ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 27 страница



3. Государство — социальная структура господства, которая
постоянно возобновляется в результате совместных действий лю­
дей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в
той или иной сфере общества- политической, экономической, об­
разовательной и др. - через деятельность правительства.

По определению М. Вебера, господство означает вероят­ность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может огра­ничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.

Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих отно­сительно устойчивую экономическую деятельность, экономиче­ские отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к эко­номическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финан­сы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы,

247


учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.

Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распростра­нения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею куль­турными ценностями общества Сюда входят творческие объеди­нения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинемато­графистов, театральных деятелей и др.), а также организации и уч­реждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирую­щие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.

Институт образования - система объединений людей и уч­реждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.

Институт религии— совокупность социальных объедине­ний (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и ук­репление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдель­ных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.

Институт здравоохраношя и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоро­вья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объе­динения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.

Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов обще­ства, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодей­ствий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли. Исторически семья яв-

248



 


Система действующих в обществе социальных институтов определенным образом включает каждого индивида и их различ­ные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписы­вая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведе­ния - в семье, на работе, учебном заведении и т.д. Чем многооб­разнее социальные институты, действующие в обществе, и чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями раз­вития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Поэтому важное значение приобретает выяснение особенностей и тенденций развития социальных инсти­тутов.

Развитие социальных институтов осуществляется посредст­вом развертывания двух социальных процессов.

Первый из них представляет возникновение новых социаль­ных институтов, как мы показали это выше на примере возникно­вения государства, институциализации религии и образования. Второй процесс развития социальных институтов- это совершен­ствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциализированных структур. Так, например, в процессе становления государственной независимости Беларуси из недр общественной системы выделяется в самостоятельный правоохра­нительный институт Конституционный суд, в связи с Чернобыль­ской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического ха­рактера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.

Процесс институциализации, т.е. возникновения, формиро­вания социальных институтов, включает в себя несколько этапов. Первый из них представляет собой возникновение в обществе оп­ределенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение ар­мии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и созда­ваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государст­ва, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой мо­мент отразить нападение врагов или распространить власть своего

250


государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики.

Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и орга­низованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социаль­ным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового соци­ального института (например, цели политической партии, вопло­щаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии).

Третий этап ииституциализации составляет возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, партии и т.п.) и становящихся обя­зательными для исполнения всеми индивидами, входящими в этот институт (например, устав вооруженных сил, кодекс офицерской чести, устав партии и т.п.)

Четвертый этап институциализации - развитие необходимых для успешного функционирования социального института органи­зационных структур (например, политическое бюро партии, ее ис­полком или командные структуры в армии) и регуляторов поведе­ния (принципы войсковой дисциплины, соподчинение рядовых, младших и старших офицеров, применяемые санкции к нарушите­лям норм в армии).

Пятый этап институциализации воплощается в создании ха­рактерной для данного социального института системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения его членов (например, военнослужащих или членов партии).

Шестой этап институциализации составляет процесс интер-нализации (т.е. усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, формирования на их основе ценностных ориентации, установок, ожиданий личности, усвоения ею определенных социальных ролей (например, рядового, сержан­та или офицера в армии) и социального статуса в обществе.

Социология исследует процесс институциализации с двух точек зрения. Во-первых, как исторический процесс зарождения и развития новых социальных институтов, условий и особенностей их возникновения. Во-вторых, с точки зрения содержания, особен-

251


ностей и эффективности функционирования социальных институ­тов в рамках целостной системы, направленной на обеспечение стабильности и устойчивости общества. Это означает, что социо­логия придает большое значение исследованию функций социаль­ных институтов.

Известный американский социолог Р. Мертон основательно проанализировал явные и латентные функции социальных инсти­тутов. С его точки зрения, «явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или при­способление системы и которые входили в намерения и осознава­лись участниками системы». «Латентные функции, соответствен­но, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны» (3; 428). Таким образом, явные функции со­циального института относятся к тем объективным и преднаме­ренным последствиям социального действия, которые способст­вуют приспособлению или адаптации данной социальной системы к условиям ее существования (внутренним и внешним), а латент­ные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия.

Если же иметь в виду явные функции социальных институ­тов, то основные из них сводятся к следующему.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Как мы уже отмечали, каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности и имеет своей целью посредством определенной сис­темы ценностей, норм, правил выработать определенные стандар­ты поведения у своих членов и установить определенный порядок и социальные рамки их деятельности. Тем самым социальный ин­ститут обеспечивает, во-первых, устойчивость социальной струк­туры общества, ее стабильность при определенных масштабах из­менчивости, не ведущей к разрушению данной социальной систе­мы, а во-вторых, воспроизводство структурных компонентов дан­ной системы (ее социальных слоев, статусов, ролей и т.п.) и существующих в них общественных отношений. Например, соци­альный институт армии обеспечивает устойчивость не только сво­ей собственной структуры (разделение на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д., на виды и роды войск) но и стабильность, устойчи­вость социальной структуры общества в целом, благодаря усилиям по обеспечению безопасности, отражению внешних угроз, сохра­нению территориальной целостности и т.п.

252


2. Адаптационная функция заключается в том, что функцио­
нирование социальных институтов в обществе обеспечивает при­
способляемость, адаптируемость общества к изменяющимся усло­
виям внутренней и внешней среды - как природной, так и соци­
альной. Выдающийся английский историк и социолог Арнольд
Тойнби на основе анализа огромного фактического материала по­
казал, что адаптационная функция социальных институтов — госу­
дарства, культуры, торговли и др. - осуществляется по механизму
«вызов- ответ». Скажем, адаптационная функция такого специ­
фического социального института, каковым является культура, за­
ключается в том, что последняя предлагает индивидам и их общ­
ностям определенные наборы символических значений, которые
интернализуются отдельными личностями и их группами и приво­
дят, с одной стороны, к детерминации осуществляемых ими дейст­
вий, а с другой - каждый из осуществляемых индивидами выбор
действий ограничивается определенными пределами морально, эс­
тетически, юридически допустимого поступка (например, знаме­
нитые библейские заповеди: «не убий», «не укради», «не возже­
лай» и т.п.). В результате этого в обществе, по словам американ­
ского социолога Т. Парсонса, складывается сложная сеть позиций
индивидов и групп; каждый индивид (группа) обладает опреде­
ленными экспектациями (ожиданиями) определенных способов
поведения других индивидов в определенных ситуациях и одно­
временно соотносит свои поступки с экспектациями других инди­
видов и их групп. В результате складывается адаптация не только
к окружающей среде, к определенной социальной ситуации, в ко­
торой они существуют, но и к действиям других индивидов, к
функционированию существующих в обществе социальных инсти­
тутов и организаций.

3. Иптегративная функция состоит в том, что существую­
щие в обществе социальные институты своими действиями, нор­
мами, предписаниями и т.п. обеспечивают взаимозависимость,
взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в
их состав индивидов и/или всех членов данного общества. Напри­
мер, свойственные религии как социальному институту религиоз­
ные ритуалы, по утверждению выдающегося французского социо­
лога Эмиля Дюркгейма, являются важнейшим социальным меха­
низмом коллективного выражения и укрепления тех чувств, кото­
рые чрезвычайно существенны для институциональной интегра­
ции общества.

253


4. Коммуникативная функция заключается в том, что ин-1
формация (научная, художественная, политическая и др.), произ­
веденная в одном социальном институте, распространяется как
внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодей­
ствии между институтами и организациями, действующими в об­
ществе. Коммуникативная функция культуры, например, вопло­
щается в том, что в художественных произведениях, философских
текстах, научных трактатах, нравственных нормах, религиозных
доктринах происходит композиционно замкнутое (на идее, образе,
проповеди и т.д.) и одновременно разомкнутое, ориентированное
на многих людей, общение человека с человеком, с социальной
группой, с обществом в целом. Вследствие этого происходит глу­
бокое взаимопонимание между многими различными людьми (ме­
жду автором и читателем, между автором и слушателем, между
учителем и учеником, профессором и студентом, между различ­
ными группами слушателей, зрителей, верующих и т.п ). Только!
благодаря коммуникативной функции культуры происходит кон­
солидация людей различных индивидов в сплоченные общности
(семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.д.), осуществля­
ется диалог различных людей в лоне одной культуры, различных
эпох, вследствие чего Христос, Софокл, Гомер, Шекспир, Пушкин
говорят, общаются с нами как наши современники.

5. Согщиппируюхцая функция проявляется в том, что соци­
альные институты играют решающую роль в формировании и раз­
витии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ро­
лей, в ориентации и реализации этой личностью своего социально­
го статуса. Исходным началом этого сложного, длительного и мно­
гогранного процесса выступает такой своеобразный социальный
институт, как семья. Именно в семье формируются первоначально
социальные качества личности, представления о добре и зле, ус­
ваиваются первые навыки социального общения и взаимодействия
с другими людьми. Процесс социализации продолжается в школе,
компании сверстников, в трудовом коллективе и т.п. при возрас­
тающей значимости в нем ценностей, норм и идеалов культуры.

6. Регулирующая функция воплощается в том, что социаль- ,
ные институты в процессе своего функционирования обеспечива­
ют регулирование взаимодействий между индивидами и социаль­
ными общностями посредством выработки определенных норм и
стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффектив­
ные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям

254



 


вещения в производственных помещениях. Первоначальные ре­зультаты более чем двухлетнего эксперимента показали, что в до­вольно широких пределах не существует однозначного отношения между освещенностью и производительностью. Производитель­ность труда увеличивалась как в экспериментальной группе, где увеличилась или уменьшилась освещенность, так и в контрольной группе, где освещенность не менялась. Такая неоднозначность ре­зультата явилась следствием того, что исследователи ограничили свои исследования только областью явных функций.

Чтобы получить более четкие ответы на вопрос о том, какие же факторы влияют на производительность труда, в эксперимент были введены не только освещенность, но и другие переменные — температура, влажность и др. Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что не только и не столько эти факторы влияют на производительность труда, сколько возникавший в результате дли­тельного взаимодействия своеобразный «групповой дух», вопло­щающийся в поддержании контактов и дружеских отношений во внерабочее время и т.п. Такой неожиданный для исследователей результат привел их к выводу, что они не учитывали скрытой от экспериментаторов латентной социальной функции, прежде всего, межличностного общения, социальных отношений, складываю­щихся между рабочими, а также между ними и управленческим персоналом. В результате возникла новая концептуальная схема исследования, в которой, наряду с контролируемыми факторами эксперимента (освещенность, температура, влажность и т.п.), было введено понятие социальной актуации, которое воплощало в себе действие латентной социальной функции в деятельности произ­водственной организации как социального института.

Таким образом, основной итог хоуторнского эксперимента составляют: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производ­стве, отход от концепции рабочего как только «экономического человека», выведение на передний план социальных и социально-психологических аспектов производственной деятельности; 2) вы­явление латентной прежде функции неформальной организации, заключающейся в межличностном сплочении работающих вместе людей, возникающей на основе взаимного интереса их друг к дру­гу общности их предпочтений, потребностей в самореализации, признании, уверенности и т.п.; 3) зарождение доктрины «челове­ческих отношений» и дальнейшее развитие тем самым индустри­альной социологии.

256


Следовательно, с помощью изучения латентных функций можно более глубоко и всесторонне представить себе подлинную картину и многообразие деятельности социальных институтов. Это тем более необходимо, что не существует в обществе такого социального института, который бы функционировал в изоляции от других институтов. Государство, политические партии, религия, образование, производство и потребление, семья - все эти и дру­гие социальные институты взаимосвязаны. Скажем, система обра­зования в решающей степени зависит от развития системы произ­водства, с одной стороны, культуры - с другой, но на успешность ее функционирования оказывает мощное воздействие деятель­ность государства, существующей в нем системы права. Посколь­ку образование играет важную, причем возрастающую роль в об­ществе, попытки усилить свое влияние на институт образования осуществляют производственные организации, научные учрежде­ния, политические партии, церковь. Изменения в одних институ­тах приводят к изменениям в других. Трансформация политиче­ской системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ повлекла за собой реформу образования, существен­ные изменения в системах культуры, образования, в развитии и функционировании религии.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Каковы характерные особенности и признаки социальных институтов?

2. Что такое социальный институт (определение)?

3. В чем заключается различие между формальными и неформальными
институтами?


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!