Гуго Гроций и Иммануил Кант о достижении вечного мира. Карл Маркс и его представления о сущности международных отношений.



Голландский мыслитель Гуго Гроций (1583 – 1645)вошёл в историю как один из первых теоретиков международного права. Его научная деятельность была посвящена вопросам правового регулирования международных отношений. Творчество Гроция имело явную антивоенную направленность. Он первым пришёл к выводу о необходимости коллективной борьбы за поддержание мира. Ему же принадлежит одна из первых классификаций справедливых и несправедливых войн.

В 1625 году появилось знаменитое его сочинение «О праве войны и мира»(De jure belli ас pacis), которое составляет эпоху в истории политических наук. Непосредственной задачей Гуго Гроция было доказать, что в международных отношениях должны господствовать не одни своекорыстные цели, но и правила справедливости и человеколюбия. Для этого необходимо было установить начала естественного закона, которые одни могут служить нормой для самостоятельных держав. Руководствоваться положительными правилами, признанными многими государствами, или так называемыми правилами общенародными(jus gentium), было слишком недостаточно. Ибо, говорит Гуго Гроций, всякое установленное правило, если оно не истекает из достоверных начал, в силу ясных доказательств, есть не что иное, как добровольное человеческое соглашение, а если оно зависит от человеческой воли, то оно ею же может быть отменено (См.: http://www.kursach.com/biblio/0001002/002.htm).

Период жизни Гуго Гроция пришёлся на времена Восьмидесятилетней (Война за независимость Нидерландов 1566 – 1648 гг.) и Тридцатилетней войн (1618 – 1648) между католиками и протестантами Европы. Поэтому его глубоко беспокоил вопрос о возможности юридического урегулирования конфликтов между государствами и религиями. Гроций писал: «Полностью убеждён… что существует общее право народов, которое действует для войны и во время войны, у меня было много весомых причин для того, чтобы взяться писать по данному предмету. Во всём христианском мире я наблюдал недостаток в ограничении отношений войны, чего даже варварские народы должны стыдиться; я наблюдал, как люди хватаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе, и когда оружие было поднято, все забывали о каком-либо уважении права, Бога и человека; это как будто, в соответствии общему решению, безумие даёт всем свободу совершать любые преступления».

Трактат Гроция закрепил систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Трактат состоит из трёх книг:

Книга I развивает концепцию войны и природной справедливости, рассматривая вопросы справедливой войны.

Книга II определяет три «справедливых причины» для войны: самооборона, возмещение убытка и наказание; а также детально анализирует основные международно-правовые институты;

Книга III обращается к вопросу, какими нормами руководствоваться, когда началась война; а также намечает пути к скорейшему прекращению всех войн.

Трактат Гроция имел огромный успех. К 1775 году появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, но также на голландском, французском, немецком, английском и испанском языках. На русском языке трактат впервые был издан в 1902 году в вольном изложении, а в полном виде только в 1956 году.

Эта работа положила начало развитию современного международного права. Идеи Гроция получили развитие в трудах представителей школы чистого естественного права (Самуэль Пуфендорф, Христиан Томазий, Эмер де Ватель и др.).

Иммануил Кант о вечном мире.«К вечному миру» – опубликованный в 1795 г. трактат Канта. В немецком языке «вечный мир» обычно означает «вечный покой», и во вводном тексте Кант напоминает о сатирическом использовании этого смысла, что, вкупе с характером некоторых пассажей из «добавления» и «приложений», дало некоторым читателям и даже интерпретаторам основания считать весь трактат шуткой философа.

«Вечный мир» – состояние отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом так, что ликвидированы основания для военных столкновений. Противоположно ему «естественное состояние», в котором нет «никакой судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона». Это «состояние войны, то есть, если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза». Таким образом, этого мира в строгом смысле, в отличие от временных перемирий, в истории ещё не было.Наблюдения Канта за современной ему исторической ситуацией, которые стали основой трактата и так или иначе упоминаются в нём, можно обобщить в следующих шести пунктах:

1. В начале истории войны много способствовали культурному прогрессу, но в ситуации полного заселения Земли, когда народам некуда удаляться друг от друга, они больше препятствуют ему.

2. Политика стала глобальной: несправедливые действия какого-либо государства на внутренней арене создают не только внешние проблемы для него, но и внутренние проблемы в других государствах.

3. Переход на более высокий уровень внутриполитического развития возможен отныне без войны, как показала Великая французская революция.

4. Появление и развитие реформ во внутриполитической практике связано как с Просвещением в целом, так и, в частности, с тем, что решение политических проблем всё в большей степени становится задачей граждан: человек превращается в субъекта собственной истории.

5. Благодаря разработке и принятию конституций (в частности, во Франции после Великой французской революции) обеспечение свободы и равенства людей становится институциональной целью политики.

6. В свете развития правовых связей между государствами возникает необходимость в международном праве и в глобальных гарантиях личной безопасности.

Из этого Кант заключает, что вечный мир «есть разумеется, неосуществимая идея». Но принципы, приближающие его, являются и осуществимыми, и основанными на долге. Иными словами, вечный мир – это идеал, на который следует ориентироваться.

Раздел под названием «Окончательные статьи» описывает фундаментальные принципы миротворческого права и формы миролюбивого государства.

Первая из них требует республиканского устройства и предостерегает от прямой демократии.

Вторая требует основать международное право на федерализме свободных государств вместо того, чтобы создавать единое всемирное государство, поскольку правительства не желают делиться суверенитетом.

Третья статья разъясняет «право всемирного гражданства» как «право посещения» (безопасного и мирного) и запрет насильственной колонизации.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 937; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!