Человек и Рок в античной трагедии

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к курсу «История зарубежной литературы до XIX в.» для студентов ФКТТ 1 курс 1 семестр (краткая версия 2011-12) Государственный стандарт высшего образования требует от специалиста достаточно глубоких знаний и навыков анализа произведений мировой литературы. Эта цель достигается при помощи интегрированного курса, состоящего из блоков «История зарубежной литературы» (1-2 семестр) и «История отечественной литературы» (3-4 семестр). Литература рассматривается в контексте теории и истории культуры, с учетом акцентов, расставленных в стандарте. Программа выстроена по стадиальному принципу. Лекционный курс и семинарские занятия посвящены наиболее важным вопросам. Особое место в овладении данным курсом принадлежит самостоятельной работе студентов, предполагающей чтение и осмысление текстов художественных произведений, в чем может помочь ведение читательского дневника. Учебным планом предусмотрена контрольная работа в 1 семестре (темы см. ниже). Список служит и для расширения читательского кругозора студентов как рекомендация чтения на перспективу. Первая часть курса, посвященная истории зарубежной литературы, завершается зачетомв 1 ом семестре и экзаменом во 2-ом (отчетность разная по группам), обязательное условие допуска к которым – предоставление студентом личного читательского дневника.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Справочные издания

Ботвинник, М.Н Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, Б.И. Каган, М.Б. Рабинович. – М.,1985.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А.А. Суркова.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – С.-П., 2001.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2ч./ под ред. Токарева С.А. – М., 1994.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Искусство, 1997.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974.

Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М.: Наука 1999.

Интернет ресурсы

1. «Журнальный зал»: http://magazines.russ.ru

2. Библиотека кафедры истории зарубежной литературы МГУ: htpp//www.philol.msu.ru

3. Литературный портал: htpp//www.litportal.ru

4. Российский филологический портал: http://www.philology.ru

5. Сайт поэтических переводов: http://www.vekperevoda.com

6. Электронная библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru

7. Электронная библиотека Артефакт: http://artefact.lib.ru/library

8. Электронная библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru

 

Античная литература

Учебные пособия·

Античная литература: Учебник для студентов пед. ин-ов/ Под ред. А.А. Тахо-Годи. – Изд. 5-е, доработ. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1982.

Тронский И.М. История античной литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1988.

Тексты

Гомер. Илиада. Одиссея . – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Эсхил. Прометей Прикованный.

Софокл. Эдип-царь

Еврипид. Медея.

Аристофан. Мир. Облака. Лягушки. . – 1 по выбору.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой Осел.

Вергилий. Энеида. Буколики. . – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Гораций. Памятник. Послание к Пизонам (Об искусстве).

Литература Средних веков и эпохи Возрождения

Учебные пособия

Зарубежная литература средних веков: латин., кельт., сканд., прованс., франц. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1974.

Зарубежная литература средних веков: нем., исп., итал., англ., чешск., польск., серб., болгар. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1975.

Зарубежная литература: эпоха Возрождения. Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев. –М.: Просвещение, 1976.

История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение: Учебник для филол. специальностей вузов/ М.П. Алексеев, В.Л. Жирмунский, С.С. Мокульский и др. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия»,1999.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 1996.

Тексты

Песнь о Роланде. Поэма о Нибелунгах. Песнь о Сиде. – по выбору (по хрестоматии).

Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде.

Данте А. Божественная комедия. («Ад»).

Боккаччо Дж. Декамерон. (Несколько новелл из разных дней).

Поэзия Петрарки, Вийона, Шекспира, Камоэнса и др. – по выбору (по хрестоматии).

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Сервантес М. Дон Кихот.

Шекспир В. Ромео и Джульетта. Гамлет.

Зарубежная литература XVII-XVIII вв.

Учебные пособия

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Просвещение, 1988.

Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев, Б.И. Колесников. – В 2-х ч. – М.,1988.

Зарубежная литература XVII-XVIII веков: Хрестоматия / Сост. Артамонов С.Д.. – М., 1982.

История зарубежной литературы XVII века / Под ред. В.П. Неустроева. – М.: Высш. школа, 1987.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М.: Высш. шк., 2002.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Разумовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001.

История зарубежной литературы XVIII века: страны Европы и США: Учебник для вузов / Под. ред. В.П. Неустроева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999.

История зарубежной литературы XVIII века: Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк.,2001.

Тексты

Корнель П. Сид. Расин Ж. Федра. – 1 трагедия по выбору.

Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. – 1 комедия по выбору.

Лопе де Вега Собака на сене.

Вольтер Ф. Кандид.

Дидро Д. Монахиня.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Свифт Дж. Путешествия Гулливера.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Руссо Ж.Ж. Новая Элоиза. Гете И.В. Страдания молодого Вертера. – 1 роман по выбору.

Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. – 1 пьесу по выбору.

Шеридан Р. Школа злословия.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Лессинг Г. Эмилия Галотти – 1 пьесу по выбору.

Гете И.В. Фауст.

Бернс Р. Стихи.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Мифология – «арсенал и почва античной литературы».

2. Эпос как явление культуры. Героический эпос Гомера. Боги и люди в поэмах, эпический герой Гомера, стиль и язык поэм.

3. Своеобразие древнегреческой лирики (на примере творчества Алкея, Сапфо, Анакреонта – по выбору).

4. Место театра в жизни Афин.

5. Эсхил – «отец трагедии», поэт и идеолог периода становления афинской демократии.

6. Софокл – трагик периода рассвета афинской демократии и начала ее кризиса. Его герои – «люди, какими они должны быть».

7. Еврипид – философ на сцене. Его герои – «люди, какие они есть».

8. Художественное своеобразие политической комедии Аристофана.

9.  « Комедия о горшке» Плавта.
-Художественное мастерство Теренция.

10. Римская лирика эпохи Августа.

11. Творчество Вергилия.

12. Место Горация в древнеримской литературе.

13. Тема искусства в творчестве Горация.

14. Творчество Вергилия.

15. Жанр античного романа.

16. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» - по выбору).

17. Рыцарская литература и городская литература Средневековья.

18. Гуманизм литературы эпохи Возрождения.

19. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское - на примере прочитанных произведений).

20. Эволюция жанра трагедии в творчестве Шекспира.

21. Шекспир – комедиограф.

22. Классицизм и барокко: эстетика и практика.

23. Своеобразие жанра классицистической трагедии (на примере творчества Корнеля или Расина).

24. Природа комического у Мольера.

25. Просветительство – идейное движение 18 века. Основные литературные направления и ведущие жанры.

26. Национальные варианты Просвещения.

27. Образ Робинзона Крузо как положительного героя эпохи

28. Английский роман эпохи просвещения (Дефо, Свифт, Филдинг и др.).

29. Английский социально-бытовой роман (по творчеству Г. Филдинга).

30. Политическая и социальная сатира в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»

31. Критика английского общества в комедии Шеридана «Школа злословия». Положительные идеалы автора

32. Р. Бернс – национальный поэт Шотландии

33. Своеобразие жанра философской повести («Кандид» Вольтера или «Монахиня» Дидро – по выбору).

34. Сентиментализм как художественное направление в литературе 18 века. Сентиментальный роман (Руссо «Новая Элоиза», Гете «Страдания молодого Вертера», Стерн «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - по выбору).

35. Трагедия Гете «Фауст» – вершина немецкого Просвещения.

36. Проблема поиска истины и смысла жизни в трагедии Гете «Фауст».

37. Образы Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст».

38. Отражение особенностей позднего французского Просвещения в творчестве Д. Дидро.

39. Лопе де Вега – драматург.

40. Отражение эпохи в комедиях Ж.-Б. Мольера и П. Бомарше, сравните их героев.

41. Отражение идеалов «бури и натиска» в драматургии Шиллера и Лессинга.

А также вопросы из планов подготовки к семинарам.

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Эпос как явление культуры (на примере поэм Гомера «Илиада» или «Одиссея).

2. Древнегреческая лирика (на примере творчества Сапфо, Алкея, Анакреонта).

3. Художественное своеобразие политической комедии Аристофана (на примере 2-3 комедий).

4. Ирано-таджикская поэзия средних веков (на примере жанра рубаи).

5. Японская классическая поэзия (на примере жанров танка или хокку).

6. Своеобразие жанра античного романа (на примере романов Лонга «Дафнис и Хлоя», Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт», Апулея «Золотой осел», Петрония «Сатирикон» – по выбору).

7. Мир ирландских саг (художественные особенности и анализ нескольких саг).

8. Исландский эпос (художественные особенности и анализ текстов).

9. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» – по выбору).

10. Средневековый рыцарский роман, своеобразие жанра (на примере 2-3 романов или нескольких вариантов одного сюжета).

11. Поэзия Франсуа Вийона.

12. Мир и человек в поэзии вагантов.

13. Новаторство лирики провансальских трубадуров.

14. «Божественная комедия» Данте – философско-художественный синтез средневековой культуры и гуманистической культуры Возрождения.

15. Возрожденческий гуманизм в «Декамероне» Боккаччо.

16. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское – по выбору).

17. Шекспир – комедиограф (на примере 2 комедий).

18. Образы шутов в комедиях Шекспира, их значение.

19. Художественное новаторство сонетов В. Шекспира.

20. Английская драма эпохи Шекспира.

21. Классицизм: эстетика и практика (Расин, Корнель – по выбору).

22. Природа комического у Мольера (на примере 2 комедий).

23. Просветительство – идейное движение XVIII в. Основные литературные направления и ведущие жанры.

24. Национальные варианты Просвещения (английское, французское, немецкое – по выбору).

25. Английский роман эпохи Просвещения (Дефо, Свифт, Филдинг и др. – по выбору).

26.  Просветительский характер комедии Р. Шеридана «Школа злословия».

27. Сентиментализм как художественное направление в литературе XVIII в. Сентиментальный роман (на примере романов Руссо «Новая Элоиза», Гёте «Страдания молодого Вертера», Стерна «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» – по выбору).

28. Драмы Шиллера «Коварство и любовь» и «Разбойники»: антифеодальный характер, образ бунтаря.

29. Воплощение эстетических взглядов Лессинга в драме «Эмилия Галотти».

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1

Человек и Рок в античной трагедии

План подготовки к семинару

1. Место театра в жизни Афин.

2. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть». Новаторство Софокла в создании характеров.
 - Борется ли Эдип с Роком? К чему приводит попытка противостоять судьбе?
 - Есть ли личная вина Эдипа в происходящих с ним несчастьях?
 - Какой моральный урок хотел преподать Эсхил своим согражданам?

3. Герои Еврипида – «люди, какие они есть на самом деле» (интересы, отношение к жизни, характеры, отношение автора и воплощение на сцене).
 - Почему Еврипида называют «философом со сцены»?
 - Как автор мотивирует поведение Медеи?
 - Почему Еврипид изменяет канву мифа?
 - Наказана ли Медея за свои поступки? Если да, то в чем состоит это наказание?

Рекомендуемая литература

Софокл. Царь Эдип.

Еврипид. Медея.

Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. Антология. – Ч. 2. – М., 1989. – С. 347 – 364.

Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. – М., 1981.

Каллистов, Д. П. Античный театр / Д. П. Каллистов. – Л., 1970.

Лосев А.Ф. Античная литература / А.Ф. Лосев. – М., 2001.

Николя, М.И. Еврипид// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 310-313)

Никола, М.И. Софокл// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 2. - М., 1997. - С. 265-269

Ярхо, В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии / В. Н. Ярхо. – М., 1978.

Ярхо, В. Н. Трагедия Софокла «Антигона» / В. Н. Ярхо. – М., 1986.

 

Семинар № 2

Римская поэзия эпохи Августа

План подготовки к семинару

1. Своеобразие римского общества эпохи правления Августа. Политика в области культуры. Место литературы в жизни Рима. Кружок Мецената.

2. Творчество Горация:
- философские и нравственные идеалы Горация;
- в чем видит автор свои заслуги перед поэзией? («Создал памятник я…»);
– как решает вопрос о таланте и трудолюбии творческого человека? («Послание к Пизонам» (Об искусстве).

3. Творчество Вергилия:
- основные темы и идеи в «Буколиках» и «Георгиках», условность образов пастухов и земледельцев;
- функция мифа в «Энеиде»; прославление могущества Рима;
- психологизм в «Энеиде», образы Энея и Дидоны.

4. Творчество Овидия:
- нравственная оппозиция поэта и ее причины;
- мастерство психологического анализа в «Метаморфозах» и «Посланиях».

5. В чем различие в подходах к мифу у Гомера и поэтов эпохи Августа (Вергилия и Овидия)?

Рекомендуемая литература

Гораций. «Создал памятник я…» Послание к Пизонам (Об искусстве)

Вергилий. Георгики. Буколики (можно по хрестоматии)

Овидий. Метаморфозы (достаточно по хрестоматии)

 

Лосев, А.Ф. Античная литература / А.Ф. Лосев. – М., 2001.

Ярхо, В. Н. Полонская К. П. Античная лирика. – М., 1978.

Гаспаров, Л.М. Поэт и поэзия в римской культуре/ Л.М. Гаспаров. – Режим доступаhttp://www.philology.ru/literature3/gasparov-97f.htm

Дуров, В. С. Поэт золотой середины. Жизнь и творчество Горация/ В. С. Дуров. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/durov-93.htm

Ошеров, В.С. Поэзия в «Метаморфозах»/ С. А. Ошеров. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/osherov-77.htm

 

Семинар № 3

Роман М. Сервантеса «Дон Кихот» – вершина
гуманистической мысли.

План подготовки к семинару

1. В какую эпоху создавался роман, и как она отразилась в нем? Позиция автора.

2. Что и как в романе противопоставлено реальной действительности?

3. Сущность характера Дон-Кихота, его мировоззрение.

4. Цель и характер сопоставления образов Дон-Кихота и Санчо Пансы.

5. Сущность характера Санчо Пансы.

6. Черты возрожденческого гуманизма в романе.

7. Как вы понимаете выражение «донкихотство»?

8. Обращение к теме «донкихотства» в искусстве последующих эпох.

9. Почему, с Вашей точки зрения, образ Дон-Кихота остается популярным столь долгое время?

 

Рекомендуемая литература

Сервантес Мигель Сааведра. Дон-Кихот. (Любое издание, кроме детских).

                                                     

Державин, К. Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М.: Гослитиздат, 1959. –
С. 250-264.

Снеткова, Н. И. «Дон-Кихот» Сервантеса. – 2-е изд. – Л.: Худ. Лит.,1976.

Тургенев, И. С. Гамлет и Дон-Кихот. (В любом издании).

Пискунова, С. Испанское Возрождение как культура переходного типа/ С. Пискунова. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/piskunova-97.htm

Степанов, Г.В. Дон Кихот как персонаж и личность/ Г. В. Степанов. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/stepanov-79.htm

 

Семинар № 4


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!