Концептуальные основы социальной политики и социально-философская и социологическая мысль прошлых веков.



Лекция 2. История социальной политики:   План 1. Эволюция взглядов общества на социальную политику. 2. Концептуальные основы социальной политики и социально-философская и социологическая мысль прошлых веков. 3. Социология бедности и развитие теоретических основ социальной политики в западной социально-экономической мысли XIX - первой половины XX вв.     1. Эволюция взглядов общества на социальную политику. По сути, истоки и зачатки социальной политики появляется одновременно с человеческим обществом и возникновением государственности. Размышления античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование - отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах. С древнейших времен государства проводили социальную политику в интересах распределения ресурсов, поддержания социальной стабильности. Естественно, что в обществах с разным уровнем развития, разным политическим строем формировались и разные подходы и требования к проводимой политике вообще и к социальной политике, в частности. Для того, чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Промышленная революция и индустриализация стран Западной Европы вызвали новое резкое классовое расслоение общества, породили острый социальный антагонизм между рабочим классом и буржуазией. Леворадикальный путь разрешения этого основного противоречия капиталистического общества нашел свое воплощение в теории марксизма, в социалистической революции и практике социалистического строительства. Социал-реформистский путь - в различных концепциях постепенного совершенствования, эволюции буржуазного общественного строя, в том числе посредством создания социального государства, в практике социально-экономических и политических реформ, проводимых буржуазным государством. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии. Роль государства в регулировании социально-экономических процессов в жизни общества всегда находилась в центре идеологических дискуссий, особенно с того момента, когда господствующей стала демократическая форма государственности. Исторически социальная политика государства связана с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Однако в своем современном состоянии социальная политика - дитя ХХ столетия. История предшествующих веков заложила основы всеобщего понимания необходимости проведения политики в области решения социальных проблем; понимания того, что социальные проблемы - это серьезное поле деятельности и государства, и негосударственных институтов, и непосредственно граждан; понимания того, что нерешенность социальных проблем (особенно в нынешнем веке) - путь к социальной и политической дестабилизации и конфликтам.

Концептуальные основы социальной политики и социально-философская и социологическая мысль прошлых веков.

Итак, можно сказать, что основы социальной политики получили свое развитие с возникновением государственности и переходам к разделению труда.

Причем в качестве концептуальных основ развития концепции СП принято выделять такой тип государственности как - правовое государство. Государство представляет собой могущественную организацию власти, которая способна подавлять людей, лишать их элементарных прав.

Если мы вспомним историю, то увидим, что так это в основном и было: в древних деспотиях, в феодально-крепостнических государствах (в том числе и в Российской империи), в тоталитарных государствах ХХ в. И все же по мере развития цивилизации государство постепенно превращалось из принудительно-репрессивной машины в демократическую и гуманную организацию власти, основанную на верховенстве права.

Говоря о правовом государстве, важно учитывать, что для его существования недостаточно наличия развитой правовой системы и строгого соблюдения законов. Верховенство права приводит к формированию правового демократического государства только тогда, когда законы выражают ценности справедливости, свободы, достоинства личности и реально воплощают их в жизнь.

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. В правовом государстве все структуры власти, в том числе и высшие, сами подчинены закону.

В таком государстве власть во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями строится на основе норм права. Идеи правового государства развивались многими мыслителями и политическими деятелями. Наиболее важную роль в формировании концепции правового государства сыграли идеи Локка, Вольтера, Монтескье, Канта.

Их представления о правовом государстве основывалось на:
* учении о неотъемлемых ("естественных") правах личности;
Естественные права личности - это права человека на жизнь, на свободу, на собственность.

Эти права не даруются человеку государством, они принадлежат ему по самой его природе и поэтому даются человеку от рождения.

 Эти естественные, неотъемлемые права людей должны быть обеспечены государством

* учении о государстве как результате "общественного договора";
Государство образуется на основе "общественного договора" его граждан. Поэтому правовое государство должно защищать граждан, а не подавлять их, как в абсолютистском государстве.

* принципе разделения властей;

Для того, чтобы власть не была абсолютистской, она не должна сосредотачиваться в одних руках. Поэтому в правовом государстве столь важен принцип разделения властей.

* представлении о том, что правовое государство не разрушает, а охраняет различные формы самоорганизации граждан (гражданское общество).

От Канта и Гегеля идет мысль, что основой правового государства служит развитое гражданское общество.

Гражданское общество - совокупность экономических, культурных, религиозных и других объединений индивидов.

Правовое государство должно опираться на гражданское общество и охранять его структуры.

Правовое государство обладает теми же основными чертами, которые присущи всякому государству. Но в нем должны быть более ясно выражены и реализованы в жизни следующие признаки. Верховенство закона во всех сферах государственной и общественной жизни.

Гарантированность прав и свобод человека. Взаимная ответственность государства и личности. Разделение властей. Правовая защита собственности.

Истоки концепции гражданского общества восходят кразличным документам эпохи буржуазных революций - Билли о правах (Англия, США), Декларация прав человека и гражданина (Франция) и др. В них были воплощены представления о том, что гражданское общество - это общество равноправных и самостоятельных граждан, освобожденное от излишних запретов и дотошной административной регламентации.

Гражданам разрешено все, что прямо не запрещено законом. Наряду с эти, такие мыслители, как Кант и Гегель отстаивали идею о том, что основой представительного и правового государственного строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, на признании права людей на самостоятельность.

Таким образом, в понятии гражданского общества взаимосвязаны идеи правового отношения между гражданином и государством, необходимости негосударственных объединений людей, защищающих человека от власти, признание неотъемлемых прав и свобод человека.

Кроме того, к концептуальным основам СП можно отнести такие философские категории, как: социальная справедливость, солидарность, гуманизм.

Эти категории отражают и являются основополагающими в трудах Мирабо, Гоббса, Кондорсе, Руссо и ряда других философов, которые отстаивали идеи равенства, солидарности, справедливости, бессословного общества, требование вмешательства государства в распределение собственности, уравнивания доходов и ответственности государства за социальную политику, демократизация власти, приоритет прав человека и его основных свобод;

Идеология гуманизма базируется на признании неотъемлемых фундаментальных прав граждан на человеческое достоинство и свободное развитие личности, самоопределение, личную и общественную (солидарную) ответственность граждан за свое материальное благополучие.

Считается, что любое общество и его члены взаимосвязаны и отвечают друг за друга. А поэтому типичные угрозы (социальные риски) жизнедеятельности населения наиболее рационально решать организованными сообществами (ассоциациями, союзами, товариществами) при правовой, организационной и экономической поддержке государства;

Изучение литературных источников, трудов социологов, философов и педагогов показывает, что все они связывают прогресс государства с уровнем образования, материальным благополучием нации, с заботой о детях, больных, престарелых.

В трудах социалистов-утопистов, например Р. Оуэна (1771-1852), четко прослеживается идея социальной помощи неимущему населению. Р. Оуэн был активным борцом за "хорошее образование и нравственное воспитание детей", так как прогресс общества, как утверждал ученый, может быть осуществлен только просвещенными людьми.

Р. Оуэн и его последователи полагали, что новое общество должно быть построено на рациональной организации хозяйства, оно должно преодолеть безработицу, бедность, нищету и в этих целях обеспечить расцвет промышленности и сельского хозяйства. Все это в своей совокупности будет содействовать благосостоянию всего населения.

В XIX столетии, под влиянием идей К. Маркса, представления о правах человека расширяются и углубляются, охватывая помимо гражданского также и «социальный» аспект: цивилизованное общество обязано обеспечить всем своим членам некий минимум благосостояния и стабильности в условиях быстрой индустриализации и урбанизации.

Это предполагает развитие системы пенсионного обеспечения, проведения мероприятий по борьбе с безработицей, выплату пособий для безработных, жилищное обеспечение, общедоступность здравоохранения и образования.

Характерно, что в тот же период «социальные проекты» появились в политических программах даже противников социализма. В известной мере это происходило под влиянием своеобразной борьбы с социалистами за массы.

Но, по-видимому, данная тенденция отражала не просто политическую конъюнктуру, а своеобразное веление времени.

Многие из этих представлений о целях и методах преобразования общества носили универсальный характер. Радикалы социалистического движения связывали реформы с переходом власти в руки самих производителей, т. е. с преодолением того, что Маркс назвал «отчуждением пролетариата».

О. фон Бисмарк от имени «правых» ратовал за близкие по духу реформы сверху и государственный патернализм как способ укрепления империи.

Представители радикального крыла либерализма от Ллойд Джорджа до Ф. Рузвельта предлагали свои варианты подобного решения проблемы. Даже У. Черчилль высказывался в поддержку реформ, утверждая, что Англии «не мешало бы заимствовать изрядную долю бисмаркианства».

Главное различие заключалось в следующем: по мнению социалистов, даже таких умеренных, как английский премьер-министр К. Эттли, социальные реформы – это часть процесса радикальной трансформации капитализма и перераспределения общественного богатства путём широкой национализации средств производства; по мнению их политических противников, капитализм вполне жизнеспособен и позитивен, но нуждается в некоторых коррекционных и сдерживающих механизмах, в частности в активной социальной политике.

При этом само определение потребностей и прав человека, а также представления о механизмах их удовлетворения и соблюдения оказывались более или менее сходными, несмотря на идеологические различия в остальном. Инструментом реализации глобальной социальной политики должны были стать «социальное государство» и его органы на всех уровнях.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!