Психологическая школа правопонимания. Проблема разграничения права и иных социальных регуляторов.



Основные подходы к правопониманию. Проблема неопределенности правопонимания и её влияние на правовую политику и правотворчество.Позиции гуманитарных теорий, концепций, доктрин, учений и т.д обусловили разнообразие подходов к определению сущности, содержания, форм существования права в правоведении, когда наряду с традиционным, нормативным развиваются и другие подходы к правопониманию - социологический, системный, аксиологический, функциональный и т.д. Термином "правопонимание" обозначают не только понятие права или его различные определения, но и всю совокупность правовых понятий, определений, конструкций, образующих содержание юриспруденции и отражают правовую реальность. В пределах генетического подхода к правопониманию основное внимание сосредотачивается на процессах возникновения и формирования права, его социальной детерминированности объективными и субъективными условиями жизни общества. Инструментальному подходу присуще исследования права как специфического регулятора социальных отношений, посредством чего осуществляется и обеспечивается государственное управление обществом. Исследования права как феномена культуры, социальной ценности составляет основу аксиологического подхода.Правовую действительность изучают в этом случае через призму ее соответствия достигнутом обществом степени социального прогресса, что дает возможность выделить долю "права в праве", то есть дать оценку прогрессивности правовых явлений, выявить в них то, что отражает регрессивные тенденции, тормозит общественное развитие. Системному подходу отвечает отражения правовой действительности как системы (совокупности) правовых явлений, которые определенным образом связаны и образуют единое целое - правовую систему. Статический аспект ее составляют нормы права, правоотношения, субъекты права, правопорядок и т.п., а динамический - правотворчество, реализация норм права, их применение, правовое мышление и другие правовые процессы. Наряду с указанными в правоведении применяют и другие подходы к правопониманию - аналитический, волевой, класс и т.д. Правопонимание – научная категория, которая отображает результат процесса познания сущности права. Сущностью права является внутренняя целостность всех его разнообразных качеств (свойств). 2. Школа естественного права. Согласно естественно-правовому подходу, право по своей природе, смыслу, сущности и понятию – это естественное право. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, неприкосновенность личности, личную свободу, частную собственность и др. Естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти. Оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти. Эти права признаются неотчуждаемыми, и всякое посягательство на них со стороны других лиц, в том числе государства, является правонарушением. Естественные права лежат в основе позитивных (благоприобретенных, установленных законом) прав. Закон, соответствующий, развивающий, конкретизирующий естественные права человека, признается правовым. Согласно теории возрожденного естественного права то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. 3. Позитивизм. Проблема произвола законодателя.Исходная идея позитивизма – призыв к преодолению противоположности материализма и идеализма.Правопонимание - это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Правовой позитивизм относится к типу правопонимания, не различающего закон и право. Сторона, победившая в борьбе, диктует свои условия, которые называются положительным объективным правом. Положительное право признает и защищает интерес государства. Защищенный интерес- это субъективное право, а меры его защиты - это объективное право. Право- это норма объективно - данная, исходящая от внешнего авторитета, а именно от государства. Право лишено внутренней опоры в человеческом сознании, оно имеет лишь только внешнюю опору- принуждение со стороны государства. По мнению ученых, разделяющих концепцию позитивизма, санкция в правовых нормах - это необходимая часть права. Поэтому многие позитивисты отрицают существование конституционного, международного права, так как для них не существует той меры государственного принуждения, которое существует для отраслей гражданского и уголовного права. Проблема произвола законодателя позитивистами не решается, потому что, определяя право, представители позитивной школы основываются на научных позициях, то есть по формальному признаку государственного принуждения. Источник силы власти, с точки зрения позитивистов - общественное принуждение, так как оно находит свое выражение в воле органов государственной власти. Для позитивистов, где нет государственной власти, нет и права. Правовая система, по мнению ученых, состоит из иерархии норм. Каждая норма вытекает из высшей. С точки зрения современной науки, учение позитивистов сыграло свою положительную роль как стремление проанализировать право в его отношении с законом, с одной стороны. А с другой стороны - показать значение позитивного права в регулировании общественных отношений. Позитивизм отрицает «естественное право», которое рас­сматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории_юридического позитивизма право — факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право про­исходит от власти. Право — приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только право-творческой функции государства, независимой от экономи­ческих и классовых отношений. Юридический позитивизм связан с философским пози­тивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Одним из направ­лений современного позитивизма является нормативизм. 4. Марксистское правопонимание.Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. В основе лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Содержание этой теории носит классово-волевой характер. Данное учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Государство создает и обеспечи­вает соблюдение права. В праве выражена государственная воля. По этим признакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма. Отличительной особенностью марксистской теории является то, что государственная воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля экономически и политически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржу­азии, пролетариата или всего народа в социалистическом праве). Другой важной чертой этой теории является положение о том, что указанная воля — не произвол определенного класса, а содержание ее предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом. Однако материальными, производственными отношения­ми (базисом) содержание права обусловлено лишь в конечном счете. На право оказывают влияние и многие другие факторы (соотношение классовых сил, традиции, мораль, правосозна­ние, политика и т. ц.), а потому оно относительно самостоя­тельно по отношению к экономике. В силу этого оно оказы­вает обратное влияние на развитие экономических, да и дру­гих отношений, выступает в качестве важного фактора стаби­лизации и развития общественных отношений. Марксизм выдвинул также гипотезу об отмирании госу­дарства и права. 5. Социологическая школа правопонимания Проблема соответствия юридической деятельности процессуальным моделям. Суть теории: Право — это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в «действии», в процессе применения. «Право, — по утверждению сторонников данной теории, — есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли. Способностью творить право наделяются судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон». Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-«социологов» на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц».

Психологическая школа правопонимания. Проблема разграничения права и иных социальных регуляторов.

Родоначальником психологической школы права считается Л. И. Петражицкий. Он утверждал, что психика людей — фактор, определяющий развитие общества, его морали, права, государства.

Суть теории: Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности.

С точки зрения Л. И. Петражицкого, первичными в праве являются психическое правовое переживание, правовые эмоции. Правовое переживание носит императивно (обязанность)-атрибутивный (правомочие) характер. В этом переживании правомочие и обязанность неразрывно связаны. Норма права представляет собой результат такого переживания, мысленное явление, выражающее связь правомочия и обязанности. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность.

Другие представители психологического направления тоже видят истоки права в психике, эмоциях людей. Это или «психологическая потребность подчинения и повиновения», или «чувство коллективного взаимодействия», или «чувство подражания». Психологическое

направление все объясняет и выводит из психики, отрывает государство и право от его действительных корней.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 841; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!