Освоение русскими присоединённых земель



С середины XVI в. началось усиленное проникновение на территории Поволжья и Сибири русского населения. Заселение этих территорий сопровождалось строительством городов как опорных военных пунктов, центров административных единиц и торговой деятельности. Здесь были построены крепости Лаишев (1557), Тетюши (1558), Царёвококшайск (совр. Йошкар-Ола), Уржум (обе — в 1584 г.) и др.

С 1570-х гг. в Поволжье стали строиться засечные черты. Первая из них была сооружена в 1578 г. и проходила от Темникова к Алатырю и Тетюшам.

Вновь строящиеся города и укреплённые линии заселялись военными служилыми людьми, получившими от государства небольшие земельные наделы и жалованье. В их обязанность также входила обработка казённой десятинной пашни. Заселение Поволжья сопровождалось и раздачей здесь земельных владений боярам (вотчин) и дворянам (поместий). Владельцы этих земель привозили крестьян из центральной части России.

Продвижение русских шло и в Прикамье, в бассейнах рек Белая, Уфа, Вятка. На Средней Каме и Чусовой появились владения купцов Строгановых.

В Сибири русские первоначально оседали в строившихся городах, острогах, зимовьях и представляли преимущественно служилое сословие.

Проблема вероисповедания на присоединённых земля.

Укреплению центральной власти на вновь присоединённых землях должна была содействовать и религиозная политика российских властей. Важным направлением этой политики было распространение христианства. Основная задача по приобщению народов присоединённых земель к православию легла на созданную в 1555 г. Казанскую епархию. Её первым главой стал архиепископ Гурий. Активное участие в миссионерской деятельности принимали монастыри, которым были пожалованы большие земельные владения. В мордовских, марийских, мещерских землях такая деятельность проводилась Благовещенским, Спасским, Арзамасским, Троицким, Алатырским, Макарьевским, Желтоводским и другими монастырями.

Макарьевский монастырь — одна из старейших православных обителей Поволжья

Руководством для миссионерской деятельности служила «Наказная память» Ивана IV — первая в российской истории инструкция по обращению в православие нерусских народов. В ней говорилось о том, что предпочтительными являются ненасильственные методы крещения. Например, предоставление льгот и привилегий добровольно перешедшим в православие. В первую очередь распространение христианства было направлено на народы, сохранившие языческие верования: мордву, чувашей, марийцев, удмуртов, отдельные группы татар, хантов, манси и др. Принявших православие на три года освобождали от уплаты ясака. Охотно крестились отдельные представители местной знати (например, сын бывшего казанского хана Сафы-Гирея), так как после принятия православия их приравнивали в правах к русскому служилому сословию.

Людей, добровольно принявших православие, называли новокрещёнами.

По отношению к своим подданным, исповедующим ислам, Российское государство проявляло определённую веротерпимость (хотя пленных татар нередко подвергали насильственному крещению). Такая политика была вызвана неспокойной обстановкой в Поволжье, а также внешнеполитическими обстоятельствами. Царь не желал портить отношений с соседними мусульманскими странами — Османской империей и Крымским ханством. В 1570 и 1584 гг. Иван IV даже отправил специальные посольства к турецкому султану с заверениями в том, что он очень уважительно относится к исламу и никогда не притеснял своих мусульманских подданных. Мусульманам разрешалось строить мечети в местах их проживания. Так, московские татары, жившие в Москве, с XV в. имели особые кварталы-слободы на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной Роще и других районах.

При этом российское правительство предпринимало меры, препятствовавшие обращению в ислам немусульманских народов. В 1593 г. был издан царский указ, в котором предписывались меры по «охране» новокрещён от ислама и отвращению их от язычества. Этим указом запрещалось проживание новокрещён и некрещёного населения в одних селениях, заключение между ними браков. Помещики должны были обращать в христианство иноверцев, состоявших у них на службе.

Однако данный указ на практике так и не был выполнен из-за обострившихся в России в начале XVII в. внутренних противоречий. Вернуться к христианизации нерусского населения Среднего Поволжья и Сибири российское правительство смогло лишь в середине XVII столетия.

ВОПРОС 2


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 11993; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!