Академическая методика преподавания рисования и ее особенности.



1757, гр. Шувалов, Российская Академия художеств, Питер. Срок обуч 15 лет (с 5). Художник Александр Петрович Сапожников («Курс рисования специально для общеобразовательных школ») – Курс: 1. линии, углы, геом тела(метод упрощения на начальной стадии), светотень, конструкция, 2. человеческая фигура и композиция. Метод Сапож имел много общего с методом Дюпюи. Гиппиус «Очерки теории рисования как общего учебного предмета» («…учитель должен подражать актеру…»)

Б. 191.Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

ГОСТ – сис-ма основных параметров, принятых в качестве гос, формы образованности, отражающая общественный идеал. Учебный план - это нормативный документ, направляющий деят-ть образовательного учреждения. 3 типа учебных планов: базисный(разрабатывается специалистами и утверждается Гос. Думой РФ. На основе базисного учебного плана разрабатывают региональный учебный план и рекомендуют его для школ своего региона)

 Учебный план школы разрабатывается на основе базисного или регионального и представляет собой документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и кол-во часов на каждый предмет. Учебный план состоит из:–федеральный компонент; национально-региональный компонент; комп. учебных заведений. На базе учебеого планаформируется учебная программа.Учебная программа –док-т, заключ, основное содерж, и логику изучения основ преподаваемой дисциплины. Цель программы - создание условий для самоопределения и самореализации личности по отношению к изучаемой и познаваемой области.В структурном отношении учебная программа состоит из трех основных компонентов: введения, программы курса, методические рекомендации.

Уч. прог-ма: Типовая (утверждаются федерал, агентством по образов, и имеют рекомендательный хар-р)

Рабочая(учитывает нац-регион комп-нт и комп-нт уч, заведения), авторские(собствен, подходы, логика преподавания дисциплины). Причины перехода на 12-летнее образование: сохранение здоровья детей (большая нагрузка, утомление детей, не учитывает индивид. особ-ей.); повышение качества общего образования; конкурентоспособность отечественного образования (междкнародн. 12); влияние демографических и социально-экономических факторов (спад кол-ва учащ, заканч. шк. 18-19 л. – готовность к самостоят, жизни); преемственность уровней образования (увелич, периода обуч. – повыш, уровня подготовки, профильное обуч.). Структура 12-летней общеобраз, школы: 1 ступень – нач. образ.(обязат, 1-4кл.); 2 – основное общее образ. .(обязат, 5-10кл.); 3 – среднее (полное) общее образ. (общедоступное, - 11-12 кл)- профильное обуч. Отличие от существующей модели: завершенностью, вариантностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивид-ей, практико-ориентир-ой.

2. Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века.

Рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значе­ние. Интерес к детскому рисунку ограничивается только изучением творчества детей. Искусствоведы начинают воспевать его, художни­ки подражают детям. Ведутся разговоры о сохранении детской, наив­ной непосредственности восприятия мира, о том, что обучение вооб­ще оказывает вредное влияние на развитие ребенка. Педагогу уже не на­до учить детей изобразительной грамоте, готовиться к урокам. Дети предоставляются самим себе.В этот период появляется ряд искусствоведческих работ, посвященных детскому творчеству. Бакушинский и др. посвящают детскому творчеству теоретические труды. Бакушинский – крупный искусствовед, утверждал, что на ребенка влияют подсознательный родовой фактор, от пед-га требуется меньше вмешательства в творческие намерения и деят-ть ребенка, полная свобода. нач XX века - теория Георга Кершенштейнера. Главное внимание обращал на изучение про­цесса свободного выражения ребенком своего "я", на анализ творче­ской деят-ти детей, которая, по его мнению, приобретает осо­бую эмоциональную окраску, когда она не скована никакими рамка­ми. Был против геометрального метода (этот метод мешает формирующейся личности раскрыть заложен­ные в ней творческие возможности.) Основа теории Кершенштейнера - биогенетическое понимание процесса развития изо деят-ти ребен­ка (детское изобра­зительное творчество, развиваясь, повторяет путь развития чел-ва; разница в том, что разв-е кул-ры чел-ва связа­но с опр истор, социально-эконом усл, тогда как детский рисунок с ними не связан. В процессе овладения рисунком ребенок проходит определенные фазы разви­тия, "изживание" которых обусловлено биологическими факторами и не зависит от воздействия среды)

К 30-м годам XXвека ведущими теоретиками по вопросам художе­ственного воспитания становятся: в Германии — Кершен­штейнер, в Америке - Дж. Дьюи, у нас — А. В. Бакушинский - идеея "свободного вос­питания", утверждения личности ребенка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранения учителя от руководства. Эта точка зрения во многих странах Запада продолжает существо­вать до сих пор.

 

Б. 201.Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся. Коллектив как объект и субъект воспитания.

Пед. взаимодействие— преднамеренный контакт (разной про­должительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом кот. являются взаимные изменения в поведении, дея-ти и отношениях. Для возникновения взаимодействия необходимо погрузить уч-ся в такие ситуации как соучастие в кол-ной работе, оказание внимания к сверстникам и др.(развивает инициативу, творчество шк-ков, способствует организации атмосферы доброжелательности и защищенности) Включение шк-ов в различные воспит-ющие ситуации создает основу для тесного взаимодействия и моделирует среду на длит, время.

Коллектив – сообщество, в к-ром есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Процессы развития личности и коллекектива неразрывно связаны друг с другом. Коллектив влияет на каждую личность, а личность на коллектив. Чем активней личность, тем ярче коллективные отношения. Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы. 

Ведущ, идея в гуманист, педаг-ке.Советская школа - создание самостоятельного сплоченного коллектива шк-ов.) Крупская (преимущество коллективного воспит, детей и подростков), Луначарский (цель - всесторонне развитая личность), Макаренко (гуманистические идеи), Шацкий (доказал возможности организации школьного коллектива. Комунны), Сухомлинский (сформулир, совок-ть принципов положенных в основу формир-я шк-ого колл.). Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 60-х гг. интерес к коллективу проявился со стороны всех общественных наук. Философия - коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности. Социальная психология - закономерности коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных. Педагогику - создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. В последние десятилетия пед. исследования были направлены на выявление наиболее эффек-ных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов, на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности, развитие воспит. функций коллектива и самоуправления в нем, разработку пед. инструментовки деят-ти коллектива.

2. Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке.

И. Шмидт считал необходимым разра­ботать специальные упражнения: 1) для развития руки и подготовки ее к рисованию; 2) для создания и нахождения красивых форм; 3) для развития воображения; 4) в геометрическом рисовании предметов; 5) в перспективе. Петр Шмид положил начало развитию "геометрального метода"(геометрия способствует правильности и точности рисунка, в основе формы каждого предмета об­наруживается геометрическая фигура) позволяет проверять изображение измерением. Последовательность обучения рисунку по Шмиду:1. изображение простейшей формы — параллелепипеда. 2. изображение криволинейных форм предметов. Шмид считал копирование картинок вредным. С 1888 года геометральный метод был введен во всех общеобразо­вательных школах. Ученики привыкали рисовать более осознанно, наблюдали предмет, его форму, анализировали ее. Натуральный метод- ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-ли­бо упрощений формы. В отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к при­роде. Сторонники считали, что абстрактные геометрические формы не соответст­вуют потребности детей передавать графическими способами свои впечатления от окружающего мира. Представители - Ф. Кульман, Пранг, Эльснер, Аусберг, Брауншвиг, Баумгарт, Тэдд. Литература этих авторов противоречива как в основных поло­жениях о правилах рисования, так и в методических установках. Од­ни авторы говорили о строгой последовательности в обучении (Ба­умгарт, Брауншвиг), другие пропагандировали принцип занимательности, развлечения  и отказывались от строгой системы обуче­ния (Ф. Кульман). Единства взглядов натуральный метод не имел. Виды пособий и учебников для учителей рисования, выполненные художниками-педагогами.1735 – И. Прейслер «Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству», «Курс рисо­вания" А. П. Сапожников, Г. А. Гиппиуса "Очерки теории рисования как общего учебного предмета", М. М. Попов "Иллюстрированная история методики рисования". Много было сделано в этот период различных пособий по рисованию. Целый ряд пособий представляет большой интерес как с методической точки зрения, так и с точки зрения худо­жественного оформления. К числу таких пособий относятся: Н.Соколов. Новейшая рисовальная азбука, гравированная.; Н. Станкевич. Рисовальная школа.; Краткое наставление о рисовании и черчении.; Но­вейший учитель рисования.; Новейшее руководство к рисовально­му искусству.; Способ рисования с натуры с первого урока, осно­ванный на правилах геометрии и перспективы.; В. Л а н г е р. Крат­кое руководство к познанию изящных искусств, основанных на рисунке.; Рисовальная школа на 20 листах, изданная Обществом поощре­ния художеств.; А. Т. С к и н о. Школа рисования, черчения и пер­спективы для всех возрастов, теоретическое и практическое изложение пра­вил.; В. В. П у к и р е в, А. К. С а в р а с о в. Курс рисования, состо­ящий из 40 номеров, разделенный на три отдела..   

 

Б. 21.1.Педагогическая деятельность и наследие В.А. Сухомлинского.

Вас. Александр Сухомлинский (1918-1970) – педагог-мыслитель, директор Павлышской средней школы, член-корреспондент Академии педагогических наук, заслуженный учитель. Всю жизнь посвятил школе. Тяжелая жизнь не ожесточила его душу, и главная движущая сила пед деят-ти - любовь к детям. Позиция гуманизма, бескомпромиссно выступал против наказаний в школе, пед наука – шк практика, опыт лучших учителей.Система взаимоотношений направлена на заботу о других, нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у шк. высоких нравственных кач-в., человечность в человеке - гармоничная, всесторонне развитая личность, средоточиние нравственности – долг (чел-ка перед чел-ом, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед кол-вом и перед высшими нравственными принципами).Работал над формированием у шк. любознательности, стремления практической готовности к образованию и самообразованию. Воспитание гражданственности у подрастающего поколения, разработал методику работы с отдел, учеником в кол-ве, продолжил учение о воспит, процессе в кол-ве. Воспит, воздействие традиций, фольклора, природы. Успех работы воспит-ля зависит от глубоких знаний дух. жизни особ-тей развития каждого реб-ка. Сухомлинский автор 30 книг и более 500 статей по вопросам воспитания и школьного образования. Книги: «Как воспитать человека», «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива».

2. Преподавание изобразительного искусства в советской школе в XX веке.

Ш. распрост-ние получ. идеи "своб. воспит.", заимствованные у зарубежных спе­циалистов. Отрицат-ое: сведение роли учителя к роли пассивного наблюдателя, излишнее преклонение перед непосредст­венностью и наивностью детского рис.. Недостаток метод. пособий – иллюст. материал состоял только из дет. рис. Разраб. вопросов мето­дики - в советское время. 20-е гг. в советской шк. рисов. стало частью комплексных программ обуч. Отмена сословности, демократизация школы, отделение школы от церкви - перестройку всего шк. обуч. (большой теоретической и практической работы). Шла напряженная идейная борьба. Деятели формалист-ого искусства нанесли много вреда. В Академии худ. разбивались и выбрасывались гипсовые слепки антиков, был уничтожен музей, хранивший луч-е раб. студ-ов. В области рис., его теории и методики царил хаос. В основе новых программ - развитие творч. способ-ей, полн. свобода. Искажение целей и задач препод. рисов. в обще-ой шк , мешало их эстетич. воспит. Особ. обострил. положение с препод-ем рисов. в период увлечения "комплексной" программой. Крупская - руководя­щая роль долж. принадлежать уч-лю, он должен направлять творч-во реб. в определенное русло., опровергала и взгляды худ.-футуристов на эстетическое развитие детей. Рисов. стало рассматриваться как одно из важ. сред-в познания мира. Признан. вед. роли пед-га. Кардовскому мы обязаны появ-ем высших учеб. завед., готовящих учи­телей рисов. для средней школы. Уч. Чистякова. Худ-граф. его уч-ми. Отстаивал позиции реалис­тич. искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. "поставить глаз и руку" повысить худ. культуру уч-ка. Анализ формы. Метод - принцип упрощ. сложной формы предметов «обруб». Юон. Уделял большое внимание вопросам методики преподавания в худ. школах, интересовался и обуч. рис. в общеобраз-ых шк., не разделял господствовавшей точки зрения, что детей в шк. не следует учить навыкам и законам. (Все с науч. точки зрен.) правильно говорил о необходимости выработки единой методологи­ческой основы для различных методов препод-я. 40-м годам советская шк. рис. – реалист. искусства. 50-е гг. – учеб-ки.

 

 

Б. 221. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Пед. задача. Виды пед. задач.

Задача - поставленная цель, кот. стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании опред-ых знаний и размышления; проблема; метод проверки знаний и практических навыков уч-ся. Пед. задача - осмысленная пед. ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования дейс-ти. Типы пед. задачи по временному признаку: Стратегические – формируются в виде неко­торых представлений о базовой культуре чел., кот. вы­ступает предметом пед. задач. Стратег. задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественно­го развития. Определяют исходные цели и конечные резуль­таты пед. деят-ти. такти­ческие приурочены к определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый от­дельно взятый момент его практической деятельности.Дидактические задачи - управление учебно-позна­ват-ой деят-тью, т. е. учением. Воспитательные задачи - стимулирование самостоятельного решения воспитуемыми задач, способствующих развитию в нужном направлении личности каждого из них. Этапы Пед. проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деят. уч-ля и уч-ся, а иногда и родителей. создаются предполож-ные варианты предстоящей деят. и прогнозируются ее результаты. Объекты - пед системы, пед процесс и пед ситуации. Этапы пед. проектирования: Пед. моделирование – метод научного исследования заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Пед. проектирование – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования, преобразование пед, деят-ть. Пед. конструирование – дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и пед. условиях.Процесс решения педагогической задачи - реализация некоторого способа, осуществляемого им при решении задач. Теоретический этап - диагностика индивидуального или группового поступка, лично­сти и коллектива, прогноз результатов обу­ч. и воспит., возможные трудности и ошибки уч-ся, их ответные реакции на пед. воздействия. этап осуществления задачи на практике, итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого резуль­тата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необ­ходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и ре­шения новой пед. задачи.

2. Перспективы развития художественного образования и эстетического воспитания детей. Роль изо иск-ва в эстетическом воспитании ог­ромна, однако отечественная пед наука рассматривает проблему эстетического воспитания шире. Ср-ва эстет восп-ия - окружающая нас дейст-ть, научное познание мира, раскрывающее красоту объективных законов природы; труд, об­щественные отношения людей, быт. Гл зад рег. орг-ов управления - сохранение ед сис-мы непрерывного профессионального художественного образования (школа - училище - вуз), сложившейся в России за многие годы, аналога которой нет во всем мире. Худ. образ. востребовано обществом и поэтому нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства. в ряде регионов начался процесс передачи муз, худ школ, шк. иск-тв в подчинение органов управления образов. специфика учреждений доп. образ. детей системы Минобразования Рос направлена на массовый охват учащихся, имеет больше характер досуговой деят-ти. В то время как деятельность школ искусств нацелена на раннюю профессионализацию, они, по сути, выполняют функции начального профессионального образования. Во всех этих вопросах необходима единая позиция регионов. Только она позволит переломить наметившиеся тенденции и сохранить целостность системы художественного образования в России. На проходившем в апреле 2005 г. съезде работников кул-ры Саратовской обл, основной темой кот. стали вопросы реализации Закона № 131-ФЗ – вопрос о необходимости сохранения муз, худ. шк. и шк. ис-тв в системе отрасли кул-ры. Резолюция также была направлена в Саратовскую обл. Думу для инициирования процесса внесения изменений в Закон № 131-ФЗ, Закон "Об образовании" в части доп образ детей и уточнения формулировки расходных полномочий органов местного самоуправления в области кул-ры через перераспределение указанных полномочий от поселений к муниципальным р-ам. Система худ. образ. Саратовской обл. - одна из старейших в России. В наст. время в регионе функционируют 105 муниципальных образов. учреждений доп. образ. детей в сфере кул-ры и ис-тва. Здесь традиционно поддерживается высокий уровень подготовки специалистов в обл. кул-ры и ис-тва, успешно реализуются программы профес. образов. Деят-ть министерства кул-ры Саратовской обл., муниципальных органов управления кул-ры направлена на сохранение и развитие сложившейся системы образов. в сфере кул-ры и ис-ва, профес. и общего худ. образ. во всех типах и видах образов. учреждений. Говоря о перспективах развития системы худ. образов. в Рос. Фед., нельзя не затронуть проблемы модернизации российского образования в целом: - она неразрывно связана с административной реформой, в частности реформой местного самоуправления; - обусловлена присоединением России в сентябре 2003 г. к Болонской декларации, регламентирующей функционирование системы высшего профессионального образования в ряде европейских стран. В Саратовской обл нет вузов регионального подчинения. Однако возникают опасения, что "Болонский процесс" окажет существенное влияние на систему непрерывного худ. образ., осуществляемого учебными заведениями всех уровней. В связи с этим актуальна точка зрения президента Союза ректоров России, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего - участие в "Болонском процессе" не должно привести к тотальному насаждению в России Европ. сис-мы образ. Реформирование нужно проводить в форме адаптации этой системы к российской вертикали подготовки специалистов.

 

Б. 23.1.Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – основоположник педагогической науки.

Великий чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающ, пед-г. классно-урочная система Цель –целостно-направленное и целостное развитие природ, сил и возможностей чел., сделать уч-ся универсально образованного чел-ка. Выдвинул идею всеобщего дошкольного и школьного обуч, и воспит, установил понятие школьного года, разделил его на уч, четверти, ввел каникулы, опр-л организацию уч, дня, теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее. Создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-историч, наук, биологии и пришкольный сад) Идея непрерывности образования (вся жизнь) Дисциплина: добровольное учение, без наказаний. Задачи восп: - познание себя и окруж мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание) Нравственное восп. – воспит, трудолюбивых, честных и способных людей. Природосообразность. Чел, часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим природным законам. разделил жизнь на 4 возрастных периода:детство – от рожд. до 6 лет включительно – материнская шк, отрочество - от 6 до 12 – шк, родного языка, юность – от 12 до 18 – латинская шк или гимназия, возмужалость – от 18 до 24 - академия, основа деления – возраст. особенности. Дидактические взгляды Коменского:-принцип наглядности (наблюдение с натуры или картины, модели, рисунки) - сознательности учения, - систематичность обуч (понимание связи между явл, и изложить уч, материал в виде немногих основных положений), - последовательность обуч (на осн, старых знаний) - посильность обуч (доступно их возрасту). - прочность усвоения уч, материала (полное усвоение материала) - развиватие познавательных способностей (поощрение любознательности). Труды: «Великая дидактика», «Материнская школа» (семейное воспит), «Мир чувственных вещей в картинках», «Общий совет по исправлению дел чел-ких» (7 томов).

2. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах XX века.

Давая общую хар-ку сост-ю методики препод-я изо. в шк. зарубежных стран, надо отметить, что в организац-ом плане во многих шк. дело поставлено на должную высоту. Оборудов. кабинетов, к снабжению уч-ся высококач-ми кра­сками, бумагой, кистями, карандашами. Особенно хорошо в этом отношении обстоит дело в таких странах, как Япония, США, Франция, Англия, Италия. Только в привилегирован­ных шк. Рис. как (карандашный) совершенно исчез из экспозиций междунар. выставок дет. худ. творчества. Главная тема всех международных симпозиумов — эстетическое воспитание, проблемы всестороннего развития человека. Вол­новала проблема: как спасти чел-во от негативной сторо­ны научно-технич. прогресса, который? - эстетическое воспит., в развитии худ.-твор-их сил чел.Четких и конкретных предложений по реш. проблем не выработано. концепции безусловно, носят положит., прогрессивный ха­р-р, хотя есть среди них и просто несерьезные. концепция отождествления религии и ис­кусства, объя-е Рим. церк. абстрак-ма и сюрр-ма выражен. божественного обна­жения мистич. природы чел. сущ-ва. Роль изо в эстетическом воспит. ог­ромна, отечественная пед-ка не сводит только воспит искусством. Сред-ми эстетич. воспит. явл-ся и окруж. нас действит-ть, и научное познание мира, раскрывающее красоту объективных законов природы; и труд, и об­щественные отношения людей, и быт, и многое др.

 

 

Б. 24. 1. Педагогические идеи К.Д. Ушинского.

Конст Дм. Ушинский 1824-1870 - основоположник отечественной научной пед-ки. Впервые в России систематизировал научно-пед знания и оформил пед-ку как науку.Пед-ка - наука о воспит, а воспитание - целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". Восп-е - социальное явл, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и которыми необходимо руководствоваться в пед, деят-ти. Пед. наука, должна согласовываться и отвечать жизненным интересам русского народа. Цели и задачи воспит, - помочь чел-ку реализовать свои природные силы и сп-ти, регулировать свой телесный организм, сознание и поведение, осущ, свое предназначение, нравств, воспит,; самосознание. Идея народности воспитани – уч, о роли родного языка в умственном и нравственном воспит, и обуч, детей, о народной школе, Сис-ма воспит, связана с усл, историч. развития народа, с его нуждами и потребностями. обосновал  нравственное воспитание (НВ). Цель НВ - воспит нравственного чел, полезного члена общества. НВ связано с умственным и трудовым воспит,. Цель воспит – формир, актив, и творческой личности, подготовка чел-ка к физич, и умств, труду как высшей форме чел, деят-ти. Ср-во НВ – обучение и убеждение (не назойливые наставления) советы по воспит, полезных привычек. Проблемы нравственного воспитания – патриотизм, гражданский, сила положительного примера, создания атмосферы товарищества. Ученье есть труд, полный мысли. Учитель – гл, ср-во воспит, он не заменим никакими средствами. Смена ум, труда физическим (игры детей) спец, система по пед-ке - цельная дидакт. система (требования демократизации образ, и обуч, идея народности восп., признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов) Сторонник классно-урочной системы- опирался на дидактические принципы: осознанного усвоения знаний; последовательности и систематичности; наглядности (тесная связь нагляд, обуч. с развитием речи и мышления детей. русские народные сказки – главное воспит ср-во, простота и образность народных выражений, пословицы, прибаутки и загадки).; прочности усвоения знаний и навыков. два вида повторения: пассивное (ученик вновь воспринимает то, что уже видел и слышал) и активное (ученик самостоятельно воспроизводит то, что когда-то узнал), отдавая предпочтение последнему. Изложил психолог. основы дидактики — теории обучения (при помощи упражнения развивать актив внимание, как надо воспитывать сознательную память, закрепление путем повторения). Организация урока, выделил его виды (смешанный, устные, практические и письменные упражнения, оценка знаний), необходимость творческого отношения учителя к своему делу. Учитель должен учить и воспитывать. Должен быть образован, любить свое дело и стремиться к повышению пед. мастерства.  Индукция – дети, дедукция – взрослые. 1864 г. “Родное слово (Годы I, II). и “Руководство к “Родному слову для учителей и родителей. (“Родное слово до октября 1917 г. имело 146 издании.) 1867 г. “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии”.

2. Зарубежные методы обучения рисованию.

 Иоганн Вольфганг Гёте о рисунке и методике его преподавания. Раскрывает сущ-ть метода свободного воспитания.  Цветоведение. Выступал за метод реалистичного изображения. Большое значение придавал рисованию как общеобразовательному предмету. Гёте считал, что рисунком должен овладеть каждый педагог,— тог­да он сможет лучше раскрывать свой предмет. Роль Генриха Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета Иоганн Генрих Песталоцци (Чехия) - отец школьной методики. Рисование в школе он рассматривает как общеобразова­тельный предмет. 1 шаг к познанию - созерцание (необходимы специальные упражнения, приучающие глаз смотреть на все, сравнивая, анализируя и группируя – применение простейших геометрических форм) Первые упражнения на аспидных досках мелками. При переходе  к рисованию с натуры, ему можно дать ка­рандаш и бумагу. Рисо­вание в начальной школе: «Рисование должно предшествовать пись­му». "От правильно построенной методики зависит успех обучения рисованию» Взгляды на методику обучения в книге "Как Гертруда учит своих детей". Песталоцци был за рисунок с натуры, а не за копирование. Он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Последователи Иосиф Шмидт, Петр Шмид, Солдан, братья Дюпюи, Гальяр. Школа рисования братьев Дюпюи.1835, Париж.  Александр и Фердинанд Дюпюи - бесплатная школа рисования для учеников и ремесленников. Методика обучения по специальным моде­лям. Ф. Дюпюи - методика начально­го обучения (предлагал рисовать от общего к частному. Создал специальные группы моделей — головы, частей тела, челове­ческой фигуры (общая масса - обрубовка - намек на детали - проработка формы)), Александр - модели для обучения рисова­нию головы и фигуры человека(: 1. проволочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанны­ми внутри каркасами других тел. 2.  деревянные бруски, также окрашенных белой краской. 3.  деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность. 4. геометрические тела: куб, шар, призма. 5. мо­дели арок, колонн, ниш, лестниц и простой мебели.). Дальнейшее развитие метод обучения рисованию с натуры при по­мощи специальных моделей нашел в трудах Гальяра. Гальяр(Франция) "Полный курс начального рисования от руки и с помощью инструментов". Курс рисования: 1 -  элементарный курс (плоские геометрические формы), 2 - рисование на глаз с натуры линий в различных положениях, квадрата и круга в перспективе, рисование с натуры (наглядное объяснение).

 

Б. 25.1. Педагогическая деятельность и наследие А.С. Макаренко.

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) - виднейший отечест. пед. научная деят, связ, с воспит, практикой. Возглавлял труд, колонию им. Горького и Комунны Дзержинского. Положения: Восп. в кол-ве и ч/з кол-в. Кол-в – объед-е, отличающееся опр. системой полномочий и ответственности, опред-ным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей людей для достижения общих целей в общем труде - Воздействие на отдельную личность - действуя на коллектив.  “ Принцип параллельного действия “ - один за всех и все за одного”. “принцип индивидуального действия” - прямое, воздей-е пед-га на отд. восп-ка. “закон движения коллектива” – кол-в всегда должен жить напряжённой жизнью, стремиться к опр, цели. “система перспективных линий”- стимул чел. жизни - завтрашняя радость. Решает проблему беспризорности с помощью труда и кол-ва, вводит самоуправление, отряды. У каждого воспитанника - опр цель. Затем – дальн. задача, делать больше и лучше, чем раньше. Вывод - уверенность в силах, чувство собственного достоинства, разв. волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает весь кол-в стремиться к новым достижениям. Важная роль – игра. Необходимый фактор - труд. Трудолюбие и способность к труду воспитываются. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основная форма проявления личности и заложенных в ней возможностей. В процессе труд. деят-ти – разв. умения ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к матер., добиваться высокого кач-ва работы. Трудовое воспит. в семье. давать детям постоянные задания. Главн. усл. семейного воспитания - наличие полной семьи, крепкого кол-ва, отец и мать дружны между собой и с детьми, любовь и взаимное уважение,  четкий режим и трудовая деят-ть. Труды - «Пед. поэма», «Флаги на башнях».

2. Методы и приемы обучения изобразительному искусству.

Методика в широком смысле - совокупность различных способов и приемов целесообразного проведения какой либо работы. М. в более узком смысле - совокупность наиболее рациональных (эффективных) приемов обуч. и воспит. -специальный отдел пед-ки, изуч. правила и приемы препод-я. Методика: общая, частная. Методобуч. - способ работы пед-га с уч-ми, при помощи кот. достиг. лучшее усвоение уч. материала и повыш. успеваемость. Выбор методов зависит от целей, а также от возраста уч-ся. Приемы обуч. – отдельные моменты, из кот. складывается метод обуч. система обучения –совокуп. приемов и методов обуч., объедин-ых общим направлением.    1) положен личный творческий опыт 2) препод-е по единому методу, уже оправдав-му себя на практике, с единой сис-ой и ед. требованиями. Может выраб. своя методика раб. - произвольной, случайной. Методика обуч. - целенаправленна. Методика преподавания искусства как наука теоретич обобщает практич. опыт раб., предлагает такие методы обуч., кот. дают наилу-е резул-ты. М. основывается на науч. данных пед-ки, психол. эстетики и искусствовед. Формулирует правила и законы обуч. изо., указывает современные методы воспит. подраст. поколен. Практическая методика изучает сам процесс обуч. и воспит. В преподав., требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу.      Препод. раб.– деят-ть творческая, живая. Работать по трафарету, шаблону нельзя. Даже тогда, когда учитель нашел удачный педагогический прием, он должен каждый раз его творчески оживлять, разнообразить. Любить свое дело, знать, какие методы дают наилучшие результаты, с чего следует начать, где следует сделать остановку, что выделить как главное.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 430; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!