Разработка авторской подвижной игры



     Говоря о подвижных играх, имеется в виду игровая деятельность с достаточно высокой двигательной активностью, разнообразными двигательными действиями, потребность в которых определяется самой природой детей.

     Основная задача любой игры – учить, развлекая. Поэтому подвижные игры определяются как одно из средств обучения движениям. Игровой материал в учебном процессе всегда должен быть и направлен на решение конкретных педагогических задач: двигательных, оздоровительных, воспитательных и, обязательно, образовательных.

     При подготовке игры необходимо помнить, что игровая деятельность будет интересна ребенку только в том случае, если:

· составляющие её двигательные действия и физическая нагрузка будут посильны;

· каждый игрок  будет испытывать положительные эмоции, обеспечивающие комфортное душевное состояние, радость движения;

· ребенок будет одерживать, пусть небольшие, но победы, хотя бы только над самим собой;

· в игре дети будут познавать окружающий мир, приобретая  новые знания, умения, навыки.

     Будущий специалист в области физической культуры и спорта должен научиться грамотно применять в работе с детьми это эффективное средство обучения, воспитания и отдыха.

        При изучении дисциплины «Плавание» студенту поручается разработать и записать авторскую подвижную игру, а затем провести её на группе сокурсников или на детских контингентах в ходе учебной практики. Одним из обязательных условий является составление считалочки или рифмованных сопровождений игровых заданий (упражнений) из нескольких строк. Некоторые студенты (по желанию) пишут стихи на тему «Плавание и купание». Конечно, эти стихотворные формы не профессиональны, но, как правило, очень добрые, а иногда, и весьма забавные.

 

 ПИФК, 1999 - 2000 учебный год:

     Вышла жаба из пруда

     И сказала: «Все - сюда!

          Будем кролем, брассом плыть!

          Всё равно тебе водить!»

                                                    (Солдатова А.)

 

          Вдохи – выдохи для нас есть основа плаванья!

          Мы плывём, порой не зная, что дыханье – главное!

                          Вот, на берегу, матросы

                          чинят старые насосы.

            Мы насос изобразим:

            вдох и выдох повторим!

                          Если выдох сделан верно,  

                          то вода кипит мгновенно,

            Над водою, без хлопот,

            широко открыт твой рот!

                                                     (Алябьева А.)

 

ПИФК, 2001 - 2002 учебный год:

            От чего течет вода с этого младенца?

            Он недавно из бассейна! Дайте полотенце!

                                                     (Галактионов М.)

 

            Плыли рыбки по теченью и попали в водопад.

            Там пираньи их поймали,

            По порядку рассчитали:

                       окунь,

                               ёршик,

                                        сом,

                                             треска!

            Поводи-ка ты пока!

                                                       (Джураева О.)

 

ПИФК, 2006 – 2007 учебный год:

            Мы знаем кроль, известен брасс,

            Мы учимся, а как иначе?

            Когда пришли мы первый раз,

            То знали стиль, лишь, по-собачьи.

 

            К рекордам нас зовет дорожка,

            И всё быстрее надо плыть!

            Вот подрастём ещё немножко

            И станем все рекорды бить!

 

                                                         (Шалаева Д.)

 

                         «Стометровка»

Ждёшь старта, чуть дрожа внутри,

А внешне – весь спокоен и улыбчив.

Но вот – пора, улыбку с губ сотри,

             Рукой встряхни заждавшиеся мышцы!   

 

И, наконец, свисток – на тумбочку и шаг на край;

За ним – борьба и стопудовая усталость!

Дыханье хриплое, как стон в груди,

И двадцать метров, что ещё проплыть осталось!

 

О, эти двадцать метров! Мышцы молят: «Пощади! Остановись!»          

Но вот последний рук замах…

И сердце бешенное рвется из груди…

И свет – обломком радуги в глазах…

 

                                                                                   (Васильев К.)

  

     Запись авторской подвижной игры осуществляется в определенной последовательности:

1. Название.

2. Учебные задачи.

3. Необходимая плавательная подготовленность обучаемых.

4. Глубина бассейна или размеры оптимальной акватории; оборудование.

5. Инвентарь.

6. Организация играющих, содержание (роли игроков, ход игры), правила.

7. Варианты игры.

8. Организационно-методическое обеспечение.

9. Расширение кругозора обучаемых (межпредметные связи).

 

 

Пример записи подвижной игры

1.Название: «На мелководье».

2.Учебные задачи:совершенствование передвижений в опорном положении, погружений с головой, освоение открывания глаз под водой.

 

3.Необходимая плавательная подготовленность обучаемых: дети свободно перемещаются по дну бассейна в опорном положении, не боятся попадающей на лицо воды, умеют задерживать дыхание на вдохе, опускают лицо в воду, многие погружаются в воду с головой.

 

4.Глубина бассейна или размеры оптимальной акватории; оборудование:

глубина - не выше уровня груди. Специального оборудования нет.

 

5.Инвентарь: три обруча (диаметр не менее 80 см) трех цветов, контрастных между собой и по отношению ко дну, например, красного, синего и желтого; равное количество мелких тонущих предметов одного цвета с обручами из расчета не менее 2 штук на одного играющего.

 

6.Организация играющих, содержание (роли игроков, ход игры), правила.

      Перед объяснением игры учитель, стараясь охватить как можно большую акваторию, разбрасывает мелкие тонущие предметы. Играют три команды. Перед началом игры одна команда располагается по центру длинного бортика бассейна, две другие – по углам. Рядом с каждой командой на бортике лежит обруч, его цвет соответствует цвету предметов, которые дети должны будут достать со дна, погружаясь под воду с головой на задержанном вдохе, и положить в свой обруч. В каждой команде должно быть равное количество игроков и дети должны знать количество предметов своего цвета, брошенных в воду.

     Игра начинается по условному сигналу и заканчивается через полторы-две минуты.

      Победитель определяется по количеству сложенных в обруч «своих» предметов; можно время игры не ограничивать, в этом случае побеждает команда первой собравшая все свои предметы.   

     Запрещается мешать соперникам, поднимать со дна чужие предметы.

 

7.Варианты игры.

· Проводится личный зачет: победителем объявляется игрок, собравший, например, 5 предметов одного цвета быстрее всех.

· Среди разбросанных предметов может быть несколько призовых – более мелких или менее ярких, иной формы, чем основные; за их находку команда (ребенок) получает дополнительные очки.

· Сбор предметов, не ориентируясь на их цвет. Победа присуждается команде, собравшей большее их количество за ограниченное время.

· Если дети уже начали осваивать выдох в воду и делают его, хотя бы, однократно, то, приседая, нужно выдохнуть, что облегчит погружение, а пузыри воздуха просигналят о находке. Все предыдущие варианты игры так же сопровождать выдохом в воду.

 

8.Организационно-методическое обеспечение.

Деление на команды может быть произведено по расчету на первый – второй – третий.

     Тонущими предметами могут быть, например, разноцветные футляры киндер-сюрпризов, наполненные речным песком и склеенные герметиком.

     Если бассейн оборудован разделителями дорожек, то снимать их не надо: это дополнительное препятствие, которое дети должны преодолевать, погружаясь в воду, подседая под разделители, желательно, не трогая их руками.

     Перед началом игры на суше, желательно, дать краткую информацию о дарах моря, которые можно обнаружить на мелководье, проверить знания детей по этому вопросу (см. раздел «Расширение кругозора»). На суше целесообразно выполнить имитацию погружения с головой и открытыми глазами, сопровождая действие двустишьем:

                                 «Мы уже почти ныряем:            

                                  под воду садимся, глаза открываем!»

      Учителю необходимо поощрять все попытки ныряния и плавания, ставя таких ребят в пример, награждая их дополнительными очками при подведении итогов.

     Некоторые дети выполняют погружение медленно, что при задержке дыхания и глубине по грудь приводит к всплыванию. Научиться всплывать, т.е. принимать безопорное положение, для плавания очень важно, на это надо указать детям и похвалить их, но в данном случае всплывание не позволяет играющим достигнуть поставленной цели. Поэтому, погружаться, приседая под воду с головой, надо очень быстро; учитель может подсказать: «Быстро  сожмись в комочек, сгруппируйся, превратись в камешек!». Здесь же, при условии освоения одноразового выдоха,  нужно указать на целесообразность его выполнения.

     Для многих детей положительную роль в освоении нового навыка может сыграть показ упражнения сверстником. Убеждение в том, что «это совсем не страшно» и посильно однокласснику для ребенка значит больше, чем уговоры и доводы учителя.

     Если по истечении времени собраны не все предметы или игра затянулась из-за того, что какая-то команда не может найти свои предметы, то нужно подвести промежуточный итог с выявлением победителя. Потом ребята получают задание поднять со дна оставшиеся предметы, не ориентируясь на цвет; окончательная победа определяется при повторном подсчете результатов.

 

9.Примеры расширения кругозора (межпредметные связи).

· На примере разнообразных предметов (плавательная доска, хоккейная шайба и т.п.) рассказать о положительной, нулевой и  отрицательной плавучести; о способах изменения собственной плавучести человеком, обосновав  этим необходимость выполнения выдоха в воду для облегчения погружений.

· Рассказать, почему под водой люди видят плохо: наш глаз не приспособлен для водной среды, где свет преломляется по-другому; надев очки для плавания, мы видим хорошо, потому что между глазом и водой образуется естественное для человека воздушное пространство, ограниченное очками. Дельфин же хорошо видит как в воде, так и над водой.

· На мелководье можно найти гладкие, отполированные водой камешки, осколки стекла, раковины моллюсков. В конусообразных раковинах живут раки-отшельники, они прячут в ракушку свое мягкое брюшко и носят этот спасательный домик на себе до тех пор, пока не вырастут. Когда рак вырастает, а ракушка становится мала, то он меняет ее на более просторную, причем для этого он может выгнать из ракушки-домика такого же рака-отшельника.

· На мелководье живут крабы – морские пауки, длина некоторых из них  превышает три метра. На атолле Пальмира, что на экваторе, живут пальмовые крабы, которые питаются кокосовыми орехами. Вес этих крабов достигает 13 кг, а размах клешней – полметра.

· На побережье и мелководье Балтийского моря можно найти окаменевшую ископаемую смолу древних хвойных деревьев – янтарь, он применяется как украшение, лекарство, отличный изолятор. В нашей  стране воссоздана янтарная комната, оригинал которой вывезен фашистами во время Великой Отечественной войны.

 

     Рекомендуемая литература: 5, 8, 10…12, 16, 33, 40, 43, 46, 48, 53, 55, 64, 65, 71, 80.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!