Взаимодействие эмпиризма, рационализма и сенсуализма.

Г.

Лекция №5

Тема: «Философия эпохи Нового времени»

(период барокко 17 – нач. 18 в.)

 

1. Взаимодействие двух течений: рационализма и эмпиризма.

2. Взаимодействие эмпиризма, рационализма и сенсуализма.

3. Скептический синтез эмпиризма и рационализма.

 

Этот период характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил Галилей. Этот период именуется эпохой научной революции. Главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания.

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.

В состав философии Нового времени входит идея юридического мировоззрения (Джон Локк, Томас Гоббс).

Философия эпохи Просвещения (Гельвеций, Кондильяк, Вольтер, Руссо) – разобрать самостоятельно.

Взаимодействие эмпиризма и рационализма.

Эпоха новой революции XVII века начинается с двух событий:

1.Новая космология Коперника, Галилея («коперниканская революция»);

2.Система методического сомнения и принципы научной методологии Декарта, Ньютона. Сначала принцип инерции был в разделе философии, затем перешел в раздел теоретической механики.

Гайденко П.П. Нововременная философия в ее связи с наукой. – М.; 2002 г.

Эмпиризм в мире Френсиса Бэкона.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) является родоначальником эмпиризма, но теоретическим последователем был Локк. Бэкон – первый и величайший исследователь природы в новое время. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам».

Бэкон выделил три базовых элемента:

1. Основой всякого познания являются данные внешнего опыта, которые получаемы и осмысливаемы с помощью системы принципов и понятий, следующих из них самих (это «зародыш» эмпиризма). «Нет ничего в разуме, чего не было бы в опыте». «Знание – сила, когда оно следует из опытных данных» - высказывания Бэкона.

2. Опытные данные могут быть получены исключительно путем практики, целенаправленного действия над особо избранными предметами (такое определение дает Бэкон э к с п е р и м е н т у).

Всякий эксперимент имеет стадию практики и стадию осмысления практики.

Стадия практики состоит из: - установления предмета практики;

- определения целей практики.

С точки зрения современной науки данный подход к этому явления можно считать архаичным.

3. Осмысление эксперимента должно совершаться с помощью индуктивно-эмпирического метода, который состоит из следующих стадий:

● ранняя обработка данных (сумму сведений, полученных в эксперименте, следует привести в систему, т.е. создать иерархию);

● определение простейшего (из суммы данных необходимо установить точку отсчета). Бэкон спорит с Джордано Бруно, с Мирандоло – с последователями неоплатонической традиции;

● устранение пути (двойственность концепции). В общем, эксперимент должен иметь цель, которая находится в человеке.

● индуктивная герменевтика (от слова «толкование») или метод апофатика (отрицание богословия). Начало процесса индукции происходит от простого к сложному. Герменевтика – необходимо отбросить то, чем этот предмет быть не может.

 

Гносеологическая концепция Бэкона

Написал «Новый органон» (новое отношение к миру), в котором развил новое понимание задач науки. Именно он возжег факел новой науки – методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека.

Бэкон выделяет три пути отношения к знаниям:

1. Путь пчелы или путь науки (увидеть предмет со всех сторон) – этот путь Бэкон считал наилучшим.

2. Путь муравья (это каталогизация сведений о предметах – это сбор данных без его индуктивного осмысления) – этот путь Бэкон критикует, но не отрицает.

3. Путь паука (суть: составить описание мира, таким образом, чтобы получить из этого опыта желаемый результат) – это идеология.

 Бэкон использует путь паука в книге «Новая Атлантида». Суть книги: создание научного сообщества, которое могло бы определить политическую действительность на основе «разума и здравого смысла».

Бэкон был глубоко верующим человеком. Согласно Бэкону, наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания – один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука, таким образом, делится на теологию и философию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. вера в Бога достигается путем откровения, тогда как «светская» истина постигается опытом и разумом.

Бэкон был масоном, принадлежал к тайному сообществу. Цель: создание государства, которым бы управлял просвещенный человек. Монарх должен быть воспитан в просвещенном обществе.

Бэкон выделяет четыре уровня власти в государстве или «научном общежительстве»:

1. Ученые – люди, занимающиеся теоретической наукой (стратеги).

2. Теократы – люди, заботящиеся о душе человека.

3. Производители – люди-практики (прикладная наука присутствует во всех отраслях, даже в политике).

4. Подчиняющиеся – те, кто не желает заниматься наукой (государство должно помочь этим людям и наставить их на путь истинный).

Говоря о слабой стороне философии Бэкона, отметим, что он не создавал одинаковой важности и индукции, и дедукции. Подобно тому, как человек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценно заниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов.

Оппонентом Фрэнсиса Бэкона выступает Ренэ Декарт (1596 – 1650).

 

Французский математик Ренэ Декарт поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер: Вселенная – это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал (хотя и на механистической основе) идеи эволюции и провел их через все области учения о природе – от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека.

Философия Ренэ Декарта.

   I. Идея реальности мыслящего субъекта.

Суть: считается аксиомой тождественность между сознанием и самосознанием (перцепции и апперцепции). Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Поняв, что быть может, меня обманывает злой и хитрый демон или другой обманщик, рассуждает Декарт, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда знаменитое изречение: «Мыслю, следовательно, существую». Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей.

II. Принцип методического сомнения.

Суть: нет ничего в системе любого знания, что является истинным без специально примененного метода. Далее Декарт развивает предложенный принцип в двух направлениях: интеллектуальной интуиции и дедуктивного размышления.

 На основе интеллектуальной интуиции путем дедуктивного размышления происходит выделение максимально простых элементов знания и восхождение от простого к сложному.

Интеллектуальная интуиция – это спонтанная вспышка озарения, непосредственное постижение сути дела на основе врожденных идей.

Дедуктивное размышление – выстраивание иерархии от простого к сложному, но т.о., что простым является общее, сложным – частное.

III. Врожденные идеи. 

Суть: это система общих принципов познания или «методов мысли», а также рассудочных схем вещей материального мира и принцип причинности, который был раскрыт Дэвидом Юмом.

IV. Основанием всякого механического события (событие материального мира), является соотношение материального процесса и нашего представления о нем. Этот тезис позволил Декарту ввести классическую терминологию для перевода ее в идею инерции.

Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция. Декарт твердо и ясно установил два принципа для этой научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Мыслитель отвергал одушевленность животных, душа, по Декарту, присуща только человеку, составляя особую субстанцию. По сути, под субстанцией Декарт имел в виду Бога, ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом. Но это один аспект воззрения. Второй заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций.

Из этого следует : мироздание состоит из наличия двух субстанций – т е л е с н о й (ее главный атрибут – протяженность: фигура, положение, движение) и д у х о в н о й (ее главный атрибут – мышление: впечатление, воображение, желание, чувства). Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Таким образом, духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а также большинство оснований математики и логики (например, «две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Эти идеи есть истины как воплощение естественного света разума. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога.

В результате, Декарта получается концепция дуализма (двойственность субстанций), т.е. признание двух независимых субстанций (в отличие от монизма, исходящего из одной субстанции). Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции. Существуют посредники между телесным и духовным миром. Идея универсального посредника (Бог).

 

Взаимодействие эмпиризма, рационализма и сенсуализма.

Это взаимодействие можно изложить через концепцию познания Джона Локка (1632 – 1704). Джон Локк был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидно опытных данных. Это базовое направление философии XVII века и первая попытка рационального синтеза эмпиризма и рационализма.

Базовым трактатом Д. Локка является «Опыт о человеческом разумении».

Суть трактата: единственным источником знаний является внешний и внутренний опыт. Объективно существующие вещи, воздействуя на органы чувств, производят впечатление в рассудке. Эта их способность гарантируется качествами, т.е. не материальными свойствами материальных предметов. Локк здесь не очень последователен, т.к. искал объяснение взаимодействия предметов с сознанием. Локк занимает из других разделов философии слово «качество» и наделяет им вещи. 

В сознании нет ничего, что не было бы перед этим в опыте. Этот пункт является верным и сейчас, но существует контраргумент Лейбница «… в сознании нет ничего, кроме самого сознания». Сознание следует из опыта.

Концепцию Локка можно назвать сенсуализмом, который базируется на чувствах.

Локк: «В чувственных представлениях о вещи присутствуют два типа качеств»:

● первичные – присущи вещам сами по себе (плотность, протяженность, форма, движение, объем, число);

● вторичные – это субъективные ощущения, возникающие от первых качеств (цвет, запах, вкус, тепло, холод).

Органы чувств формируют в мыслящем разуме два вида идей:

● простые, бывают трех видов:

- от ощущений;

- от рефлексии;

- от того и другого.

● сложные

- модусы (распределение описания вещи по уровням: действительность, возможность, необходимость).

- субстанция (существует три типа субстанций: телесная,     

духовная и Бог. Субстанция (любая) – это сложная идея, которая возникает на основе восприятия в совокупности простых идей.

- отношения (главные отношения к знаниям: причинность, тождество, нравственность).

 

Локк выделил три вида знания по степени его очевидности:

1) исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей;

2) демонстративное знание через умозаключение, например, через сравнение и отношение понятий;

3) высший вид – интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствие идей друг другу.

Развивая идеи Гоббса о связи язык и мышления, Локк выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Он оказал огромное влияние не только на дальнейшее развитие философии, но и, наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшее развитие педагогики и психологии.

Локк является автором книги «Два трактата в управлении государством» (новое юридическое направление).

Томас Гоббс (1588 – 1679) – оппонент Локка, английский философ. Получил образование в Оксфорде, где занимался классическими языками. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно время учителем будущего короля Карла II. За свои сочинения часто подвергался гонениям и в зависимости от политических обстоятельств жил то в Англии, то на материке. Его общефилософские взгляды базируются на чисто механическом принципе, сложившимся под влиянием Евклида и Галилея, согласно которому, реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства – субъективны. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма. С е н с у а л и з м (от лат. sensus – чувство, ощущение) – философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. Сенсуалисты утверждают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине – вот предмет философии Гоббса.

В центр исследования нужно поставить не частные интересы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни.

Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство – это «механическое чудовище», обладающее необычайной и страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы. В своем произведении «Левиафан» Гоббс уподобляет этому «земному Богу» государство, поскольку оно не находится в зависимости от воли отдельных людей или даже желания партий – оно устанавливается навечно. В то же время он называет «Левиафана» искусственным человеком.

Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и «здоровье государства»; его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам или даже смерти государства вывод: все люди заинтересованы в совершенном государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Понятие добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство при этом государство должно заботиться о благосостоянии и счастье народа. Оно призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок; оно должно дать гражданам возможность увеличивать свое богатство, однако в безопасных для государства пределах.

 В основе общежительства людей должно быть право на жизнь, право на свободу, право на частную собственность.

Если Гоббс говорит, что естественное состояние человека – состояние войны, то Локк утверждает - что состояние равенства.

 

3. Скептический синтез эмпиризма и рационализма(Джордж Беркли (1685 - 1753) и Дэвид Юм 1711 – 1776)).

Беркли выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Локка о происхождении понятий материи и пространства.

Концепция Д. Беркли.

1. Наличие в разуме чувственных представлений не свидетельствует об их объективном источнике.

2. Когда говорят о существовании вещей, то вправе утверждать лишь их существование в наших восприятиях. Следовательно, существовать – это быть воспринимаемым.

3. Утверждается отсутствие различий между первичными и вторичными качествами (применяет термин Локка) и, следовательно, отрицается объективное существование внешнего мира.

4. Единственным, существующим реально гарантом восприятия человеческого разума, является самосознающий субъект, т.е. Бог.

 

Концепция Д. Юма.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 951; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!