Глава II. Проявление исламского фактора в международном терроризме в начале XXI века



Взаимосвязь ислама с международным терроризмом

Ислам - самая мирская, социализированная религия, там нет деления на духовное и светское, по мнению А. Малашенко.[53] Религиозные законы регламентируют все - от родов до создания государства. Рождение ребенка в мусульманской семье - это рождение «готового» мусульманина. В идеале жизнь каждого мусульманина от первого до последнего вздоха регламентируется шариатом.

Истинно исламское сознание не позволяет человеку быть экстремистом, тем более террористом (само слово «Ислам» происходит от арабского слова с корнем «салям», означающего «мир»). Так как, во-первых, согласно Исламу, жизнь и воля человека – священны.Жизнь, душа, физическое тело, да и весь окружающий мир – все дано Всевышним во временное пользование (т.е. «аманат»), а истинный хозяин всего Творец.

В исламе есть только один Бог, с которым встречался и которого слышал только один человек. И в этой последовательности первая сила ислама.

Среди монотеистических религий ислам особенно ревностно относится к понятию единобожия - по-арабски «таухид». В Коране многократно повторяется запрет на «придание Аллаху сотоварищей». Борьба с богами была бескомпромиссной, можно сказать, «испепеляющей». Приязнь к многобожеству каралась смертью. Таухид суров, зато прост:  «Нет бога кроме Бога...». И все.  Ислам отказался от икон и статуй.[54]

В исламе нет духовенства, нет сана, нет посвящения в сан. Имам - это тот, кто стоит перед молящимися на пятничной общей молитве, мулла - образованный в вопросах ислама человек, хранитель ислама, муэззин - призывающий мусульман на молитву, муфтий - тот, кто дает заключение по богословским проблемам (фетвы), мухтасиб - просто учетчик, завхоз. Первоначально мухтасибами назывались те, кто надзирал за соблюдением правил торговли на базарах. А торговать следовало, соблюдая законы шариата. Отсюда и коммерческо-религиозная должность мухтасиба.

По  всему миру действуют сотни тысяч мектебе, медресе, институтов и университетов, где учат на имамов, выдавая соответствующие дипломы знатоков шариата, богословов. Неформальное  мусульманское духовенство не может превратиться в касту или корпорацию. Оно постоянно пополняется новыми людьми из светской среды, которые претендуют на знание ислама и оспаривают позиции тех имамов и улемов, которые десятилетиями трудятся на религиозном поприще.[55]

Слово «ислам»  не сопряжено ни с каким конкретным субъектом. Оно означает - предание себя в руки Бога. Ислам стоит на пяти опорах - столпах веры (по-арабски - аркан ад-дин):

символ веры - шахада;

молитва - салят;

благотворительность - закят;

пост - саум;

паломничество к главной святыне Каабе - хадж.

Некоторые богословы пытаются довести список столпов до 6, прибавив к ним джихад.[56]

Именно эти пять столпов роднят, объединяют всех мусульман. Они являются реальной основой для консолидации, а значит, и для силы ислама. Пять столпов - своего рода пароль, по которому мусульмане отличают своих от чужих.

Почти  каждый мусульманин, сколь бы поверхностно он ни знал свой ислам, без запинки назовет пять столпов.

Все столпы, кроме хаджа, легко соблюдать.

Шахада - это символ веры, признание того, что нет бога кроме Бога, а Мухаммад - его посланник. Произнеся троекратно шахаду, человек становится мусульманином.[57]  

Самое сложное   дело - хадж: ежегодное паломничество к святым местам в Мекку и Медину.  

В хадж пускают только мусульман. Но кадры кинохроники, фотографии, рассказы очевидцев дают представление о фантастической, исходящей в этот момент от паломников энергетики, частицы которой они развозят потом по городам и весям, передавая ее единоверцам. Быть хаджи престижно, особенно в небольших городах и деревнях. В городах покрупнее, из которых в Мекку катаются чаще, титул «хаджи» уже не звучит как нечто из ряда вон выходящее.

Исламу свойственно единство религиозного и светского начал. Для мусульманина ислам - образ жизни, личного и общественного поведения. Ислам наиболее последователен в своей «тотальности», всеохватности, в стремлении выстроить мир по собственным лекалам.[58]

Джихад назначен мусульманину Аллахом. Великий средневековый салафит, духовный отец нынешних исламских радикалов Ибн Таймийя (1263-1328 гг.) называл джихад шестым столпом ислама.   Порою кажется, что джихад занимает в сознании мусульманина даже больше места, чем он сам считает. Ведь умма в самом деле систематически прилагает усилия, то есть ведет джихад за перемены. Джихад - участие в строительстве того самого исламского государства. Кто верит - тот строит.

Есть еще один джихад – «джихад навсий», или «духовный джихад». Он интерпретируется как вечное стремление к самоусовершенствованию. Всякий мусульманин обязан ежечасно становиться все лучше, избавляться от недостатков, все больше соответствовать облику истинно верующего. Духовный джихад именуют еще «большим джихадом».

Не каждую минуту мусульманин помнит о своем личном джихаде. Но, он не может не понимать того, что его персональное благополучие определяется тем, что происходит вокруг него, на улице, в городе, в стране. От того, как складываются отношения между мусульманским миром и его соседями.  

Идеальный мусульманин чем-то напоминает исламское государство. Никто не представляет, как и тот, и другое выглядят. Скорее всего, идеальный мусульманин живет в истинно исламском государстве. Исламское же государство  имело место быть во времена пророка Мухаммада, который, в свою очередь, и есть образцовый мусульманин.[59]

Джихадом в мусульманском мире объявлялось любое национально-освободительное движение. При советской власти об объявленной джихадом алжирской революции 1955-1962  гг. было принято отзываться с уважением. Задолго до нашего времени джихад объявляли: Салах ад-Дин крестоносцам, Османская империя - Российской империи, египетский хедив Мухаммад Али - Турции, имам Шамиль - России, ливийские повстанцы - Италии, братья-мусульмане - Герою Советского Союза Гамалю Абдель Насеру, басмачи - Советскому Союзу, Ирак - Ирану, палестинцы – Израилю. Бен Ладен объявил джихад всем.

Первый раскол в исламе произошел после трагической гибели в результате теракта, осуществленного сектантом в отношении четвертого и последнего праведного халифа, двоюродного брата и зятя пророка Али бен Абу Талиба Абу-л-Хасана ал-Муртада. Данное событие положило начало серьезному политическому и идеологическому размежеванию в мусульманской умме. Это размежевание привело к образованию двух относительно самостоятельных общин: шиитов (от арабского слова «шиа» - партия) и суннитов («сунна» - пример, предание), которые оставались в пределах халифата и повиновались одному правителю – халифу.

Дальнейший дезинтеграционный процесс в этих общинах выразился в отпочковании различных групп, выделившихся в отдельные секты. Их насчитывается несколько десятков, и тенденция формирования разного рода группировок под исламскими лозунгами сохраняется.[60]

Антиколониальная борьба в мусульманских странах ускорила процесс образования «исламских» партий и движений, других национальных общественных объединений, которые первоначально выступали за освобождение своих стран от колониальной зависимости, за право народов на свободное волеизъявление и создание суверенных государственных образований, за равноправие и справедливость в международных и межнациональных отношениях.

В последние десятилетия заговорили о «политическом исламе», «исламском радикализме», «исламском фундаментализме», ставя между этими понятиями чуть ли не знак равенства.[61] Фундаментализм может быть оборонительным (призванным сохранить и уберечь, очистить веру), но может быть и наступательным, агрессивным. Именно последняя разновидность исламского фундаментализма, ставящая во главу угла принцип «джихада» (буквально – усилия, которые мусульмане должны прилагать как для защиты своей веры, так и для самосовершенствования, неотступного следования заветам Пророка), известна под именем исламского радикализма (сокращенно - исламизма). Последователи радикализма понимают джихад как необходимость борьбы – вплоть до вооруженной - с христианским, в их глазах безбожным и материалистическим, западным миром. В различных русскоязычных источниках этому понятию в зависимости от времени и цели издания дается разное толкование, причем основное внимание уделяется его «военной» составляющей, называемой «джихадом меча».

Мусульмане  никогда не объявляли войну христианству – ведь это одна из трех авраамистических религий (наряду с исламом и иудаизмом), и приверженцы ислама почитают в качестве пророков Авраама и Иисуса. Джихад для воинствующего исламизма – это борьба с Западом как врагом ислама, даже борьба не с сами Западом, а с его ценностями. При этом фундаментализм (салафийя) выступает для них идейным основанием, но не главным и не единственным.

Радикальные исламисты убеждены, что сам ислам как религия оказался перед лицом смертельной опасности. Государство эффективно умерщвляет истинный ислам через светское законодательство, парламентаризм, научно-материалистическое образование, репрессивный аппарат, средства массовой информации. При этом исламисты прибегают к экстремизму, сопряженному с разными формами террора и насилия, нарушая главные принципы, заложенные в основу мусульманского вероучения.

Чтобы спасти ислам и свои души, правоверные мусульмане должны объединиться и захватить власть. Конечной целью исламских фундаменталистов в любой стране является создание религиозного государства, управляемого духовенством и руководствующемся законами шариата. На сегодняшний день подобного результата фундаменталисты добились в двух странах: Иране и Судане. Во всех других мусульманских странах они находятся в оппозиции, причем довольно часто их загоняют в подполье (например, в Тунисе, Сирии, Ираке, Алжире), но даже в этом случае радикальные исламисты способны существенно влиять на общественно-политическую ситуацию.[62]

В исламском радикализме выделяют три направления.

Первое - цивилизованные исламисты. Мечтая об исламском государстве, они готовы ждать, тем временем участвуя в демократическом парламенте в качестве оппозиции. Главная задача - подготовить население к исламскому государству, а сколько оно будет готовиться - одному Аллаху известно. С оппозицией можно разговаривать, вступать в диалог с представителями этой категории мусульман - проводятся симпозиумы, проблемные тематические конференции и т.д.

Второе направление представлено группой, которой недостаточно легитимной парламентской деятельности и СМИ. Она выходит на улицу, периодически буйствуя и устраивая уличные беспорядки. Тут уже надо и власть применить, т. е. каким-то образом, не доводя людей до отчаяния, объяснить им, что есть примеры, когда их единомышленники все-таки действуют в рамках конституции, что это возможно.

И третья категория - это та самая публика, которая берет автоматы и бежит в горы.

Фанатики-террористы меньше всего думают об «очищении» ислама; корни их ненависти к Западу, в первую очередь, к Америке, носят не религиозный, культурно-цивилизационный, психологический и геополитический характер.[63]

       Большинство экстремистских групп, выступающих под знаменем ислама, ведут своё происхождение от «Общества братьев-мусульман», которое основал в конце 20-х годов в Египте школьный учитель Хасан аль-Банна. Возникнув как религиозная организация по «исправлению нравов» мусульман, «Братство» быстро превратилось в подобие политической партии с чёткой идеологией. Сам Хасан аль-Банна считал, что торжество ислама в рамках «одной, отдельно взятой страны» (конкретно – в Египте) может наступить мирным путем: через пропаганду исламских ценностей, исламское воспитание подрастающего поколения, личный пример нравственно безупречных народных вожаков.

Бороться предполагалось при необходимости с оружием в руках. «Джихад - наш путь, смерть ради Аллаха – наше высшее стремление», гласил девиз «Братства». В 1948 г. отряды «Братьев-мусульман» приняли участие в Палестинской войне, а когда Египет наряду с другими арабскими странами потерпел в ней поражение, развернул террор против его «виновников».

    Очередная смена кабинета в Египте позволила «братьям» вновь легализоваться. Они вступили в контакт с революционной организацией «Свободные офицеры», в 1952 году свергнувшей короля Фарука. Однако вскоре новый режим обрушил на них ещё более жестокие репрессии. Поводом к ним послужило покушение одного из членов «Братства» на жизнь президента Гамаля Абдель Насера.

    В 1964 г. часть «братьев» вышла на свободу по амнистии, но вскоре власти раскрыли очередной заговор против Насера. Главным обвиняемым на процессе стал видный теоретик «Братства» Сайид Кутб, интеллектуал, учившийся в США и в молодости увлекавшийся социалистическими идеями. Взгляды Кутба на «вызовы современности» отличались крайним радикализмом.[64]

Аль-Кутб уже не надеялся на мирное торжество исламских идей в современном арабском обществе. Он говорил, что оно пребывает в состоянии «джахилийя» (доисламского варварства), поэтому является слабым в нравственном отношении, уязвимым для любых чуждых явлений. Задача истинно верующих – внутренне отделится от такого общества, замкнутся в кругу единомышленников. Благодаря отделению, их вера укрепится, они обеспечат свою безопасность, создадут истинно исламское общество в миниатюре.

«Братья» должны вести джихад – священную войну – против варварского общества, с целью завоевания власти и превращения его в «истинно исламское». Джихад – это гражданская война истинно верующих против «неверного» общества. Отсюда знаменитый лозунг аль-Кутба: «Аллах – идеал, Пророк Мухаммед – вождь, джихад – средство достижения цели, смерть во имя Аллаха – заветная мечта».

С начала 70-х годов уже при президенте Анваре Садате в Египте стали появляться экстремистские группы последователей Кутба, избравшие террор главным методом борьбы.

В октябре 1981 г. сам президент Садат падает под пулями боевиков из группы «Джихад». Террористы выполняют указ своего духовного лидера-слепого шейха Омара Абдель Рахмана, «приговорившего» Садата к смерти за подписание мира с Израилем.

    С конца 70-х годов «Братья-мусульмане» приняли активное участие в афганской войне, затем наладили тесное сотрудничество с мусульманским населением Югославии и Албании, стали оказывать помощь пакистанским экстремистским организациям, воевавшим в Кашмире. В итоге к концу 80-х годов «Братья-мусульмане» преобразовались во всемусульманскую ассоциацию исламских организаций, став фактически международной организацией. [65]

    К этому времени почти все входившие в нее движения и группы приняли в качестве единой идеологии ваххабизм, который они трансформировали из официального направления ислама в некое социально-политическое движение, которое, наряду с приверженностью «чистому» исламу, характеризуется крайней нетерпимостью к инакомыслию, отказом человека от свободы воли, фанатизмом. Примыкавшие к «братьям» организации и группы в Южной Азии (Пакистан, Бангладеш), объявившие себя приверженцами деобандийской школы богословия, по всем основным вопросам теории и практики борьбы за провозглашенные идеалы ислама были близки к ваххабизму.[66]

    В период боевых действий советских войск в Афганистане (1979-1989 гг.) «Братья-мусульмане» развернули активную деятельность в этой стране, помогая спецслужбам Пакистана, Саудовской Аравии, а также и ЦРУ США развертывать «священную войну» против Советской Армии. На Ближнем Востоке при их участии была создана система лагерей и учебных центов для подготовки и посылки в Афганистан «борцов за ислам» из арабских стран.[67]

    Многие мелкие радикальные группы, возникшие в начале 80-х годов, быстро дискредитировали себя в своих странах террором против государственных чиновников и связями с иностранными спецслужбами. Однако с начала 90-х годов на сцену выходит новое, ещё более агрессивное движение, вдохновленное идеями того же Кутба. Его ядром становятся «арабские афганцы» - добровольцы, воевавшие против советских войск в Афганистане.

        Похожий процесс происходит и в других уголках мусульманского мира. В арабских странах большинство экстремистских групп возникает на почве недовольства радикалов «излишней умеренностью» руководства местных «Братьев мусульман». Так появились, например, «Палестинский исламский джихад», созданный в 1979-1980 гг. палестинскими студентами в Египте, и «Армия Мухаммада», созданная в 1990 г. в Иордании.

Новая страница истории «исламского» терроризма открывается с созданием в пакистанском Пешаваре в разгар войны в Афганистане «Бюро услуг» - организации, занявшейся переправкой в Афганистан из арабских стран добровольцев «священной войны». Создателями «Бюро» были два человека – представитель палестинских «Братьев-мусульман» в Пешаваре Абдалла Аззам и всемирно известный ныне саудовский миллионер Усама бен Ладен. Проблема терроризма (вернее отождествление терроризма с Исламом) появилась только в последние десятилетия. Несмотря на то, что до середины ХХ века была открытая оккупация и колонизация населенных мусульманами территорий, и, что от рук колониальных и оккупационных сил гибли сотни тысяч мусульман, также несмотря на планомерное унижение, грабежи местного населения, посягательства на их святыни, со стороны мусульман не было терроризма, не было убийств невинных людей, более того не было терактов с использованием смертников. Ни одна без исключения организация идейных мусульман не прибегла к терроризму. Потому, что в эти годы истинно исламское сознание было еще живо, и влияние истинно исламского мировосприятия на людей было сильным.

Но к середине ХХ века, после победного шествия антирелигиозного модернизма по миру происходит надлом и в сознании мусульман. Уже в ходе национально-освободительной борьбы имевшей место в 2-й половине ХХ века, можно заметить отдельные случаи терроризма, но осуществленные секулярными, в основной своей массе националистическими или левыми группами.

Ослабление роли «улема» (признанных и авторитетных исламских ученых), которая является «хранительницей исламского наследия и верной методологии понимания исламских источников», более того нивелирование роли «улема» в большинстве мусульманских стран, а в некоторых их физическое уничтожение – одна из причин ослабления и вымывания истинно исламского мировосприятия в мусульманском мире.

Исследователи упоминают, что успеху исламистов способствовало то обстоятельство, что в период холодной войны правительства таких стран, как Алжир, Турция, Иордания, Египет, Израиль и др., приветствовали деятельность исламских групп, видя в них противовес распространению левых и просоветских идей. Теперь некоторые из них (а в еще большей степени - поощрявшие такую политику антикоммунистические правящие круги Запада) пожинают плоды собственной недальновидности. Ведь израильские политики первоначально поддерживали «Хамас», чтобы ослабить влияние Арафата, а американцы помогали афганским моджахедам, в т.ч. оружием, в их борьбе против советских войск, чем воспользовался, в частности, Бен Ладен со своей группировкой. Предоставленное США оружие было повернуто против Запада.[68]

Таким образом, исламизм нельзя рассматривать как борьбу бедных и богатых. Проблематика нищеты и материальной отсталости не занимает в идеологии экстремистов центрального места, да и сами они не относятся к выходцам из беднейших слоев населения. Он не является и чисто религиозным феноменом, борьбой ислама против христианства. Ведь ни в одной из сунн Корана, если не вырывать из контекста отдельные цитаты (чем подчас занимаются экстремисты), не содержится и не может - по причинам чисто теологического свойства - содержаться призывов к беспощадной, тем более вооруженной борьбе против христиан как иноверцев.

Фундаментализм (салафийя), действительно, выступает основой исламизма, но лишь отчасти. Лозунг «аль-ислам хуа аль-халь» («Ислам - вот решение») означает, что для «наведения порядка» в мусульманском мире, для искоренения социальной несправедливости, безнравственности и коррупции, для устранения «неправедных правителей», равно как и для защиты от пагубного воздействия чуждых культурных и поведенческих моделей Запада, необходимо, прежде всего, очищение самого ислама от вредных наслоений, возвращение к незамутненным истокам этой религии. Вернуться к «чистому, подлинному и правильному исламу», восстановить мусульманскую духовность и утвердить примат ислама (при непременном условии адаптации к современности, усвоения материальных, экономических, технологических достижений западной цивилизации) - так можно сформулировать задачу, которую ставят перед собой исламисты.

Важным импульсом для активизации движения исламистов, причиной того, что называют «новой исламской вспышкой»  считают развитие процесса глобализации, который для многих мусульман тождественен американизации. Следствием гегемонии США в западном мире и превращения этого государства после краха системы социализма в единственную сверхдержаву стало то, что именно на США сконцентрировалась вся ненависть воинствующих мусульман к чуждой «западной модели». Могущественная, снисходительно или высокомерно относящаяся к странам третьего мира сверхдержава превратилась для них в воплощение мирового зла и угрозы исламскому образу жизни. Поэтому цель исламистов - подорвать мощь и влияние Америки, показать всему мусульманскому миру ее неспособность противостоять энергии и воле борцов за дело ислама, дискредитировать ее в глазах мусульманской молодежи.[69]

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 807; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!