LXX. Французскому королевству уступаются епископства Мец, Туль и Верден.



(...] LXXIII. Император от своего имени и от всего Светлейшего Австрийского дома и всей империи отказывается от прав собственности, власти, владения и права на суд, какие до сих пор принадлежа-


182

Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

ли ему, империи и Австрийскому дому в городе Брейзах, ландграфстве Верхнего и Нижнего Эльзаса, Сундгау и в провинциальном округе десяти имперских городов, расположенных в Эльзасе, а именно: Гагенау, Кольмар, Шлетштадт, Вейсенбург, Ландау, Обернгейм, Россгейм, Мюнстер в долине Св. Григория, Кайзерсберг, Тюринген. Также и все села и прочие права, принадлежащие данному округу, передаются христианнейшему королю и королевству Франции, как и названный город Брейзах с сеньериями Гохштадт, Нидеримзинг, Гартен и Ахаррен, относящимися к городской общине, вместе с территорией и областью бана, на которую он простирался исстари, но с сохранением за этим городом привилегий и иммунитетов, полученных ранее от Австрийского дома [...].

[...] LXXXV. Христианнейший король возвращает Австрийскому дому [...] четыре лесные общины Рейнфельден, Зекинген, Лауфенбург, Вальдсгут, графство Гаунштейн, Черный лес и весь Верхний и Нижний Брейслау с находящимися в нем поселениями, относящимися согласно древнего права к Австрийскому дому, как и весь Ортснау с имперскими городами Оффенбургом, Гегенбахом и Целлой в Гаммерсбахе [...].

Торговля и прочие сношения между жителями обоих берегов Рейна и прилежащих к ним провинций должны быть свободными и, прежде всего, свободным должно быть плавание по Рейну [...].

[...] Бургундский округ был и остается частью империи, и после урегулирования конфликта между Францией и Испанией присоединится к настоящему мирному Договору. Однако ни император, ни какое-либо имперское сословие не должны вмешиваться в военные действия, происходящие там в настоящее время [...].

Quellen zum Verfassungsorganismus des Heiligen Römischen Reiches Deutscher Nation. 1495-1815/Hrsg. und eingel. von H.Hubert Hofmann. Darmstadt, 1976. S. 171-195. Перевод Л. П. Белковец.

№ 62. Генеральный земельный школьный регламент Фридриха II Великого, короля Пруссии (Берлин, 12 августа 1763 г., извлечения)

Школьный регламент Фридриха Великого служит одним из ярких памятников «просвещенного абсолютизма» в Германии XVlIle.

Мы, Фридрих (...)

Настоящим извещаем для всеобщего сведения: поскольку Мы, к Нашему Высочайшему неудовольствию, удостоверились в том, что школьное дело и воспитание юношества в Нашей земле пришло в чрез-


Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

183

вычайный упадок, и молодые люди, особенно в деревнях, вследствие неопытности большинства кистеров1 и учителей, произрастают в невежестве и глупости, Мы приняли решение: поставить школьное дело во всех Наших провинциях на лучшее, чем прежде, основание. Теперь, когда покой и всеобщий мир восстановлены. Мы решили заняться благоустройством всех сословий Нашей земли. Мы считаем, что необходимым и полезным фундаментом этого благополучия станет разумное христианское наставление юношества, воспитание его в богобоязни и обучение его разным необходимым вещам. Поэтому Мы, руководствуясь доброй волей и заботой о благе Наших подданных, приказываем всем Нашим управляющим, консисториям2 и другим коллегиям Нашей земли, впредь придерживаться Нашего нижеследующего Всемилостивейшего Генерального школьного регламента, сделать все возможное, чтобы искоренить столь вредное для христианства невежество и уже в ближайшее время приступить к обучению и воспитанию в Наших школах искусных и добрых подданных.

Поэтому Мы желаем, чтобы все Наши подданные, включая родителей, опекунов, господ, всех, кто занимается воспитанием молодежи, своих собственных и порученных их заботам чужих детей, мальчиков и девочек, посылали в школу не ранее, как с пяти лет, держали их в ней до тринадцати или четырнадцати лет, до тех пор, пока они не только познают все необходимое в христианском вероучении, будут уметь читать и писать, но и научатся говорить и могут дать ответ, если их попросят прокомментировать предписанные Нашими консисториями и апробированные ими учебники.

Господа, использующие детей своих подданных для выполнения разных служб или для работы в прусских имениях, должны помнить о том, что детей можно отрывать от школы лишь тогда, когда они научатся читать, получат хорошие основания вероучения, сделают весомое начало в письме и смогут предъявить о том свидетельства перед священником и учителем. Еще больше родители и опекуны обязаны обучить в достаточной степени своих детей и опекаемых всем нужным вещам.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!