Тема 2. Три аспекта изучения фонетических явлений



 

Вопросы темы:

1. Понятие о звуке речи: признаки и функция.

2. Артикуляционный аспект.

3. Акустический аспект.

4. Функциональный (фонологический) аспект.

 

Понятие о звуке речи: признаки и функция

 

Языковые знаки так же, как и знаки любых других знаковых систем (например, система дорожных знаков или система сигнальных флажков в мореходстве), имеют две стороны – материальную и содержательную. Материальная сторона языкового знака – это звуки. Содержательная сторона знака – это значение. Соотношение между звуками и значениями условно, т.е. значение не заключено в самих звуках (звуки не могут иметь значение), оно находится в нашем сознании, мы всего лишь кодируем значения (значения не могут находиться вне сознания, вне мозга) в отдельных звуках или звуковых сочетаниях. Тот, кто говорит – кодирует информацию в звуках, а тот, кто слышит – декодирует её (декодирование это и есть понимание), или не может декодировать (не понимает).

Звук является материальным способом реализации языка. В речи звук выступает не изолированно, а в речевом потоке – непрерывной линейной последовательности звуков. Звук является минимальной неделимой незначимой единицей языка, производимой речевым аппаратом, имеющей физическую природу и выполняющей в языке определенную функцию. Сам по себе звук не обладает языковым значением, но косвенно он связан со значением: из звуков состоят материальные оболочки значимых единиц, например, морфемы. Звуковая оболочка морфемы может состоять и из одного звука: рук-и, зов-и и т.д.

У звука различают различные функции: производящую (образующую); перцептивную (чувственную); сигнификативную (опознавательную, дифференцирующую, смыслоразличительную).

Производящая функция состоит в том, что звуки являются строительным материалом, из которого строятся звуковые оболочки слов и морфем. Перецептивная функция заключается в том, что звуки являются объектом слухового восприятия и доводят до слуха материальную оболочку слов и морфем. Сигнификативная функция опирается на дифференциальные признаки звуков и заключается в разграничении значения слов и морфем: например, дом – том – тон ([д] – [т], [м] – [н]).

Звуки речи изучают в 3-х аспектах: физическом, физиологическом и лингвистическом. Охарактеризуем каждый из этих аспектов.

Артикуляционный аспект

 

Под артикуляцией понимают работу органов речи по производству звуков языка.

Физиологический (биологический, артикуляторный) аспект изучения звуков речи основан на различии движений органов речи при произношении тех или иных звуков. Физиологический аспект включает репродуктивный компонент (производство звуков речевым аппаратом) и перцептивный компонент (восприятие звуков слуховым аппаратом).

Согласно учению академика И. П. Павлова, язык является второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система является результатом условных рефлексов коры головного мозга. Поэтому центральная нервная система играет ведущую роль в создании и восприятии звуков речи. В коре головного мозга расположены клетки-анализаторы и центры, обеспечивающие речевую деятельность человека. При восприятии звуков речи у слушающего действует группа нервов, которые называются сенсорными (центростремительными). Они воспринимают раздражение извне через органы слуха и передают его в анализаторы в коре головного мозга. От них соответствующе импульсы передаются центрам речевой деятельности, а последние дают команду группе двигательных нервов, которые регулируют деятельность органов речи.

В образовании речи участвуют: 1) дыхательный аппарат (грудная клетка, диафрагма, лёгкие, бронхи, дыхательное горло – трахея); 2) гортань (трубка из хрящей и мускулов и 2 пучка голосовых связок, которые образуют голосовую щель); 3) надгортанные полости (полость глотки, носа, рта, в которой выделяется маленький язычок – увула, мягкое нёбо, иначе нёбная занавеса, твёрдое нёбо, альвеолы, зубы, язык, губы).

Речевой аппарат– термин, который следует понимать условно. Язык социален, а не индивидуален, не биологичен, от природы органов речи нет. Органы дыхания и органы для приёма пищи были приспособлены и использованы для производства звуков речи. У органов речи есть свои непосредственные функции и речевая нагрузка. В произношении каждого звука участвуют строго определённые органы речи. Причём, все звуки, произносимые нами, артикуляционно различаются. Поэтому необходимо знать, какие органы речи и как участвуют в произношении звуков. С точки зрения образования звуков речевой аппарат делят на 3 части – до гортани, гортань, выше гортани (надставная труба).

 

Акустический аспект

 

Акустический (физический) аспект звука выявляется в его звучании, благодаря которому язык может передаваться и восприниматься. По своей физической природе звук является колебанием упругой среды (воздуха). С акустической точки зрения звуки речи характеризуются следующими признаками: высотой, силой, тембром, длительностью. Высота звука зависит от количества колебаний голосовых связок (герц/с: чем больше герц в секунду, тем выше звук). Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500–4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц. Сила звука (громкость, интенсивность) зависит от амплитуды колебаний голосовых связок (децибелы). Неравномерное колебание создаёт шум. Тембр звука зависит от соотношения тона и шума и наличия дополнительных тонов (обертонов), это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Обертон – частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон – 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий – 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменением частоты обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален. Имеет значение также наличие резонатора, который и создаёт дополнительные тоны и шумы. Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Для русского языка оказываются существенными девять парных акустических признаков: 1) вокальность – невокальность. Вокальность – свойство звуков, которые образуются только с участием голоса или с преобладанием голоса (гласные, сонорные и Й); 2) консонантность – неконсонантность. Свойственна всем звукам, которые характеризуются шумом; в русском языке гласные – вокальные, неконсонантные, шумные согласные – невокальные, консонантные, сонорные – вокальные, консонантные; 3) глухость – звонкость; 4) диффузность – компактность; 5) низкая тональность – высокая тональность; 6) бемольность – небемольность; 7) диезность – недиезность; 8) прерывность – непрерывность; 9) резкость – нерезкость.

Фонологический аспект

 

Фонологический (т.е. функциональный, социальный) аспект состоит в рассмотрении звуков речи с точки зрения их функциональной нагрузки. Его в языковедческой литературе называют также «собственно лингвистическим», имея в виду то, что он, в отличие от артикуляционного и акустического, рассматривает взаимосвязь речевых сегментов с назначением языка быть средством выражения смыслов. Акустика изучает звук как волну, колебательные движения воздуха (ближе к физике), артикуляция – работу органов речи (ближе к анатомии), фонологический – комбинаторику звуков с позиций предназначенности.

Предмет собственно лингвистического изучения звуков – механизм понимания звучащей речи: то, как звук в языке связывается со смыслом.

Рассмотрим пример с проклитикой.

c Аней [с͡ áн’ьі]

c Сашей [c:áшъі]

с Зиной [з’:ѝнъі]

с Шурой [ш: у́ръі]

с Джоном [джóнъм]

На письме мы можем увидеть морфологическую реализацию проклитика, это предлог «с», но в реальном речевом потоке эта единица произноситься не так, как мы ее записываем: в 1-ом примере – как [с], во 2-ом – как [с:] (долгая), в 3-ем – как [з’:] (мягкая «з» долгая), в 4-ом – как [ш:] (долгая), а в 5-ом вообще реализуется нуль-звуком. Исследования экспериментальной фонетики показывают, что в последнем примере проклитик материально не выражен, т.е. при среднем темпе речи мы говорим «Пойду погуляю Джоном», но не «Пойду погуляю з-Джоном».

Таким образом, по субстанциональным (артикуляторным) качествам все проклитики в данных примерах разнятся, но по функциональным качествам они тождественны, одинаковы, т.к. выражают один и тот же смысл. Фонология и должна объяснять, говоря простым языком, каким образом «шевеления» органов речи позволяют передавать значение.

Центральным понятием фонологии является понятие фонемы. Этот термин ввел в языковедческий обиход русский лингвист польского происхождения Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929), который первый заметил, что любой конкретный звук является по сути мгновенным, кратким, но люди неким образом сохраняют его в памяти и могут верно идентифицировать. Образ звука в памяти человека Бодуэн назвал фонемой.

Звуки, которые позиционно чередуются, существуют в языке как одна единица. Говорящие отождествляют, например, звук [з] со звуком [с] в словоформах морозы – мороз, розы – роз, исчезать – исчез, показать – показ. Мы воспринимаем в данных случаях разные акустически звуки [з] и [с] одной единицей, потому что они выполняют в языке одну и ту же функцию: участвуют в построении фонетической оболочки слова (или корня) мороз, являясь конечной согласной, т.е. выполняют строительную функцию, и способны разграничить данное слово с другими: мороза – морока, морозу – мороку. Но самая главная функция данных звуков – отождествление одного и того же слова (морфемы).

Итак, если звуки выполняют одну функцию, мы считаем их одной единицей. Если же они выполняют разные функции, то представляют разные единицы: козы – кожи, коз – кож – звуки различают разные слова, следовательно, относятся к разным звуковым единицам.

Итак, фонема – ряд позиционно чередующихся звуков, выполняющих в системе языка одну и ту же функцию. Поскольку позиционное чередование происходит только внутри одной морфемы (слова), а звуки предназначены для построения звуковых оболочек морфем и слов, то фонема – звуковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащих для отождествления морфем и слов.

Звукотипы, выполняющие в составе одной морфемы (слова) одинаковую функцию, составляют единую фонетическую (фонологическую) единицу – фонему. Звукотипы, реализующие фонему в разных фонетических позициях, являются ее вариантами. Фонема в языке существует как совокупность представляющих ее звукотипов. В процессе производства речи когда мы говорим, мы произносим звуки. Когда мы слышим звучащую речь, мы слышим, воспринимаем уже не звуки, а звукотипы. Но когда мы узнаем, осознаем звучащую речь, мы соотносим звукотип с той фонемой, представителем которой он является, т.е. на уровне понимания – мы различаем уже не звукотип, а фонему. Фонема является еще более абстрактной языковой единицей, чем звукотип. Фонема существует на уровне языковой абстракции как самая отвлеченная фонетическая единица языка. На уровне типической речи фонема реализуется в одном из своих звукотипов, а на уровне индивидуальной речи фонема, представленная одним звукотипом, воплощается в конкретном звуке. Звук, звукотип, фонема, т.о., не 3 разные единицы, но формы существования одной и той же языковой единицы на разных языковых уровнях.

Теорией фонем занимался русский лингвист, представитель Пражского лингвистического кружка Николай Сергеевич Трубецкой(1890–1938), он создал фонологию как принципиально новый, особый раздел языкознания. В основу нового понимания устройства звукового строя языка было положено следующее положение: фонетика изучает звуки с точки зрения их акустических и артикуляционных признаков, в то время как фонология изучает звуки с точки зрения системы, которую они образуют.

Основной функцией фонемы является смыслоразличительная функция, т.е. различение значащих единиц языка – слов и морфем. Таким образом, фонема – абстрактная единица языка, а звук – реализация (воплощение) фонемы в речи. Звуки, в которых фонема может реализоваться, называются вариантами данной фонемы (аллофонами); фонема по отношению к ним является инвариантом.

Н. С. Трубецкой сформулировал правило, позволяющее определить являются ли два звука в каком-либо конкретном языке вариантами одной фонемы или разных фонем. Надо поставить эти звуки в одинаковые позиции, или в одинаковые произносительные условия, т.е. подобрать такую пару слов, чтобы они различались только этими звуками, и посмотреть, изменяется ли от этого смысл.

Основные правила таковы:

1) если два звука, встречаясь в одинаковых позициях, не различают смысла, то они являются факультативными вариантами одной фонемы. Например, [г] взрывное и [γ ] фрикативное в русском языке: [гот] = [γот];

2) если два звука, встречаясь в одинаковых позициях, различают смысл слов, то они являются вариантами двух разных фонем. Например: [м'эл] ≠ [м'эл'] следовательно, [л] и [л'] в русском языке – разные фонемы;

3) если два акустически или артикуляционно сходных звука не встречаются в одинаковых позициях, то они представляют собой комбинаторные или позиционные варианты одной фонемы. Например, русское [то] лабиализованное встречается только перед лабиализованными гласными (т.е. перед [o] или [у]); в таких позициях невозможно [т] нелабиализованное. Или, например [ы] в русском языке встречается только после твёрдых согласных и невозможно в абсолютном начале слова, после мягких согласных и после гласных. Наоборот, [и] встречается после мягких согласных, после гласных и в абсолютном начале слова, но невозможно после твёрдых согласных. Ср. ИГРАТЬ – СЫГРАТЬ – ПЕРЕИГРАТЬ. Мы видим, что в одном и том же корне в зависимости от предыдущего звука [ы] и [и] заменяют друг друга. Таким образом, их различие не используется для смыслоразличения и они представляют собой варианты одной фонемы.

В современном языкознании выделяют две основные фонологические школы: Московскую фонологическую школу (представители: Рубен Иванович Аванесов, Александр Александрович Реформатский, Григорий Осипович Винокур, Владимир Николаевич Сидоров, Михаил Викторович Панов и др.) и Ленинградскую фонологическую школу (представители: Лев Владимирович Щерба, Лев Рафаилович Зиндер, Александр Николаевич Гвоздев, Лия Владимировна Бондарко и др.).

Существенное отличие между воззрениями ученых двух школ на фонему заключается в том, что ленинградцы понимали фонему как типический звук (звукотип), т.е. для них важны артикуляторные свойства звуков, а москвичи – как абстракцию, позволяющую отождествлять артикуляторно непохожие друг на друга аллофоны. Например, в словах моро[c] – моро[з]ы, по ленинградцам, происходит мена фонем (<с> // <з>), тогда как в теории фонему Московской фонологической школы важно увидеть морфему (корень -мороз-), фонемный состав которого постоянен, следовательно, по москвичам, в примере моро[c] – моро[з]ы фонема <з> реализуется аллофонами [с] и [з] в зависимости от позиции реализации одной и той же фонемы.

Таким образом, ленинградцы достигли многого в экспериментальной фонетике (они субстанционалисты), москвичи – создали оригинальную теоретическую основу для русской фонологии (они функционалисты).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает акустика?

2. Какими характеристиками обладает звук?

3. На позиции говорящего или слушающего стоит исследователь, изучающий звуковую систему с артикуляторной точки зрения?

4. В работах какого лингвиста были заложены основы теории фонемы?

5. На каких методологических основах стояли представители Московской и Ленинградской фонологических школ?

 

Практические задания

Задание 8. Произнесите и затранскрибируйте следующие пары слов. Определите, каким звуком, гласным или согласным, различаются в произношении эти пары слов: брат – брать, лук – люк, Миш – мышь, был – бил, лог – лёг, томный – тёмный.

Задание 9. Затранскрибируйте слова, укажите различия гласных в группах слов: вода – воды – водовоз, жесть – жестянка – жестяной, семья – семьи – семьянин, дар – дарить – даровой, игра – сыграть – сыгравший, руки – рука – рукавица, выйти – выходить – выходит, трава – травка, ошибка – ошибочный, загадка – загадочный, рожь – ржи, мог – могли, вместо – вместе, мост – мостик, весна – весне.

Задание 10. Прочитайте текст, данный в фонетической транскрипции. Запишите его орфографически: [зΛр’·á с’иj·áлъ нъвΛстó·к’ь / изълΛты′įь р’иды′ ΛблΛкóф / кΛзáлъс’ Λжыдá·л’и сóнцъ / къкцър’идвóрцы Λжыдá·įут гъсудá·р’ь //] (А.С. Пушкин).

Задание 11. Какое новое слово получится, если в данных словах заменить звуки. Укажите, каким артикуляционным признакам соответствуют данные акустические:

1) небемольные на бемольные: бык, дам, там, дым, как, сан, шаг, вял, тик, крик, граб, рак, тряпка;

2) диезные на недиезные: бил, сир, пил, мял, рёк, темный, вел, хоть, сев, жарь, конь, трёпка, мерь, горю, лик;

3) первые низкие на высокие: пас, бас, моль, фон, вал, как, год, холка, хлопать, клей, корт, мок, пёс, бел;

4) первые диффузные на компактные: бас, балка, фат, сына, пол, парта, зала, сдать, цех, суп, буди, пуст.

Задание 12. Затранскрибируйте текст. Найдите в нем ассонансы и аллитерации. На каких акустических признаках звуков они построены?

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся. (О. Мандельштам)

Задание 13. Затранскрибируйте данные слова. Охарактеризуйте все гласные и согласные звуки с акустической точки зрения:

птица, часы, друг, отбить, смелый, цена, вздох, кружок.

Задание 14. В следующих словах найдите случаи ассимиляции согласных по глухости:

фляжка, исстараться, пряжка, кружка, безвкусный, гладкий, без Шуры, когтистый, резкий, второй, мерзкий, вторник, гадкий.

Задание 15. В следующих словах найдите случаи ассимиляции согласных по звонкости:

подбить, вокзал, просьба, сбить, Афганистан, к бабушке, футбол, свадьба, молотьба, сделать, сбросить, сгонщик, сзывать, спецзадача, с Джеймсом.  

Задание 16. Затранскрибируйте данные словоформы. Выпишите чередующиеся звуки. В каждом случае определите тип чередования и укажите, какие единицы чередуются (аллофоны одной фонемы или разные фонемы).

Водица – обезвоженный; голова – головушка; птица – птичка; час – часы; сушить – сушу; травка – травиночка; поднять – поднимать; лавка – лавочник, собрать – собирать; звезда – звёзд; век – вечный, снег – снега, друг – друзья, замок – замка, столб – столбы; бег – бежать.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 8316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!