новеллы и романист

План

Идейно- тематическое и художественное своеобразие новелл Ги де Мопассана. Тема франко- прусской войны и своеобразие ее раскрытия.

а) Образы представителей народной среды в новеллах «Папаша Милон», «Старуха Соваж», «Пленные».

б) Новелла «Пышка». Прием скрытой антитезы, речевые самохарактеристики, саморазоблачение героев, роль портрета и художественной детали, своеобразие композиции, прием иронии.

в) Новелла «Мадмуазель Фифи». Портретные характеристики и их роль в раскрытии образов героев, роль художественной детали, прием иронии, речевые характеристики. Система образов: Кашлен, Лезабль, Маз, Шарлотта, Кора.

Тема нравственности в новеллах Мопассана. Губительное воздействие денег на души людей.

а) Новелла «Наследство». Основные приемы создания образов: портретные характеристики, роль художественной детали, ирония, речевые характеристики, саморазоблачение героев.

б) Общее в новеллах « Мой дядя Жюль», «Мать уродов», «В море», «Черт». Прием рассказа в рассказе, раскрытие морально- этической темы, проблематика, типизация образов.

3 .Роман «Жизнь». Сюжет, композиционное своеобразие, художественные особенности. Тема утраченных иллюзий в контексте женской судьбы. Система образов.

 

Задания:

1. Анализируя новеллу «Пышка», дать характеристику каждому из спутников Пышки и самой Пышке (как французскому обществу в миниатюре) с учетом тех литературных приемов, которыми оперирует Мопассан-художник. Обратите внимание: почему покидают Руан главная героиня, а почему - ее спутники.

2. Подумать, как времяпрепровождение офицеров из новеллы «Мадмуазель Фи фи» характеризует вышеуказанных героев. Прокомментируйте финал новеллы.

3. При анализе новеллы «Наследство» доказать, что чиновничий мир является объектом авторского обличения. Обратите внимание на источники доходов Шарлотты. Проанализировать две сцены: сцену на реке и сцену крестин. Раскройте их идейно- символический смысл.

4. Сопоставить романы Г.Флобера «Госпожа Бовари» и Ги де Мопассана «Жизнь» на предмет темы утраченных иллюзий в контексте женской судьбы.

 

Творческое задание

Выявить идейно-художественные различия в портретных характеристиках прусских солдат и прусских офицеров (например, новелла «Старуха Соваж» и новеллы «Мадмуазель Фифи» и «Пышка»), Обратите внимание на портретную характеристику Пышки. Какие виды литературного портрета использует Мопассан, рисуя внешний облик Пышки? Найдите другие портретные характеристики в анализируемых новеллах и выявите их функции. Объясните роль деталей в портретах героев.

 

Литература.

Данилин Ю. И. Жизнь и творчество Мопассана. - М., 1968.

Лану А. Мопассан. - М., 1971.

Пузиков А.И. Жизнь Золя // Портреты французских писателей. Жизнь Золя. - М.,

1981.

 

Занятие № 3

Оскар Уайльд

 

«Только слова придают реальность явлениям»

(О. Уайльд)

Творчество О. Уайльда

План

1. Рассказ «Кентервильское привидение» как пародия на готический роман. Жанр готического романа: история и формирование жанра; жанровое и художественное своеобразие. Пародия как литературный жанр.

2. Жанр сказки в творчестве О. Уайльда как эталон литературной сказки. Литературная стилизация:

а) проблематика, фабульное своеобразие, преломление христианской этики в контексте идей эстетизма; фигура Христа как этическая модель поведения положительных героев; система образов; символика; декоративность стиля («Счастливый принц», «Соловей и Роза», «Великан-эгоист», «Преданный друг»). Анализ одной сказки (по выбору студента);

б) сборник сказок «Гранатовый домик»: проблематика, принципиальное усложнение сюжета, своеобразие конфликта, элементы сатиры; система образов; эстетическая декоративность. Анализ одной сказки (по выбору студента).

3. Роман «Портрет Дориана Грея». Жизненная философия главных героев романа (Дориан Грей, лорд Генри, Бэзил). Образ-символ портрета в романе.


4. Роман «Портрет Дориана Грея» и теория эстетизма. Предисловие к роману и его идейно-смысловая нагрузка в произведении (изложение квинтэссенции эстетизма, провозглашение культа чистой красоты, авторского субъективизма и обоснование концепции «искусства для искусства»):

 

Задания:

1. Подготовить ответ на вопрос «Афористичность стиля романа "Портрет Дориана Грея"»; выписать афоризмы из произведения, раскрыть их смысл и выявить философию О. Уайльда.

2. Анализируя сказки О. Уайльда, найти в них черты сказок народных.

3. Доказать, что в сказках О. Уайльда и романе «Портрет Дориана Грея» получил воплощение тезис «искусство выше жизни».

4. Прореферировать одну из двух критических работ О. Уайльда: «Упадок искусства лжи» или «Критик как художник». Выявить особенности публицистики О. Уайльда, соотнести теоретические положения критических работ с литературно-художественным творчеством писател.

 

Творческое задание:

Подготовить рецензию на одну из экранизаций романа «Портрет Дориана

Грея»

 

Литература:

Луков В.А., Соломатина Н.В. Феномен Уайльда: тезаурусный анализ: Науч. монография. - М., 2007.

Соколянский М.Г. О. Уайльд. - Киев, Одесса, 1990.

Уронов М. О. Уайльд // Уронов М. На рубеже веков. - М., 1960.


Занятие № 4

Анатоль Франс (1844-1924)

«Нет ничего могущественнее слова. Ряды сильных доводов и высоких мыслей невозможно прорвать.

Слово разит свирепых, и рушит крепости.

Это невидимое оружие. Без него мир принадлежал бы грубой силе»

(А. Франс)

« Ум этого просвещённейшего литератора, весьма искусного и изощрённого, впитал всю интеллектуальную работу нашего века; я не знаю другого писателя, который отражал бы реальность сквозь такой богатейший пласт науки, литературы, предшествовавших впечатлений и размышлений» (Ж. Леметр)

Сатирическое мастерство А. Франса (роман «Остров пингвинов»)

План

1. Пародийное начало романа. «Остров пингвинов» как пародия на исторические хроники.

2. Первые три книги романа как история зарождения и формирования государства.

3. Четвертая книга романа как развенчание культа Наполеона.

4. Сатирические картины заговоров (пятая книга).

5. Шестая-седьмая книги: образы Гретока, Пиро, Коломбана, Бидо- Кокия и других.

6. Восьмая книга: картины анархического разрушения столицы.

7. Художественное своеобразие романа.

 

Задания:

1. Выявить взаимосвязь традиций между «Островом пингвинов» А. Франса и «Историей одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Проанализировать одну из глав романа (книга по выбору студента) с точки зрения композиционных особенностей и роли этой главы в структуре выбранной книги и романа в целом.

 

Творческое задание:

1. Подготовить характеристику критических суждений А. Франса, которые высказаны им в эссе «Литературная жизнь»

 

Литература:

Дынник В. Сатирик в поисках правды. - М.: Худож. лит., 1970.

Лиходзиевский. С.К. А.Франс. Очерк творчества. Ташкент. 1962.

Фрид А.А. Франс и его время. М., 1975.

 

 

Занятие 5

Джек Лондон (1876-1916)

 

Писатель должен всегда держать руку на пульсе жизни, а она даст ему его собственную рабочую философию, при помощи которой он, в свою очередь, станет оценивать, взвешивать, сопоставлять и объяснять миру жизнь. Именно эта печать личного взгляда на вещи и известна под названием индивидуальности.

(Д. Лондон)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 668; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!