С точки зрения лингвистики интересен как опыт синтеза литературно-книжной речи (церковнославянского) и народноразговорного языка



Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьими-Минеями и другими, однако превосходит их по выразительности и образности языка[4].

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени

Сложный языковой состав Домостроя объясняется сложной структурой. Здесь 3 составляющих: строение мирское, духовное и бытовое. Памятник делового стиля, духовного и худ.произведения (образно-выразительного). В основе – переработка зап.-славянских и византийских произведений. Прослеживается начинающийся процесс объединения 2х литературных типов и делового языка.Главная задача автора: поделиться опытом и знаниями.
Элементы деловой письменности:
- слова с ум.-ласк. суф-ми; формы многократности; устойчивые выражения
- инфинитивные рус. формы; просторечные элементы; религиозно-назидательный аспект (тропы, неполногласие, архаичное склонение)
В синтаксисе много односоставных предложений (обобщено-личн. и опред.-личных).
Особенности языка дидактических памятников:
- последовательность и логичность изложения
- соотношение общего и частного
- тематические группы
- конкуренция старых и новых форм.
В основе текста «Домостроя» лежат несколько традиционных жанров.
Во-первых, это «поучения от отца к сыну», известные на Руси с середины 11 века (например, поучения Владимира Мономаха, оставленные сыновьям). Здесь наблюдается назидательность и лаконичность, подчас афористичность изложения.
Во-вторых, это сжатые по форме «слова святых отцов». Впоследствии они были собраны и составили несколько замечательных сборников нравственного содержания – «Измарагд» («изумруд»). Многие разделы «Измарагда» вошли в текст «Домостроя».
В-третьих, «Домострой» испытал влияние многих средневековых «обиходников», которые определяли порядок и чин, например, монастырского служения и во многом сближался с идеалом монастырской жизни.
Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов – важная черта средневекового быта, и в этом смысле «Домострой» является типичным произведением своего времени.
В-четвертых, текст «Домостроя» содержит в себе картинки с натуры – городские рассказы простонародного типа, характерные для среды больших городов. Именно в подобных рассказах можно найти множество простонародных выражений, примет быта и точных характеристик, вводящих читателя в реальную жизнь городского дома.

Вопрос № 20

Языковые и жанрово-стилистические особенности «Задонщины» как собственно-литературного памятника XIV-XV в.в.

Помимо самостоятельного литературного значения и того факта, что этот памятник посвящен столь знаменательному событию в истории Руси, как Куликовская битва, «Задонщина» важна для нас и как неоспоримое свидетельство древности и подлинности «Слова о полку Игореве».
Наиболее вероятное время создания «Задонщины» — 80-е — самое начало 90-х гг. XIV в.
В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Весь текст «Задонщины» соотнесен со «Словом о полку Игореве»: тут и повторение целых отрывков из «Слова», и одинаковые характеристики, и сходные поэтические приемы. Но обращение автора «Задонщины» к «Слову о полку Игореве» носит творческий характер. Беря за образец для своего произведения «Слово», он, как пишет Д. С. Лихачев, имел в виду не простое подражание стилю своего образца, «а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего,событий, изображенных в «Слове о полку Игореве», с событиями современной ему действительности.И те и другие символически противопоставлены в «Задонщине». Сопоставление прошлого с настоящим, событий, описанных в «Слове», с событиями 1380 г., идет с самого начала и на протяжении всего текста.
Отметим некоторые черты поэтики «Задонщины», характерные для нее и отличающие ее от «Слова о полку Игореве». В «Задонщине» значительно больше, чем в «Слове», образов церковно-религиозного плана. Автор «Слова» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам. Ряд оригинальных эпитетов «Задонщины» явно народно-устного происхождения. «Задонщина» отличается пестротой стиля: поэтические части текста перебиваются прозаическими, напоминающими по своему характеру деловые документы. Весьма вероятно, что эта пестрота объясняется состоянием дошедших до нас списков памятника: части текста, близкие по стилю к документально-деловой прозе, могут относиться за счет поздних наслоений, а не отражать авторский текст произведения.
 «Задонщина» — интереснейший литературный памятник, созданный как непосредственный отклик на важнейшее событие в истории страны. Замечательно это произведение и тем, что оно отражало передовую политическую идею своего времени: во главе всех русских земель должна стоять Москва и единение русских князей под властью московского великого князя служит залогом освобождения Русской земли от монголо-татарского господства.
Лексико-фразеологический анализ: Отвлеченная лексика, Политич. лексика, Животный мир, Гидронимы, Топонимы, Лексика, отраж. явления природы, Фонетич. славянизмы, эпитеты, метаф.
Морфологический анализ: временные формы глагола, Повел.накл, зват формы сущ-х, Есть краткие формы прилагат.
Фонетич. анализ: неполногласие, Смягчение задненебных.

Вопрос № 21


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!