А какой недостаток присущ подходу софистов?



критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

 

В чем существо разногласий Сократа с софистами?

Софисты главной своей задачей видели способность убеждать других в своем мнении. Например, в судах, в собраниях и т. д. И для них неважно было насколько их мнение совпадает с объктивной истиной. То есть они учили в основном риторике, искусству спора, одержанию в нем верха. По их мнению мерой всех вещей является сам человек, то есть каким человек воспринимает мир, такой он и есть и каждый имеет право на свое мнение, главное чтобы это мнение разделяло большинство других людей.

Отсюда и деятельность софистов в обучении других - за достаточно большие деньги они обучали молодых людей своему искусству готовя их к успешной общественной деятельности.

 

Сократ же пытался отыскать истину саму по себе, независимую от мнения отдельного человека. Тех же софистов он ставил в тупик вопросами о том, что такое благо или справедливость, недоумевая при их неспособности ответить на эти вопросы тому, что как же они могут учить убеждать других в том, что их мнение справедливо или их дела благи, не понимая самих этих понятий.

 

2/8. Установите соответствие между именем философа и высказыванием, которое ему принадлежит: отметьте высказывание номером, относящимся к имени.

1. Фалес -Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – “Почему же ты не умрешь?” – спросили его. “Именно поэтому”,– сказал...

2. Парменид-Одно и то же – мышление и то, о чем мысль.

3. Протагор -Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют.

4. Гераклит-Одно и то же в нас – живое и мертвое... Смешно, что мы боимся однойсмерти, хотя уже столько раз умерли и умираем сейчас.

5. Горгий-Ничто не существует; но даже если нечто существует, оно

непознаваемо; но даже если и познаваемо, то неизъяснимо другому.

6. Сократ-Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого.

7. Антисфен-Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

8. Эпикур-Не следует бояться смерти. Ведь когда мы есть, смерти еще нет, а когда есть смерть, то нас уже нет.

9. Пиррон-Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни

безобразным, ни справедливым, ни несправедливым…

10. Марк Аврелий-Всегда относись к миру как к единому существу, с единой сущностью и единой душой. Происходящее с каждым из нас полезно Целому

 

 

2/9. Согласно учению Платона, существует два мира: чувственно воспринимаемый мир телесных вещей и мир умопостигаемых идей. Что Платон понимал под идеей, эйдосом? У эйдоса много аспектов. Вставьте пропущенные слова:

1. форма единичных вещей. Всё множество шарообразных вещей, шаров отвечает одной единой идее (форме) шара. Всё множество справедливых поступков – идее справедливости.

2. человек вещи, то есть то, что делает вот этот шар шаром, а не кубом.

3. Всякая вещи, а именно имеющая какую-то идею, воплощаемый с разной степенью совершенства, и

_меры, к которой вещь стремится, ее предел, меру.

4. Принцип познания, то в объекте познания, что может быть познано достоверно.

5. идеи пользы причастна вещь полезная, то, как относиться к той или иной вещи, явлению, поступку.

На вершину иерархии эйдосов, на вершину всего сущего Платон поместил эйдос (чего?)иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные.

2/10. Согласно Платону, трем началам души соответствуют три добродетели. Назовите их.

Разумное начало – обращённое на познание и всецело сознательную деятельность – правители-философы.

Яростное начало (воля) стремящееся к порядку и преодолению трудностей-стражи.

А какая добродетель является сочетанием всех трех названных?

 

2/11. Аристотель же настаивал на единстве мира. Вещь – единство двух составляющих:

материи и формы.

Аристотель указывал четыре «причины вещей» (причины изменений):

1. о любом продукте, произведенном чело­веком, звучит так: из чего это будет сделано? В каждом случае вид материала, с которым работает мастер, произ­водя определенный продукт, есть материальная причина производства. Это один из четырех необходимых факторов, без которых невозможно производство.

2.кто это сделал? Казалось бы, это самый простой вопрос из всех, по крайней мере, когда мы имеем дело с продуктами человеческого труда. Но он не так однозначен, если речь о природных изменениях. Здесь создатель является действующей причиной производства.

3. Третий вопрос: чем является то, что произведено? Это же очевидно, скажете вы, что произведенное сапожником — это обувь, ювелиром — кольца и так далее. Однако вас, скорее всего, озадачит тот факт, что Аристотель назвал третий ответ формальной причиной изменения, или производства. Вскоре я покажу, что слово «формальный» — наиболее подходящая пара к «материальному», а пока рассмотрим четвертый вопрос: ради чего это делается? Каково предназначение предмета? Какие цели преследовал производитель, какую конечную пользу имел в виду? Для обсуждаемой нами продукции ответ находится быстро. Все мы знаем, в чем назначение и функции обуви, колец и оружия.

4. Данный четвертый фактор в человеческом производстве Аристотель называет конечной причиной, потому что он является целью. Когда мы что-то делаем, то наша цель достигается в последнюю очередь. Мы должны завершить работу, прежде чем сможем использовать ее результат для подразумеваемой цели.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 3348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!