Философская деонтология, учение о нормах
Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?» Это - основной вопрос общей теории ценностей. В античной и средневековой философии ценностные (этико- эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия.
Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Кроче отличается нерасчлененностью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии- показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково отношение «фактам» реальности.
В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы ценностных теорий: натуралистический психологизм, трансцендентальноперсоналистическийонтологизм, культурно- исторический релятивизм и социологизм.Представители натуралистического психологизма А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И.Льюис. Они утверждали, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Так,Александер рассматривал ценности как некие «третичные качества» (наряду с первичными и вторичными). Значительную роль в натуралистическом психологизме играет понятие стандартизации ценностей на основе «полезности» или «инструментальности». С другой стороны интерпретация ценности как эмпирически конструируемого феномена означает, сведение ценности к факту, т.е. смешение ценности с предметной реальностью.Для трансцендентализма, развитого баденской школой неокантианства (Виндельбанд, Риккерт), ценность- это идеальное бытие, бытие нормы соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным, или «нормативным» сознанием. Как идеальные предметы, ценности не зависят от человеческих желаний.Персоналистическийонтологизм (Шелер) определяет реальность ценностного мира «вневременной аксиологической серией в боге», несовершенным отображением которой является структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности.Культурно-исторический релятивизм, у истоков стоял Дильтей, он отстаивал идею аксиологичкского плюрализма, т. Е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (Шпенглер, Тойнби, Сорокин и др.). М. Вебер в «понимающей социологии» полагал ценность как норму, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил ее к интерпретации социального знания. Знанецкий и Парсонс понятие ценности определили как средство выделения связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделенных всеми общих ценностей, при этом не учитываются противоречия.
|
|
|
|
Билет 24
Cоциальная философия
Социальная философия – это одна из важнейших сторон философского знания. Это знание направлено на осмысление процессов и состояний человеческой жизнедеятельности в обществе. Являясь неотъемлемым компонентом философии в целом, она обладает всеми чертами, характерными для этой науки. Вместе с этим рассматриваемая область наделена и определенными особенностями, которые отличают ее предмет и объект исследования. Социальная философия, выступая в качестве конкретной дисциплины, занимается исследованием всеобщего и целого. Однако данное стремление проявляется лишь в рамках исследования человеческого общества. Вместе с этим необходимо иметь в виду, что социальная философия затрагивает и вопросы закономерностей всеобщего бытия, проявляющихся достаточно своеобразно в жизни людей, и специфические законы развития, отсутствующие, к примеру, в прочих сферах. Являя собой науку, эта область знания разрабатывает собственные категории (общие понятия). С их использованием социальная философия осуществляет исследование сущности людского бытия в обществе на всех стадиях его формирования и развития. К наиболее абстрактным формам логики выражения общественной практики относят такие категории, как «общественное сознание», «отношение», «бытие», «культура», «деятельность» и прочее. В этих категориях отражается перемещение мысли к адекватному познанию общественной действительности, а также происходит выработка универсальных свойств различной деятельности людей. Благодаря этим понятиям становится возможным выявление и формулирование законов и принципов, имеющих определенное значение для любой сферы жизни, получение доказательных и объективных знаний о человеческой деятельности. Категории прочих наук общественного значения фиксируют только определенные, отдельные стороны и характеристики общественной реальности, в то время как понятия социальной философии являют собой в некотором роде этапы познания процессов в общем. В связи с этим роль последних является наиболее значимой. Проблемы социальной философии главным образом состоят в достижении объективной истины, получении адекватного знания и возможностей его реализации и дальнейшего развития. Вместе с этим дисциплина отражает развитие и функционирование в весьма абстрактной форме. И в данном смысле для социальной философии характерно намеренное стремление исключать историческую конкретику, так как действительное значение для дисциплины в научном плане имеет знание о действительности, отражающее ее в той или иной степени правильно, что, в свою очередь, многократно подтверждается самой действительностью. Рассматриваемая дисциплина являет собой учение, подверженное постоянному развитию. Это обусловлено главным образом тем, что имеет место непрерывный анализ процессов и явлений общества. Благодаря этому сохраняется и предмет дисциплины. Вместе с этим в социальной философии имеет место постоянное обсуждение одних и тех же, казалось бы, вопросов; для учения характерно отсутствие решений, заданных раз и навсегда. Следует сказать, что те понятия, при помощи которых осуществляется ограничение определенного исследовательского поля, представляют собой метод выявления определенного, присутствующего в общественной жизни всегда субъект-объектного отношения. Это отношение претерпевает постоянные изменения: исторические, пространственные, временные. В связи с этим постоянно приходится находить новые решения различных вопросов: что субъективно, что объективно, что реально, а что нереально. В этом смысле решается по-новому не один и тот же вопрос, а вопросы ставятся каждый раз по-новому, в связи с чем и начинается поиск новых ответов.
|
|
|
|
2.Познание как предмет социального анализа. Проблема познаваемости мира.Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание является знание.Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты.Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.
1. Социально-культурные предпосылки современной философии
Современная философия представляет собой целый ряд самых различных направлений. В общем смысле все они отражают тенденции мирового уровня, соотносимые с развитием человечества и реалии современности. Стоит выделить предпосылки, благодаря которым появились новые веяния в философии
1) Главным предметом философии становится человек
2) Появляется беспокойство за судьбу человечества, сомнение правильности выбранного им пути развития (алармизм), поиски и предложения новых стратегических ориентиров
3) Появление глобальных проблем человечества
4) Появляется необходимость анализа человечества, как единого целого в параллелях с природой, космос и богом.
5) Вечный поиск смысла и основ жизни (и так далее, другие проблемы)
Этот пласт проблем выразился в таких течениях, как: неокантианство, аналитическая философия (Рассел), персонализм, неотомизм, критический рационализм (Поппер), феноменология, фрейдизм\неофрейдизм, экзистенциализм (Сарт), философская герменевтика (Хайдеггер), структурализм, постструктурализм (Фуко).
2. Основные философские принципы, законы, категории
Философские принципы – это положения о изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.
1) Принцип всеобщей связи – это всеобщее положение, которое выражает все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все взаимосвязано»
2) Принцип развития – это всеобщее положение, которое выражает все многообразие бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все развивается»
3) Принцип парадоксальности – положение, которое утверждает показатель глубины мысли, «философия – это антитеза банальности» (с) Маков Б.В.
4) Принцип холизма (эмерджентности) – философия всегда утверждает единство противоположностей в мире (бытии)
Законы философии – это внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия, конкретного его вида или формы. К основным законам философии относят:
1) Закон единства и борьбы противоположностей – это закон, выражающий зарождение источника развития, возникновение, обострение и разрешение противоречий через борьбу противоположностей
2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – закон, выражающий реализацию механизма всякого развития на основе взаимодействия количественных и качественных показателей объекта в пределах меры или ее нарушения
3) Закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза) – закон, выражающий реализацию преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым, «тезис – антитезис – синтез»
Философские категории – основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процесс развития бытия. Существуют категории: принципы бытия, законы бытия и т.н. соотносительные категории (к таким категориям относятся: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, свобода и необходимость)
Билет 26
1. Причины кризиса рационализма и становление философского иррационализма в XIX веке
Представителем иррационализма стал немецкий философ А. Шопенгауэр.
В Философии Шопенгауэра обычно выделяют два характерных момента: это учение о воле и пессимизм.
Учение о воле есть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра. Ошибкой всех философов, провозгласил он было то, что основу человека они видели в интеллекте, тогда как на самом деле она — эта основа, лежит исключительно в воле,
которая совершенно отлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна.
Следует различать два мира, в связи с учением о воле:
I. мир, где господствует закон причинности (т. е. тот, в котором мы живём), и II. мир, где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентные сущности. Это мир, где нас нет (идея удвоения мира взята Шопенгауэром у Платона).
В нашей обыденной жизни воля имеет эмпирический характер, она подвергается ограничению; если бы этого не было, возникла бы ситуация с Буридановым ослом (Буридан — схоласт ХV ст., описавший эту ситуацию). Человек в повседневной жизни постоянно делает выбор, но при этом он неизбежно ограничивает свободную волю.
Вне эмпирического мира воля независима от закона причинности. Здесь она отвлекается от конкретной формы вещей; она мыслится вне всякого времени как сущность мира и человека. Воля — это “вещь — в – себе” И. Канта; она имеет не эмпирический, а трансцендентальный характер.
В духе рассуждений И. Канта об априорных (доопытных) формах чувственности — времени и пространстве, о категориях рассудка (единство, множество, цельность, реальность, причинность и др.) Шопенгауэр сводит их к единому закону достаточного основания, который он считает “матерью всех наук”. Закон этот имеет, естественно, априорный характер. Самая простая его форма — это время.
Далее Шопенгауэр говорит о том, что субъект и объект суть соотносительные моменты, а не моменты причинной связи, как это принято в рациональной философии. Отсюда следует, что их взаимодействие порождает представление.
Но, как мы уже отметили, мир, взятый как “вещь — в- себе” есть безосновная воля, зримым образом же её выступает материя. Бытие материи — это ее “действие” только действуя, она “наполняет” пространство и время. Сущность материи Шопенгауэр видит в связи причины и действия.
Хорошо знакомый с естествознанием, Шопенгауэр все проявления природы объяснял бесконечным дроблением мировой воли, множество; её “объективаций”. Среди них находится и человеческое тело. Оно связывает индивида, его представление с мировой волей и являясь её посланцем, определяет состояние человеческого рассудка. Через тело мировая воля выступает главной пружиной всех действий человека.
Каждый акт воли есть акт тела, и наоборот. Отсюда мы приходим к объяснению природы аффектов и мотивов поведения, которые всегда определяются конкретными желаниями в этом месте, в это время, в этих обстоятельствах. Сама же воля стоит вне закона мотивации, но она есть основа характера человека. Он “дан” человеку и человек, как правило, не в силах изменить его.
Высшая ступень объективации воли связана со значительным проявлением индивидуальности в форме человеческого духа. С наибольшей силой она проявляется в искусстве, в нём воля обнаруживает себя в чистом виде. С этим у Шопенгауэра связывается теория гениальности: гений не следует закону достаточного основания (сознание, следующее этому закону, создаёт науки, являющиеся плодом ума и разумности), гений же свободен, так как бесконечно отдалён от мира причины и следствия и в силу этого близок к умопомешательству. Так гениальность и безумие имеют точку соприкосновения (Гораций говорил о “сладком безумии”).
В свете вышеприведённых посылок каково же понятие свободы у Шопенгауэра? Он твердо заявляет, что свободу следует искать не в отдельных наших поступках, как это делает рациональная философия а во всём бытии и сущности самого человека. В текущей жизни мы видим множество поступков, вызванных причинами и обстоятельствами, а также временем и пространством, ими-то и ограничивается наша, свобода. Но все эти поступки в сущности имеют одинаковый характер, и именно поэтому они свободны от причинности.
В этом рассуждении свобода не изгоняется, а только перемещается из области текущей жизни в сферу высшую, но не столь ясно доступно нашему сознанию. Свобода в своей сущности трансцендентальна. Это значит, что каждый человек изначально и принципиально свободен и всё, чтобы он ни сделал, имеет в своей основе эту свободу.
2. Проблема истины и её критериев
Вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины.
"Истина – есть соответствие знания действительности",
"Истина - это опытная подтверждаемость",
"Истина - это свойство самоорганизованности знаний",
"Истина - это соглашение",
"Истина - это полезность знания, его эффективность".
Первое понимание разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, многие философы XX Века. Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:
1) Объективность,
объективная реальность (обусловленность реальной действительности)
субъективная реальность (предметно-чувственная деятельность человека, в независимости содержания истины от отдельных людей).
2) Субъективность, поскольку истину познают люди по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону).
3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).
Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины. Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.
Относительная истина (относительное в объективной истине) – это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе). В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм.
Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется
1) характером объекта к которому относится,
2) условиями места, времени;
3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.
Кроме названных выделяются и другие свойства истины:
непротиворечивость (с точки зрения формальной логики),
когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями),
простота,
красота,
эвристичность,
плюрализм,
антиконьюктурность, (Принцип поведения, диктуемый рациональными мотивами, а не сиюминутными корыстными интересами)
способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).
Постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение.
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.
Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации – передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.
Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.
В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания).
Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность.
Фейербах такой критерий искал в чувственных данных.
Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).
Практика..? Но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии –
общезначимость (то, что признаётся многими людьми),
прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху);
когерентность (взаимосоответствие суждений);
конвенционализм (то, что соответствует соглашению).
Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму
и практике.
Практика - активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.
Формы практики:
- материальное производство (труд),
- социальная деятельность,
- научный эксперимент;
- техническая деятельность;
- военно-политическая деятельность.
Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую.
Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания
1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики. - креативная функция
2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Детерминирующая функция
3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция
4. практика представляет собой и решающий критерий истины – « критериальная функция»
Необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.
Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М. Хайдеггера (сущность истины открывается как свобода человека) и К. Поппера (истина - образец),
Билет 28
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1861; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!