ЛЕКЦИЯ 3. КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА



 

1. Общая характеристика культуры Древнего Востока.

2. Культура древнего Египта.

 

1.Более 3 тыс. лет до н. э. на Востоке зарождаются первые древнейшие цивилизации, как начальная форма развития мировых цивилизаций, получившие характеристику восточного типа культуры, в противовес античному, явившемуся колыбелью мировой культуры. Согласно теории осевого времени К. Ясперса, древнейшие цивилизации Востока относятся к доосевым культурам, что означало для них вымирание и смена осевыми культурами. Говоря о Востоке, подразумеваются страны и народы южной Азии и Северной Африки, Индия и Китай.

Основой культур стран Востока является развитие речных цивилизаций. Первые восточные государства возникали там, где особенности климатического и географического характера позволяли наиболее успешно заниматься земледелием. Самые первые царства возникли в долине реки Нил (Египет) и на берегах рек Тигр и Евфрат (государства Междуречья), где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи. Подобный характер расселения привел к тому, что в основе хозяйственной системы государств древневосточной цивилизации лежит создание и поддержание ирригационных (оросительных) систем. Это требовало огромных и планомерных затрат ресурсов (людских, природных), жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в единое целое. Достичь единства в период относительной разобщенности можно было только благодаря сильному государству, персонифицированному в образе царя или фараона, и системе государственного устройства и подчинения, в виде бюрократических институтов и осуществлении полицейских функций государства (тюрьмы, армия, надзиратели и т.д.). Специфика образования государств привела к формированию их основной отличительной особенности - возникновение восточной деспотии как формы существования власти.

В отличие от государств западного типа, благополучие человека на Востоке определялось его государственным рангом и социальным статусом. В государстве восточной деспотии раб может возвыситься до уровня министра, но при этом останется бесправным рабом царя (фараона) и всей государственной системы. Верховный правитель государства выступает как его высшая функция, как воплощение божественного «величества» - качество верховного правителя, приходящее извне (от Бога) и воплощающееся в человеке. Подобный подход к пониманию власти верховного правителя приводит к образу царя-жреца и его сакрального тронного имени, в котором зашифровано имя божества.

Другой особенностью древнейших восточных цивилизаций стала мифологизация сознания и миропонимания. Миф, составивший основу сознания и явившийся продуктом духовной деятельности общества, не разделял человека и природу, личность и коллектив, материальные и духовные начала общества. Мифология была единым образованием, в котором были систематизированы все имевшиеся взгляды на мир. Культурная функция мифа заключалась в том, что он давал древнему человеку готовую форму мироощущения и мировосприятия, был направлен на обеспечение единства и целостности коллектива, он представлял собой выражение коллективного единства и был порожден этим коллективом (мифы о сотворении человека богами из глины, о всемирном потопе).

Еще одна особенность развития государств восточной цивилизации заключалась в том, что рядом с развитой системой мифологии, формировались практические знания, потребность в которых диктовалась проведением ирригационных работ и строительством храмов и дворцов. Это привело к развитию науки, как особой сферы культуры. Появляются такие науки как астрономия, математика, возникают системы мер исчисления (лунный и солнечные календари, знание которых позволяло подготовиться к разливам рек, вовремя начать обработку земли или посев и т.д.).

Для Востока характерно деление мира на земной и загробный, который представлял собой улучшенный вариант земного. На земле воплощением Бога является верховный правитель государства - фараон или царь, от благополучия которого при жизни и после смерти зависит благополучие государства. Идеалом жителей речных цивилизаций было будущее, а высшей ценностью прошлое. Земная жизнь была всего лишь ступенью, подготовкой к будущей загробной жизни, предопределенной богами.

Основные черты восточного типа культур:

  • Медленное течение времени, что обусловило и постепенное накапливание изменений в жизни и характерах людей;
  • Обращенность психологии человека к загробной жизни привела к отсутствию суетливости, приверженности к материальным благам. Но при этом развитие созерцательности, формирование культа любования природой, как в космических масштабах, так и в ее малом появлении (китайская миниатюра, праздник любования сакурой в Японии)
  • Большая приверженность к национальным традициям. Сохранение этнокультурной устойчивости, тяготение к синкретизму.

Подводя итоги развитию культуры Древнего Востока, можно сказать, что для нее характерно сохранение пережитков первобытного общества, выраженное в магической связи человека с природой и животным миром, и обожествление сил природы. Художественная культура была способом реализации высших начал, где красота – воплощение самой природы, ее божественного начала, открывшееся человеку свыше. В культурах древнейших цивилизаций полностью отсутствовало личностное начало, а коллективное получало сакральный характер. При этом культуры Востока основывались на религиозных традициях, были обусловлены особенностями географического положения и спецификой политического развития, что привело их к самоконсервации.

2.Культура Древнего Египта, была зависима от Нила, плодородных земель, расположенных по берегам реки, и пустыни, заполнившей все остальное пространство. Эта климатическая и географическая особенность обусловила характер хозяйствования Египта. Основу населения составляли земледельцы. Само слово Египет греческого происхождения, означавшее понятия «загадка», «тайна». Египтяне называли свою страну Кемет, что значило «черная земля» в противовес «красной земле», т.е. пустыне. Их история наиболее целостная, по сравнению с историей других древнейших цивилизаций. Особенности географического положения ограничивало мир древних египтян от внешнего воздействия, как с запада, так и с востока континента. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам.

В то же время Египет стал страной классического примера восточной деспотии. Существование самого государства зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил. Запаздывание разливов приносило засуху и неурожаи. Поэтому государству приходилось особое внимание уделять системе орошения. На ее строительство и поддержание были направлены силы всех жителей и рабов. Наблюдения за разливом Нила способствовали и развитию точных наук и агротехническому строительству.

Но потребность общества в его высокой организации со стороны государства привело к формированию особой власти фараона, как сына и наместника бога на земле, подчинение которому было беспрекословным. Достаточно быстро в Египте складывается культ фараона. Все государство считалось собственностью фараона, что привело к совпадению понятий «дом фараона» (ном) и «государство». Абсолютного подчинения фараону требовала и религия египтян. Малейшее непослушание и неповиновение грозило страшными бедствиями при жизни и после смерти. Такой властью мог обладать, по мнению простых египтян, только сын бога. Поэтому власть фараона носила божественный характер.

Религиозные традиции в долине Нила были особенно прочными. Наравне с культом фараона здесь складывается особая роль жречества в духовной и политической жизни государства. Жрецы были служителями бога и фараона на земле. Они лучше всех умели разговаривать с богом, только верховному жрецу позволялось входить во внутреннее помещение храма, где жил бог. Жречество обладало огромной силой и влиянием, создавая учение о божественном происхождении фараона и призывая массы к повиновению «сыну Солнца», как назывались правители Египта. В конечном итоге различные религиозные культы в Египте поддерживали старинные устои и призывали к повиновению власти имущим. Эта особенность развития Египта привела к формированию сакрального характера культуры.

История древнеегипетского государства прошла несколько этапов развития. Традиционно принято выделять периоды

Раннего (Древнего) царства (3000 г. до н.э. – около 24 в. до н.э.);

Среднего царства (21-18 вв. до н.э.);

Нового царства (16-11 вв. до н.э.);

Позднего царства (11-4 вв. до н.э.).

Египетская религия на протяжении многих веков своего существования претерпела большие изменения, но при этом оставалась в своей основе неизменной. Как и для всех культур древних цивилизаций, для религии Египта характерно длительное сохранение пережитков тотемизма, характерного для охотничье-собирательской стадии хозяйственного развития и родового строя. Так, например, долгое время сохранялся культ диких и домашних животных, особенно кошки (тотем богини Бастет), быка как олицетворение бога Аписа и коровы (тотем богини неба Нут). В некоторых местностях особое почитание было крокодилов-властителей речных вод. Огромным почитанием пользовались птицы, например, ибис (тотем бога мудрости Тота). Из насекомых – жуки – скарабеи, которые по преданию сами рождались из ила и навоза, поэтому способные помочь возрождению из мертвых. Покровителями власти фараона считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого фараона изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса). Т.е. многие древнеегипетские боги представали в образе зверей или людей с частями тела животного, рядом с которыми были и антропоморфные божества.

Египтяне так же поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли цветок лотоса. По древним поверьям цветок лотоса был уже в первородном хаосе и из него вышел бог Солнца Ра. Особым почитанием пользовалась земля, которая так же отождествлялась с божественным началом, прославляя и почитая ее плодородную силу.

Антропоморфные боги Древнего Египта олицетворяли не только силы и явления природы, но и общественный порядок. Наибольшим почитанием пользовался бог Солнца, у которого было несколько ипостасей: «Восходящее Солнце» - Хепрер, «Солнце в зените» - Ра, «Солнце перед закатом» - Атум. После возвышения Фив, культ местного бога Амона слился с культом Ра и единый бог стал называться Амон-Ра.

Одним из важнейших богов в древнейший период Египта и почитаемый в Мемфисе, был бог Птах, создатель всего мира, задумавший сотворение мира и дав ему жизнь движением своего языка, т.е. словом. Птах почитался как покровитель искусства т ремесел и изображался только в облике человека. В Фивах верховным богом считался бог Ра, возникший в первобытном водном хаосе, выйдя из цветка лотоса. Из уст Ра вышли другие боги (Шу - бог воздуха, Тефнут – богиня влажности, Геб – бог земли, Нут – богиня неба и др.), а из глаз – люди. Ра возглавил божественный совет, где его первым помощником стал бог мудрости Тот, научивший людей строительству, ремеслу и письменности. Общеегипетский характер так же принял и культ воскресающего бога Осириса (сын Геба и Нут), символизирующий смену времен года.

Особую специфику египетской религии придавало развитие заупокойного культа. Если в шумеро-вавилонской культуре загробный мир выглядел мрачным и безотрадным, а умерших представляли несчастными существами, тоскующими по земле, то в представлении египтян загробный мир выглядел иначе. Основу заупокойного культа составляла вера в бессмертие души (Ка). Смерть для них не символизировала конец жизни, а была только переходным состоянием в другое существование. Прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего будет ждать воскрешение, когда душа (Ка) вновь соединится со своим телом (Сах). Умирает только материальная часть человека – тело, тогда как душа бессмертна. Поэтому каждый человек еще при жизни должен был позаботиться о будущем своей души. Исходя из этого понимания жизни и смерти, земные жилища люди воспринимали как временные, а основным смыслом их жизни становилась подготовка к загробному существованию, выраженной в строительстве гробниц и сохранении тела (мумифицирование), в которое должна вернуться душа через семьдесят дней после смерти и покойный восставал к новой жизни и отправлялся в Страну вечности. Для загробного блаженства, по учению египетских жрецов, надо было знать много магических заклинаний и молитв. Их в первую очередь составляли для фараона («Текст пирамид»), для привилегированных и богатых подданных («Тексты саркофагов»). В период Нового царства оформляется «Книга мертвых», которая подробно описывает загробное странствование и загробный суд.

В целом египетская религия и заупокойный культ стали основой культуры и искусства Древнего Египта, подчинив себе и развитие общественно-политической жизни государства.

Показателем развития духовной культуры Египта явилось появление письменности, которая подобно шумерской, возникает из простейших узоров и рисунков первобытной эпохи, столь же наглядная, но громоздкая и неудобная для чтения. По мере развития языка, его усложнения, формирования отвлеченных понятий, знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Первая система алфавита существовала уже в период Древнего Царства, в котором было 24 знака. Но в египетской письменности сохранялись элементы пиктограммы. Слоговые и картинные знаки обозначали целые слова иероглифами («хиерос» - «священный» и «глифе» - «вырезанное», т.е. священные письмена). Монополией на письменность обладали жрецы и писцы. Письменное творчество было окружено ореолом таинственности и считалось даром божественной мудрости.

От древних египтян до нас дошло большое количество произведений литературы, восходящей к народным сказкам и преданиям. Наиболее яркого развития литература достигла в период Среднего Царства. Особой популярностью пользовалась повесть о Синухете, рассказывающая о путешествиях и приключениях вельможи и показывающая быт дворца фараона и простых египтян. Следует так же отметить «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказку об обреченном царевиче», «Сказку о правде и кривде», где главными героями часто выступают несправедливо страдающие праведники и где добро побеждает зло. К сказкам очень близки мифы. Наиболее популярным в Египте был миф «Об Исиде и Осирисе». В нем и других египетских мифах космического и солнечного цикла рассказывается о сотворении мира, об истреблении людей богами и воскрешении героев.

Знания накапливались и передавались в Египте в особых школах, которые существовали при дворцах и храмах. В первых - учились только дети придворных вельмож, а во вторых - готовили писцов. Существовали школы при центральных ведомствах, где обучались будущие писцы-чиновники. Во всех типах школ, где царила суровая дисциплина, и применялись телесные наказания, обучали только мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет. В этих школах помимо знания письменности обучали еще и прикладным наукам (арифметике, геометрии картографии и т.д.).

Из научных знаний в Египте особое развитие получила математика. Несмотря на существование громоздкой числовой системы, египетские писцы могли решать сложные математические задачи. В геометрии уже вычислялась площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру (с ошибкой всего на две сотых). Математические знания применялись в изобразительном искусстве при рисовании человека, в нахождении места расположения саркофага с мумией в гробнице и т.д. Египетская астрономия также достигла больших успехов. Египтяне умели наблюдать появление различных светил на небе, предвещали разлив Нила, составили солнечный календарь - год делился на 12 месяцев по 30 дней.

Значительного развития в Египте получила медицина. Диктуемая религией потребность в мумификации тела, заставила древних эскулапов изучать внутреннее устройство и функционирование человеческого организма, познания которого были достаточно точны. В дошедших до нас медицинских папирусах описаны симптомы многих болезней, и даже способы их диагностики и лечения; отмечается специализация по отдельным видам болезней (гинекология, хирургия, болезни сердца и кровеносной системы и глаз). Та же самая потребность в мумификации привела к развитию знаний о лекарственных растениях и способах их применения.

Имелись в Египте и зачатки географической науки, причем наблюдается стремление к систематизации. Земля была представлена в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горы) и омываемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Юг располагался в направлении истока Нила, а противоположная сторона – дельта реки - Север (острова Средиземного и Эгейского морей). Правая сторона – Запад, там находилось обиталище душ умерших, а левая сторона – Восток – «Страна бога» Ра. Сохранились, исходя из подобного взгляда на географию и карты Древнего Египта.

Существовали и зачатки этнологии (наука об изучении жизни и быта народов), с представлениями о других народах, их цвете кожи и языках и противопоставлении им обитателей долины Нила. Дошла до нас и древнейшая в мире летопись, охватившая свыше пяти столетий. Но широких исторических обобщений не делались и изменения в государстве объяснялись волей богов и моральными качествами людей.

 

Искусство Древнего Египта.

Особое влияние религия и заупокойный культ оказали на развитие архитектуры и изобразительного искусства Египта. Важнейшей чертой древнеегипетского искусства было возведение пирамид, мастаб (гробница трапециевидной формы, сооружавшаяся для знатного вельможи) и скальных гробниц. Постройки светского характера почти не сохранились. В период Древнего Царства начинают активно возводить пирамиды. Самая знаменитая из них - пирамида Джосера (XXVIII в. до н.э.) в Саккаре, которую называют «матерью египетских пирамид». Она являлась центром погребального ансамбля. В конструкции пирамиды отражены три основных принципа строительства подобных сооружений: огромные размеры, пирамидальная форма и использование камня как строительного материала. Эти принципы были активно использованы для возведения пирамид фараонов IV династии (пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и др.). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Наиболее грандиозной из всех была пирамида Хеопса – самое большое каменное здание древнего мира (высота – 146 метров, использовалось более 2 300 000 каменных блоков, весом от 2,5 до 30 тонн). Внутри пирамиды были лишь проходы и коридоры, которые вели к погребальной камере. К восточной стороне пирамиды примыкал заупокойный храм, соединяющийся крытым каменным проходом с меньшим по размерам нижним пирамидным храмом, служившим своеобразным преддверием погребального царского ансамбля. В архитектурный ансамбль входит и статуя Большого Сфинкса (высота - 20 метров, длина – 57), охраняющий вход в город мертвых.

Наряду с пирамидами в Древнем Царстве строились и иные святилища – солнечные храмы. Они так же были каменными и строились на искусственных возвышениях. Объектом культа в таком храме был огромный обелиск с покрытой позолоченной медью верхушкой. Обелиск стоял посреди огромного двора, вдоль стан которого находились молельни.

Дошедшие до нас скульптуры Древнего Царства имели так же культовое назначение: это были либо заупокойные статуи царей и знати, либо изображения фараонов, служившие объектов особых ритуалов, или фигурки слуг, с магическими целями помещавшиеся в гробницы для обслуживания умершего в загробном мире. Различное направление скульптур определяло и различные трактовки. Но в то же время все скульптуры выполнялись по определенному канону (совокупность художественных правил или приемов, обязательных для исполнения), продиктованному их культовым назначением.Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ. Поэтому они помещались в поминальные храмы и гробницы. Непременным условием было наличие, при всей условности и обобщенности образа, портретного сходства с умершим. Статуи фараонов были символом вечности и совершенства, для них было характерным выражение спокойствия и величия. В статуях древние скульпторы достигали этого впечатления за счет четкой симметрии, равновесия величественных и застывших поз, однообразия жестов, бесстрастности лиц.

Статуи изображались в определенных позах: идущими с чуть выдвинутой вперед ногой и опущенными вниз руками; спокойно сидящими на троне с руками, лежащими на коленях или скрещенными на груди; усопшими – в облике бога Осириса и атрибутами царской власти (жезл и плеть, клафт – полосатый платок, спускающийся на плечи, урий – символ священной кобры, хранительницы царской власти и т.д.). Однообразна была и окраска статуй: черные волосы, белые одеяния, кирпично-красные тела у мужчин и желтые у женщин, для деталей употреблялись краски других цветов и оттенков. От статуй царей и вельмож резко отличны статуэтки слуг и рабов, которые в меньшей степени были подвержены канону и поэтому более разнообразные и выразительные по своему художественному выполнению (статуэтки писцов, пекарей, музыкантов и т.д.).

Большое место в искусстве древнего Египта принадлежит стенной росписи и цветному рельефу. Здесь использовался прием плоскостного изображения фигуры, что придавало черты условности. Но в то же время этот прием был продиктован стремлением передать изображение фигуры с разных сторон. Тематика рельефов царских храмов определялась их назначением – прославить погребенного в пирамиде владыку как сына бога и могучего царя и воспроизвести все, что могло обеспечить его загробную жизнь. В рельефах и рисунке изображались фараоны среди богов, затем сцены побед и привода пленных, сцены охоты и приношения жертвенных даров, заупокойные обряды. Фараоны и боги изображались гораздо выше остальных фигур, с целью подчеркнуть их равенство и возвышение фараона над обществом. Композиции располагались, как правило, поясами, занимая иногда всю высоту стены.

В период Среднего Царства изменяется политическая обстановка в Египте и происходит возвышение отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), что привело к расцвету множества художественных школ, прославлявших местных правителей. Новое объединение государства, происходившее под властью Фив и фараонов XI династии, поставили перед искусством новые задачи. Необходимо было утвердить культ новой династии. С этой целью возобновляется строительство пирамид. Мастера используют уже не цельные камни, а кирпич. Несколько меняется и принцип построения пирамид, что делает их менее прочными, хотя внешне они по-прежнему похожи на пирамиды Древнего Царства (заупокойный храм Ментухотепа). Появляется новый тип гробниц – скальные. Входы таких гробниц оформлялись в виде портиков, гробница более углубленная, залы приобретают большие размеры.

Изменяется и отношение к статуям фараонов. Царям XII династии начинают ставить статуи и в храмах, посвященных различным божествам. Это делало статуи доступным для обозрения многих людей. А перед скульпторами встала задача более реалистической передачи портрета (изображения Сенусерта III и Аменемхета III), при сохранении канонов в решении художественных задач. Еще более реалистическое направление прослеживается в скульптурных изображениях слуг и росписях гробниц.

Особое развитие в это время получает ювелирное искусство и художественное ремесло. Интересны изделия из стекла: посох Аменемхета III из разноцветных стеклянных палочек, сочетание которых в поперечном разрезе дает имя фараона. Большой тонкостью работы отличаются диадемы, сделанные из золота в виде венков или сложных повязок, драгоценными камнями отделывают предметы домашней утвари и быта фараонов.

Фараоны XVIII династии периода Нового Царства возводят культ бога Амона-Ра в ранг официальных и по их приказу строят храмы в его честь. Для этого искусства становится характерным пышность и декоративная изысканность, при усиливающейся реалистической тенденции в изобразительном творчестве. Главным архитектурным памятником стали храмы, посвященные Амон-Ра (Карнак и Луксор), став характерными для того времени архитектурными постройками. Территория такого храма представляла собой вытянутый прямоугольник, обнесенный стеной. От Нила к храму вела дорога со статуями сфинксов по сторонам. Фасад имел вид пилона (сооружения в виде усеченной пирамиды, воздвигавшиеся перед древнеегипетскими храмами по обе стороны входа), перед которым стояли обелиски и статуи фараона. Позади пилона был открытый двор с портиками и здание самого храма. Карнак был в течение ряда веков главным официальным святилищем государства. Характерна была роль колонн и скульптур в храмовых комплексах Карнака и Луксора (заупокойный храм царицы Хатшепсут)

Принципиально новый стиль в искусстве возник в период правления Аменхотепа IV, проведшего религиозную реформу и взявшего себе имя тронное имя Эхнатона, проникнутое полным отказом от традиционного понимания образа фараона. В росписях и рельефах храма Атона в Луксоре царь показан без прикрас, со всеми индивидуальными особенностями этого больного человека. Фараон не желал быть похожим на изображения прежних богов. В этом, а так же в переносе столицы, новом тронном имени, запрещении старых культов проявилась борьба фараона со жречеством. За небольшой период правления Эхнатона была построена новая столица Ахетатон с большим количеством дворцов и храмов, для которых требовалось много статуй, рельефов и росписей. Самые знаменитые скульптурные изображения того времени – портреты Эхнатона и его жены царицы Нефертити – лишены утрирования индивидуальных черт, как это представлено в рельефах храма Атона в Фивах. Портреты из Ахетатона наполнены жизненной красотой, в них нет ничего лишнего и в то же время они сугубо индивидуальны. В рельефах, изображающих семью фараона, особое внимание уделялось передачи человеческих чувств.

В период Позднего Царства резко меняется положение Египта, сто приводит к отказу от строительства больших пирамид. Гробницы царей становятся простыми склепами, устраивавшимися в городе, около храма. В упадок приходят и некрополи. Негде стало писать ритуальные сцены, и живописцы переносят их на стены саркофагов. В противовес архитектуре и живописи, период расцвета переживает ювелирное ремесло, о чем свидетельствуют разнообразные памятники – изделия из драгоценных камней, кости, изготовление ювелирных украшений и т.д.

 

                                                   Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите характерные особенности восточного типа культуры.

2. Влияние «заупокойного культа» на развитие культурных традиций.

3. Зарождение научных знаний у древних египтян.

4. Монументальная архитектура ( пирамиды, храмы) в Древнем Египте.

5. Влияние реформ Аменхотепа IV Эхнатона на искусство в период Нового царства.

Список литературы

 

Основная

 

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.

2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.

4. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.

 

 

Дополнительная

 

 

  1. Кравченко, А.И. Культурология. Уч. пособ. для вузов Изд. 8-е / А.И. Кравченко - М.: Академический проект, 2009. – 496 с.
  2. Кравченко, А.И. Хрестоматия по культурологии / А.И. Кравченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2008. – 384 с.
  3. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией Г.В. Драча. - Р-н-Д: «Феникс», 2009.- 570 с.
  4. Мировая художественная культура. От зарождения до ХУП века (Очерки истории) / Е.П. Львова, [и др.]. – М., С.-Пб.: Питер, 2008. – 416 с.
  5. Малюга, Ю.Я. Культурология: учеб. пособ. для вузов / Ю.Я. Малюга. – М.: Инфра-М,
  6. Энциклопедический словарь. Культурология 20 век. М.: «Аграф», 2001. – 608 с.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 603; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!