Феодальная раздробленность Руси. Сущность и причины



Восточные славяне в древности.

           Предки славян являлись частью древнего индоевропейского единства, расселенного на необъятных просторах Евразии. С течением времени из массы индоевропейских племен выделяются общности, родственные по языку, хозяйственным занятиям, культуре. Одним из таких объединений племен стали славяне. Славяне заселяли земли Центральной и Восточной Европы.

Постепенно славянские племена разделяются на западную и восточную ветви. Восточное славянство расселяется по берегам Днепра. Его контакты с соседями-кочевниками часто носят характер военных столкновений.

С конца 4 в. н. э. славяне наряду с другими племенами Восточной Европы оказались вовлеченными в масштабные миграционные процессы, получившие название Великое переселение народов. В течение 6-8 вв. славяне заняли новые обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. На юге славянская миграционная волна преодолела дунайскую границу Византийской империи, заселив в 6-7 вв. Балканы, это привело к возникновению новой, южной, ветви славянства.

В ходе этих значительных перемещений, заселения и освоения новых территорий внутри славянского массива складываются новые общности, носящие уже иной - полит. характер. Это были так называемые «союзы племен» - прообразы будущего государственного объединения.

Всего на территории, вошедшей, позднее в состав Киевской Руси, в 6-8 вв., по данным летописи, сложилось 15 таких союзов.

В основе хозяйственной жизни восточных славян лежало пашенное земледелие. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге). Они имели железные рабочие части. Основными сельскохозяйственными культурами являлись пшеница, рожь, ячмень, овес, горох и др. Помимо земледелия восточные славяне занимались скотоводством, охотой, рыболовством и сбором мёда диких пчёл.

Значительное развитие земледелия, приведшее к появлению избыточного продукта, сделало возможным самостоятельное существование отдельных семей. В 6-8 вв. родовая община сменилась соседской, ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников играли теперь не кровные, а хозяйственные связи. Соседская, или территориальная, община получила название верви.

Быт древних славян основывался на оседлом образе жизни. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах (за лесными массивами или реками), возводили вокруг своих поселений оборонительные сооружения. Религиозные верования славян носили языческий характер с обожествлением сил природы. Важнейшими богами славянского пантеона были бог грозы - Перун, бог неба и огня - Сварог, бог скота - Белее.

Славяне - крупнейшая в Европе группа индоевропейских народов: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки и др.), южные (болгары, сербы, хорваты и др.).

 

Предпосылки образование Древнерусского государства.

Образованию государства у восточных славян предшествовало разложение племенного строя. Постепенно складывался господствующий социальный слой, основу которого составляла военно-служилая знать киевских князей - дружина. Корни дружинной организации следует искать в 6-7 вв., в 9 в. дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе, укрепляя вместе с тем власть князя.

В начале 9 в. в Восточной Европе сформировалось два догосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединение словен, кривичей и финноязычных племен в районе озера Ильмень с центром в Новгороде. В середине 9 в. в него был приглашен на княжение варяг Рюрик (862-879 гг.). Этот факт, отраженный в летописи, лег в основу создания так называемой «норманской теории».

Рюрик поселился в Новгороде, направив своих «мужей» Аскольда и Дира управлять Киевом. Преемник Рюрика варяжский князь Олег (879-912 гг.) в 882 г. выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Он захватил Киев и объединил под своей властью два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Кроме того, Олег подчинил древлян, северян и радимичей. В 907 г. Олег привел к стенам столицы Византийской империи Константинополя огромное войско, опустошил окрестности города. В результате в 907 и 911.гг. Русь и Византия заключили выгодные для русичей мирные договоры.

Преемником Олега стал Игорь (912-945 гг.) - сын Рюрика. В 941 г. Игорь совершил новый поход на Константинополь (повод - нарушение Византией прежнего договора). Игорь потерпел поражение в морской битве. Тогда, в 944 г., он совершил новый поход в союзе с печенегами. Поход 944 г. оказался успешным, тогда же был заключен новый мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань в земле древлян Игорь был убит. Его вдова, княгиня Ольга (945-964 гг.), жестоко отомстила древлянам, разорив их земли. Однако она была вынуждена упорядочить сбор дани с подвластных территорий и велела ввести так называемые «уроки» (размеры дани) и «погосты» (места ее сбора). В 946 или 957 г. Ольга совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла там христианство.

Итак, центром образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород, они объединили вокруг себя обе группы восточнославянских племен - северную и южную. В конце 9 в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю под именем Киевской Руси.

Норманская теория - утверждение, что восточнославянские народы оказались неспособными к самостоятельному созданию государственности, что Древнерусское государство возникло благодаря появлению в Новгороде и Киеве варяжских князей, возглавивших процесс образования государства. Теория сложилась в середине 18 в., авторами были немецкие ученые Байер и Миллер. Против этого взгляда на русскую историю выступил М. В. Ломоносов и другие историки, с антинорманской теорией.

Антинорманская теория - первым антинорманистом еще в 18 в. был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в 6-8 вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют «Державу волынян». Считали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем разбойные скандинавы, они не нуждались в их услуга.

Во второй половине 10 в. на Руси продолжается процесс укрепления власти киевских князей. В годы правления Святослава Игоревича (964-977 гг.) вырос международный авторитет древнерусского государства. Он вел успешную борьбу с печенегами, Византией. При Святославе было нанесено поражение Волжской Болгарии (964 г.), разгромлен Хазарский каганат (964 г.).

В годы правления Владимира Святославовича (980-1015 гг.) Руси был подчинены червенские земли с городами Перемышль, Червень. Для организации обороны от кочевников создается Белгородская засечная черта. В 992 г. Владимир нанес крупное поражение печенегам. Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию - одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.

Крещение Руси началось в 986-989 гг., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси.

Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом.

При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов - «Русская Правда». Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси проявляются первые тенденции феодальной раздробленности. Усиливается власть местных князей и боярства. Князья пытались договориться прекратить распри и сплотиться против угрозы со стороны половцев. Но достигнутые соглашения носили временный характер, и в 12 в. Междоусобицы продолжались, что в дальнейшем привело к феодальной раздробленности.

 

 

Феодальная раздробленность Руси. Сущность и причины.

Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются тенденции феодальной раздробленности. Между наследниками Ярослава Мудрого разворачивается острейшая борьба за власть в Киеве и отдельных княжествах. Эта борьба сопровождалась кровавыми распрями и ослабляла Русь.

В 1097г. в Любече состоялся съезд князей, на котором, с целью прекращения междоусобиц, было принято решение установить новый принцип организации власти на Руси, в соответствии с которым каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода.

Таким образом, нарушалась целостность Древнерусского государства и закреплялась феодальная раздробленность.

В начале 12 в. в годы правления киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125) единство на Руси было временно восстановлено. Но с середины 12 в. феодальная раздробленность окончательно утверждается на Руси. На месте некогда единого государства теперь существует ряд независимых государственных образований.

Основными причинами феодальной раздробленности на Руси были:

• Отсутствие в Древнерусском государстве четкого порядка наследования власти (что приводило к постоянным междоусобным войнам).

• Рост и усиление местной феодальной аристократии-боярства, стремившегося к независимости от центральной власти.

• В условиях господства натурального хозяйства на Руси не сложилось экономического единства.

• Русские города, обеспечивая земельную округу всем необходимым, стали центрами местного сепаратизма.

Среди ряда независимых государственных образований, созданных на месте Древнерусского государства, наиболее крупными и влиятельными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, а также Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальское княжество находилось на северо-востоке Руси. В 11-12 вв. сюда переселяется значительная часть населения с южных земель, которые постоянно разорялись кочевниками.

В результате этого переселения осваиваются новые территории, распахиваются пашни, возникают новые центры ремесла и торговли, среди которых выделялись Суздаль и Владимир. Усилению княжества также во многом способствовала активная завоевательная политика таких князей, как Юрий Долгорукий (1125-1157) (ко времени правления его относится первое упоминание о Москве -1147 г.), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). При них территория княжества расширилась и его влияние распространилось на многие другие русские земли. Внутренняя политика этих князей была направлена на усиление собственной власти и ограничение позиций местного боярства.

Новгородская феодальная республика занимала северо-западные территории Руси и существенно отличалась от других русских земель своей экономикой и государственным устройством.

Суровый климат и неплодородные почвы делали местное земледелие малопродуктивным. Но, несмотря на это, Новгород был одним из наиболее богатых и экономически развитых городов Руси. Достигнуто это было благодаря тому, что этот город занимал очень выгодное географическое положение - он стоял у начала известного торгового маршрута «из варяг в греки». В результате чего здесь процветали торговля и ремесло, что, в свою очередь, способствовало складыванию богатой и независимой боярской торгово-ремесленной верхушки. А это опять-таки вело к формированию особого социально-политического строя - феодальной республики. Высшим органом власти было народное собрание - вече, решавшее путем голосования вопросы жизни города.

Но не случайно Новгородскую республику называют боярской. Боярство имело большое влияние на вече. В его руках находились высшие должности: посадника, управлявшего Новгородом и обладавшего судебной и военной властью.

В отличие от других русских земель князь в Новгороде имел ограниченные полномочия - он лишь возглавлял дружину.

Феодальная раздробленность - универсальное и закономерное явление, характерное для истории многих государств средневековья. Уникальность раздробленности на Руси заключается в ее продолжительности (около трех с половиной столетий).

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!