Дипломатия периода феодальной раздробленности



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ДИПЛОМАТИИ

1. Понятие дипломатии и её связь с внешней политикой государства.

Дипломатия - это официальная деятельность руководителей государства и других специальных органов внешних сношений по представительству государства во внешних сношениях, по осуществлению мирными средствами целей и задач его внешней политики, по защите его прав и интересов за границей.

Дипломатия рассматривается в сочетании с международными отношениями и внешней политикой. МО- это совокупность экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных связей и взаимоотношений между народами, государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими и политическими силами и организациями, действующими на международной арене. Вступая в отношения друг с другом, субъекты международных отношений осуществляют внешнюю политику. ВП - это совокупность целей и интересов, которые преследует и защищает данное государство в своих отношениях с другими государствами, а также тех методов и средств, которые государство применяет для достижения этих целей и интересов. Это общий курс государства в международных делах. Международные отношения, внешняя политика и дипломатия тесно связаны между собой. Каждый из этих элементов не может существовать сам по себе. Конкретные внешнеполитические действия государств порождают различные международные события, переплетение которых, в свою очередь, образует международные процессы. А переплетение последних, их развитие порождает международные проблемы. Движение и развитие международных событий, международных проблем и процессов, совокупность взаимосвязей между ними образуют внешнеполитическую обстановку. Развиваясь по своим закономерностям, эта обстановка, в свою очередь, оказывает воздействие на внешнюю политику государств, их дипломатическую деятельность.

ВП осуществляется различными средствами и методами, причем важнейшим из этих средств является дипломатия. Помимо дипломатии, другими средствами внешней политики являются: военная сила, внешние экономические связи, культурные связи (научные, в сфере образования, искусства и т. п.), специальные (активные мероприятия спецслужб, подкуп, шантаж и т. п).

 

    2. Принципы и методы дипломатии.

Методы дипломатии – способы воздействия на правительство иностранных государств, которые применяет дипломатия для достижения целей. В совокупности образуют искусство дипломатии. Методы выражаются через формы дипломатии: методы ведения переговоров и др. Определяются исторической эпохой, сущностью государства, внешней политикой, состоянием системы МО и спецификой проблем и вопросов. Бывают такие методы:

1.    дипломатические переговоры (дву- и многосторонние);

2.    привлечение широкой демократической общественности к борьбе с политикой агрессии, терроризма, национализма и пр.;

3.    «челночная дипломатия», посредничество;

4.    маневрирование, использование противоречий у противников;

6.    встречи в верхах;

7.    ультиматумы;

8.    компромиссы;

9.    запугивание, шантаж, политическое, экономическое и другие виды давления;

Принципы дипломатии делятся на общие, специальные, правовые.

К общим относятся: признание суверенитета, отказ от угрозы применения силы, равноправие, невмешательство во внутренние дела.

Специальные: равенство всех партнеров и взаимное уважение, отстаивание своих интересов, учет интересов партнеров, соблюдение обязательств, норм права и обычаев.

Правовые принципы: соответствие правовых взглядов правовой организации системы внешних сношений государства; соответствие всех аспектов внешней деятельности государства основным его конституции; соответствие нормам права.

Принципы Д бывают общие, специальные и правовые. Общие: 1) Равноправие; 2) Признание суверенитета; 3) Невмешательство во внутр полит; 4) Отказ от применения силы. Специальные: 1) Равенство всех партнеров и их взаимоуважение к друг другу; 2) Твердое отстаивание своих инт-сов; 3) Учет Д деят во всех формах Д инт-сов партнеров; 4) Оперативность Д работы, кот заключ в своевр и предупредительно-упреждающем хар-ре; 5) Безусл соблюд принятых на себя обяз-тв; 6) Целеустремленность – дипломаты должны точно знать чего от них ожидают (не будет ясной цели, не будет понятно что делать); 7) Первенство и опредляющ роль целей и инт-сов ВП; 8) Соблюд общепризнан норм МН права и МН обычаев. Правовые: 1) Соответствие правовых взглядов господств полит сил в общ-ве правовой организации сист внешних сношений гос-ва; 2) Соотв всех аспектов внешн деят гос-ва конституции; 3) Соотв внешн деят гос-ва принципам и нормам МН права.

Методы Д – те способы воздейств на прав-во, Д представителей и влият полит круги иностр гос-в, кот применяет Д для достиж опредл внешнеполит целей. В своей совокупности эти методы образ иск-во Д. Методы Д проявл как методы различных форм деят. Их можно поддел на 2 гр: 1) Методы напрвл на убежд, побужд стороны к желаемым действ; 2) Методы направл на принужд, вынужд др стороны к желаемым действ. Классиф всех методов произвести невозможно, но можно указать от чего зависит выбор этих методов: 1) от истор усл данной эпохи; 2) от сущ-ти гос-ва; 3) от сложивш на данное вр МН ситуации; 4) от специфики тех МН вопр, кот подлеж дип урегулир. Принципы Д бывают общие, специальные и правовые. Общие: 1) Равноправие; 2) Признание суверенитета; 3) Невмешат во внутр полит; 4) Отказ от применения силы. Специальные: 1) Равенство всех партнеров по Д сношениям и их взаимоуваж к друг другу; 2) Твердое отстаивание своих инт-сов; 3) Учет Д деят во всех формах Д инт-сов партнеров; 4) Оперативность Д работы, кот заключ в своевр и предупредительно-упреждающем хар-ре; 5) Безусл соблюд принятых на себя обяз-тв; 6) Целеустремленность – дипломаты должны точно знать чего от них ожидают (не будет ясной цели, не будет понятно что делать); 7) Первенство и опредляющ роль целей и инт-сов ВП; 8) Соблюд общепризнан норм МН права и МН обычаев. Правовые: 1) Соответствие правовых взглядов господств полит сил в общ-ве правовой организации сист внешних сношений гос-ва; 2) Соотв всех аспектов внешн деят гос-ва конституции; 3) Соотв внешн деят гос-ва принципам и нормам МН права.

Методы Д – те способы воздейств на прав-во, Д представителей и влият полит круги иностр гос-в, кот применяет Д для достиж опредл внешнеполит целей. В своей совокупности эти методы образ иск-во Д. Методы Д проявл как методы различных форм деят. Их можно поддел на 2 гр: 1) Методы напрвл на убежд, побужд стороны к желаемым действ; 2) Методы направл на принужд, вынужд др стороны к желаемым действ. Классиф всех методов произвести невозможно, но можно указать от чего зависит выбор этих методов: 1) от истор усл данной эпохи; 2) от сущ-ти гос-ва; 3) от сложивш на данное вр МН ситуации; 4) от специфики тех МН вопр, кот подлеж дип урегулир.

3. Международное право и дипломатия.

МН право – совокуп юридических принципов и норм, выражающая общ согласованную волю гос-в и определяющая их взаимн права и обязанности. МН право возникло с появл внешн связей гос-в. Современное МН право можно разделить на сл виды:

1) Право по террит вопр-ам;

2) МН воздушное право;

3) МН право окружающей среды;

 4) Право режима гос границы;

5) Таможенное право;

 6) МН морское право;

7) МН право международных рек.

Формируются новые ветви:

8) МН космическое право;

9) МН дипломатическое право.

Единого взгляда на классиф МН дип права нет. Некоторые спец-ты включ в него консульск право, некоторые консульск право выделяют в отдельн категорию. Иногда консульск право называют конвенционным правом. Д право можно разделить на 3 части:

1) посольское право;

2) право МН конференций;

3) Договорное право.

 деят явл источником МН права, его нормой. Оно проявл прежде всего в форме МН договоров. МН право для Д выступает прежде всего в виде правил выполнения мероприятий Д практики. 2 осн функции МН права:

 1) Определение критериев поведения гос-в (право опред что можно, а что нельзя делать);

2) Регуляторная ф-я (как нужно вести себя в МН делах).

Необходимость внешних связей, многообразие межгосударственной деятельности, усиление дипломатической активности обусловливают необходимость организации всей системы международных отношений международным правом.

Международное право представляет собой совокупность юридических принципов и норм, выражающих общую согласованную волю государств и определяющих их взаимные права и обязанности. Анализ сущности дипломатии и международного права позволяет выделить два основных аспекта их взаимодействия:

1.    дипломатия является источником норм международного права, применяет и развивает действующие положения МП;

2.    международное право регламентирует дипломатическую деятельность, устанавливает правила для дипломатических мероприятий.

 

Венская конвенция о дипломатических сношениях — один из основных международных договоров в области дипломатического права. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года.В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

На 2014 год в ней участвуют 190 государств, в факультативном протоколе о приобретении гражданства участвуют 51 государство, об обязательном разрешении споров — 66 государств.

4. Особенности современной дипломатии.

В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ.

Роль дипломатии в последние десятилетия особенно возросла, поскольку вопросы внешней политики стали находиться под мощными прожекторами СМИ и вследствие этого под пристальным вниманием широких народных масс.

В условиях ядерной опасности человечество стало понимать, что война больше не является эффективным и приемлемым средством разрешения споров и что только переговоры, только тонкая и умелая дипломатия может избавить мир от гибели, а сами международные проблемы настолько осложнились, что требуют участия профессионалов.

К. Гамильтон и Р. Лангхорн, говоря об особенностях современной дипломатии, выделяют два ключевых момента. Во-первых, большую ее по сравнению с прошлым открытость, под которой понимается, с одной стороны, привлечение к дипломатической деятельности представителей различных слоев населения, а не только аристократической элиты, как ранее, с другой -- широкое информирование о соглашениях, подписываемых государствами. Во-вторых, интенсивное, на уровне международных организаций, развитие многосторонней дипломатии. Усиление роли многосторонней дипломатии отмечается и многими другими авторами, в частности П. Шарпом.

Если ранее дипломатическая деятельность осуществлялась главным образом на двусторонней основе, путем обмена миссиями, то сегодня дипломатия в значительной степени носит многосторонний характер и предполагает одновременное участие более чем двух сторон в обсуждении и решении проблем. Это обусловлено тем, что глобализация современного мира затрагивает интересы сразу многих участников.

Во второй половине XX столетия не только резко увеличивается количество многосторонних переговоров, но и становятся разнообразнее формы многосторонней дипломатии. Если в прошлом она сводилась в основном к переговорному процессу в рамках различных конгрессов (Вестфальский, 1648, Карловицкий, 1698--1699, Венский, 1914--1915, Парижский, 1856 и др.), то сейчас многосторонняя дипломатия проводится в рамках:

- международных универсальных (ООН) и региональных организаций (ОАЕ, ОБСЕ и др.);

- конференций, комиссий и тому подобных мероприятий или структур, созываемых или создаваемых для решения какой-либо проблемы (например, Парижская конференция по Вьетнаму; Совместная комиссия по урегулированию конфликта в Юго-Западной Африке и пр.);

- многосторонних встреч в верхах ("Большой Восьмерки" и др.);

- работы посольств по многосторонним направлениям (так, бывший первый заместитель государственного секретаря США Ст. Тэлботт отмечает, что американское посольство, например, в Пекине направляло значительную часть своих усилий на поиск совместно с китайскими и японскими коллегами решений проблем на Корейском полуострове).

Следует назвать и другие особенности современной дипломатии, обусловленные современными тенденциями мирового политического развития. Глобализация и взаимозависимость мира привели к увеличению значимости дипломатии, осуществляемой на высоком и высшем уровне, так как она дает возможность проводить "широкие увязки" различных вопросов. Следует учитывать и тот факт, что договоренности, скрепленные подписями высших должностных лиц государств, обеспечивают дополнительные гарантии их выполнения. Наконец, на таких встречах у глав государств есть возможность быстро получать необходимую информацию "из первых рук", обмениваться мнениями.

Одна из черт современной дипломатии - стремление моделировать и упреждать - превентивная дипломатия. Новатором здесь были США. В значительной степени американская дипломатия заимствовала методы у американского бизнеса. Значительное влияние здесь уделяется тактике предотвращения нежелательных последствий.

Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

Взаимное доверие и добрая воля абсолютно необходимы для уменьшения вероятности конфликта между государствами. У правительств есть возможность использовать многие такие меры при наличии воли к их применению. Примерами мер такого рода являются систематический обмен военными миссиями, создание региональных или субрегиональных центров по уменьшению опасности, организация свободных потоков информации, включая наблюдение за выполнением региональных соглашений в области вооружений.

5. Дипломатия Древнего востока.

Международные отношения Египта этого времени нам довольно хорошо известны благодаря находке в Эль-Амарне большого государственного архива египетских фараонов конца XVIII династии. В этом архиве сохранились дипломатические послания царей Вавилона, Ассирии, Митанни, Хеттского государства и Кипра, а также многих сиро-палестинских князей и правителей к египетскому фараону. Письма Амарнского архива являются ценнейшими историческими документами, ярко характеризующими уровень развития дипломатии того времени. Судя по этим письмам, Египет поддерживал торговые и дипломатические взаимоотношения с целым рядом государств Передней Азии. Переговоры между отдельными государствами велись при помощи специальных послов. Эти переговоры нередко приводили к заключению военно-политических союзов и соглашений, которые облекались большой тайной. Политические союзы, как, например, союз между Египтом и Митанни, часто закреплялись при помощи династических браков. Дипломатические переговоры, которые велись устно через послов или письменно, имели иногда своей целью уладить различные конфликты. Так, вавилонский царь в одном письме просит египетского фараона наказать лиц, виновных в ограблении вавилонского каравана.

Из многочисленных памятников древневосточной дипломатии наибольший интерес по объему и богатству содержания представляют Телль-Амарнская переписка и договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III,заключенный в 1278 г. до нашей эры. В 1887–1888 гг. во дворце Аменофиса был открыт архив, содержащий дипломатическую переписку фараонов XVIII династии — Аменофиса III и его сына Аменофиса IV (середина второго тысячелетия, XV–XIV века до нашей эры). В настоящее время Телль-Амарнский архив находится в Британском музее в Лондоне и в Государственном музее в Берлине. Он содержит около 360 глиняных табличек, представляющих переписку названных фараонов с царями других государств и с подвластными сирийскими князьями. Существенным дополнением к Телль-Амарнскому архиву служит архив хеттского царя Суббилулиумы из Богаз-Кёй, столицы хеттского государства (недалеко от современной Анкары).

Большую часть материала Телль-Амарнского архива составляют письма сирийских и палестинских князей к фараону, от которого они зависели. Сирийские и палестинские княжества играли роль буферных государств между двумя крупнейшими державами древневосточного мира — государством хеттов, с одной стороны, и Египтом — с другой. Фараону было выгодно поддерживать постоянную вражду между князьями и таким образом укреплять свое влияние в Сирии. Главное содержание писем сиро-палестинских князей составляют: обмен взаимными приветствиями и любезностями, переговоры о заключении браков и просьбы к фараону о присылке военной помощи, золота и подарков.

Для истории дипломатии договор Рамсеса с Хаттушилем имеет первостепенное значение. Во-первых, это древнейший из известных нам памятников международного права. Во-вторых, по своей форме он послужил образцом всех последующих договоров, как для царств Древнего Востока, так и для Греции и Рима. Форма международного договора в основном оставалась неизменной на протяжении всей истории древнего мира. Греция и Рим в этом отношении копировали древневосточную договорную практику. Наряду с этим в договоре Рамсеса — Хаттушиля нашла свое отражение характерная черта государственного строя Древнего Востока — полное отождествление государства с личностью носителя верховной власти. Все переговоры велись исключительно от имени царя. Отдельные статьи договора содержат обязательства ненападения и взаимной помощи. Достойно внимания, что эта помощь предусматривается даже в виде обусловленной сторонами обоюдной интервенции для подавления внутренних восстаний. Таким образом, египетско-хеттский договор, имеющий больше чем трехтысячелетнюю давность, являлся в некоторой степени прототипом позднейших международных соглашений.

Раньше всего правовые отношения между государствами возникли в древней Месопотамии. Новый центр Двуречья - Вавилон стал укрепляться с начала правления Хаммурапи. За долгие годы правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию. Хаммурапи использовал не только военную силу, но и хитрость, подкуп, ведение постоянной переписки и обмен посланниками.

Во II-I тыс. до н.э. международные отношения зарождаются в таких странах, как Китай и Индия. Императоры Китая проводили активную внешнюю политику, используя посольства в другие государства. Индия вела активную внешнюю политику, заключавшуюся в сношениях и переговорах с соседними странами. В Индии появляется первый свод политико-экономических трактатов - законы Ману. Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются индийские законы Ману. Подлинный текст законов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихо-творная) передача, по всей вероятности, относящаяся к I веку нашей эры. Законы Ману были в этой редакции открыты англичанами в XVIII веке. Написаны они на классическом санскрите. В XIX–XX веках они переведены были на ряд европейских языков, в том числе и на русский.

Согласно индийскому преданию, законы Ману — божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, считавшегося родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры. С формальной стороны законы Ману являются сводом законов Древней Индии. Но содержание памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; много внимания уделено в нем религиозным и нравственным правилам.

В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рассматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипломатической миссии. Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, заключается в умении предотвращать войну и укреплять мир. «Мир и его противоположность зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война».

Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он дол жен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам или действиям, но даже по жестам и выражению лица. Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим выбором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, представительным, смелым, красноречивым, «знающим место и время действия».

Международные вопросы разрешались обычно вооруженной силой. Однако государствам Древнего Востока приходилось развивать и дипломатическую деятельность. Дипломатические сношения велись царями, которые воплощали в своем лице все государство, имели в своем распоряжении - чиновников и писцов. Дипломатия царств Востока разрешала сравнительно ограниченный круг вопросов. Наиболее сильной ее стороной являлась организация всепроникающей военно-политической разведки. Со временем появились отношения на основе договоров, закрепляющих признание интересов, господство одних и подчинение других. Самые сложные вопросы международной жизни должны разрешаться, прежде всего, дипломатическим путем. Сила стоит на втором месте. Ради укрепления дружественных связей между державами часто заключались династические браки. Итогом таких браков могли быть территориальные приращения, новые союзники или избавление от угрозы нападения. Дипломатия Древнего Востока регулировала взаимоотношения государств с особыми формулировками, обрядами и традициями. Персона «дипломата» чаще всего была священной. От него зависела внешняя политика, а значит и спокойствие государства.

 

 6. Дипломатия Древней Греции.

Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в переговорах, обмене посольствами, созыве совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзов. Во всей полноте развертывается деятельность дипломатии государств классической Греции в период Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, которые боролись в течение 30 лет за преобладание в эллинском мире.

В Греции начинается развитие дипломатии как науки и искусства. Греки разрабатывают правила ведения переговоров, требования к послам и консулам. Начинает развиваться практика по направлению послов в зарубежные государства. Предполагалось, что послы Греции направлялись с визитом в союзное государство, однако, несмотря на это, вперед него высылались два вестника, с тем, чтобы обеспечить послам дипломатический иммунитет и дать религиозную санкцию всему этому делу. Также стоит отметить, что в те времена существовали религиозные нормы, налагавшие ограничения на варварские методы ведения войны.

Греческие города постоянно посылали и принимали временных послов. Послы, которые назывались "старейшинами", избирались из людей уважаемых и мудрых. Народное собрание снабжало их верительными грамотами. Если переговоры были успешными и получали одобрение со стороны сограждан, послы награждались гирляндами из ветвей оливкового дерева и бесплатным обедом в городской ратуше, а иногда и памятной таблицей. Если успех не сопутствовал послам, к ним могли быть применены все меры наказания.

В V веке до н.э. греки располагали аппаратом международных сношений. У них были амфиктионические советы, лиги и альянсы. Они разработали устойчивую процедуру таких процессов, как объявление войны, заключение мира, ратификация договоров, арбитраж, нейтралитет, обмен послами, деятельность консулов, и признавали определенные правила ведения военных действий. Они также выработали широко применявшиеся правила, определявшие положение иностранцев, прием в гражданство, право убежища, выдачу преступников и порядок мореходства.

 7. Дипломатия Древнего Рима.

В Риме существовали проксения (jus hospitii) и коллегия фециалов, напоминавшая греческую коллегию амфиктионов. Фециалы регулировали возникавшие между племенами и племенными союзами споры и недоразумения. В круг их полномочий входили: охрана международных соглашений, объявление войны и заключение мира. Фециалы — жреческая коллегия с гражданскими функциями. Ни одно важное предприятие не могло быть ни начато, ни кончено без санкции фециалов. Они объявляли войну, заключали мир и подписывали договоры.

Коллегия фециалов состояла из 20 человек, которые принадлежали к древним родам и пожизненно пребывали в своем звании. Все спорные вопросы,  прежде всего, старались разрешить миром. В случае невозможности достигнуть этого прибегали к оружию. Объявление войны в Древнем Риме: ведение переговоров возлагалось на специальную комиссию из четырех человек со «святым отцом» во главе. Комиссия несколько раз отправлялась в город, нарушивший международные установления. Затем комиссия возвращалась в Рим и ожидала ответа. В случае неполучения такового фециалы докладывали Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны. После этого «святой отец» в последний раз отправлялся к границе враждебного города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.

Заключение мира тоже сопровождалось многими церемониями и было весьма сложным делом. По выполнении всех положенных церемоний «святой отец» читал текст договора и произносил особую клятву фециалов, которая призывала всякие беды и несчастия на голову нарушителя мира.

С течением времени вышеописанные формы объявления войны и заключения мира видоизменялись, но не исчезали Коллегия фециалов упоминается в источниках позднереспубликанского и даже императорского периода.

Деятельность фециалов мало-помалу сузилась. Так, с первой половины III века до н. э. обязанности послов для переговоров об удовлетворении возлагались на особых назначавшихся сенатом уполномоченных (legati). Дольше всего сохранялись функции фециалов, связанные с заключением договоров и объявлением войны, но объявление войны позднее уже не требовало отъезда фециалов на неприятельскую границу, а происходило близ храма Беллоны у Фламиниева цирка. Здесь находился небольшой клочок земли, который в силу правовой фикции был раз навсегда признан неприятельской территорией, и pater patratus бросал туда своё копье от пограничного камня. Таким порядком были объявлены войны Октавианом — Клеопатре (32 год до н. э.), Марком Аврелием — маркоманнам (178 год); Клавдий в Риме заключал даже договоры с иноземными царями. В императорский период в роли pater patratus выступали императоры.

Центральное положение Рима и Италии в Средиземноморском бассейне с самого начала благоприятствовало развитию экономических международных связей. Этим объясняется тот многозначительный факт, что «право народов»(jus gentium) наиболее полное выражение получило именно на римской почве. О «праве народов» не один раз по различным поводам упоминают римские писатели конца Республики и Империи. Особенно много внимания анализу этого понятия уделяет Цицерон в трактатах «О государстве» и «Об обязанностях». «Право народов» противопоставлялось «гражданскому праву» (jus civile), которое распространялось только на римских граждан. Оно сохраняло свою силу как во время мира, так и во время войны. Нарушение «святости посольства и договоров» (jus et sacra legationis) относилось к области международного права.

Что касается Рима классического периода: Народное собрание - вопросы объявления войны и заключения мира; Сенат - политическое руководство внешней политикой. Кесарь (в республиканский период Сенат) - право направлять послов (фециалов, легатов или ораторов), а также устанавливать нормы и правила формирования посольств. Легатов и ораторов назначали или избирали сенаторы. Считалось, что посол - лицо неприкосновенное и может отвечать за свои преступления только у себя на родине. Кроме того, назначался глава миссии. По прибытии в Рим посол дружественной державы объявлял о своем прибытии квестору. Квестор сообщал о цели посольства Сенату. Послы вражеских государств не имели права сразу войти в Рим, а должны были ожидать, когда Сенат назначит им аудиенцию.

Императорский Рим: посла назначал сам император, и перед ним посол и отчитывался. В императорский период посольства направлялись не только в иностранные государства, но и в римские провинции. Кроме того, происходил обмен посольствами между отдельными городами империи, которые могли направлять посольства и в Рим. Рим широко использовал в международных отношениях институт заложников.

 

8. Законы Ману

Основным и наиболее обширным кодексом древнеиндийского права, морали и религии были законы Ману.
Поведение древнего индийца многие столетия регулировалось религиозно-правовыми нормами. Вот почему понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не существовало.
Традиция связывает развитие правовой мысли в Индии с памятниками ведической литературы. Веды (Ригведа, Самаведа и др.) - священные книги древности содержат для правоверного индуса божественное предписание, истину. Но веды надо рассматривать только в качестве идейной основы права.
Законы Ману были составлены одной из брахманских школ. Имя мифического бога Ману придавало этим законам значение святости и непререкаемости религиозных велений. Точное время составления законов неизвестно. Предполагается, что они появились после II в. до н.э.
Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустишйй (шлок). Они трактуют не только нормы права, но и политику, мораль, религиозные предписания.
Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права, о большом влиянии на него родоплеменного строя и системы варн. В ст. 108 гл. I утверждается, что дхарма - это извечное «правило жизни», которому должны следовать все люди. Каждая варна должна руководствоваться своей дхармой, т.е. совокупностью норм и предписаний, нарушение которых влекло за собой не только религиозное осуждение, но и правовые последствия.
Свод законов Ману откровенно показывает, с какой непревзойденной циничностью господствующий класс ставит себе на службу религию. Он более чем ярко раскрывает ее классовую сущность. Законы Ману имели своей главной целью узаконить варно-кастовую структуру общества и прежде всего привилегированное положение брахманов. Свидетельство тому - обращенные угрозы и заклинания в адрес царей, непочтительно относящихся к брахманам.
Иные цари, очевидно, мало считались с претензиями брахманов. Среди брахманов также не было равенства. Одни занимались изучением вед, жертвоприношениями, обучением, а другие - мирскими делами. Так, в VIII главе говорится: «К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к брахманам- ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам».
Вопросам государства и права в законах Ману посвящены VII, VIII, IX и частично X главы. Здесь перечисляются обязанно
сти правителя, дхармы царя-кшатрия. Ему предписывается соблюдение ряда требований: наказание преступников, осуществление правосудия с помощью опытных советников - брахманов. />Царь обожествляется. Его задача устрашить людей, сделать неотвратимым наказание. Индусская концепция богоугодного царя предписывает правителям в качестве одной из обязанностей охрану подданных. Защищая народ, царь получает право собирать налоги.
Несколько статей посвящены шудрам, наемным работникам, слугам и рабам. Законы перечисляют источники рабства: «захваченный под знаменем (т.е. в бою), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания».
Право собственности. В сфере вещных прав право собственности и право вещного владения занимают особое место. Законы требовали, чтобы всякое владение вещью, в том числе добросовестное, было обосновано законом.
В Древней Индии не сложилось право частной собственности на землю, что обеспечивало прочность общинных и кастовых связей, которые противостояли становлению классов. Земельный фонд составляли земли царские, общинные, частные. Царь жаловал земельные участки монастырям, частным лицам. Общегосударственная собственность на землю позволяла царю вводить налоги. Так, налог с крестьян- общинников равнялся 1/6 урожая. Границы земельных владений общин и семей в полях, водоемах, садах были четко зафиксированы.
Законы Ману были написаны в период патриархального быта. Существовали огромные семьи, объединявшие под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы. Имущество этой семьи было общим достоянием и управлялось главой семьи. Каждая семья имела в своем владении выделенный общиной земельный участок.
Право собственности возникало при сделках: договоры куп- ли-продажи, дарения, мены, залога. Вещь мог продать только действительный собственник. За незаконное присвоение чужой собственности предусматривался огромный штраф.
Обязательственное право в рассматриваемом кодексе получило тщательную разработку. Прежде всего речь идет о договоре займа. В законах Ману прямо указано, что царь должен заставить должника уплатить долг кредитору, когда последний докажет свое право требования.
Законы знали институт поручительства. Поручитель обязывался выплатить долг из своих средств в случае несостоятельности должника. В случае смерти должника его долг переходил на старшего сына и даже на других родственников умершего.

Непогашение долга приводило к состоянию кабалы, если только должник не был брахманом и не принадлежал к более высокой варне, чем кредитор.
Законы Ману разрешали взимание процентов по займу. Они устанавливались в зависимости от варны и составляли 2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудры.
В Маурийскую эпоху широко практиковался договор трудового найма. Как правило, наемные лица были шудры, но, вероятно, среди наемных работников были и разорившиеся общинники, ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Наемные работники получали 1/10 выращенного урожая, а занятые в скотоводстве - 1/10 масла сбитого из молока коров, за которыми осуществляли уход.
Законы устанавливают, что неисполнение договора или исполнение не должным образом лишали виновника условленной платы.
Обязательственное право по законам Ману предусматривало общее правило: а) договор, заключенный рабом, пьяным, безумным, малолетним, одряхлевшим, неуполномоченным лицом, недействителен; б) нарушение договора влекло за собой не только гражданско-правовые последствия, но и такие, как изгнание за пределы государства.


Законы предусматривали обязательства, возникающие из деликтов, т.е. причинения вреда лицу или его имуществу (потрава посевов, порча чужих вещей и т.д.)
Бранно-семейные отношения древнеиндийского общества характеризуются господством мужа над женой и детьми. Брак мог быть заключен при достигнутом согласии родителей жениха и невесты. За невесту жених выплачивал родителям выкупную плату. Невеста от своих родителей получала приданое, которое приносилось в семью.
Законы и обычаи требовали незыблемости брачных отношений, но только для жены. Что касается мужа, то закон наделял его правом на развод, оговорив условия: муж обязан был терпеть жену, «которая его ненавидит», в течение года и только по прошествии этого срока он мог ее выгнать, присвоив себе все приданое; «жена, не рождающая детей, может быть изгнана на 8-м году совместной жизни, рождающая мертвых - на десятом году; только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно».
Законодательство способствовало становлению многодетной семьи. Если у супругов не было детей, то предписывалось жене по приказу мужа сожительствовать с деверем (братом мужа) или другим родственником. Допускалось жениться на женщине, имеющей добрачных детей, и закон постановлял, что они должны считаться
детьми мужа. Наследниками отцовского имущества становились сыновья. Им вменялось однако в обязанность выделить определенную долю наследственной массы своим сестрам - девицам. Последние должны были иметь приданое, чтобы выйти замуж. Каждый брат выделял сестрам по 'Л своей доли для приданого.
Согласно традиции и законам жена должна была принадлежать к той варне, к которой принадлежал и муж. Мужчины имели право вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей варны было запрещено. В Индии существовал принцип майората, когда старший сын по наследству получал недвижимость (дом, земельный участок). Наследования по завещанию индийское право не знало.
Уголовное право и процесс не были свободны от многих пережитков прошлого - самосуда по отношению к вору, застигнутому на месте преступления, а также талиона (око за око, зуб за зуб).
Следует заметить, что в законах Ману крайне незначительно отражены преступления, направленные против царя и существующего режима.
В числе преступлений против личности указаны убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием. Тяжесть наказания за эти преступления определялась в зависимости от тяжести преступления и социальной принадлежности преступника и потерпевшего.
Уголовная репрессия была направлена против тех, кто посягал на незыблемость и святость варн. О суровости наказаний за незначительное нарушение в этой области можно судить по мерам наказания. Клевета по отношению к людям низших варн наказывалась штрафом, размер которого зависел от социального положения оклеветанного. Шудра, оскорбивший или оклеветавший «дважды рожденного» наказывался отрезанием языка.
Система талиона встречается в ряде статей. «Кто поднимает руку или ногу на высшего по положению, тому следует отрезать руку или ногу» - гласит одна из шлок законов Ману.
Сурово каралось посягательство на частную собственность - повреждение и присвоение чужого имущества. Приводится различие между грабежом (присвоение чужой вещи в присутствии собственника и с применением насилия) и кражей. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно; ночная кража наказывалась посажением на кол. В остальных случаях воровства наказание определялось в виде штрафов, сумма которых зависела от размера похищенного и достигала 11-кратной его стоимости.
В кодексе упоминаются различные преступления против отдельных лиц: убийство, телесные повреждения, оскорбление. За
коны ревностно защищали семейные устои. Разговор с чужой женой в уединенном месте считался серьезным преступлением.
Кастовые различия влияли на размер штрафов.
Наиболее тяжким преступлением в Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без телесных повреждений».
Карательные меры были весьма разнообразны: смертная казнь, отсечение языка, пальцев рук, клеймение, обращение в рабство и др. На лбу пьяницы выжигали «знак продавца спиртного», а лоб вора украшали изображением собачьей ноги.
В судопроизводстве не было четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались по заявлениям заинтересованных лиц. Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Рассмотрение дела в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. При вынесении приговора или решения суд придерживался формальной оценки доказательств. Суд брал во внимание и выражение лица обвиняемого, его жесты, походку, «звук голоса и цвет лица».
Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. При разногласиях в показаниях или в случаях отсутствия прямых доказательств суд прибегал к ордалию - «божьему суду». «Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода заставляет подняться вверх, и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве».
К обвиняемым применялись пытки: шесть палочных ударов, семь плетей, два подвешивания и вливания воды в нос, прокалывание руки иглой, сжигание сустава пальца и др. От пыток освобождались дети, старики, беременные женщины, а также брахманы независимо от тяжести преступления.
Суд не был отделен от администрации.

Дипломатия Древней Руси.

В IX веке сложилось Киевское государство. Географическое положение определило связи Киевской Руси: на юге с Византией, на востоке с Хазарским каганатом, на севере со Скандинавией. Дипломатия Киевского государства находила свое выражение в договорах, которые заключались князьями с соседними государствами.

Сохранились три договора с греками князей Олега (911), Игоря (945) и Святослава (971), но в источниках сохранились сведения и о других договорах с Византией и с волжскими болгарами. Договоры имели целью прекращение неприятельских действий и установление «взаимной любви», т. е. союза между обоими государствами.

Договоры отражают ранние стадии международных отношений, когда подданные различных государств глядели друг на друга, как на естественных врагов. Договоры скреплялись клятвой. Руссы-язычники клялись оружием своим. Эта клятва сопровождалась всевозможными магическими обрядами. Представители Византии по христианскому обычаю «целовали крест». Крещение Руси и династические браки, последовавшие за ним, крепко связали отношения Киевской Руси и Византии.

Киевское государство вступило в сношения не только с Византией, но и с католическими странами Европы. Политические отношения скреплялись брачными союзами. Болеслав Храбрый, князь польский, сватался за дочь Владимира Предславу; его преемник Казимир был женат на другой дочери Владимира Марии Доброгневе. Младшая дочь Ярослава Анастасия была за венгерским королем Андреем, старшая, Елизавета, — за знаменитым норвежским королем Гаральдом. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа — Ингигерде. Но соседними странами не ограничивался политический кругозор Киева. Ярослав выдал свою дочь Анну за французского короля Генриха I.

18. Дипломатия Московского государства.

Россия стала складываться в качестве централизованного государства в конце XV - начале XVI в. При Иване III определилось ее территориальное ядро и началось создание централизованного государственного аппарата. Формирование единодержавной России при Иване IV Грозном сопровождалось ростом ее международного авторитета и внешних связей. Для ведения внешнеполитических дел был учрежден Посольский приказ во главе с дьяком И.М. Висковатым (1549). Структурно приказ делился по территориально-государственному признаку. С 1667 г. дьяков сменили бояре. В 1670-х гг. Посольский приказ стал именоваться Государственным приказом посольской печати.

Официальные представители иностранных государств появились в России раньше, чем русские дипломаты за границей. Это привело к выработке посольского обряда - этикета и порядка внешнеполитических сношений, которые отличались большой сложностью, торжественностью и своеобразием. В соответствии с посольским обрядом внешние сношения велись через «послов великих», «легких послов» (посланников) и «гонцов» в зависимости от важности и цели посольства, а иногда и от отдаленности места назначения. Для размещения иностранных послов в Москве был устроен Посольский двор. Посольский обряд просуществовал до Петра 1. В допетровский период Россия почти не имела постоянных дипломатических представительств в других государствах: отношения с ними поддерживались через специально назначаемых для каждого случая лиц.

Дипломатия периода феодальной раздробленности.

ЕВРОПА  Распад империи Карла Великого: Держава Карла Великого не надолго пережила своего первого императора. Приближение распада чувствуется уже в последние годы Карла. Разложение империи быстро прогрессирует в царствование Людовика Благочестивого. Людовик делит империю между сыновьями, сохраняя за собой верховную власть. Сыновья начинают войну против отца. После его смерти (840 г.) они воюют между собой. Карл Лысый и Людовик Немецкий заключили в Страсбурге договор против старшего брата Лотаря, к которому перешла императорская корона, и который хотел на деле осуществить свои императорские права. Страсбургская присяга — это первый дипломатический документ, составленный не по-латыни и не по-гречески, а по-немецки и по-французски (романски). Лотарь пошел на уступки, и в 843 г. в Вердене был заключен знаменитый договор о разделе империи между тремя братьями. Формально признавалось существование империи, или, вернее, сохранялся императорский титул, который достался старшему — Лотарю. Но земли империи были разделены на три части линиями, идущими с севера на юг. Запад — «королевство западных франков», то что потом стало называться Францией, — получил Карл, восток — «королевство восточных франков», которое потом стало называться Германией, — получил Людовик, Лотарю досталась часть между владениями Карла и Людовика, обширная полоса земель от устья Рейна до устья Роны, и Италия. Раздел был совершен чисто механически и очень неудачно. Особенно это относится к части Лотаря, заключавшей в себе страны богатые, плодородные и населенные, но разноязычные, с разными экономическими и политическими связями. Эта часть была легкой приманкой для соседей, и ее слишком трудно было защищать. За Верденским договором последовали новые столкновения и новые договоры.
Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая раздробленность. Феодальная иерархия, которая устанавливается в это время, бессильна объединить и организовать эту сложную дробность. Сила является в конце концов решающим моментом в установлении отношений между отдельными феодальными мирками, и очень часто сюзерен трепетал перед сильным вассалом.
Феодальное распыление Европы
: При таком положении в сущности терялась всякая граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними отношениями и международными. Обладая правом суда и управления, сбора налогов и чеканки монеты, располагая военной силой, каждый достаточно сильный сеньер мог чувствовать себя самостоятельным государем, мог воевать с кем хотел (даже со своим сюзереном), мог заключать с кем хотел мирные договоры и союзы. Понятие о международных отношениях запутывается еще тем, что при крайней феодальной раздробленности, при множестве мелких границ, деливших Европу, стирались рубежи между крупными государствами. Многие феодалы владели землями в разных государствах — во Франции и в Германии, в Германии и Италии — и были вассалами нескольких государей. Понятие сеньерии вытесняет понятие государства. Крупный землевладелец является государем, государство является вотчиной. Его делят, завещают, отдают в виде приданого. Путем браков создаются новые государства, иногда очень странного и пестрого состава, часто случайные и недолговечные.
Право частной войны:
Право частной войны устанавливается повсеместно. В связи с этим можно говорить о частной дипломатии. Два феодальных сеньора ведут переговоры как самостоятельные державы. Крупные сеньеры чувствуют себя вполне независимыми государями и как таковые сносятся как с иностранными, так и со своими королями. Это одинаково относится и к светским и к духовным сеньерам. Выработались формальные приемы объявления войны и заключения мира через особых вестников, передававших поручение устно или при помощи известных символических действий. Эти вестники потом стали называться герольдами. Они носили гербы своих сеньеров, и их личность считалась неприкосновенной, как личность послов.

РУСЬ: Договоры Новгорода 1195, 1257 и 1270 гг. и Смоленска 1229 г. с немецкими городами Прибалтики еще сохраняют черты, характерные для X века. Купец, находясь в чужой стране, должен был дипломатическим путем устанавливать свои взаимоотношения с местным населением как в области гражданской, так и уголовной и политической. Поэтому и здесь уделяется много места порядку разрешения возможных столкновений и исков. И тут в основу полагается русское право, к этому времени уже кодифицированное в «Русской Правде». По Смоленскому договору 1229 г. дела должны были решаться согласно «Смоленской Правде», которая являлась сколком с общерусской «Правды». Впрочем, ввиду трудности полного подчинения иностранцев действию русского права, новгородские договоры допускали применение жребия — своеобразного «суда божия»,— порядок, который сохранялся в Северо-Восточной Руси в отношений иностранцев еще в XVI и XVII веках. Особо оговаривалось обоюдное обязательство: купцов «в дыбу не сажать и в погреб» (тюрьму); оно гарантировало личную безопасность торговцев в чужом государстве. В условиях постоянных феодальных войн очень важно было соглашение о признании купцов, ездивших с товарами, нейтральными лицами, которым предоставляется «путь чист» через воюющие между собой земли. В случае рати воспрещалось поэтому привлекать иностранцев к военной службе (договор 1229 г.). Наконец, договором 1195 г. Новгород снимал с себя ответственность за действия в чужой стране русских неновгородского происхождения. Этот пункт договора, вызванный раздробленным состоянием Русской земли, объясняется обычаем репрессий по отношению к первым попавшимся представителям чужого народа за преступление, учиненное кем-нибудь из этого народа. Точно так же и немецкая сторона оговаривала неответственность «зимних гостей» (т. е. немецких купцов, приезжавших с зимним караваном) за действия «гостей летних» (участников летнего каравана).Большое место в договорах с немцами занимали чисто торговые вопросы: пути, которыми должны проезжать иноземные купцы, порядок уплаты долгов, единство мер и весов, размеры торговых пошлин и т. д. Смоленский договор устанавливает свободу плавания по Западной Двине.
Междукняжеская дипломатия: При политической раздробленности Русской земли дипломатические сношения не могли ограничиться только теми или иными отношениями с соседними государствами. Особое значение приобретали дипломатические отношения между отдельными княжествами, на которые распалось Киевское государство.
Очень крупную роль играли при переговорах церковные феодалы — епископы и настоятели монастырей.
Посольская служба: В тех случаях, когда князья не принимали личного участия в ходе переговоров, дипломатические сношения осуществлялись посредством послов. В 1229 г. в качестве послов со стороны Смоленска ходил в немецкие города «поп», священный сан которого должен был в какой-то мере оградить его личность в чужой стране, и «умный муж из города Смоленска».

Дипломатия и папы

Дипломатическая служба Ватикана уникальна. Она глубоко профессиональна и не имеет аналогов. Первая постоянная нунциатура (представительство) Папы была основана в Базеле в 1231 году. Во второй половине XVI века Св. Престол располагал уже 34 постоянными нунциатурами. Все папские послы (нунции) имели сан епископа или архиепископа. Свои миссии Св. Престол посылал не только в европейские государства, но и в Китай, к татарам, к персам.

Именно дипломатическая служба Ватикана впервые определила старшинство европейских монархов в специальном реестре. Реестр открывал Папа, за ним следовали император Священной Римской империи германской нации, короли Франции, Испании, Арагона, Португалии, Англии, за монархами - правители герцогств, графств и даже республик.

Папская дипломатическая служба характеризуется двойственностью, власти Папы: как главы католической церкви и как главы Папского государства.

С одной стороны, перед папскими дипломатами стояли сугубо религиозные и церковные задачи: евангелизация, возведение в сан, церковные реформы, строительство монастырей и культовых сооружений, разрешение догматических споров. С другой - их предназначение вполне светское: коронация правителей, решение проблем внешней политики, сбор средств, исполнение надзорных и судебных функций.

Влияние папской дипломатии сильнейшим образом сказывается на всем ходе политической истории средневековья. По самому своему существу папство представляло международную силу. Искусная дипломатия была политическим оружием пап не в меньшей, а часто и в большей степени, чем их духовный авторитет. И в дипломатии папство пользовалось арсеналом насилия, обмана, предательства, подлога, пресмыкательства и жестокости, как, пожалуй, никакое из светских государств. Международное положение папства крайне осложнилось с падением Западной Римской империи и установлением в Италии власти варваров. Во времена варварских завоеваний на Западе организационное единство католической церкви было утрачено. Каждая местная церковь управлялась самостоятельно, хотя на Западе и было признано в теории первенство римского епископа. Уже с середины V века ввиду упадка императорской власти на Западе папы тесно связываются с Константинополем. Они держали при константинопольском дворе постоянных резидентов, так называемых апокрисиариев. Помимо чисто церковных дел, апокрисиариям поручалось наблюдение и за политическими настроениями при дворе византийских императоров. Апокрисиарии пользовались некоторыми личными преимуществами, имели право вести переговоры непосредственно с императорами, жили в особом помещении в императорском дворце. В апокрисиариях не без основания видят наиболее ранний прецедент постоянного дипломатического представительства папы при иностранных дворах. От апокрисиариев, постоянных резидентов при константинопольском дворе, надо отличать легатов, папских послов, которым давались специальные поручения как церковного, так и политического характера.

С середины XI века влияние папства на Западе быстро растет. Если император Генрих III назначал пап по своему произволу и самовластно управлял папским престолом, то Генриху IV пришлось уже столкнуться в лице папства с грозной и организованной международной силой. Важнейший вопрос, по линии которого разыгрался первый этап борьбы императоров с папами (вопрос об инвеституре), был тесно связан с международной политикой пап. Папа хотел иметь в лице епископов покорных слуг папского престола.

При Григории VII получает широкое развитие посылка папских легатов, которые становятся одним из главных органов папского управления. Они являются повсюду, во все вмешиваются, смещают епископов, выступают против государей. Папа предписывает повиноваться легатам так, как повиновались бы самому папе. Но в то же время Григорий требовал отчета от легатов и проверял все их распоряжения.

Вормсский конкордат 1122 г., который отделил духовную инвеституру от светской и отдал первую папе, а вторую - императору, не прекратил столкновений между императорами и папами. Это был во всех отношениях неудачный компромисс, открывавший путь для новых конфликтов.

Избрание Иннокентия III (1198-1216 гг) является временем наивысшего расцвета папской власти. Иннокентий вел искусную и сложную дипломатическую игру, используя борьбу за престол между Гогенштауфенами и Вельфами для укрепления своего влияния на дела Священной Римской империи. Борьбой между Капетингами и Плантагенетами он воспользовался для подчинения Англии. Могучим орудием папской дипломатии было твердо проводимое Иннокентием III право римской курии решать в последней инстанции все церковные дела. Поскольку круг церковных дел был необычайно широк и расплывчат, это давало папе возможность постоянного вмешательства во внутренние дела любого государства. Это обстоятельство сыграло известную роль в развитии посольского дела в Европе. Для защиты своих интересов в папской курии правительства посылали в Рим своих представителей - «прокураторов». По мере увеличения числа дел в курии прокураторам приходилось задерживаться в Риме на длительные сроки, а иногда их должность принимала характер постоянного представительства при папском дворе.

 

11. Дипломатия периода укрепления феодальной монархии
В феодальной анархии действовали и централизующие силы. Сами феодалы — прежде всего недостаточно сильные из них — нуждались в мощных централизованных органах классового принуждения для того, чтобы довершить порабощение крестьянства и безнаказанно усиливать его эксплуатацию. Но и другие элементы феодального общества — и прежде всего возникающие с Х—XI веков города—поддерживают всякие стремления к централизации. Мелкие войны и авантюры сливаются в крупные движения, захватывающие значительные слои населения в ряде стран. По мере роста производительных сил и экономических связей, по мере развития классовой борьбы в феодальном хаосе начинают все отчетливей выступать очертания крупных политических объединений. Образование Священной Римской империи и походы императоров в Италию; усиление папства и его борьба с Империей; крестовые походы; движение городских общин; рост королевской власти и формирование национальных государств — таковы крупные течения, которые в разнообразных столкновениях и сочетаниях постепенно изменяют лицо феодального мира на Западе.
Укрепление папской власти во второй половине XI века многим обязано талантливой дипломатии Гильдебранда — Григория VII. Он использовал малолетство Генриха IV и феодальные смуты в Германии, чтобы, не боясь вмешательства императора, укрепить папство в организационном отношении. Гильдебранд заключает союз с Тосканой. Он лично едет в Южную Италию, где в это время утвердились норманны, и в Капуе заключает союз с норманским графом Ричардом. В 1059 г. граф Ричард и Роберт Гюискар, герцог Апулии, признали себя папскими вассалами. На севере Италии Гильдебранду удалось подчинить папе сильных и независимых архиепископов миланских, поддерживая против них городское движение патаренов. Значительная часть Италии была объединена под папским верховенством, чтобы противостать императору.
В 1073 г. Гильдебранд стал папой. Он не знал удержу в своем исступленном красноречии. ". В то же время он умел искусно разбираться в самой сложной политической обстановке, ловко маневрировать в опасной и враждебной среде. Среди принципов, изложенных им в его знаменитом "Dictatus papae", рядом с провозглашением безусловной власти папы в делах церкви встречаются и такие положения, как "Римский первосвященник имеет право низлагать императоров", "Он может освобождать подданных от присяги верности по отношению к неправедным государям". Конечно, Григорий не первый выдвинул эти принципы, но он первый сделал попытку провести их в жизнь.
Кроме силы оружия и средств дипломатии, в руках Григория и его преемников был еще и духовный меч — в виде отлучении, интердиктов, разрешения подданных от присяги. Этим оружием папы пользовались с большим искусством. Не следует, однако, придавать слишком большое значение этим средствам церковного воздействия. Не столько небесные громы отлучения, сколько умелое использование бесчисленных политических противоречий раздробленного феодального мира,— противоречий между императорами и герцогами, между императорами и норманнами, впоследствии между императорами и итальянскими городами, Вельфами и Гогенштауфенами, Капетингами и Плантагенетами, — было наиболее успешным приемом папской политики. Папа умеет и выступить во главе коалиции итальянских политических сил против иноземного государя и призывать иностранных государей в Италию, когда это для него выгодно. У пап было громадное преимущество в виде организованности и дисциплины католической церкви и наличия в любой стране готовых кадров пропагандистов, осведомителей и шпионов, одетых в монашескую рясу.
При Григории VII получает широкое развитие посылка папских легатов, которые становятся одним из главных органов папского управления. Они являются повсюду, во все вмешиваются, смещают епископов, выступают против государей. Папа предписывает повиноваться легатам так, как повиновались бы самому папе. Григорий упорно добивался права проводить церковные выборы, т. е. вмешиваться во внутренние и притом важнейшие дела Империи, преследуя симонию (продажу церковных должностей) и светскую инвеституру (возведение в епископский сан императором). Генрих IV всеми силами отстаивал эти права императора не только в Германии, но и во всей Священной Римской империи. Если Григорий присвоил папе право низводить императоров с трона, то Генрих использовал практиковавшееся уже ранее право императора низлагать пап. Генрих низлагает папу на Вормсском сейме 1076 г. Месяц спустя Григорий низ­лагает самого Генриха на Латеранском соборе, разрешая "всех христиан" от клятвы верности ему и запрещая "служить ему как королю".
Побеждает папа, потому что ему удалось использовать то недовольство, которое Генрих возбудил среди князей Германии. Они присоединяются к папе, и положение Генриха делается безвыходным.
Вормсский конкордат 1122 г., который отделил духовную инвеституру от светской и отдал первую папе, а вторую— императору, не прекратил столкновений между императорами и папами. Это был во всех отношениях неудачный компромисс, открывавший путь для новых конфликтов.
Крестовые походы

В конце XI века папская дипломатия сумела использовать в своих интересах начавшееся на Западе широкое движение на Восток — крестовые походы. Крестовые походы направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального общества. На Восток стремилось рыцарство, которое искало новых земель для захвата, новых крепостных для эксплуатации, жаждало грабежа и добычи. На Восток были обращены взоры торговых городов, поднимавшихся в это время в Европе и особенно в Италии и стремившихся захватить в свои руки торговые пути в восточной части Средиземного моря. О переселении на Восток мечтало и крестьянство, угнетаемое феодальными господами, разоряемое беспрестанными войнами, страдавшее от непрерывных голодовок. Деклассированные элементы феодального общества рассчитывали поживиться во время больших грабительских походов. Папство увидело в крестовых походах удобный случай поднять свой авторитет, подчинить своему влиянию Восток, обогатиться за счет притекавших со всех сторон Европы обильных сборов. Поэтому папство ревностно принялось за проповедь крестовых походов. Крестовые походы стали одним из орудий воздействия пап на государей Европы, новым предлогом для вмешательства римской курии во внутреннюю жизнь европейских государств, источником новых доходов, средством для усиления папского авторитета.

12. Дипломатия европейских государств ХVI – XVIII в.в.

Постепенное образование капиталистических отношений происходило еще в период позднего средневековья. Резкий толчок этому процессу дали географические открытия и первые колониальные захваты XV–XVI веков. Мировые торговые связи расширились. С той поры в международных отношениях Европы главную роль начали играть государства, расположенные в непосредственной близости к этим центрам. Такими державами оказались Португалия, Испания, Нидерланды, Франция и Англия.

Во внешней политике этих государств решающую роль играли интересы династического порядка и хищнические стремления феодального дворянства. Однако все усиливающееся влияние на ту же политику оказывала и растущая буржуазия, заинтересованная в захвате новых рынков, приобретении колоний, обеспечении торгового преобладания своей страны. Эти интересы можно вскрыть и в основе большинства войн, происходивших в Европе XVI–XVIII столетий, и в содержании почти всех международных договоров этого времени. Тем же целям служила тогда и европейская дипломатия.

Основное содержание дипломатической деятельности европейских государств XVI–XVIII веков сводится к борьбе за торговое и политическое преобладание. Успех в этой борьбе в большей или меньшей мере выпадает на долю тех стран, которые следуют по пути прогрессивного хозяйственного развития. Напротив, неудачи постигают чаще дипломатию тех государств, в которых феодальный строй еще сопротивляется прогрессу крепнущих капиталистических отношений.

По восходящей линии идет в конце XVI века дипломатия Нидерландов, где буржуазия одержала победу над феодально-клерикальной реакцией. Наиболее блестящих дипломатических успехов достигает Англия XVII–XVIII веков после исторической победы буржуазной революции, которая укрепила морскую и колониальную мощь этой островной державы. Временные дипломатические победы выпадают и на долю французской абсолютной монархии XVI и первой половины XVII столетия, пока она выполняет цивилизаторскую роль, уничтожая феодальную раздробленность и способствуя развитию' капиталистических отношений путем поощрения промышленности и торговли. Теми же причинами объясняется рост международного влияния и России эпохи Петра, средствами государственного принуждения насаждающего в своей стране промышленность и торговлю. Для всех этих государств система меркантилизма является боевой программой не только внутренней, но и внешней политики.

С утверждением в Европе XVI–XVIII веков мощных абсолютных монархий все большую устойчивость приобретает и организация дипломатической службы. Складываются постоянные дипломатические представительства. Устанавливается строгая дипломатическая иерархия. Вырабатываются общепринятые формы дипломатической переписки. Французский язык становится общепринятым языком дипломатических сношений. Более точно регулируется и внешний дипломатический церемониал.

В основном дипломатия остается пока прерогативой абсолютных монархий. Лишь в Англии, в особенности после буржуазной революции, парламент приобретает все большее влияние на внешнюю политику. Однако настоящий переворот в этой области произошел лишь во Франции конца XVIII века. Буржуазной революцией 1789 г. провозглашен был новый принцип верховенства нации во всех вопросах внутренней и внешней политики. Само собой разумеется, что с нацией отождествляла себя победившая буржуазия.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 694; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!