ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 19 страница



Итак, мы рассмотрели признаки, особенности, структуру и типы обществ, которые, как мы отметили, подвержены изменени­ям и развитию. Возникает резонный вопрос: а существуют ли в развитии общества определенные тенденции, закономерности или все здесь происходит беспорядочно, случайно, хаотично? В ответ на этот вопрос большинство социологов утверждают, что в обще­ственном развитии существуют определенные тенденции и зако­номерности.

Во-первых, мы уже знаем из предыдущего изложения, что в истории человечества прослеживается определенная тенденция. Суть ее состоит в том, что на каждую последующую стадию раз-

171


вития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Первобытнообщинный строй существовал десятки тысяч лет, пре­жде чем полностью реализовал и изжил себя, создав предпосылки для возникновения рабовладельческого общества. В свою очередь, рабовладельческое общество реализовало целиком свои созида­тельные силы и функции на протяжении времени, в 3-4 раза более длительного, чем сменившее его феодальное общество. Известный американский социолог и футуролог О. Тоффлер считает, что аг-рарно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8-9 тысяч лет, сменившая ее индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая на смену ей постиндустриальная цивилизация реализует свое содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий.

Таким образом, можно утверждать, что в эволюции общест­ва существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит более крат­кий, сжатый во времени период, чем предыдущий, а социальное время все более уплотняется, заполняется все более новым и сложным содержанием.

История также свидетельствует, что различные страны и на­роды развиваются с неодинаковой скоростью: одни в своем разви­тии обгоняют своих соседей, другие отстают от них. Например, в условиях становления индустриальной цивилизации сначала вы­рвалась вперед Англия, затем - Германия, а еще несколько позд­нее — Соединенные Штаты Америки. Причем в этот процесс уско­рения исторического развития различные подсистемы и структуры общества вступают не одновременно. Например, Россия середи­ны - второй половины XIX в. не была передовой страной мира ни в экономическом, ни в политическом отношении, но она творе­ниями выдающихся писателей, композиторов, художников создала непревзойденные шедевры культуры и в духовном развитии чело­вечества заняла высшие ступени.

Вышеизложенное дает основание для вывода, который гла­сит: в развитии человеческих обществ действует закон неравно­мерности экономического, политического, социального и духовно­го развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.

Наконец, история развития различных типов обществ свиде­тельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и отка-

172


тах назад, в этой эволюции существует определенная направлен­ность. Исторический процесс в основном протекает по такой тра­ектории, на которой происходит восхождение от более низкой ступени технологического, экономического, политического, куль­турного развития - к более высокой. Нет пи одного общества, в котором бы не улучшались орудия труда, не возрастала его произ­водительность, не совершенствовались бы территориальная струк­тура общества и государственная его организация. Всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от более низких ступеней социального, экономического, технологи­ческого, культурного развития к более высоким, называется coi/n-алъным прогрессом.

Конечно, общество не развивается однолинейно. В нем дей­ствуют разнонаправленно ориентированные социальные силы, общности, группы, преследующие различные, нередко противопо­ложные, цели. Поэтому в зависимости ог соотношения этих сил, от их активности, целеустремленности, воли, организованности и т.п. во многом зависит, пойдет ли общество по пути прогрессивного развития или остановится, а, быть может, и двинется вспять, как это было во времена господства социал-национализма (фашизма) в Германии. Попятное движение общества, отступление от завое­ванных позиций, возвращение к предшествующему уровню назы­вается социальным регрессом. Социальный регресс - прямая про­тивоположность социальному прогрессу не только в направленно­сти, но и в масштабах развития. Социальный регресс - процесс бо­лее локальный, чем прогресс, он охватывает отдельные общества или отдельные их подсистемы и небольшие промежутки времени. Что же касается социального прогресса, то это - глобальный про­цесс, охватывающий все компоненты и подсистемы общества во всех его регионах и странах в их движении и развитии на всем протяжении исторического времени.

Исходя их изложенного, мы можем утверждать, что одной из важных закономерностей развития общества является наличие в нем социального прогресса.

В развертывании социального прогресса различают две ос­новных формы - реформы и революцию. Реформа представляет собой ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя и не ведущих к его коренному, качественному преобразованию. В противоположность этому ре­волюция — это коренное социальное преобразование, затрагиваю-

173


щее основы существующего социального строя и представляющее собой переход общества от одного качественного состояния к дру­гому. Например, преобразование планово-экономической системы производства в рыночную - есть крупная социальная реформа, приводящая к существенному изменению не только отношений в системе производства, но и в жизнеобеспечении основной массы населения, в его жизненных установках, ценностных ориентациях, способах идентификации (отождествления) с теми или иными со­циальными группами. Совершенный же в октябре 1917 г. общест­венно-политический переворот в России — Великая Октябрьская социалистическая революция - был действительной социальной революцией, ибо привел к разрушению существовавшего социаль­ного строя, к коренному, качественному преобразованию всех сто­рон общественной жизни: и экономики, и политики, и культуры.

Октябрьская революция 1917 г. в России была социально-политической. Однако существуют и глобальные цивичизационные революции. Именно таковой была неолитическая революция, про­изошедшая 8-9 тысяч лет назад и приведшая к формированию аг-рарно-ремесленной цивилизации. Такой же глобально-цивилиза-ционный характер имела промышленная революция XVIII-XIX вв., которая привела к замене мануфактурного производства машин­ным (индустриальным), феодализма - капитализмом, сословного типа социальной структуры - классовым типом. Глобально-ци-вилизационная революция приводит и к появлению новой, пост­индустриальной цивилизации, или цивилизации ноосферного типа, где решающую роль во всех сферах общественной жизни станут играть человеческий разум, сила знания.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое общество?

2. Каковы отличительные признаки общества?

3. Что представляют из себя структурные компоненты общества?

4. Каковы основные подсистемы общества?

5. Какие типологии обществ Вы знаете?

6. В чем проявляется ускорение социального развития и его неравномер­
ность?

Литература

1. Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899.

2. Зиммель Г. Социологический этюд. СПб., 1901.
174


3. Кравченко А.И. Развитие общества //Введение в социологию. Гл. 2.
М., 1995.

4. Осипов Г.В. Природа и общество //Социология /Под ред. Г.В. Оси-
пова. Гл. 3. М., 1996.

5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. Раздел: Социаль­
ное пространство, социальная дистанция, социальная позиция //Чело­
век, цивилизация, общество. М., 1992.

7. Сорокин П. Социологический этюд об основных формах обществен­
ного поведения и морали //Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

8. Социология /Под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. Раздел: Чело­
век и общество. Социологический анализ. Киев, 1996.

9. Тадевосян Э.В. Общество как социальная реальность //Социология
/Под ред. Э.В. Тадсвосяна. Гл.4, §1. М., 1995.

Глава 15. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ДИНАМИКА

Мы уже отмечали, что общество как целостная система структурировано, т.е. обладает определенным строением, взаимо­расположением и связью составляющих его частей. Подчеркива­лось также, что общество не есть механическая совокупность ин­дивидов или ценностей, норм, которыми они руководствуются, а представляет собой сложную систему социальных взаимодейст­вий, в которые вступают между собой индивиды, ценности, нор­мы. Но в процессе социального взаимодействия индивиды объе­диняются в определенные социальные группы, общности, которые и образуют исходные компоненты социальной структуры, своеоб­разные «социальные кирпичики», составляющие в своих различ­ных конфигурациях живую ткань общественного организма.

Одни социологи определяют и исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияю­щих на содержание и направленность социальных отношений; другие, напротив, анализируют социальную структуру, исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся статусные и ролевые различия между людьми. Но и в первом и во втором случае речь идет о социальных отношениях, возникающих только в пределах взаимодействия людей, объединяющихся в те

175


или иные социальные группы, общности. Поэтому вполне обосно­ванно можно дать следующее определение исследуемому соци­альному феномену. Социальная структура общества есть сово­купность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаи­модействий между ними.

Важнейшая отличительная особенность социальной струк­туры заключается в том, что она тождественна системным (эмерд-жснтным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого ком­плекса. В любой структуре можно выделить элементы, состав­ляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной не­зависимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологиче­скую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, кото­рые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Та­ким образом, социологический анализ социальной структуры ко­ренным образом отличается от изучения составляющих ее элемен­тов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, по­зиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на сис­темных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характери­зующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.

Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но ее основанием, исходными «клеточкам», «кирпичиками», из мно­жества которых создается многоэтажное здание такой структуры, являются социальные группы.

Что же такое социальная группа? Отвечая на этот вопрос, выдающийся американский социолог Р. Мертон утверждал: соци­альная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принад­лежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

176


Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:

1. Определенный способ взаимодействия между ее членами.
Например, члены одной театральной труппы вместе обсуждают
намечаемый к постановке спектакль, проводят совместные репе­
тиции, взаимодействуют друг с другом на сцене во время спектак­
ля, выполняя в то же время свою собственную роль. Иными сло­
вами, они объединяются друг с другом общими интересами и об­
щим делом.

2. Осознание членства, чувство принадлежности к данной
группе. Актеры одного театра должны проявлять верность ему,
дорожить его честью, отстаивать ее в состязании с другими теат­
рами во время конкурсов, в негласном соперничестве с ними.

3. Осознание единства: труппа актеров одного театра вос­
принимается как целостность не только ими самими, но и окру­
жающими их людьми: зоителями, критиками, драматургами, зна­
комыми и т.п., которые рассматривают сотрудничающих в театре
людей как единое целое. Скажем, театральную труппу Белорусско­
го драмтеатра им. Я. Купалы называют «купаловцами», Москов­
ского театра им. Е. Вахтангова «вахтанговцами», подразумевая и в
первом, и во втором случае единый творческий коллектив. Мы
часто объясняем поведение человека тем, что он или она является
членом той или иной группы, например, группы рокеров, митьков
или футбольных фанатов.

В социологии различают первичные и вторичные группы. Впервые такое разграничение ввел американский социолог Ч. Ку­ли, который понимал под первичными «группы, характеризую­щиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством» (6; 28). Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования соци­альной природы и идеалов индивида. Результатом тесной свя ш индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое, наиболее простым способом описания которого слу­жит общее представление «мы», заключающее в себе определен­ный тип сопереживания и взаимного отождествления. Разумеется, в группе у различных ее членов могут быть различные стремления, но они подчиняются упорядочению со стороны некоего общего настроения. Так, мальчик может оспаривать у своих товарищей место в команде, но превыше таких споров будет ставить общий успех своего класса и школы.

177


К числу наиболее важных первичных групп Ч. Кули отнес семью, игровую группу детей, соседство и общинную группу стар­ших. Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные человеческие общности, являющиеся вторичными.

Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обу­словлены стремлением к достижению определенных целен В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции Например, на предприятии должность директора, делопроизводителя, инже­нера, рабочего и т.п. может занимать любой человек, обладающий соответствующей подготовкой Нсли люди, занимающие эги долж­ности, справляются со своей работой, данная организация может успешно функционировать. Личность каждого из них мало значит для организации в целом, занимаемая им должность может быть замещена другим человеком. Наоборот, личность каждого члена семьи уникальна и очень важна для семейной целостности, ни од­ного из них нельзя заменить кем-то другим. У людей во вторичной группе, как правило, не устанавливаются эмоциональные личност­ные связи, характерные для друзей и членов семьи.

В течение последних десятилетий XX века происходит ос­лабление роли первичных групп в обществе. Технологические пе­ремены в производстве, средствах коммуникаций, вызванные на­учно-технической революцией, возникновение гигантских пред­приятий и корпораций, развитие крупных городов привели к соз­данию и усилению роли крупной обезличенной бюрократии, к возникновению так называемого «массового общества». Такое об­щество превращается в массу изолированных друг от друга инди­видов; распространение стандартизированной «массовой культу­ры» в нем приводят к тому, что человек нивелируется, становится безликим элементом социальной структуры, подогнанным под ее потребности, ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса. Однако, несмотря на усиливающееся господство вто­ричных групп, в современном обществе первичные социальные группы (семья, друзья) продолжают оставаться важным связую­щим звеном между людьми и исходным компонентом социальной структуры.

178


 


В социологии в целях более продуктивного исследования социальных групп принято их разделять не только на первичные и вторичные, но и на реальные и квазигруппы, малые и большие, ус­ловные, экспериментальные и референтные группы. Условной груп­пой называют объединенную по определенным признакам (полу, возрасту, уровню образования, профессии и т.п.) общность людей, являющуюся объектом изучения социологии и включающую ин­дивидов, которые не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о су­ществовании друг друга, но усчовио объединяются в интересах на­учного анализа— статистического, демографического и т.п. На­пример, в социологическом исследовании нередко фигурирует статистическое понятие «студенчество Беларуси», объединяющее в себе всех студентов всех вузов республики, хотя многие из них ни разу не увидят друг друга и никак между собой не взаимодей­ствуют. Разновидностью услоьной группы является лабораторная (экспериментальная) группа, которая создается для проведения социально-психологических экспериментов, когда люди, не знаю­щие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединя­ются исследователем для определенных научных целей.

Реальной группой называют ограниченную в размерах общ­ность людей, объединенных реальными отношениями и/или вида­ми деятельности (например, школьный класс, студенческая груп­па, армейский взвод, футбольная команда). Наряду с реальными группами в обществе существуют квазигруппы. Они характеризу­ются: 1) случайностью, стихийностью образования; 2) неустой­чивостью взаимосвязей; 3) кратковременностью взаимодействия. Такие группы существуют непродолжительное время, после чего-либо распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы. К числу квазигрупп относят аудиторию, толпу и социаль­ные круги. Аудитория- это неустойчивая и неоднородная общ­ность людей, объединенная на непродолжительное время взаимо­действием с коммуникатором - индивидом или группой, которые владеют определенной информацией и доводят ее до этой общно­сти. Студенческая группа как относительно устойчивая и длитель­но существующая общность под такое определение не подпадает.. Аудиторией в социологическом смысле может быть группа людей, собравшихся в зале послушать лекцию, концерт или выступление экстрасенса, которая после такого прослушивания чаще всего рас­падается.

179


Специфическим видом квазигруппы является толпа. Топпа-это бесструктурное скопление людей, лишенных явно осознавае­мой общности целей, но связанных между собой ситуативной общ­ностью интересов, сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания. Основными социально-психологическими ме­ханизмами формирования толпы являются слухи и нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, при котором воз­никает эффект карусели: эмоциональное возбуждение одних пере­дается другим, а затем, усиленное их возбуждением, по принципу заражения воздействует на первых и т.д. Для толпы характерны: 1) повышенная внушаемость; 2) анонимность, являющаяся следст­вием того, что индивид чувствует себя не узнанным в толпе; 3) преобладание эмоций над разумом: люди в толпе, как правило, не задумываются над своими действиями, а их поведение в толпе обусловлено эмоциями; 4) чувство неуязвимости: действуя в каче­стве целостного формирования, люди в толпе как бы утрачивают голос совести, подчас действуют безответственно, агрессивно, раз­рушительно - могут переворачивать автомобили, бить стекла в ок­нах и витринах магазинов, совершить поджог и т.п.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!