Категории философии: часть и целое



Часть и целое - философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории целого и части — соотносительные категории. Какую бы сколь угодно малую частицу сущего мы ни взяли (например, атом), она представляет собой нечто целое и вместе с тем другого целого (например, молекулы). Это другое целое есть в свою очередь некоторого большего целого (например, организма животного). Последнее есть еще большего целого (например, планеты Земля) и т.д. Любое доступное нашей мысли сколь угодно большое целое в конечном счете является лишь частью бесконечно большого целого. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого - Вселенной.
По характеру связи частей различные целостности делятся на три основных типа целостности:

1. Неорганизованная (или суммативная) целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных

2. Организованная целостность, например атом, молекула, кристалл

3. Органическая целостность, например организм, биологический вид, общество.

Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер связи между ними. Та или иная система может быть понятна как целое лишь в результате уяснения природы ее частей. Например, природу атомов нельзя было определить до тех пор, пока не были получены данные об их сложном строении и пока теоретически они не были представлены как системы. Но недостаточно изучить части без их связи с целым: знающий только части еще не знает целого. Любой единичный предмет может быть правильно понят тогда, когда он анализируется не в отрыве от системы, а в связи с ней. Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание - это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные структуры. Например, записи разных слов - «ток» и «кот» - состоят из одних и тех же элементов-букв, но слова отличаются друг от друга структурой и обозначают разные предметы. По способу связей элементов в данном предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и качественную определенность объекту.
Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной, как правило, является содержание: форма организации зависит от того, что организуется.
Элементаризм утверждает, что целое - это всего лишь сумма частей, все различия предметов по их свойствам происходят от различия в сочетаниях материальных элементов, образующих эти предметы, а холизм исходит из того, что целое больше суммы частей.
Холизм - философия целостности, рассматривающая мир как результат творческой эволюции, учение о сущности феномена целостности. Под ним понимается высший принцип целостности мира, обнимающий все его сферы и опирающийся на положение: "Целое больше суммы его частей". Высшей формой целостности холистического типа является человеческая личность, где происходит синтез объективного и субъективного, духовного и материального.


 

Детерминизм

Детерминизм (лат. determinatio - ограничение, определение) - концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов. Это представление об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и явлений окружающего нас мира.

В философии понятие детерминизма несет в себе элемент необходимости: все вещи в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят в силу предшествующих им причин. Эта идея является центральной для науки, утверждающей, что если бы нам были известны все факторы, причастные к некоему грядущему событию, его наступление можно было бы точно предсказать; и наоборот, если событие происходит, значит оно неизбежно. Каждая вещь и каждое событие во вселенной определяются законами природы, которые можно установить посредством научных методов.

Что касается человеческого поведения, то здесь ученые спорят. Одни ученые рассматривают жизнь как детерминированный процесс и обычно верят в неизбежность определенной линии поведения: если бы мы знали о конкретном человеке все, мы могли бы предсказать каждый его шаг. Другие не менее уважаемые ученые вполне на уровне здравого смысла говорят о личной свободе и индивидуальнойответственности.

Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм. Чистейший пример индетерминизма - вера в свободу воли, согласно которой за все сознательное поведение ответственность ложится на людей. Законы большинства обществ и догматы многих религий, в первую очередь иудаизма и христианства, базируются на идее индивидуальной ответственности. Последствия поступков в виде наказания трактуются с позиций моральных принципов и поведения индивидуума.

В этом споре детерминистов и индетерминистов философы занимали разные позиции. Однако, хоть это, возможно, и противоречит логике, большинство философов сочетают в своем творчестве элементы обоих подходов: они отдают должное детерминизму как необходимому элементу научного метода, что не мешает им, тем не менее, действовать с позиций индетерминизма.


 

Закон и закономерность

Рассматривая понятие детерминизм, мы замечаем, что взаимообусловленность проявляется через закон и закономерность.

Закономерность – это взаимодействие или взаимообусловленность, обладающая свойствами повторяемости существенности, необходимости, возникающей между элементами относительно сложной системы, имеющей внешние условия.

Закон – это объективная устойчивая повторяющаяся необходимая связь между предметами или явлениями относительно простой системы. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть закон. Связь может быть необходимой и случайной. Закон это всегда необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Таким образом, закономерность выступает как проявление взаимосвязанного и упорядоченного характера взаимодействия предметов, явлений, событий в мире. Иными словами, закономерность – это взаимодействие явлений в мире на основе законов как существенной, повторяющейся, необходимой и устойчивой связи между ними.

Существуют два типа закономерностей: динамические и статистические. Динамическая закономерность - такая форма связи между явлениями, ко­гда предыдущее состояние объекта определяет последующее. Статистическая закономерность - определенная повторяемость в пове­дении не каждого отдельного объекта, а их целостного ансамбля однотип­ных явлений. Закономерность как повторяющееся отношение между явле­ниями относится к атрибуту явления, а не сущности. Переход к сущности, к категории закона происходит тогда, когда ставится вопрос об основании, причине закономерности.

Закономерность не есть закон, она фиксирует некоторую «правильность», повторяемость, «сигнализирующую» о существовании закона. Познание, установив закономерность, стремится раскрыть за ней закон и таким образом объяснить закономерность, как его проявление. При таком понимании закон и закономерность представляют собой парные категории, выражающие две стороны объекта: внутреннюю, существенную и внешнюю, являющуюся.


 

Диалектическая триада

Диалектика - это теория, согласно которой нечто - в частности, человеческое мышление,- в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: «тезис - антитезис – синтез». Сначала - некая идея, теория или движение, т.е. тезис. Тезис, скорее всего, вызовет оппозицию. Противоположная ему идея (или движение) называется антитезисом, т.к. она направлена против первого - тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады, если оказывается односторонним. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.

(Диалектическая триада. В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис – антитезис – синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение – «антитезис».
Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.)

Едва ли можно сомневаться в том, что диалектическая триада хорошо описывает определенные ступени в истории мышления, особенно в развитии идей, теорий и социальных движений, опирающихся на идеи или теории.

Диалектика, точнее теория диалектической триады, устанавливает, что некоторые события или исторические процессы происходят определенным типичным образом. Стало быть, диалектика есть эмпирическая, описательная теория. Ее можно сравнить, скажем, с теорией, согласно которой живые организмы на определенной стадии своего развития растут, затем остаются неизменными, после чего начинают уменьшаться и умирают,— либо с теорией, согласно которой люди сначала отстаивают свои мнения догматически, потом начинают относиться к ним скептически, и лишь после этого, на третьей стадии,— воспринимают их научно, то есть в критическом духе. Как и эти теории, диалектика допускает исключения - если только не навязывать диалектические интерпретации насильно,- и, подобно им же, не состоит ни в каком особом родстве с логикой.


 

Законы диалектики

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
Законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей:

Источником и содержанием всякого развития и движения являются противоречия, борьба противоположностей. Этот закон отображает формы движения и развития и раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое.
Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.
Противоречие – это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон.
Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления в процессе своего развития переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

Согласно диалектике всякое развитие, взятое в достаточно широких и целостных пределах, происходит первоначально в форме количественных изменений, которые закономерно приводят к коренным качественным изменениям, в свою очередь обусловливающим новые количественные изменения.
Качество – это внутренняя специфическая определённость вещи. Категория качества выражает то обстоятельство, что вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество.
Количество – это внешняя специфическая определённость вещи. Количество может меняться в широких пределах, а природа вещи остаётся неизменной.

Развитие, как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

Закон отрицания отрицания:

Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

* эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени)

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

1. развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

2. развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

3. развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

Близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

*организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом, а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.


 

Познание и практика

Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей — это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!